Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (005) 2009 г. ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (начало)

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (005) 2009 г. / ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (начало)

Политика

России необходимо Министерство по делам национальностей

Национальныеи межнациональные вопросы - не только одни из самых важных, но и однииз самых сложных, с которыми сталкивалось Российское государство напротяжении своей истории. Именно по этой причине Комитет по деламнациональностей - один из ведущих Комитетов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации. О наиболее актуальныхпроблемах современной государственной национальной политики изаконотворческой деятельности комитета - эксклюзивное интервью дляжурнала «Наш дом - Татарстан» с Председателем Комитета Госдумы по деламнациональностей Валентином КУПЦОВЫМ. 

Валентин Александрович Купцов- Валентин Александрович, национальныйвопрос в нашем многонациональном государстве всегда остается в центревнимания. Какую роль в его решении играет Комитет Государственной Думыпо делам национальностей?

- Пока существует любое многонациональное государство, всегдабудет существовать национальный вопрос. Не в смысле какого-топерманентного обострения, а по причине развития наций и народностейстраны, гармонизации их отношений, снятия противоречий в единомгосударственном существовании, которые государство обязано не доводитьдо конфликтов. Это - объективная реальность национальной политики.Большую роль здесь играет создание современной законодательной базы нафедеральном уровне (если говорить о современной России) и в субъектахРоссийской Федерации.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей является одной изструктур, занимающихся законодательной деятельностью на федеральномуровне, системным и последовательным изучением этнокультурных проблемнародов Российской Федерации, стремится влиять на их решение, главнымобразом через совершенствование законодательства.
Эта работа далеко не простая. Время требует совершенно новых подходов кгосударственной национальной политике и к регулированию межнациональныхотношений, их современного теоретического обоснования в связи среалиями XXI века. Эти подходы все в большей степени трансформируются всферу образования, культуры, природопользования. Очевидно, что этаработа должна проводиться совместно с самим обществом, в том числе собщественными объединениями граждан.
-Как Вы оцениваете современные национальные отношения в Российской Федерации? Каковы перспективы их развития?

- При общем достаточно позитивном фоне межнациональноговзаимодействия имеются и тревожные тенденции. Во-первых, это довольновысокий уровень интолерантности и ксенофобии, который характерен длямассовых настроений в любом регионе страны. Во-вторых, это рострадикал-националистических настроений среди молодежи, которыеприобретают все более организованные формы. В-третьих, это отсутствиепродуманной региональной этнополитики в целом ряде субъектов РоссийскойФедерации.
Погасить негативные тенденции вполне возможно, если проводитьпоследовательную политику гражданской интеграции как на федеральном,так и на региональном уровнях, особенно важно задействовать в этойполитике школу, СМИ и социальную рекламу.
В последние десятилетия мы отмечаем рост национального самосознания,народы испытывают объективную потребность в сохранении себя какэтносов, ощущают боль, когда утрачиваются традиции, теряется роднойязык. Важно, чтобы не было откровенных политических спекуляций натрудностях культурного характера. Здесь как раз значительной являетсяроль государства в гармонизации межнациональной жизни. Именногосударство должно брать на себя ответственность и демонстрироватьзаботу о сохранении каждого своего народа, каждой, даже самоймалочисленной, этнической общности. Сейчас, к счастью, у нас неткрупных межнациональных столкновений, но это не дает нам основанияуспокаиваться, упускать эту тему из государственного поля зрения.
Народы России объединены общностью исторического пути. Наше государствоизначально складывалось как государство многонациональное. Это - егосущность, одно из сильнейших государствообразующих качеств. За многиевека у нас не исчезла ни одна национальность, не были истреблены ниэтносы, ни народы, ни племена. В отличие, скажем, от других большихстран мира, некоторые из которых сегодня нас учат «толерантности». Исегодня все здравомыслящие люди понимают, что эта общероссийскаяобщность будет сильна при условии, если сохранится самобытность каждогонарода как условие его политического и гражданского существования. Насохранение этнокультурной общности людей и должна быть направленанациональная политика государства.


 Председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей В.А. Купцов
ВИЗИТКА

Валентин КУПЦОВ, Председатель Комитета Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей
Депутат Госдумы ФС РФ с 1995 г., второго, третьего, четвертого, пятогосозывов. Родился в декабре 1937 г. в Вологодской области. В 1966 г.окончил Северо-Западный заочный политехнический институт поспециальности «инженер-металлург», в 1988 г. – Ленинградскую Высшуюпартийную школу. Трудовую деятельность начал в 1955 г. в колхозе;отслужил срочную службу в армии. С 1958 г. по 1974 г. работал наЧереповецком металлургическом заводе вальцовщиком, мастером,начальником станов горячей и холодной прокатки, избирался секретаремпарткома цеха, заместителем секретаря парткома завода. С 1974 г. -второй, затем первый секретарь Череповецкого и Вологодского горкомовКПСС; с 1985 г. по 1990 г. - первый секретарь Вологодского обкома КПСС.В 1990 г. утвержден заведующим отделом, избран секретарем ЦК КПСС. 6августа 1991 г. избран первым секретарем ЦК Компартии РСФСР.
С 1974 г. - депутат городского, областного Советов депутатов, былизбран председателем Вологодского областного Совета. С 1985 по 1991 гг.являлся депутатом Верховных  Советов РСФСР и СССР. Награжден медалью«За трудовую доблесть», орденом Ленина, двумя орденами ТрудовогоКрасного Знамени, орденом «Знак Почета». 







-   Валентин Александрович,Вы - депутат Государственной Думы РФ второго (1995-1999), третьего(1999-2003), четвертого (2003-2007), а с декабря 2007 года - депутатГосдумы Федерального Собрания РФ пятого созыва. В какой из периодовнациональный вопрос наиболее остро стоял перед депутатами? С чем этобыло связано?

- Почему за последние десятилетия национальные проблемыприобрели особую остроту? Мое личное мнение (оно подтверждено инаучно): для того чтобы расколоть единое государство, основной ударнужно направить по национальным отношениям. Если вы возьмете развалСоветского Союза, то он начался с событий в Нагорном Карабахе. Именнопотому, что в данном месте был стык наций и конфессий, слабое звено,связанное с непотушенными историческими конфликтами. Подобные пожары -дело рук не местных жителей, а тех, кто сначала не желал добраСоветскому Союзу, а теперь и России. Наши недоброжелатели вносят семенараскола и постепенно внедряют их в сознание, а потом стараютсявоплотить в жизнь.
Сегодняшняя ситуация другая по сравнению с 90-ми годами прошлого века.Мы имеем сильное государство, для этого, естественно, многие республикивынуждены были поменять свои Конституции. Если мы вообще думаем, чтоРоссийское государство может быть крепким, сильным, здоровым, то онодолжно быть с сильным центром - государственной властью - и сдемократическими правами и свободами, которые должны быть переданысубъектам. В конституционном плане это закреплено многими республиками.И это позитивный стимул.

- Многие депутаты Государственной ДумыРоссийской Федерации заявляют о необходимости скорейшего принятияФедерального закона «Об основах государственной политики в сферемежэтнических отношений в Российской Федерации». Что Вы думаете поповоду принятия этого закона?

- В настоящее время практика реализации Концепциигосударственной национальной политики Российской Федерации,утвержденной в 1996 году Президентом Российской Федерации, показалаострую необходимость не только в принятии федеральных законов поконкретным проблемам межэтнических отношений, но и закреплении назаконодательном уровне основных направлений государственной политики в этой сфере. Такую цель мы ставили перед собой, разрабатываянастоящий проект Федерального закона «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации».
Мы исходили из того, что процесс развития демократическогофедеративного государства предполагает создание правовой базы,отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов,проживающих на территории России. Следовательно, необходимость иметьгосударственную стратегию в сфере межэтнических отношений продиктованаобъективным положением вещей – полиэтничностью, поликультурностью  Российской Федерации.
В законопроекте определены полномочия Российской Федерации и еесубъектов по основам государственной политики в сфере межэтническихотношений, формы участия национально-культурных автономий, другихобщественных объединений, граждан, народов Российской Федерации,органов государственной власти всех уровней в регулировании икоординации действий по прогнозированию, предупреждению и разрешениюмежэтнических конфликтов, противодействию экстремистским действиям,направленным на возбуждение ненависти либо вражды по признакамэтнической принадлежности, организации и проведению мониторингасостояния межэтнических отношений. Включена статья, предусматривающаянормы ответственности за нарушение законодательства в сферемежэтнических отношений.
Предусмотрено создание правового механизма в деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления,национально-культурных автономий и других общественных объединенийграждан по развитию в российском обществе необходимого уровня икачества межэтнических отношений, обеспечению конституционных правграждан и народов Российской Федерации на дальнейшее этнокультурноеразвитие. Несмотря на критику того, что в законопроекте отсутствуетпредмет правового регулирования, это не соответствует действительности- предметом регулирования проекта федерального закона являютсяотношения органов государственной власти, органов местногосамоуправления, народов и граждан Российской Федерации, их общественныхобъединений в сфере межэтнического взаимодействия.

- На какие актуальные темы КомитетГосударственной Думы по делам национальностей подготовил и провелпарламентские слушания в этом и прошлом годах?

- В течение 2008 года Комитетом Государственной Думы по деламнациональностей  были подготовлены и проведены  парламентскиеслушания на тему «О проекте Федерального закона «О защите исконнойсреды обитания, традиционного образа жизни и традиционногоприродопользования  коренных малочисленных народов РоссийскойФедерации» и совместно с Комитетом по безопасности Госдумы – «Опроблемах законодательного обеспечения противодействия преступности напочве национальной, расовой и религиозной нетерпимости». В февралеэтого года мы подготовили и провели парламентские слушания на тему«Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) -стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества:законодательная инициатива субъектов Российской Федерации».
На парламентских слушаниях затрагивались проблемы совершенствованиязаконодательства в вопросах совместного ведения субъектов РоссийскойФедерации с уполномоченными федеральными государственными органами вразработке нормативно-правовых механизмов в рамках федеральногогосударственного образовательного стандарта.
На парламентских слушаниях с содокладами выступили ПредседательГосударственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин,заместитель Премьер-министра – министр культуры и национальной политикиРеспублики Башкортостан  Ильдус Илишев, статс-секретарь -заместитель министра образования и науки Российской Федерации ЮрийСентюрин, Председатель Комитета Госдумы по образованию ГригорийБалыхин.

- Когда в прошлом году в парламентеТатарстана руководители законодательных органов и органов управленияобразованием субъектов РФ, имеющих законодательно закрепленныегосударственные языки субъекта РФ, бурно обсуждалинационально-региональный компонент федерального образования, Вы заявилио необходимости создания в Российской Федерации Министерства по деламнациональностей. Якобы именно его отсутствие приводит, в частности, и кказусам в образовательной сфере. Обоснуйте, пожалуйста, Вашезаявление. 

- Всех специалистов, работающих в сфере национальных отношений,беспокоит отсутствие в России Министерства по делам национальностей.Почему? Мы всегда имели во всех структурах власти исполнительную ветвь,которая занималась данным вопросом. Такое большое наличие в однойстране наций и народов, естественно, требует четкой координациидействий. И не только на уровне министерства. Я считаю, что должен бытьи Государственный Совет Российской Федерации, который бы занималсянациональной политикой и межэтническими отношениями: он координировалбы действия министерств и ведомств по решению этих вопросов.
Как известно, Министерство по делам национальностей у нас существовало,в разные годы его возглавляли специалисты, знающие не понаслышкеситуацию в национальных республиках, - это Вячеслав Михайлов, ВладиславТуманов, Рамазан Абдулатипов. Но недавняя административная реформа,которая еще не закончилась, с одной стороны, ставила задачу оптимизацииструктуры, а с другой - сокращение чиновничьего аппарата. Надоучитывать и то, что Министерство по делам национальностей - достаточносложный государственный институт власти: с одной стороны, министерстводолжно обеспечивать выполнение всех конституционных актов, нормативныхдокументов президента и правительства, а с другой стороны, должнообеспечивать гармонизацию межнациональных отношений, регулироватьвзаимоотношения центра и регионов России.
Народы России
С точки зрения депутатского корпуса и опыта работы в Госдуме, могусказать, что такой орган был бы необходим в нынешних условиях. Дело втом, что наше государство и общество работает по Концепции национальнойполитики, которая была утверждена Указом Президента РФ в 1996 году. Этобыл первый документ в новой России, который не мог вобрать в себя веськомплекс национальных вопросов, потому что тогда был переходный период:50% субъектов Российской Федерации жили по Конституции РФ, а другие 50%- по договорам с центральной властью. Такого не было ни в одной стране!Поэтому мы считаем, что в нынешних условиях крайне необходимо,естественно, обновление Концепции с учетом накопленного опыта, новыхотношений. Конечно, можно работать и по старой, но жизнь ушла вперед,необходимо зафиксировать некоторые узловые положения, которые смогли бывобрать опыт жизни российского общества до 2009 года. Такая работапроисходит, и, видимо, пройдет определенный период, когда будет принятановая Концепция, а на ее базе будут разрабатываться новые законы. Онидолжны вобрать в себя набор инструментов, которые бы реализовывалиКонцепцию во всероссийском масштабе, а потом уже выстраивались всубъектах Российской Федерации, и таким образом, у нас были бывыстроены горизонталь и вертикаль.
Как законодатель, я знаю, что обычная система работает так:Государственная Дума и Совет Федераций, как две палаты ФедеральногоСобрания РФ, принимают законы (Совету легче, там принимают только тезаконы, которые прошли через Думу), у большинства комитетов Госдумыесть «свои» министерства, которые вносят на рассмотрение законопроектычерез Правительство РФ. В стратегии развития России до 2020 годарассмотрен каждый сектор: экономика, здравоохранение, образование,культура. Все они получили направления деятельности, подтвержденныеопределенными заданиями, под это «подгоняется» и финансирование. Атаким комитетам Госдумы, как наш, у которых нет исполнительнойструктуры, приходится самим все время вырабатывать направления.«Национальный» комитет Госдумы - это, прежде всего, девять депутатов,все они - люди, имеющие большой жизненный опыт, представляющие разныефракции. Но большинство депутатов, входящих в комитет, - не специалистыпо этому вопросу, глубоко не изучали тему национальных отношений. Дляних требуется достаточно серьезная правовая подготовка. Поэтому мысчитаем, что Министерство по делам национальностей необходимо еще и каки центр по координации работы в данной проблематике. 

- Есть другая точка зрения. Многиепредставители власти считают, что нет нужды в Министерстве по деламнациональностей, поскольку, к примеру, тема национально-региональногокомпонента образования - это тема Министерства образования и науки РФ.Тема, связанная с этнической культурой, - это сфера ответственностиМинистерства регионального развития РФ и Министерства культуры РФ и такдалее. Получается, что межэтнические отношения - тема межведомственная,и если вовремя решать вопросы жизнедеятельности регионов, тонациональный вопрос снимется автоматически…

- Это иллюзия! И до нас все хотели, чтобы в регионах жили лучше!Взять то же Министерство регионального развития, которому порученозаниматься развитием регионов, их взаимоотношений с центром, налоговойполитикой, новыми элементами, принятыми на федеральном уровне, которыенадо реализовывать в регионах. И это понятно. Но Минрегиону России далинеобъятное - все жилищно-коммунальное хозяйство страны, находящееся вкрайне аварийном состоянии! Разве тут до национальных отношений?! Чутьли не еженедельно в регионы выезжают руководители государства, с нимивсегда должен быть министр регионального развития. Они на местахрассматривают социально-экономические проблемы. А уж национальныевопросы, как правило, обсуждаются только тогда, когда случается ЧП,кризис.
Министерство регионального развития стране крайне необходимо, номежнациональные отношения даны ему в качестве довеска. Несмотря на то,что Департамент  межнациональных отношений Минрегиона Россиивозглавляет опытный профессионал Александр Владимирович Журавский, вего ведении всего человек пятнадцать, и на трибуну Государственной Думыруководитель департамента выходит крайне редко. Не в обиду будетсказано, но Дума работает на более высоком уровне. Да и в такоммногонациональном государстве, как Россия, межнациональным отношениямдолжны быть отданы ведущие, ключевые позиции, определенные в рамкахвысокой исполнительной структуры. Моя точка зрения на этот счетоднозначная, у меня много сторонников: члены Совета Федерации,Экспертного совета по национальной политике, сотрудники соответствующихинститутов. И потом, в какой регион ни приедешь - все говорят онеобходимости создания Министерства по делам национальностей. Я считаю,что именно национальная политика будет камнем преткновения вдальнейшем, если мы не будем находить способы разрешения проблем,которые возникают на местах.
[перейти к продолжению интервью]

1481 просмотр.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru