Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (005) 2009 г. КИНО С МУАЛЛИМОМ

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (005) 2009 г. / КИНО С МУАЛЛИМОМ

Творчество

Азербайджанец Рамазан Гасанов учит нашу молодежь снимать фильмы

На первомМеждународном мусульманском кинофестивале «Алтын Минбар» ПрезидентТатарстана Минтимер Шаймиев высказался о необходимости воспитывать своюкинематографическую молодежь. В связи с этим появление год назад вКазани творческой мастерской «Мардакян» при местной общественнойорганизации молодежи Азербайджана «Азери», ориентированной на созданиеавторского кинематографа, - явление знаковое. «Как в капле водыотражается весь мир, так в нашей маленькой мастерской, я надеюсь,отразится большое кино Татарстана», - утверждает руководитель«Мардакян» Рамазан ГАСАНОВ.

В мастерской около двадцати молодых людей, есть азербайджанцы. Но двериоткрыты для всех, независимо от цвета кожи и разреза глаз. Ведь каклюбое истинное искусство, кино не знает национальностей. Образование,род деятельности студийцев тоже разнообразны. Так при чем же здеськино? И что заставляет молодых людей оставлять свои дела и три раза внеделю встречаться в мастерской? Чтобы ответить на эти и другиевопросы, я отправилась на встречу с ребятами и их руководителем в ДКмеховщиков.

Во главе угла - Творчество 

Мардакян - название местности недалеко от Баку. После революцииМардакян прославилась своей  «литературной биографией», здесьподолгу жили, творили известные писатели и поэты. Например, СергейЕсенин. Название для студии символическое, я бы сказала даже, чтообязывающее: это место, где во главу угла поставлено Творчество.

Мастерская занимает небольшую комнату, соседнюю с той, где собираетсяазербайджанская молодежь. Из обстановки только несколько столов истульев. Будущие кинематографисты усаживаются полукругом вокруг парысдвинутых столов, во главе - Рамазан Ибрагимович. Для ребят он Учитель,причем именно с большой буквы. Он учит основам кинодраматургии, приэтом воспитывая и наставляя.

Откуда-то из потайных мест достается заварка, раскладываются выпечка,конфеты. Мы знакомимся. Олеся Ганеева учится на режиссера в КГУКИ,Тебриз Самедов - студент КГТУ им. Туполева, призер «Студенческой весны»этого года, участник команды КВН, Эмиль Гасымов  - аспирант КГУ.Непринужденная обстановка не мешает серьезной работе. Творческиезанятия, по словам руководителя, проходят так же, как и во время егоучебы во ВГИКе. Сейчас идет работа над сценарием будущего фильма. Длястарта выбран сценарий Тебриза. У остальных ребят будут другие«киношные» функции: один станет ассистентом режиссера, второйкостюмером, третий директором картины. Позже, на втором фильме, ролипоменяются. Но для всех станет как дважды два: кино - творчествоколлективное. В основе сюжета будущего короткометражного(двадцатишестиминутного) фильма - история о трудном выборе молодогочеловека, выросшего в детском доме.
Творческая мастерская
Учитель начинает с похвалы. За короткий срок Тебриз стал мыслить каккинематографист, что видно из его сценарной записи. Дальше - анализошибок, подробный разбор текста. Ведь сценарист должен четко выражатьсвои мысли.
- Вот ты пишешь «Ночь», и точка,  - продолжает руководитель. - Акакая ночь? У разных людей это слово вызывает разные ассоциации,чувства. Для кого-то она промозглая: ни зги не видно, для кого-то -звездное небо над головой. Какие чувства ты хочешь передать?
Таких неточностей Рамазан Ибрагимович находит массу. Сценарий Тебриза сплошь в пометках и вопросительных знаках.
- Вот что я тебе еще скажу, Тебриз! Не знаешь ты жизни! Мы с тобой длячего в детский дом ходили? Зачем нам заведующая все подробно о жизнидетей рассказывала? Нет у них ни отца, ни матери. Главное - матери!Ведь она защищает ребенка от внутреннего врага - одиночества…

Важно не уметь, а понимать

Может показаться, что «разбор полетов» достаточно жесткий, норебята не обижаются, ведь польза огромная. Даже я, впечатленная,вооружилась теми «крохами», которые удалось услышать. Учиться уРамазана Ибрагимовича - одно удовольствие. Он в полной мересоответствует представлению о том, что режиссер должен бытьразносторонне развитым. У него философский склад ума, оригинальноемышление. Особое место в системе ценностей занимает Дзен-буддизм.Впрочем, наряду с Лао-Цзы он цитирует христианских апостолов,древнегреческих философов, суфиев.
- Философ - это тот, кто любит мудрость, - говорит Рамазан Ибрагимович.- Мы же любим мудрость, но мудр только Бог. Как говорил Пифагор, «жизньподобна игрищам. Кто-то приходит на них, чтобы состязаться, кто-то,чтобы торговать, а самые счастливые - смотреть». Философ смотрит,постигает суть вещей, этим он счастлив.

Сценарии художественных фильмов Рамазана Гасанова «Однажды», «Живаявода» «Тоска по скрытому» больше напоминают притчи с философским,рефлексивным смыслом. В них главные герои ищут смысл бытия, основумироздания. Своей любовью к философии Рамазан Ибрагимович заражаетучеников. Их мышление развивается, когда они читают рекомендованныекниги, такие как «Волновой геном» Петра Горяева или «Дао физики»Фритьофа Капра. 

Надо сказать, что руководитель мастерской - человек эмоциональный, я быдаже сказала непосредственный, живой. В его речи могут промелькнутькрепкие словечки, но никакой вульгарности! Он внимателен к собеседнику,заинтересован в нем, искренне отзывчив. А эти качества, по определениюВасилия Аксенова, - признак интеллигентности.
- Меня больше всего заботит развитие молодежи, - говорит РамазанИбрагимович. Ребят нельзя оставлять один на один с самими собой.Современная проблема - отсутствие преемственности между поколениями.Поэтому нравственный аспект  в воспитании - один из важных. Простоудивительно, как пошлость обрамляется классической музыкой или высокойпоэзией, - продолжает Учитель. - Яркий тому пример - реклама, котораязомбирует, формирует образ жизни. Это страшно. Помните, Курт Воннегутписал: «Отравляйте молодым мозги добром. Отравляйте добром, пока онимолоды». Это и моя задача. Нужно формировать образ мысли, а он в своюочередь сформирует образ жизни. Духовные ценности непреложны, они неменяются со временем. Моя задача - помочь раскрыться личности.Талантливых людей очень много, но из-за того, что молодой человек незнает, как реализоваться, его талант остается нераскрытым.

Главный принцип в обучении Рамазана Ибрагимовича - «Учить не умению, апониманию». Это принцип древних мудрецов - настоящий учительобязательно развернет ученика к сути вещей, а там уж - дело практики.Этот принцип касается и философских, нравственных истин, и конкретныхпрофессиональных приемов, связанных с написанием сценария, съемками.
Так что ребятам очень повезло. Повстречать на своем пути человека,который поверит в тебя, поможет раскрыться, говоря молодежным сленгом,«продвинет», - большое счастье.
Ученики называют его по-азербайджански Муаллим. В этом обращениивыражается почтительное отношение к возрасту и мудрости человека. «Онпомогает раскрыть твой внутренний потенциал», - говорит Олеся. «Онпонимает больше, чем ты сам о себе понимаешь. Бывало так: напишешьпереживания какого-то героя, а Рамазан Ибрагимович сразу понимает, чтоэто происходило с тобой и разговор переводит на твою проблему, помогаетее решить», - добавляет Тебриз. «Мы никогда на него не обижаемся, ведьдаже просто общение с таким интересным, умным человеком развивает,очень многое дает», - признается Роман.

Вся страна как большой бакинский двор

Рамазан Гасанов родом из теплого, радушного Баку. «Я - кореннойбакинец», - говорит он о себе, и означает это нечто больше, чем простоазербайджанец. В одном бакинском дворе  жили представители разныхнародов, причем случалось, что азербайджанцев  меньшинство, но этоне было поводом для вражды и отторжения друг друга. А вотвзаимообогащения, взаимодействия культур - сколько угодно! 
Впрочем, вся страна была как один большой бакинский двор, общий язык -русский, и столица одна - Москва. Именно в Москве, во ВГИКе, решилучиться молодой Рамазан. Но три года извещения из столицы, в которыхсообщалось о том, что Гасанов прошел творческий конкурс и может сдаватьобщеобразовательные предметы, приходили  в Баку слишком поздно. Итолько в 1985 году Рамазан был зачислен во ВГИК.

В 91-м году учеба была позади, впереди - творческий поиск и становлениекак сценариста и режиссера. Сейчас Гасанов - опытный кинематографист,как режиссер снял по своим сценариям несколько короткометражных художественных лент. Причем в самое трудное для нашего кинематографавремя - перестроечное. В 2005 году Рамазан Ибрагимович оказался вКазани. Работал на Казанской студии кинохроники директором картин«Священные здания Казани», «Мой отец - Александр Ключарев», участвовалв первом Международном мусульманском фестивале «Алтын Минбар».
Но, оказавшись в Казани, Рамазан Ибрагимович обнаружил, что здесь никтоне занимается авторским кинематографом, и с этого времени стал мечтатьо создании студии авторского кино. Вскоре стал воплощать идею в жизнь.

Малое кино большой республики

Рамазан ГасановУдивительная ситуация сложилась в Татарстане в сфере кино. Потенциалбольшой, нет недостатка в студиях, оборудованных современнойаппаратурой, учебных заведениях, которые могли бы подготовитькинематографическую смену. Но для такой задачи нужны кадры. А тот жепрофессионал Гасанов, который мог бы весьма успешно заняться творческойсамореализацией, взялся за  дело хлопотное, не прибыльное -занятия по кино с молодыми ребятами на общественных началах.
- Мне очень хочется, чтобы каждый из молодых людей, с которыми я сейчасзанимаюсь в мастерской, мог воскликнуть, как некогда в сердцахвоскликнул молодой Николай Гоголь: «Вы обо мне еще услышите!» А ядобавлю - и увидите, - говорит Гасанов. - Сейчас есть много проектов -«Студенческая весна», «Молодежь против наркотиков», проекты, связанныесо спортом. Занять молодежь, предоставить место для творческойсамореализации - дело государственной важности, и я на своем уровнерешаю ту же задачу. Пока мы не имеем ни твердой материальной, ниюридической базы. Но знаете, как говорят в народе: «Кости наши - мясоваше». Может, это звучит пафосно, но мне бы хотелось участвовать всоздании малого кино Татарстана. Делать его будут как раз те молодыелюди, которые сейчас  себя проявят. Ведь кинематограф, так же каки культура, начинается с конкретной личности. Или, как говорят китайцы:«Вы не слушайте, что мы говорим, вы смотрите, что мы делаем!»

Надо сказать, что задел для будущей мастерской начался за несколько летдо ее появления. Рамазану Ибрагимовичу была предложенапреподавательская деятельность в Казанском государственном университетекультуры и искусств. Как раз для того, чтобы подготовить молодых,творчески одаренных специалистов в области кино. Его занятия на кафедрережиссуры кино и телевидения были построены по тому же принципу, что иво ВГИКе. На лекциях всегда было много студентов. Расходились поздно,когда сторож закрывал двери университета. За два года его студентыпрошли азы кинодраматургии, сняли дипломный фильм. Так уж сложилось,что кафедре пришлось свернуться, а Рамазану Ибрагимовичу - уволиться.

Но дело, начатое на кафедре, Гасанов продолжает. Только теперьмастерская существует на общественных началах. Спонсорских денегхватает лишь на аренду помещения. Нет средств для создания материальнойбазы и, как следствие, воплощения творческих задумок. Все необходимоедля профессиональных съемок, а они начнутся в августе этого года,придется арендовать - от аппаратуры, монтажной комнаты вплоть докомпьютеров. 

Впрочем, кино с Муаллимом уже идет. И это малое кино нашей большой республики.

Василина УСАЧЕВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ

1351 просмотр.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru