Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (018) 2012 г. / Казанская коми-зырянка
Казанская коми-зырянка сделала массу открытий по истории межнациональных культурных связей Республики Татарстан и Республики Коми
Альбина Обрезкова - преподаватель кружевоплетения на кафедре декоративно-прикладного искусства Казанского государственного университета культуры и искусств - по национальности коми-зырянка. Но уже более полувека как обосновалась и живет в Казани. Она не только не потеряла связи с родиной, но и сделала немало исторических открытий о ее прошлом. Можно сказать, что энтузиастка открыла коми-зырянскую Казань. Благодаря ее скрупулезным исследованиям стало известно, что почитаемый на ее родине Иван Куратов возмужал у нас как поэт и как исследователь коми языка.
- Детство провела в Коми, в селе Палевицы, на родине матери, - начинает рассказ симпатичная, энергичная женщина. - Отца не помню, осталась без него трехмесячной крохой. Знаю только, что он погиб под Сталинградом в 1943-м. Но, узнав из письма, что у него родилась дочка, сообщил, что нужно назвать Ариадной.
- А вас Альбиной зовут…
- Шла война, маме некогда было регистрировать меня в сельсовете, и она попросила родственницу. А та на пороге сельсовета напрочь забыла мудреное имя. Палевицы - село большое, разбросанное, ходить туда-сюда занятой женщине было некогда, и она, подумав-погадав, записала меня Альбиной.
- Как образом оказались в Казани?
- Когда я окончила Сыктывкарское педагогическое училище, меня направили в таежную глушь - ныне исчезнувший поселок Кузьель в Койгородском районе Коми. В основном там жили высланные немцы. Помню, старожилы меня все время жалели: «Да ты тут от тоски помрешь! Молодежи-то нет! Был один фельдшер, молодой парень, так и тот в отпуск в свою Казань махнул. Вряд ли вернется!» А фельдшер Юрий Обрезков не только вернулся, он со мной подружился, на мне женился и через три года увез в Казань.
- Вы стали учиться, работать?
- В Казани я окончила пединститут, начала работать в школе учителем русского языка и литературы. Родились сын и дочь. Честно говоря, первые годы в Татарии были суматошными, непростыми. Но как-то сразу меня стала интересовать история моей новой родины, обычаи и традиции местных жителей. Я много времени проводила в библиотеках, архивах. Может, поэтому с середины 90-х начала преподавать в школе, а затем и в юридическом лицее новый предмет - краеведение. За короткий срок я «защитила» четыре оригинальные программы по краеведению. Одна из них, к примеру, посвящена малоизвестным фактам жизни Гавриила Державина в Лаишевском уезде Казанской губернии. Так уж получилось, что авторские программы по краеведению открыли мне путь на всевозможные научные конференции: я стала часто выступать со своими исследованиями.
- Видимо, в наших архивах… обнаружилась и связь с малой родиной?
- Не поверите! - восклицает Альбина Петровна. - С пожелтевших от времени бумажных листов стал проглядывать и Коми край! Кто только не приезжал в столицу Казанской губернии! Через Казань пролегали пути известного коми лингвиста и историка Георгия Лыткина. Мне удалось обнаружить переписку с казанским педагогом Николаем Ильминским, создавшим в середине XIX века оригинальную систему просвещения инородцев. Здесь, в Казанском университете, защитил докторскую диссертацию выдающийся коми ученый Василий Налимов. Он был причастен к созданию музея при Казанском университете. Налимов, возможно, остался бы здесь жить, если бы не голод в Поволжье.
- А кто самый именитый земляк, связанный с Казанью?
- Иван Алексеевич Куратов - юрист по профессии и лингвист по призванию, основоположник коми литературы, известный коми поэт и просветитель. Всего один год - с 1865-го по 1866-й - он жил в Казани, но этот отрезок во многом определил и его последующую судьбу, и творческие искания.
- Где жил Иван Куратов до казанского периода?
- Будущий поэт родился в 1839 году на Севере - в Усть-Сысольском уезде Вологодской губернии. Рано остался сиротой и потому жил и получал образование сначала в Яренском духовном училище, затем в Вологодской семинарии, которую окончил в 1860 году. С ранних лет он почувствовал интерес к литературе и поэзии: много читал, писал стихи. А когда начал преподавать в Усть-Сысольском приходском училище, взялся за работу над грамматикой языка коми. Куратов часто публиковался в местной газете, однако уже тогда признание упорно обходило его - даже тексты написанных им пяти самобытных «Зырянских песен», часто впоследствии используемых учеными-этнографами, как-то незаметно утратили авторство и стали считаться народными.
Литературно-преподавательская деятельность Ивана Алексеевича была прервана необходимостью срочно бежать из родных мест: поэт придерживался демократических взглядов и осмелился вступиться за ссыльных политиков, поэтому ему грозила расправа со стороны властей.
Куратов пробовал свои силы в юриспруденции - в то время как раз проводилась новая прогрессивная судебная реформа, инициатором которой был известнейший прокурор (впоследствии сенатор) Анатолий Кони.
В октябре 1865 года Иван Алексеевич приехал в Казань с приказом о назначении в штаб Казанского военного округа.
- Кто-то до вас занимался изучением куратовского периода в Казани?
- Интересно, что в советское время исследователи указывали на четыре периода в жизни Куратова, в том числе и казанский. А позже он совсем выпал. Почему? Да потому что никто в казанских архивах не работал! Иначе не пошла бы «гулять» по страницам научных изданий неточность об учебе Куратова в школе полковых аудиторов. Упоминание о такой школе я не встретила ни в одном архивном документе! Скорее всего, между собой однокашники называли школой училище военного ведомства, которое находилось на территории Казанского кремля и где после начавшейся в 60-е годы XIX века реформы стали готовить полковых аудиторов.
- Каким запомнил Куратов наш город?
- Почти год он жил на территории Казанского кремля. Значит, видел его древние стены с высоким шпицем башни Сююмбике, с колокольней, с массивным зданием двора, ныне президентского. В городе тогда было 176 улиц, из них 17 имели длину свыше одной версты. Рядом с Кремлем, на Воскресенской улице, располагался самый крупный книжный магазин Дубровина, в который поэт частенько наведывался. Все эти подробности я узнала, изначально «восстановив» Казань 1865-1866 годов.
- Не хотел ли коми-поэт дальше продолжать здесь учиться?
- По некоторым сведениям, он пытался поступить на медицинский факультет университета, куда в бытность его в Казани принимали даже тех, кто не имел возможности платить за обучение.
- Насколько плодотворным было творчество Куратова в Казани? Некоторые исследователи говорят о мрачных стихах казанского периода. С чем они связаны?
- Окрашенные беспросветностью стихи объясняются отнюдь не депрессией, которая охватила оторванного от родины поэта. В это время свирепствовала холера, не настраивавшая на мажорный лад. А вообще в Казани он написал почти треть всех своих стихов. И думаю, совсем не случайно в эти годы родилось его «программное» стихотворение «Моя муза».
- С кем общался Иван Алексеевич в Казани? Кто здесь вообще мог оценить его стихи на коми языке?
- Ученые-куратоведы ограничиваются осторожными предположениями. Мне же удалось обнаружить в архивах Казани переписку профессора университета Николая Ильминского с Асинкритом Поповым, из которой мне стало ясно, что именно Асинкрит - один из близких знакомых Куратова. Вместе они попали в Казань в 1865 году. До этого оба работали учителями духовных училищ: первый - в Яренске, второй - в Усть-Сысольске. Из этого сословия и набирались студенты в открывшуюся в Казани школу, готовившую военных юристов. Пути однокашников разошлись спустя год.
- Альбина Петровна, во что вылились ваши исследования?
- Я опубликовала брошюру «Иван Алексеевич Куратов в Казани» тиражом 100 экземпляров. В четырех главах - «В Казань!», «Казань - колыбель демократической интеллигенции», «Казань - ворота Востока», «Творчество Куратова в казанский период» - я подробно раскрываю, что казанский период стал одним из самых плодотворных в жизни поэта, здесь сформировались его убеждения и художественные вкусы.
- Как сложилась дальнейшая судьба Куратова? Когда он стал известен в Коми как поэт?
- Осенью 1866-го он получил назначение в 7-й Западно-Сибирский линейный батальон, расквартированный в Семипалатинске, где затем стал чиновником особых поручений в Семиреченской области. 17 ноября 1875 года в 35-летнем возрасте титулярный советник Иван Куратов скончался от туберкулеза в городе Верном (сейчас Алматы). Перед смертью он попросил друга Чистопольского переслать на родину тетрадь со стихотворениями. Воля умирающего была исполнена, но рукописи около полувека пролежали без движения в архиве у родственников Куратова, где их и обнаружил в 1923 году преподаватель Коми пединститута Сидоров.
Энтузиаст начал исследование литературного наследия забытого поэта, опубликовал некоторые произведения, однако некий злой рок, преследовавший Ивана Алексеевича, обрушился и на него. В 1937 году молодой литератор попал в жернова репрессионной машины и был арестован по нелепому обвинению в контрреволюции и националистической деятельности.
Все же в 1939 году в связи со столетием Куратова его стихи были опубликованы в Коми издательстве (фамилия Сидорова, подготовившего выпуск, естественно, не упоминалась), и творчество поэта с многолетним опозданием стало достоянием общества.
- Как в Республике Коми чтят своего поэта и просветителя?
- Имя Ивана Куратова достаточно широко известно в Коми: там проводятся Куратовские чтения, переиздаются его труды, в Сыктывкаре открыт музей Куратова. В июле 2009 года я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции «Творчество Куратова и проблемы развития литератур финно-угорских народов». Конференция была посвящена 170-летию Ивана Алексеевича и проводилась в Сыктывкаре Министерством национальной политики Республики Коми и Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Народ коми из финно-угорской ветви
Народ коми принадлежит финно-угорской ветви уральско-юкагирской семьи.
Непосредственные предки коми-зырян - группы перми вычегодской - сформировались в X-XIV веках на местной основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев в результате взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами Верхнего Прикамья. Важным источником о предках коми-зырян является «Житие Стефана Пермского», написанное в конце XIV века Епифанием Премудрым. В 1481 году на большей части территории расселения коми было проведено первое описание земель и населения, окончательно закрепившее их вхождение в состав российского государства. В официальном употреблении этноним зыряне появился только в XVI веке. В формировании коми приняли участие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне).
Говорят на коми-зырянском наречии языка коми пермской подгруппы финно-пермской группы финно-угорской ветви уральской семьи языков. Язык имеет 10 диалектов, что не препятствует их носителям понимать друг друга.
В 1921 году была создана Автономная область Коми. В 1936 году она была преобразована в Коми АССР, с 1992 года - Республика Коми со столицей Сыктывкар.
Наиля БИЛАЛОВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ