Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (014) 2011 г.
→
Я русский немец, как Пушкин русский араб
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (014) 2011 г. / Я русский немец, как Пушкин русский араб
Персона
Я русский немец, как Пушкин русский араб. Так говорит о себе актер Вадим Кешнер
Вадим Кешнер – это полувековая эпоха казанского театра, казанской культуры, нравственности, духовности. Любимец Казани, народный артист России и Татарстана, почетный академик Российской академии гуманитарных наук, педагог Казанского театрального училища, Вадим Валентинович и сегодня на сцене.
– Вадим Валентинович, вы - актер от Бога, на сцене Казанского театра имени В.И. Качалова с 1 сентября 1958 года. Но позвольте, не уходя от театральных тем, предложить вам сегодня беседу в несколько новом формате. Вглядываясь в лица и судьбы, все больше ищу в них причины того, каков человек. И тут уж от генетики никуда, это первая точка отсчета, главная формула жизни, код человека. Без него ничего вообще нет. А как эта формула воплотится в реалии, знают на Олимпе только три Парки. Это Судьба. Ваш генный код в вас кипит, покоя не дает!
– Да уж, дал Господь. Дедушка немец, прадедушка датчанин, мама чистокровная русская. Смесь непростая.
– Вот-вот! И я об этом! Наблюдаю вас с моих пяти лет, с новогодних детских праздников в вашем театре, где вы Баба-Яга, без ступы летающая по залу, над залом, главная заноза всего представления. То, что запоминаешь навсегда особой детской памятью эмоций. Большего новогоднего восторга с тех пор не знаю. После этого передо мной полвека ваших выходов на сцену до роли профессора Преображенского в «Дневнике доктора Борменталя» Михаила Булгакова. Как и все ваши почитатели, удивляюсь и восхищаюсь не столько способностью лицедействовать и перевоплощаться, сколько вашим даром энергетической атаки на зрителя. Будто вечный двигатель где-то внутри! Ваш полет над сценой, ваша заразительная жизнь на сцене - это нечто особенное в театре. Этому нельзя научиться. С этим рождаются.
– Наверное… Оглядываюсь назад и вижу, как трудоспособны, талантливы, терпеливы и мудры были мои предки.
– Ваш прадед по папе, датчанин, Давид Иванович Иенсен, в Интернете заполнил собою полвека петербургской архитектуры, да какой… Весь город – его метки!
Давид Иенсен (прадедушка), архитектор. Москва, конец XIX века
– Я поплутала в Интернете по сегодняшнему Петербургу, украшенному вашим прадедом, и поняла две важные вещи о нем. Во-первых, он был превосходно талантлив. Работал вместе с великими мастерами, созидателями точной, чистой по стилю петербургской архитектуры. Л. фон Кленце, А.И. Штакеншнейдер, А.М. Опекушин... Крепостной мальчик, сын деревенского лепщика Саша Опекушин был его учеником, а потом другом и коллегой. Ваш прадед заплатил за него помещице 500 рублей, дал не вольную талантливому юноше, а выпустил на волю будущую славу России. Не сделай этого академик Иенсен, не знаю, каким бы с 1880 года стоял в Москве на бульваре памятник Александру Пушкину, а с 1889 года в Пятигорске - Михаилу Лермонтову. Не представляю иных, не опекушинских.
Во-вторых, ваш прадед был невероятно трудоспособен. Если прикинуть его затраты времени, на оставленное им в России художественное наследие, то, похоже, он только работал всю долгую жизнь, все 86 лет. Иначе такое не успеть.
Луиза Иенсен-Кешнер (дочь Давида Иенсена, бабушка Вадима Кешнера) и Александр Кешнер (дедушка).
Казань, конец XIX века
– Все значительное, что строилось во второй половине XIX века в Петербурге и вокруг, украшено вашим прадедом. Но особенно мне мил фонтан в Петергофском парке.
– Да, прадед вместо обветшавшей скульптуры «Сатира со змеей» Растрелли в 1876 году сделал новую - «Тритон с крокодилом». Она идеально вписалась в древний ансамбль. Фонтан Растрелли «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» фашисты уничтожили, но сохранились подробные рисунки моего прадеда, по которым скульптуру восстановили в 1956 году.
Семья Кешнер. Казань, начало ХХ века
– Похоже, Растрелли был для вашего прадеда кумиром. Он доделывал великую расстреллиевскую Иорданскую лестницу в Эрмитаже, украсил над кровлей скульптурами и вазами построенный Растрелли Зимний дворец, его фасады, обращенные к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Вы что-то в себе находите от этого неуемного человека?- Его дочка, моя бабушка Луиза, говорила, что я копия прадеда. Это внешне. А внутри… Наверное, это всепоглощающая жажда творчества.
– Это та жизнь в творчестве, которая не ограничивается рабочим временем в театре?
– Быть свободным от творчества в нерабочее время нельзя, где бы ты ни был. Моя жизнь проходила именно в этом состоянии.
– А что же ваша немецкая кровь?
– Мой дед по папе Александр Федорович Кешнер приехал из Петербурга в Казань, в 1887 году открыл на Большой Проломной аптекарский магазин.
Большая Проломная (Баумана) в Казани, аптекарский магазин "Кешнер и К"
– Он позже еще открыл и первый в губернии завод по изготовлению белковых препаратов, заменявших кровь. Прообраз современных кровезаменителей. Дед был исключительно трудоспособен и пунктуален. В городе за благотворение, работу депутатом Городской Думы его ценили, присвоили потомственное звание «Почетного гражданина Казани».
Луиза Кешнер (бабушка), Люция (тетя), Мария (жена двоюродного брата).
Казань, начало XX века
– Получается, что и вы, и ваша молодежь должны по праву носить это звание! Интересно, отменялись ли законно эти решения городской Думы?
– Для меня звание казанца уже почетное! В этом городе вся моя жизнь, ее огромное счастье, ее великие беды. Счастье - моя профессия актера, работа всю жизнь в одном театре. Преподавание. Беда - это гибель моего папы и брата Алексея.
Мои родители были чудесными людьми. Столько лет прошло после них, а знавшие вспоминают их тепло. Гибель моего замечательного папы, заведовавшего торговым отделом Аптекоуправления Татарии, увы, связана с моими немецкими генами. Когда перед большой войной Сталин вдруг сдружился с Гитлером, ослепительный Риббентроп приехал в Москву, подписал пакт с СССР, вся страна этому поверила. Ведь в Европе уже шла война, и эта дружба с немцами могла стать защитой для народа, могла отвести войну. Немцы СССР тогда были в эйфории. И папа, имевший в паспорте национальность русского, решил взять отцовскую национальность. На это мама единственный раз в жизни сказала ему: «Ну и дурак!», еще не подозревая, что папина интернациональная душа вынесет за это. И мы тоже.
Братья Валентин (отец) и Николай Кешнер. Казань, начало ХХ века
Брат Леша преподавал музыку. 20 мая 1992 года был убит неизвестными в его квартире.
– Ну а счастье ваше, оно ведь не только ваше! Актер работает не для себя.
– Да! Для зрителя и учеников.
Казанское театральное училище, урок мастерства. Казань, 1996 год
– Они оценили и сам спектакль. Это было глотком воздуха в духоте.
В те годы наша молодая команда сыграла в «Женском монастыре» Дыховичного и Слободского, в «До свиданья, мальчики» Балтера, «Вам 22, старики» Радзинского, Белоснежку и гномов в «Семи гномах», в «Моем бедном Марате» Арбузова и в массе других хороших пьес.
– Вы в этих ролях были удивительно разным. Дело не в гриме.
– Да, я старался не повторяться. Работал во всех амплуа от героя любовника до Бабы-Яги.
Вадим Кешнер в роли Бабы-Яги в спектакле Шварца "Два клена"
Вы для меня Илларион в «Илико и Илларионе» Думбадзе. Грузин, настоящий, с азартом, юмором, смелостью! Мне это было легко почувствовать, друг моего папы дядя Хасан Халваши из Батуми - это моя нежно любимая Грузия. Я обожала его. И вашего Иллариона тоже.
А ваш Гагуца в «Квартете для души» Хугаева - настоящий осетин!
– А я еще и французом Жеронтом был в «Плутнях Скапена» Мольера!
– А татарином?
– Ниязом в «Без ветрил» Карима Тинчурина.
Англичанином Джайлзом в «Мышеловке» Агаты Кристи, немцем атташе в «Господине Пунтила и его слуге Матти» Брехта.
– Что, везде говорили с разным акцентом?
– И с акцентом, и с мелодикой языка. Важно еще и двигаться правильно, у каждой нации своя пластика. Петь и танцевать!
– И энергетика у каждого народа своя, темперамент!
Все это прекрасно, эти спектакли - неотъемлемая часть жизни Казани. Но для меня вы были и будете Александром Пушкиным!
Роль Пушкина в спектакле Юрия Дынова "Всего 13 месяцев"
– Секрет открою: сюртук был с повышенной талией, на ногах тапочки. А все остальные актеры были на высоких каблуках. Я понимаю, что гения сыграть невозможно. Я пытался передать свое эмоциональное понимание поэта.
– У вас получилось, если до сих пор этот спектакль помнят.
– Автор пьесы был у нас на премьере. А лет через пятнадцать он написал на моем тексте пьесы:
«Вадим! С тобой мы из одной породы птиц.
В тебе моей мечте пришлось сверхвоплотиться –
Из девяноста мной написанных страниц
Ты самая прекрасная страница»!
Роль Уилла в спектакле Гибсона "Быть или не быть"
– В одном сезоне 1970 года я сыграл двух русских гениев - Пушкина и Чайковского. «Жизнь для вечности» - так называлась необычная пьеса Ю.Осноса для героини – Н.Ф. Фон Мекк, героя – П.И. Чайковского, и его Музыки. Всегда дирижировал симфоническим оркестром великий Натан Рахлин. Тридцать лет эта пьеса шла в Казани и во многих городах страны, куда мы с Юноной Каревой и оркестром ездили на гастроли.
– Получается, что выросли поколения на этом примере высокой и жертвенной любви, любви для вечности. Эта любовь дала миру музыку Чайковского, да и его самого дала.
– Особенная моя роль Уилла в «Быть или не быть» Гибсона, где мы с режиссером В.Портновым попытались показать внутренний мир молодого Шекспира. Вот вам еще один англичанин на русской сцене. По отзывам, эта работа нам удалась. Я благодарен за это моим партнерам Людмиле Кара-Гяур, Евгению Кузину, Вадиму Остропольскому, поставившему, кстати, «Жизнь для вечности», композитору Александру Миргородскому.
– Какая же ваша роль самая-самая?
– Сашенька Адуев в «Обыкновенной истории» А.Гончарова и В.Розова.
В роли Сашеньки Адуева
– Да! В большой степени.
– Но вернемся к генам. Так что же дал вам дедушка немец?
– Трудоспособность и пунктуальность. Я не умею опаздывать.
– А русские бабушка и мама?
– При всех моих европейских генах, русские перебили все! Я по-русски парадоксален, непоследователен, мягок, эмоционален, временами ленив, хлебосолен, загулен. Избравшие эту страну мои дедушки мне простят, но я ощущаю себя только русским!
Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото из семейного архива Вадима Кешнера
Фото из семейного архива Вадима Кешнера