По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Татарстан проживают представители 173 национальностей и этнических групп.
Многонациональность республики – уникальное её богатство и достояние, обладающее громадным созидательным потенциалом. Татарстан всегда отличался постоянством и стабильностью добрых отношений между населяющими его народами. Эти традиции берут свое начало в глубине веков. История последних столетий не знает глубоких конфликтов на межэтнической основе. А совокупность исторических и социальных факторов придают Татарстану неповторимый полинациональный колорит. Очевидно, что при такой этнической специфике республики межнациональные отношения приобретают доминантную социальную роль, придавая политике государства в этой сфере первостепенное значение.
В течение продолжительного исторического периода Татарстан и особенно его столица - Казань остаются тем местом, где диалог двух цивилизаций торжествует над религиозной и национальной нетерпимостью. Современный Татарстан - один из крупнейших и динамично развивающихся регионов России, посильный вклад в формирование которого вносят проживающие здесь представители самых различных народностей и национальностей.
Для достижения межнационального мира и согласия в Татарстане традиционно делалось всегда очень много. Однако предметом особого внимания и заботы эти вопросы становятся с начала 1990-х годов. Первый Съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, сыграл исключительную роль в жизни народов республики. Татарстан, избрав курс на самостоятельность в проведении социально-экономических реформ, стал первопроходцем в освоении и развитии договорной практики, отстаивании принципов федерализма и межэтнической толерантности, – в целом создания новой Российской государственности.
Государственная национальная политика в Республике Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях. Первое заключается в необходимости всестороннего развития татарского народа как государствообразующей нации и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности. Второе направлено на обеспечение равных с татарским народом условий жизнедеятельности всех национальных общин и граждан, в совокупности составляющих многонациональный народ республики.
На сегодняшний день в Татарстане сложилась успешно функционирующая система регулирования и взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. К органам государственной власти, в рамках своей компетенции занимающимся вопросами этноконфессиональных отношений, относятся: Государственный Совет РТ (в котором действует Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам), Управление по реализации национальной политики при Департаменте вопросам внутренней политики Президента РТ, Кабинет Министров РТ (отдел культуры и развития языков народов Республики Татарстан), Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ и действующая при нём Комиссия по вопросам государственно-конфессиональных отношений, Министерство культуры РТ (отдел межрегионального и межнационального сотрудничества и выставочной деятельности), Министерство образования и науки РТ (отдел учебно-методической литературы и межрегионального сотрудничества), Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму РТ и ряд других.
Кроме этого, отдельные вопросы межнационального и межконфессионального характера решаются на уровне Совета безопасности РТ, Совета муниципальных образований РТ, Министерства внутренних дел РТ (отдел информации и общественных связей) и Антитеррористической комиссии РТ. Межнациональные и межконфессиональные отношения являются одним из направлений деятельности Общественной палаты РТ, в рамках которой функционирует Комиссия по вопросам этноконфессиональных отношений, а также – Координационного совета Министерства внутренних дел РТ, Управления федеральной миграционной службы по РТ и Ассамблеи народов Татарстана.
Основополагающие принципы, регулирующие вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, заложены в Конституции Республики Татарстан, в Законе РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», в Государственной программе Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы, в Законе РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в Законе РТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан», в Программе «Комплексная помощь мигрантам в Республике Татарстан», в Комплексной программе по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007–2010 годы и других.
3 ноября 2007 года состоялся Съезд народов Татарстана, на котором был рассмотрен проект Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, а уже в 2008 году Концепция была утверждена указом Президента РТ.
В 2013 году создан Совет при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям, в который вошли представители органов государственной власти, национальных общественных объединений в составе Ассамблеи народов Татарстана, религиозных организаций.
Вопросы национального строительства, сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии, единства народов – традиционно являются для республики ключевыми. Их можно назвать основой государственной безопасности Татарстана в прямом смысле слова. Мир на нашей земле – это весомый залог продолжения демократических преобразований, экономических и социальных реформ, культурного и духовного развития наций и народов.
- Концепция Государственной национальной политики Республики Татарстан
- Закон о национально-культурных автономиях в Республике Татарстан
- Закон о государственных языках Республики Татарстан и других языков в РТ
- Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков РТ
- Соглашение о взаимодействии в области миграционной политики