Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (004) 2009 г. Россияне - большая гражданская нация (окончание)

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (004) 2009 г. / Россияне - большая гражданская нация (окончание)

Политика

Окончание интервью с директором Департамента межнациональных отношенийМинистерства регионального развития РФ Александром ЖУРАВСКИМ [перейти к началу интервью].
 
Журавский. Департамент межнациональных отношений.- Не секрет, что средства массовой информации нередко освещаютмежэтнические отношения однобоко и негативно, не задумываясь опоследствиях тех или иных телевизионных репортажей или публикаций впрессе. Проводится ли какая-то работа в данном направленииМинистерством регионального развития? 

- Надо признать, что в СМИ, ориентированных на конъюнктурупотребительского рынка, тема межэтнических отношений чаще всегофигурирует в негативном контексте. И здесь для Министерстварегионального развития было важно попытаться консолидировать средствамассовой информации, найти стимул для позитивного освещения имимежэтнических отношений. Так в прошлом году мы запустили два крупныхпроекта.

Первый - Всероссийский конкурс СМИ по освещению межэтнических отношений«СМИротворец» - направлен на объединение усилий представителей средствмассовой информации, специализирующихся на этнической тематике и неспециализирующихся, но которые, получив общественное признание,начинают больше уделять внимание межэтнической тематике в положительномаспекте. «СМИротворец» прошел в конце прошлого года по четыремноминациям: электронные и печатные СМИ, телевидение и радио. Средифедеральных электронных СМИ главный приз получило информационноеагентство «Regnum», а среди этнических электронных СМИ -  сайтАссоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДальнегоВостока. Среди федеральных СМИ в телевизионной номинации главный призбыло присужден ВГТРК за прямую трансляцию из Южной Осетии концертаГосударственного академического Мариинского театра под руководствомдирижера Валерия Гергиева. Мы все помним, насколько это былотрогательное событие. Телевидение показало, что даже на руинах городаискусство объединяет людей разных национальностей. Кстати, второе местов этой номинации заняла телекомпания «Эфир» (Набережные Челны) засюжеты «Кряшены» и «Иван Купала». Вам небезынтересно будет узнатьтакже, что среди печатных этнических СМИ главный приз получила газета«Татарский мир» (Москва), второе место - газета «Азеррос» (Москва),третье - газета «Эрзянь правда» (г. Саранск).

Второй проект – это приложение к федеральному изданию «Аргументынедели» - «Национальный акцент», который с октября прошлого годарегулярно выходит в печать. Приложение посвящено культуре и традициямразных народов Российской Федерации, у каждого материала есть свояизюминка. Очень много позитивных откликов. В «Национальном акценте» мыдаем возможность выступить различным лидерам национальных общин,депутатам, общественным деятелям. Кроме того, мы периодически публикуемрезультаты серьезных социологических исследований, проводимых по заказунашего Министерства, - об уровне общероссийской идентичности, оботношении людей к представителям других национальностей, о негативныхстереотипах в сфере межэтнических отношений в молодежной и школьнойсреде.

- Не так давно Департаменту межнациональных отношений МинрегионаРоссии  были переданы функции по работе с соотечественниками зарубежом и реализации программ по их возвращению. Какие основныепроблемы возникают с приемом и трудоустройством переселенцев? Насколькосвоевременно решаются?    

- Действительно, в конце прошлого года Департаменту были переданынекоторые функции по реализации Государственной программы по оказаниюсодействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом. Координатор этойГоспрограммы – Федеральная миграционная служба России. В сфере нашейответственности - согласование региональных программ переселения. Внастоящее время принято 13 региональных программ. Еще 5 региональныхпрограмм одобрены к принятию на недавнем заседании Межведомственнойкомиссии во главе с Министром регионального развития РоссийскойФедерации Виктором Федоровичем Басаргиным.

При этом в соответствии с поручением Президента и Правительства внастоящее время осуществляется ряд концептуальных изменений, касающихсяГоспрограммы. Это, прежде всего, упрощение процедуры разработки исогласования региональных программ переселения, расширения категорийучастников Госпрограммы. В целом мы должны создать более комфортныеусловия для тех соотечественников, которые хотят воспользоваться правомвозвращения на свою родину, и создать условия, чтобы Госпрограммадействительно решала демографические проблемы в приграничныхстратегически важных регионах России, особенно на Дальнем Востоке. Приэтом нужно понимать, что существуют два вектора государственнойполитики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.Один  – это поддержка тех соотечественников за рубежом, которыежелают там остаться, но при этом сохранить связь с Отечеством и своюроссийскую идентичность. При этом под соотечественниками мы понимаем нетолько русских, но и татар, чуваш, мордву, в том числе и бывших гражданСоветского Союза. А второй вектор государственной политики направлен натех наших соотечественников, которые хотят вернуться на родину. В этомслучае при помощи Госпрограммы по оказанию содействия добровольномупереселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом,необходимо создавать условия для успешной интеграции соотечественниковв российское общество, не создавая при этом напряженности междуприбывающими соотечественниками и местным обществом.

– В России сейчас образовано 730 национально-культурных автономий,действующих на общественных началах. Регионы вышли с предложениемсоздать Ассоциацию домов национальностей. Поддерживает ли Министерстворегионального развития данную идею? 

- Любая самоорганизация общественных организаций – внутреннее дело этихорганизаций. Вместе с тем, объединение различных региональныхэтнокультурных центров (Домов дружбы, Домов национальностей) вассоциацию позволило бы усилить эффективность деятельности этихцентров. Очень часто есть хорошая практика, которую надо использовать вдругих регионах, возможно, после адаптации к местной специфике.Этнокультурные центры могли бы стать своеобразными ресурсными иметодическими центрами, которые бы содействовали развитию не толькотрадиционной культуры, но и инновационных этнокультурных проектов.Ассоциация могла бы объединить усилия центров по развитию этнотуризма,этнобрендов, других проектов, в том числе в медийной сфере. В этомсмысле можно поучиться у многих западных стран, в которых этнопроектыне только успешные, но и самоокупаемые.

Кроме того, если этнокультурные центры будут объединены в однуорганизацию, их голос будет более слышен. Ассоциация может статьдостойным партнером государства в реализации государственнойнациональной политики. При этом нам важно не атомизировать общество поэтническому признаку, а объединять его на почве общегражданскойсолидарности. Повторюсь, только сильное гражданское общество можетобеспечить этнокультурные интересы каждого гражданина.

- Александр Владимирович, какие факторы, на Ваш взгляд, усиливаютмежнациональное напряжение в обществе? Что вообще генерируетксенофобию?

 - Отчасти я уже говорил, что есть объективные и субъективныепроцессы, но в целом эксперты отмечают глобальный тренд на усилениемежэтнической напряженности в современных обществах и государствах,политизацию этнического фактора в современном мире. Эти процессу меньшекоснулись России, но в других развитых и развивающихся государствах ониочень заметны. И связано это с тем, что мир стал более открыт и всебольше мигрантов прибывает в демократические общества. Причем вблагополучных государствах большое количество не только трудовых исезонных мигрантов, но и таких, которые приезжают с целью переселитьсяв это государство. У этой миграционной проблемы есть несколькоаспектов. С одной стороны, не всегда принимающее общество готовоспокойно относиться к тому, что приезжают люди другой национальности,другого жизненного уклада, и в этом отношении очень важную роль должносыграть образование. Нужно объяснять с детского сада, со школьнойскамьи и продолжить (только на другом методологическом уровне) вуниверситете, что отличие человека по этническим или религиознымпризнакам не является основанием для дискриминации или нетерпимости. Сдругой стороны, как мы знаем, подчас сами мигранты своим вызывающимповедением провоцируют принимающее общество, не уважая законыгосударства, не принимая участия в интеграции, не адаптируясь к местнойдействительности. Существует и проблема «двойной лояльности», когдамигрант, получивший, например, российское гражданство и проживший вРоссии больше десяти лет, в гражданском отношении больше себяассоциирует со страной исхода, а не с Россией.

В России есть еще одна проблема, связанная с тем, что в так называемыйпостсоветский период мы мало обращали внимания на молодежь. Целоепоколение людей выросло в 1990-е годы в атмосфере обострившихсямежэтнических противоречии и ревизии прошлого, часто бездумной ибезответственной. Все прежние герои одномоментно стали антигероями, а вкачестве героев преподносились глянцевые западные образцы, на поверкуоказавшиеся мифами, не выдержавшими испытаний ни действительностью, ниисторической реальностью. Культ насилия, культ сильного и богатого,который нам был предложен и который делал «справедливой» практикусоциального расслоения, заложили фундамент сегодняшних проблем вмолодежной среде.

И еще часто обсуждаются вопросы, связанные с теми же скинхедами, смолодежными организациями радикальных националистических взглядов, ноесли разобраться кто такие скинхеды, то мы увидим, что это явление нероссийского происхождения. Оно привнесено извне вместе с символикой иидеологией. С этим мы тоже должны научиться бороться, причемгуманитарными мерами. Например, недавно с успехом прошел художественныйфильм «Мы из будущего». Четверо молодых людей, так называемых «черныхкопателей», один из которых скинхед, ведут раскопки в местах боев ивдруг переносятся в эпоху Великой Отечественной войны, где ихлегковесное восприятие военной истории сменяется пониманием того, чтоже собой представляет фашизм. Их германофильство и снисходительноеотношение к отечественной истории уступает место патриотизму. Так чтохорошие фильмы, подобные «Обыкновенному фашизму» Михаила Рома,снимаются и в современной России. Полагаю, чем дальше мы будемосознавать свои общенациональные интересы, чем честнее мы будемотноситься к своей истории, в которой не только много печальных итрагических страниц, но много и светлых, и вклад в эту историю разныхнародов очевиден, тем быстрее мы изживемнетерпимость.   
   
Кстати, молодежная тематика близка и нашему министерству. Например,принят и утвержден  Правительством РФ комплекс мер по борьбе смежэтническим и межрелигиозным  экстремизмом и ксенофобией. У насесть комплекс постоянных мероприятий, начиная с мониторинга ивсероссийских социологических исследований. Среди значимых мероприятийпрошлого года хотелось бы назвать детский миротворческий форум «ДетиКавказа на мирном Кавказе», который прошел в августе прошлого года наДомбае. В нем принимали участие дети из Северной и Южной Осетии,Абхазии, регионов Южного федерального округа. Принято решение совместнос региональными властями Карачаево-Черкессии о ежегодном проведениитакого форума. Развивается система детских лагерей, в которых отдыхаютдети разных национальностей из разных регионов России, проводитсявсероссийская «Школа толерантности».

Наконец, свой негативный вклад сыграл рост национализма некоторыхрегиональных элит, что объективно привело не только к оттоку«нетитульного» населения из этих регионов, но и укоренению в сознаниимолодежи идеи разделения граждан одной страны на «титульное» и«нетитульное» население республик. В ряде республик в 1990-е годысоздавалась атмосфера нетерпимости в отношении смешанных браков.Признавая законное право граждан изучать, развивать и защищать своюэтнокультурную идентичность и язык, мы не должны допускать в нашеммногонациональном обществе сомнительных рассуждений на тему этническойчистоты нации или народа.

- Как Вы оцениваете межнациональные отношения в Республике Татарстан?

- Я думаю, что в Республике Татарстан, которая прошла свой путьсуверенизации, был сложный период в 1990-е годы, когда руководствосмогло удержать республику от конфронтационного пути развитияобщественных отношений. Здесь нужно отдать должное руководствуТатарстана: оно удержало ситуацию, обеспечив, в конце концов,этнокультурные права граждан разных национальностей. Не скажу, что всовременной истории Татарстана все было просто, та же самая тема,связанная с этнокультурными правами кряшен достаточно долго нерешалась. Был период, когда создавался, в том числе в СМИ, фоннетерпимости даже при обсуждении этой темы. Но потом возобладалвзвешенный подход республиканского руководства к кряшенской теме,Президент республики встретился с общественными лидерами кряшенскихорганизаций, и постепенно многие вопросы удалось решить. Положительныедостижения у Татарстана в этнокультурной сфере очевидны. Тот факт, чтореспублика уделяет большое внимание вопросам национального языка инационального образования свидетельствует о том, что этот вопроснаходится на контроле у республиканского руководства.  

- Александр Владимирович, в Казани Вы начинали свой трудовой путь.Нашим читателям будет интересно узнать об этапах Вашего большого пути.Как сложилось, что межнациональный вопрос стал главным в Вашей жизни?

- Я родился и вырос в Казани, в многонациональном регионе, и поэтомутема, связанная с межэтническими и государственно-конфессиональнымиотношениями, мне близка давно. Кроме того, в Казани я занимался ицерковной историей, и историей кряшен. Какое-то время в качествеэксперта работал в Приволжском федеральном округе, затем - на кафедререлигиоведения Российской академии государственной службы приПрезиденте РФ. Некоторое время работал в церковно-научном центре«Православная энциклопедия», был заведующим редакцией религиоведения в«Большой российской энциклопедии». Позже, в конце 2004 года былприглашен в Департамент межнациональных отношений Министерстварегионального развития РФ. Так что мой жизненный путь тесно связан сэтнической и религиозной тематикой.

Наталья ВЯТКИНА

1. По итогам переписи 2002 года в Российской Федерации зафиксировано 160 народов:
1 место – русские 79,8%
2 место – татары 3,8%

2. В системе образования Российской Федерации в учебный процесс включены 75 языков народов России:
30 родных языков применяют в роли языков обучения
45 родных языков преподают в качестве учебного предмета

3. Российская Федерация признает ценность мультикультурализма своегонаселения и поддерживает этническую культуру каждогосообщества:  
150 тысяч человек объединены в студиях и мастерских народных ремесел
270 тысяч человек участвуют в национальных фольклорных коллективах в клубных учреждениях
450 тысяч человек приобщаются к народной культуре в народных хорах и ансамблях 

4. Что относится к главным общественным факторам распространения национальной, религиозной нетерпимости?
58,06% Высокая степень поляризации общества, нерешенность социальных проблем
50% Активизация деятельности организаций, движений экстремистского толка
40,32% Пассивность власти в решении проблем молодежи
32,26% Муссирование национальных, религиозных вопросов в печатных, электронных СМИ
17,74% Неравное отношение власти к различным конфессиям
17,74% Неравное отношение власти к различным партиям, организациям, движениям
16,13% Воспроизводство этнических, религиозных стереотипов в современной литературе, кино
14,52% Появление интернет-сайтов экстремистского толка 
12, 90% Избыточное наличие представителей иной национальности, конфессии в административно-политической, бизнес элите

5. Распределение ответов молодежи на вопрос: «Как вы считаете, мигранты, приезжающие в ваш регион…»
46,20% могут следовать своим традициям, говорить на своем языке, но только в частной, бытовой сфере
25,93% должны следовать всем традициям и нравам местного населения
15,37% могут сохранять собственный образ жизни и язык
11,33% затрудняюсь ответить
3,07% не ответили
По данным Минрегиона РФ

1432 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru