Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (014) 2011 г. Манежная площадь. Кто виноват и что делать?

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (014) 2011 г. / Манежная площадь. Кто виноват и что делать?

Политика 

На традиционные для нашей страны вопросы отвечают ведущие специалисты по теории и практике межнациональных отношений

Трагические события на Манежной площади в Москве, продемонстрировавшие открытую межнациональную нетерпимость, можно сказать, остались в прошлом, но, судя по оценке, данной им на федеральном уровне, стало очевидно: отсутствие своевременного решения национальных вопросов и проблем межэтнических отношений представляет реальную угрозу безопасности всей России. Так кто же виноват и что делать? Эти традиционные для нашей страны вопросы мы решили задать ведущим специалистам по теории и практике межнациональных отношений как федерального, так и регионального уровней. Ведь вопросы национального обустройства и межэтнических отношений не бывают столичными или республиканскими, они всеобщие.

ВАЛЕНТИН КУПЦОВ,
Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей:
Валентин Купцов, Председатель Комитета Госдумы ФС РФ по делам национальностей
- События, которые происходят в Москве, болью отзываются по всей России, они будоражат и мировую общественность. Хотя и раньше, в недавние годы, как мы помним, в столице гремели взрывы, случались массовые акции молодежи. Но мы надеялись, что они остались в прошлом, ведь страна переживала относительно спокойный период своего существования. Кризис усугубил все проблемы.
К сожалению, болезнь общества оказалась недолеченной и вновь заявила о себе. Это и беспокоит всех, это и вызвало столь большой резонанс. На первое место снова вышли проблемы с терроризмом и национальная проблематика. Нас не должно успокаивать, что эти проблемы не только в России. А погромы в Греции, Германии, Италии - в бывших вроде бы спокойных странах? Пока нет экономической стабильности, они будут нарастать. Социальное недовольство выплескивается и в таких формах.
К сожалению, простых людей, которые воспитаны в нормальных чувствах друг к другу, подталкивают все время к однозначности: ты на чьей стороне в этих схватках? Это очень опасно. Виноваты в таких эксцессах все. Власть уже назвала одну из причин: несоблюдение законов одними влечет за собой правовой нигилизм других. Это касается и либералов, и экстремистов всех национальных окрасов, и, прежде всего, самой власти, органов следствия и милиции.
Наш комитет заявляет решительный протест в связи с последними событиями. Таким путем не решаются не только межнациональные проблемы, но и социальные, зачастую искусственно создаваемые. Эти побоища, варварские подрывы неприемлемы для России, всегда бывшей примером для других государств мира в решении национальных проблем сотен народов, ее населяющих.
Но у нас есть еще одно ядро страны - русский народ. Он всегда был здравомыслящим в национальной сфере и в защите России. Этим он заслужил уважение других народов страны. Сегодня он болен, и его надо лечить. Важно правильно поставить диагноз. Мудрость власти и заключается в том, чтобы не доводить ситуацию до точки кипения. И в экономике, и в социальной политике, и в национальной политике, и в исполнении всех законов, и, конечно, в законотворческой сфере.

РАМАЗАН АБДУЛАТИПОВ,
Председатель Совета Ассамблеи народов России, ректор Московского государственного университета культуры и искусств, экс-министр национальной политики РФ:
Рамазан Абдулатипов, Председатель Совета Ассамблеи народов России
- Нам надо восстанавливать не только экономику, нам надо восстанавливать культуру, традиции, нравственность. Не конфликт на Манежной площади самый страшный в России, а самое страшное - это те дискуссии, которые возникли после того конфликта, когда известные люди, политики, писатели начали говорить: «Наконец-то наши поднялись, наконец-то сказали слово!» Националистический этнополитический экстремизм прошел обкатку до Манежа во многих кабинетах ученых, писателей, депутатов, режиссеров. А теперь - на площади.
А кто сказал слово? Слово сказали те маленькие ребята, которые живут в Интернете, в этой грязи. И поэтому когда мне говорят о Манежной площади, я отвечаю: «На Манежной площади не было ни русских, ни кавказцев. Там было невежество, которое мы с вами воспитали у своих детей». Это дети, которые убивают друг друга, четырнадцатилетний парень убивает сорокалетнего мужчину из-за того, что у него другое лицо. Это страшно, и играть с этим нельзя. И государство обязано сказать свое слово. И общество еще в большей степени.
Что делать? Отвечая на этот вопрос, я думаю про Общественную палату. Чем она у нас только не занимается! Но создайте Общественную палату народов России по обустройству совместной жизни россиян, сотворчеству культур и языков. Я не ищу никаких должностей, я все должности в этой стране прошел. Почему бы Ассамблее народов России не придать функции Общественной палаты, ведь там большинство национальных организаций? В этом случае люди могли бы заниматься конкретно своими национальными проблемами и проблемами единства России. Поэтому надо заниматься национальной политикой. Если мы не занимаемся обустройством своих народов, самочувствием своих народов и граждан, этим займутся другие, но уже против государства. И прежде всего надо заниматься русским народом, самочувствием русского народа.
Русский народ - ядро российского государства. Русский народ - системообразующий фактор национальной политики. А мы как поступаем? При царском самодержавии мы разделили народы на великороссов и нацменов. При Советском Союзе примерно то же самое. И все время мы оставляем русский народ вне национальной политики. В результате, как правило, русский народ оказывается под завалами национальной политики, как это случилось после распада СССР. Когда 25 миллионов русских остались фактически второсортными гражданами на окраинах бывшего царского самодержавия и СССР. Поэтому фундаментально нужно заниматься этим. Это основополагающие вопросы нашего российского бытия. Власть, общество могут потерять контроль над этими процессами. Нельзя этого допускать!

ВАЛЕРИЙ ТИШКОВ,
 директор Института этнологии и антропологии РАН, академик: 
Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН
- Наш институт ведет этнологический мониторинг в более чем сорока регионах страны, которые имеют многоэтничный состав населения. Мы фиксируем негативную динамику межэтнических отношений на протяжении последних двух-трех лет. Бытовые разговоры, материалы в СМИ, молодежные драки, случаи открытого насилия (вплоть до убийств), а также использование ксенофобской терминологии среди политических сил - на всех этих фронтах напряженность увеличивается. Не во всех регионах, но в целом ряде. И мы ожидаем, что 2011 год будет еще хуже. Как правило, в период крупных избирательных кампаний - а в декабре нас ждут выборы в Госдуму - у политиков есть искушение использовать этнический, миграционный аргумент для того, чтобы получить голоса. Нужно кого-то назначить изгоем, представить в образе вредного элемента, без которого жизнь станет лучше. Но сказать, что рост ксенофобии связан только с политической борьбой, будет неверно. Конечно, есть и проблемы, которые носят подспудный или, если хотите, фундаментальный характер. Большую роль играет сам фактор многоэтничности населения нашей страны. Чем больше людей с разными традициями, языками, внешним видом, тем выше риск, что любая бытовая или социальная коллизия перерастет в межэтническую.
Сама по себе многоэтничность, особенно в привычном своем облике, когда люди разных национальностей веками живут в одной деревне, не может спровоцировать конфликты. Напряженность возникает тогда, когда происходят какие-то радикальные изменения в привычном окружении - массовая миграция или перемещения внутри страны. Еще один фактор, который объясняет наличие негативной динамики, - свобода выражения разных, подчас радикальных, взглядов. Есть ведь и плата за эту открытость. Трудно (да и не нужно) запрещать увлечение той же националистической идеологией, если это не наносит прямого ущерба безопасности других людей или не грозит устоям государства. Поэтому нам нужно привыкать и учиться жить в обществе, где могут быть самые крайние взгляды. Но при этом государство должно следить за тем, чтобы увлечение историей и идеями не превращалось в увлечение практикой. А просто объявить войну радикалам - так можно вообще всякую свободу уничтожить.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и особенности организации современных флеш-мобов: когда за несколько часов можно собрать толпу из нескольких тысяч человек. Мы это видели во Франции, в Греции, в Испании, во многих странах. Я уже не говорю про Египет и Тунис. Организовать в больших городах массовый выход людей из правового пространства очень просто, а государство оказалось не способным этому как-то противодействовать. Скажем, на той же Манежной площади сотрудники МВД выглядели растерянными.
Теперь о том, что на Манежной площади были не только парни с окраин, но и студенты престижных вузов, дети из обеспеченных семей, даже сыновья милицейских полковников. Как и почему они стали носителями националистических идей? Сама молодежь не является изобретателем всех этих крайних взглядов. За ее спиной обычно стоят взрослые дяди, которые пишут простые вещи, как, например, «Азбука националиста». Если человек недостаточно образован или плохо знает жизнь, то в принципе даже одна брошюра может перевернуть все его представление о мире. Вот эта так называемая индоктринация (внешнее предписание со стороны теоретиков) - обязательное условие появления молодежного радикализма. Молодежь в принципе более уязвима по отношению к упрощенным идеям и лозунгам. Даже если русский парень никак не пострадал от таджика-дворника, никто его место не занял - ни в университете, ни на работе, - ему все равно кажется, что мигранты не нужны. Что они оскверняют его город. То, что в сети этой идеологии попадают люди не самые бедные и не самые темные, а порой достаточно просвещенные, по крайней мере, со студенческим билетом, - явление сравнительно новое. И причин тому, на мой взгляд, две. Во-первых, не нужно заблуждаться и считать, что среди студентов сплошь выходцы из интеллигентных семей и к своим 17 годам они от родителей не получили порцию яда нетерпимости и враждебности к другим культурам. Многие столько наслушаются в своих семьях, что приходят в вуз почти готовыми ксенофобами. Во-вторых, к великому сожалению, не только родительская среда, но и часть профессорско-преподавательского состава тоже заражена национализмом. Они преподают в самых престижных вузах, пишут учебники. Я знаю, например, что многие из тех, кто проходит сегодня по судам как крайние националисты, вышли от тех преподавателей, книги которых трактуются как ксенофобские. Национализм - это же не обязательно открытые призывы. Посмотрите большинство учебников и книг по миграции - там говорится только про риски. Ни слова о позитивном. О том, что сделали мигранты в той же Москве. От турецких строителей, построивших небоскребы, до таджикских дворников.
Если ранжировать ксенофобию, то на первом месте сегодня стоит именно негативное отношение к кавказцам. По подсчетам социологов, они вызывают устойчивую неприязнь почти у трети населения. На втором месте - к выходцам из Средней Азии (особенно таджикам, узбекам, киргизам). На третьем месте - к африканской расе. А четвертое занимает антисемитизм. Почему растет кавказофобия? Не думаю, что у нас есть какая-то ненависть к кабардинцам, черкесам, аварцам, даргинцам или же к осетинам. Все-таки это отголоски чеченской войны. По всем опросам именно чеченцы и ингуши стоят на первом месте по негативным эмоциям. Есть родственники погибших, есть раненые, есть люди, которые были вынуждены покинуть Грозный, потеряв все свое имущество или же подвергнувшись унижениям. Плюс - миграция с Северного Кавказа в другие регионы страны и более манифестное, вызывающее поведение кавказских парней. Еще один фактор - социальное расслоение. Большая подготовленность среди жителей Кавказа к зарабатыванию денег и созданию бизнеса - честным или нечестным путем - привела к тому, что бедных кавказцев в Москве почти нет. А состоятельных достаточно много. И, конечно, продолжающийся терроризм.
Сейчас много разговоров по поводу того, нужен ли для кавказцев свод этических правил поведения за пределами республик? Помню, будучи студентом, поехал на Кавказ и меня предупредили: смотри, с девушками там поосторожнее, а то зарежут. Я тогда не поверил, но вот такая устная подготовка была даже в советское время. Люди, которые едут на Кавказ, должны знать особенности местных традиций. И наоборот: если ребята из Дагестана, Чечни, других республик первый раз выезжают в остальные регионы России, они должны знать те нормы и правила, которые действуют там, где проживает русское, чувашское, татарское или смешанное население. Скажем, если ты зашел в русский храм, надо снять шапку. А по кавказским обычаям снять шапку - чуть ли не унижение достоинства. И много таких вещей. Система обращения, поведение за столом. Какой-то ликбез по межкультурному взаимодействию был бы полезен. Если мы хотим терпимости, то, наверное, каждый должен вести себя сдержанно. А не нести свою культуру, как знамя: дескать, вот вам я и другим я не буду. Ну, не принято, например, в крупных городах России, кроме северокавказских республик, демонстративно танцевать лезгинку на улицах и площадях. Значит, надо относиться к этому с уважением.
Что еще нужно делать? Государство должно выработать взвешенную позицию по проблемам национальной политики. Смотрите, этнические столкновения нарастают во многих государствах. Но там по этой причине никто не хоронит свою страну. Думаю, что и нам нужно быть приученными к тому, что могут быть массовые выходы из правового пространства. Видимо, в современных городских сообществах происходят пока плохо понимаемые нами процессы, которые позволяют устроить выступление типа бунта. И государство должно быть к этому готово: умело разгонять, а еще лучше предупреждать какими-то мерами. Это урок, который надо извлечь из событий на Манежной площади. Но делать из нее какой-то символ, трактовать как народный бунт доведенных до крайности, на мой взгляд, нельзя. А то некоторые эксперты поспешили заявить, что наконец-то проснулся русский народ, и теперь полыхнет по всей стране, пока русские себя не утвердят. То же самое говорили после Кондопоги. Надо понимать: на Манежку стянулось много молодых людей, которые были подзадорены самой возможностью мгновенно собраться и что-то заявить, но доведенными до отчаяния их никак нельзя назвать.
Национальная политика не должна быть просто обменом денег на лояльность. И ее объектом должны быть не только меньшинства, не только коренные малочисленные народы Севера и Дальнего Востока, но и культура доминирующего большинства - русская культура, - и условия жизни русского народа. При этом не обязательно записывать, что русские есть государствообразующий народ, как того требуют националисты. Надо просто уделить внимание территориям, где проживает большинство русских. Давать им денег не меньше, а, может, даже больше, чем сейчас из федерального бюджета выделяется тем же республикам Северного Кавказа. По статистике, у нас хуже всех живут Дагестан и Ингушетия, на самом деле это не так. Статистика врет. Во многих регионах центральной полосы России люди живут хуже. Да, в кавказских селениях тоже есть бедные, но в целом количество автомобилей, размер квартир, количество меняемой валюты, продолжительность жизни и состояние здоровья на Кавказе выше.
Минрегион сейчас работает над новой редакцией концепции национальной политики. Идеи, которые делают людей общими, должны оформляться, конечно, в какие-то доктринальные вещи. В сфере межнациональных отношений в России есть концепция 1996 года, которую никто не отменял. Но она устарела. Когда ее писали, не было проблемы массовой миграции, терроризма, отъезда русских из республик. Наконец, тогда не стоял вопрос о необходимости утверждения общегражданской идентичности. Борис Ельцин в 1994 году включил в послание президента фразу о том, что мы в перспективе должны стремиться к формированию российской нации. Но тогда его все заклеймили: дескать, это вам с Запада подкидывают идеи. Сейчас и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин признают, что наряду с нациями этническими есть у нас общность под названием российский народ - с общей культурой, историей, символами - и что без этого двигаться дальше нельзя. Вот эти позиции в новой концепции надо прописать. Но никак не могут найти простые и хорошие слова.

ФАРИД МУХАМЕТШИН,
Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана:
Фарид Мухаметшин, Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана
- Буквально вскоре после событий, произошедших на Манежной площади в Москве, я принял участие в совместном заседании Президиума Совета законодателей и Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации. Главной темой заседания стало обсуждение законодательных мер по профилактике экстремистской деятельности на почве этнической и религиозной нетерпимости в молодежной среде.
В своем выступлении, которое, кстати, вызвало большой интерес, я рассказал об опыте гармонизации межнациональных отношений и сохранения общественного согласия на примере Татарстана. Для наглядности участникам заседания был продемонстрирован фильм «Татарстан - территория мира и согласия», рассказывающий о политике нашей республики по сохранению согласия в межнациональных вопросах. В фильме в основном речь идет о культуре и о межнациональной гармонии.
Уверен, что нам можно объединиться только на стезе высокой духовности, культуры и образованности. В Татарстане мы все реже используем слово «толерантность» в понимании «терпимость». Друг друга терпеть можно долго, но этого мало. В нашей республике представители разных народов относятся друг к другу с уважением и огромным взаимным интересом.
Экстремизм, по моему мнению, необходимо рассматривать как социокультурный феномен, являющийся сложным и неоднородным по форме выражением ненависти и вражды. Есть несколько причин возникновения этого явления, в том числе ослабление воспитательного направления работы с молодежью, негативное воздействие на молодежь со стороны медиа, кризис семьи и семейных ценностей, проблемы экономической состоятельности молодежи вследствие роста безработицы.
Давно назрела необходимость создания специального органа исполнительной власти, который занимался бы национальными вопросами. Мы не раз говорили, что такой орган нужен. Неужели и после событий на Манежной площади мы не будем услышаны? Ведь для успешной борьбы с проявлениями межнациональной розни необходимо выработать основные рамочные критерии государственной национальной политики и закрепить их законодательно.
В последнее время в нашей стране мало внимания уделяется работе национальных культурных автономий, в том числе входящих в состав Ассамблеи народов России. А ведь поток мигрантов не уменьшается, в основном к нам едут не профессионалы, а те, кто не нашел себя на родине или был вынужден бежать ввиду сложной общественно-политической ситуации. Тех, кто хочет учить наш язык, воспринимает обычаи и традиции, готов выполнять наши законы, мы адаптируем к нашим условиям. Мы в Татарстане уделяем особое внимание межведомственному сотрудничеству в решении миграционных проблем. Под патронажем Ассамблеи народов Татарстана работает Республиканское агентство занятости и правовой помощи мигрантам, цели которого - социально-правовая поддержка приезжих, трудоустройство, обеспечение достойным временным жильем, создание условий для культурной и языковой адаптации.
 
Вячеслав МИХАЙЛОВ,
заведующий кафедрой национальных, федеративных и международных отношений Российской академии госслужбы при Президенте РФ, экс-министр по делам национальностей и региональной политике:
Вячеслав Михайлов, завкафедрой национальных отношений Академии госслужбы при Президенте РФ
- Трагические события на Манежной площади и Домодедово, несмотря на несопоставимую тяжесть их последствий, являются звеньями одной цепи. Они есть результат системного кризиса, который затронул не только сферу социально-экономическую (громадный разрыв в уровне жизни как населения, так и регионов, критический уровень безработицы и нищеты на Северном Кавказе и в русской глубинке), но и культуру, образование, оценку нашего прошлого, мораль и нравственность. Все это плюс массовое казнокрадство и взяточничество резко снизило порог безопасности граждан и государства. Поэтому было бы наивным возлагать главную вину на отсутствие продуманной национальной политики. Решение должно быть комплексным. Ясно, что без коренного поворота всей государственной политики в сторону человека единство и целостность страны не сохранить.
Также нам важно понять, с чего начинается Родина? Есть же прекрасная песня. Не может быть патриота Отечества, не может быть патриота России, если у него нет глубинных корней в его отчем доме. Как-то Сергей Есенин в порыве откровения сказал: «Знаешь, почему я поэт, а Маяковский так себе, непонятная профессия? У меня родина есть. У меня - Рязань! А у него - шиш. Вот он и бродит без дорог, ткнуться ему некуда. Ищи родину! Нет поэта без родины». Может быть, у Есенина не все верно сказано о Маяковском (все-таки, по мнению Сталина, «лучший, гениальнейший поэт нашей советской эпохи»). Но национальное достоинство, патриотизм воспитываются с колыбели, а потом с «картинки в твоем букваре», с дома, где ты жил и вырос. Так идет процесс становления личности. Все познать нельзя. Но что-то, хотя бы одно, надо познать в полном объеме. Тогда легче будет познавать и другое - расширять свой кругозор. Так и в национальном самосознании: не полюбишь «свою Рязань» - как полюбишь большее? В советское время и в царские времена предмет «краеведение» был обязательным. Тем более он обязателен сегодня. Это относится не только к республикам. Это относится ко всем школам любой области, края как части истории страны. Когда мы говорим о национально-региональном компоненте образования, это ведь не касается математики, физики, химии, речь идет об истории, культуре, языке. Это дико, когда  человек вырос, условно говоря, в Волгоградской области и не знал бы ее историю, историю своей станицы, школы, в которой учился. Так и вырастают «Иваны, не помнящие родства».
А история нашей родины говорит только об одном - Россия изначально формировалась как полиэтническая православно-исламская цивилизация. Однообразным в государственном устройстве ни Московское царство, ни потом Российская империя не могли быть по определению. Да, государственнообразующим ядром российского государства был русский народ. Но объединившиеся с ним народы имели собственные этнические территории, нередко даже более древнюю государственность. Естественно, они исторически являются, так же как и русские, государствообразующими Россию народами и, конечно же, имеют равные права на сохранение своеобразия.

ВЛАДИМИР ЗОРИН,
заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, экс-министр по делам национальностей:
Владимир Зорин, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН
- Экстремизм и ксенофобия характерны для многих стран со сложным составом населения. Россия, как самое многонациональное и поликонфессиональное государство европейского пространства, не исключение. Однако фундаментальных и непреодолимых факторов для роста межэтнической вражды и этнического национализма в стране нет.
В России проживает сложное по этническому и религиозному составу население. Российский народ обладает историческим опытом межрелигиозного и межэтнического взаимодействия, опытом поддержки и развития больших и малых культур. Россия не может быть отнесена к категории государств, где существует открытая дискриминация этнических и религиозных меньшинств. Все группы признаются государством, их права на сохранение культуры и целостности гарантируются Конституцией. В Российской Федерации обеспечиваются условия для воспроизводства культур и для обеспечения прав и запросов граждан, основанных на их принадлежности к той или иной национальности. В федеральных органах власти и других общественных сферах в достаточной мере представлены граждане разных национальностей. Утверждение федерализма отражает толерантную природу самого государственного устройства Российской Федерации. В России приняты законы, которые гарантируют права граждан, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также ратифицированы и соблюдаются международные конвенции в этой сфере.
В то же время в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Серьезную угрозу представляет радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности. Под влиянием подобных лозунгов и других факторов экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Это привело к многочисленным случаям погромов, избиениям сотен и убийствам десятков людей. Неприемлемым для страны, которая внесла решающий вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, являются появление неофашистской идеологии и деятельность профашистских групп, распространение фашистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через Интернет. Язык вражды и группы ненависти присутствуют главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами выступают взрослые люди, в том числе политики и интеллигенция.
Обострение межэтнических отношений, массовые проявления ксенофобии, активизация радикальных националистических групп из числа молодежи только в своей малой части вызваны социальными и иными причинами фундаментального характера. Это стало результатом снижения роли образовательного и воспитательного фактора, недостаточного контроля со стороны государства и общества за группами риска, к которым относятся некоторые молодежные организации и движения, радикальные политические партии и организации шовинистического толка, проповедующие ненависть к жителям страны иной этнической или расовой принадлежности, а вместе с этим - ненависть к современному российскому государству и его законным властям.
Свой вклад внесли длительная и масштабная публикация разного рода литературы неонацистского и расистского характера, а также современные формы (через мобильную связь и Интернет) идеологической мобилизации и организации несанкционированных массовых акций. Государство обладает всеми средствами обеспечивать межэтническое согласие, и только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия.
Напряженность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия.
Государственные органы власти и управления, институты гражданского общества не смогли пока выработать необходимые стандарты и критерии дозволенных публичных и других идеологий и действий, а правоохранительные органы еще не могут быстро и эффективно предотвращать и нейтрализовывать идеологию и призывы ненависти и вражды, а также массовые выходы из правового пространства групп населения, особенно молодежи.
Российский народ и россияне выдуманы не покойным Борисом Ельциным, как считают те, кто хотел бы заменить слова россиянин и российский на слово русский. Эти понятия известны с XVI века, а с эпохи Петра Великого, Ломоносова и Карамзина были основополагающими понятиями, но забытыми во времена СССР. Сегодня «русскость» нужно утверждать не отрицанием «российскости», а поддержкой русского языка, улучшением положения в регионах преимущественного проживания русских и повышением статуса русских в тех регионах страны, откуда они вынуждены были уезжать в последние 15-20 лет.
 В нашей стране, как и во многих других странах, есть два варианта использования понятия «нация» - в отношении этнических общностей (или российских национальностей) и в отношении гражданской (политической) нации, «многонародная нация», как называл российский народ И.А.Ильин. Иначе непонятно, чьи же «национальные проекты», если в стране нет нации. Никто не собирается переделывать осетин, русских и татар в россиян. Они и есть россияне.
Поэтому было бы целесообразно (вношу предложение) сформировать комиссию по разработке еще одного национального проекта по сохранению этнокультурного разнообразия межэтнического согласия и утверждению общероссийского патриотизма. Эта комиссия должна разработать комплекс мер по укреплению единства российской нации и этнокультурного развития народов страны.
Имеет место намеренная и неадекватная драматизация конфликтных ситуаций и проявлений насилия на почве этнической неприязни и мигрантофобии. Явления, которые имеют место и в других, в том числе и развитых странах, в России политики, эксперты и журналисты склонны трактовать как тотальный кризис власти, как невозможность межэтнического согласия и гражданской солидарности среди россиян, как крах гражданского нациестроительства и даже как начало распада страны. Все это неверные и злонамеренные оценки. За ними стоят недостаточная просвещенность о сложном составе населения нашей страны и культуре российских народов, намеренная политическая агитация с ориентацией на получение голосов большинства населения и третирование тех, кто не имеет голосов на выборах и кого легче всего сделать козлом отпущения. Это уже вопросы этики политического поведения и состояния морали населения.
Что можно и нужно сделать? Всем политическим силам совместно выработать своего рода этический кодекс поведения, который исключал бы разыгрывание этнического и миграционного фактора, особенно в периоды избирательных кампаний. В системе образования и просвещения более широко представить историко-культурное богатство российского народа, начиная от самой большой русской культуры до самых малых групп населения. Все это составляет визитную карточку нашей страны, которую нам следует достойно представить миру на Олимпиаде в Сочи (не хуже, чем это сделали канадцы в Ванкувере или китайцы в Пекине).
В целях формирования общероссийского патриотизма и расширения знаний о своей стране ввести систему обязательных экскурсий старшеклассников по наиболее примечательным местам нашей Родины (Золотое Кольцо старинных русских городов, Байкал и Бурятия, Карелия и Кижи, Великий Волжский путь с его разными народами России и т.д.).
Министерства и агентства по науке, образованию, культуре, печати и СМИ должны скоординировать свою работу по утверждению гражданского национального самосознания, межэтнической толерантности, поддержке и сохранению этнокультурного разнообразия

1645 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru