Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №2 (002) 2008 г.
→
Елабуга - особая этническая зона
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №2 (002) 2008 г. / Елабуга - особая этническая зона
Рубрика "Регион"
Многонациональная арифметика тысячелетнего города
В 1993 годуЕлабуга получила статус особой экономической зоны. По этой причиненебольшой уютный город стал местом притяжения пролетариев всех стран,которые стали съезжаться на крупные промышленные предприятия. И это нетолько близкие нам по советскому прошлому армяне, узбеки, казахи,таджики, азербайджанцы. Среди приезжих много немцев, итальянцев,японцев, французов, американцев, англичан, испанцев, китайцев, датчан,австрийцев, финнов, канадцев. Одним словом, Елабуга стала особойэтнической зоной. О богатой многонациональной жизни города рассказываетглава Елабужского муниципального района Ильшат ГАФУРОВ.
40 национальностей маленькой Елабуги
- Как вы знаете, в прошлом году мы справили 1000-летие Елабуги. Вистории нашего города тесно переплетены культура и быт разных народов.Об этом рассказывает экспозиция краеведческого музея «Под городскимгербом». В ее основу вошли предметы ананьинской культуры (VIII - IIIвека до н.э.), фрагменты керамики булгарского периода (XII - XIV века),оружие крестьянской войны 1773-1774 годов, одежда и национальныеукрашения татар, русских, удмуртов, марийцев. В музее хранятся предметырелигиозного культа христиан и мусульман, предметы быта и орудия труда,рассказывающие о промыслах в нашем крае, мебель конца XIX - начала ХХвеков.
С Елабугой связана жизнь многих замечательных людей. Здесь провелдетство и юность русский художник-живописец Иван Шишкин. УчастницаОтечественной войны 1812 года «кавалерист-девица» Надежда Дуровазанималась в Елабуге литературным творчеством. В реальном училищеучился Маршал Советского Союза Леонид Говоров. В начале ВеликойОтечественной войны здесь в эвакуации провела последние дни жизнирусская поэтесса Марина Цветаева. В селе Сарали (ныне Бехтерево)родился Владимир Бехтерев – создатель школы психиатров России. Широкоизвестна династия купцов Стахеевых, которые контролировали хлебныйрынок Прикамья, владели нефтяными промыслами, золотыми приисками вСибири, пароходствами, заводами и фабриками. Во время второй мировойвойны в Елабуге был лагерь для немецких и японских военнопленных.
Исторически на этой территории в мире и согласии живут русские, татары,кряшены, марийцы, чуваши. За последние годы национальный состав Елабугипополнился башкирами, мордвой, евреями, украинцами, армянами,азербайджанцами и другими. По данным последней переписи населения, вЕлабуге проживает около 70 тысяч человек 40 национальностей.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
История Елабуги уходит в глубинувеков. Целая эпоха в археологии получила свое название благодаряоткрытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII – IIIвеками до н.э. Таинственная башня Елабужского Чертова городища -свидетель бурных событий Средневековья. Легенды, предания иисторические факты связывают с Елабугой великие имена от Темир-аксака иИвана Грозного до Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II, повысочайшему указу которой в 1780 году село Трехсвятскоепреобразовывается в город Елабуга.
5 национально-культурных объединений
- Самая многочисленная этнокультурная организация - Елабужскоеотделение Республиканской общественной организации кряшен РТ -объединяет более тысячи человек. Ее руководитель Людмила Григорьеваодновременно возглавляет Елабужское представительство Ассамблеи народовТатарстана. Подобно кряшенам, в начале 90-х годов марийцы создалинационально-культурную автономию «Мари-Памаш». Недавно объединилисьвыходцы из Кавказа: азербайджанцы - в НКА азербайджанцев «Дуслык»,армяне - в общественную организацию армянской общины. Вобщественно-политической жизни города активно участвует и Елабужскоеотделение исполкома Всемирного конгресса татар.
Стало доброй традицией участие национальных обществ во всехобщегородских мероприятиях, национальных праздниках «Сабантуй», «Деньгорода», «День республики» и других. Также они являются инициаторамимногих обрядовых праздников - «Навруз», «Масленица», «Питрау»,фестивалей Дружбы народов Елабужского края. Национальные обществапринимают активное участие в Республиканском конкурсе исполнителейнародной и современной песни финно-угорских народов РТ,научно-практических конференциях республики и за ее пределами -Марийской, Чувашской республик.
Надо отметить, роль общественных организаций чрезвычайна высока.Способствуя удовлетворению интересов каждой этнической группы, ониявляются стабилизирующим фактором в общественно-политической жизниЕлабуги. Ведь деятельность национально-культурных обществ направлена насохранение, изучение и развитие родного языка, культуры и быта своегонарода. А это как ничто лучше способствует укреплению межэтническогодиалога.
142 ученика этнокультурной воскресной школы
- С 2005 года два общеобразовательных учреждения нашего муниципальногорайона начали работать по учебному плану с этнокультурнымкомпонентом: в Старокуклюкской средней школе стали изучать обычаии традиции марийцев, а в Большешурнякской средней школе - историюи культуру кряшен. В 2006 - 2007 годах в Елабуге и крупных селах мыстали открывать воскресные этнокультурные школы по изучению родногоязыка и культуры марийской, удмуртской, чувашской, башкирской,кряшенской национальностей. В прошлом году, изучив опыт Московскогоучебно-воспитательного комплекса национальных культур школы № 1650, мыприняли решение создать этнокультурную школу в Елабуге.
Воскресная школа начала свою работу на базе средней школы № 3. Сейчас142 ученика - марийцы, чуваши, башкиры, армяне, азербайджанцы,украинцы, удмурты, кряшены - изучают родной язык и традиции своегонарода. Процессом образования и воспитания руководят восемь опытныхпедагогов.
6 сентября этого года была торжественно открыта этонокультурная школа.На церемонии присутствовали председатель Комитета Госсовета РТ покультуре, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев,заместитель Председателя Совета и руководитель исполкома СоветаАссамблеи народов РТ Николай Владимиров, директор Центра образования«Многонациональная воскресная школа» Майя Хухунашвили идругие.
Хочется отметить большой вклад руководителей диаспор вучебно-воспитательный процесс этнокультурной воскресной школы. Так,руководитель НКА азербайджанцев Зивар Аруджова обеспечивает учебнымипринадлежностями и наглядными пособиями, оформляет кабинеты, оплачиваеттруд педагогов по изучению истории культуры азербайджанского народа.Она подарила шикарные национальные костюмы для танцевальной группы.Руководитель диаспоры армянского народа Аршалуйс Антонян помогприобрести для педагогов учебники и методические пособия. БлагодаряЛюдмиле Григорьевой, которая возглавляет общину кряшен, былиприобретены национальные костюмы, картины, учебно-методические пособия.
1178 новых мигрантов
- Из года в год в Елабуге, которая имеет статус особой экономическойзоны, растет число мигрантов. В основном они трудоустраиваются на ЗАСС«Алабуга», ООО «Соллерс-Елабуга», ЗАО «Северсталь-ИСУЗУ», ЗАО «ДЕЛонги». Мы заинтересованы не только в том, чтобы восполнять недостающиетрудовые ресурсы, но чтобы представители ближнего и дальнегозарубежья оставались у нас жить. Поэтому мы приглашаем к нам не толькоработоспособных мужчин, но и их семьи. В городе создается необходимаяинфраструктура.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Надо отметить, что на миграционный учет за восемь месяцев этого годапоставлены как представители стран ближнего зарубежья, так и дальнего.212 человек приехали к нам на работу из Узбекистана, 144 - изКазахстана, 40 - из Азербайджана. В то же время из Германии приехало179 человек, из Италии - 113, из Турции - 28, из Японии - 20, изФранции - 16, из США - 10. В этом году в Елабуге стали жить и работатьангличане, чехи, испанцы, китайцы, датчане, австрийцы, финны, корейцы,канадцы. Одним человеком в нашем городе представлены такие страны, какБельгия, Бразилия, Исландия, Израиль, Греция.
160 мастеров национальных промыслов
- Есть у нашего татарского народа обычай отмечать в начале летапраздник плуга - Сабантуй. А в нашем городе исстари исход летаотмечался ярмаркой. И проходила она под сенью Спасского собора в дниотмечаемых в народе праздников Спаса - орехового, медового и яблочного.Отсюда и название нашей ярмарки, которую мы возродили после более чемполувекового перерыва. В середине XIX века знаменитую ярмаркуорганизовали купцы Елабуги. А прекратила она свое существование, когдабыли ликвидированы купечество и частная собственность. Сегодня, когда внашем городе снова на подъеме развитие экономики, с 15 по 17 августаэтого года мы восстановили историческую преемственность ярмарочнойторговли в Елабуге. Наше стремление - увеличить интерес и желаниезаниматься традиционными народными промыслами, декоративно-прикладнымискусством, а также помочь мастерам реализовать свою продукцию. Вярмарке участвовали 160 мастеров народных промысловдекоративно-прикладного и художественного искусства из 37 городовРоссии: Казани, Набережных Челнов, Арзамаса, Саратова, Ижевска, НижнегоНовгорода, Кирова, Мурома, Нижнего Тагила, Иваново, Оренбурга, Гжели,Тольятти, Ульяновска и других.
Хочется отметить разнообразие изделий с национальным самобытнымколоритом. Это матрешки, пуховые шали, марийские обереги, гжельскаяпосуда, татарские тюбетейки и ичиги, хохломские резные изделия, льняныерушники ручной работы и многое другое. В рамках Всероссийской Спасскойярмарки был организован фестиваль колокольного звона, в котором принялиучастие 18 мастеров колокольного искусства из шести городов России:Екатеринбурга, Самары, Ижевска, Камышина, Алексеевска и Елабуги.По-нашему мнению, у нашего города есть все шансы стать известнымярмарочным центром России. Ведь она уже включена в план мероприятийАссоциации малых туристских городов России, членом которой являетсяЕлабуга.
В 1993 годуЕлабуга получила статус особой экономической зоны. По этой причиненебольшой уютный город стал местом притяжения пролетариев всех стран,которые стали съезжаться на крупные промышленные предприятия. И это нетолько близкие нам по советскому прошлому армяне, узбеки, казахи,таджики, азербайджанцы. Среди приезжих много немцев, итальянцев,японцев, французов, американцев, англичан, испанцев, китайцев, датчан,австрийцев, финнов, канадцев. Одним словом, Елабуга стала особойэтнической зоной. О богатой многонациональной жизни города рассказываетглава Елабужского муниципального района Ильшат ГАФУРОВ.
40 национальностей маленькой Елабуги
- Как вы знаете, в прошлом году мы справили 1000-летие Елабуги. Вистории нашего города тесно переплетены культура и быт разных народов.Об этом рассказывает экспозиция краеведческого музея «Под городскимгербом». В ее основу вошли предметы ананьинской культуры (VIII - IIIвека до н.э.), фрагменты керамики булгарского периода (XII - XIV века),оружие крестьянской войны 1773-1774 годов, одежда и национальныеукрашения татар, русских, удмуртов, марийцев. В музее хранятся предметырелигиозного культа христиан и мусульман, предметы быта и орудия труда,рассказывающие о промыслах в нашем крае, мебель конца XIX - начала ХХвеков.
С Елабугой связана жизнь многих замечательных людей. Здесь провелдетство и юность русский художник-живописец Иван Шишкин. УчастницаОтечественной войны 1812 года «кавалерист-девица» Надежда Дуровазанималась в Елабуге литературным творчеством. В реальном училищеучился Маршал Советского Союза Леонид Говоров. В начале ВеликойОтечественной войны здесь в эвакуации провела последние дни жизнирусская поэтесса Марина Цветаева. В селе Сарали (ныне Бехтерево)родился Владимир Бехтерев – создатель школы психиатров России. Широкоизвестна династия купцов Стахеевых, которые контролировали хлебныйрынок Прикамья, владели нефтяными промыслами, золотыми приисками вСибири, пароходствами, заводами и фабриками. Во время второй мировойвойны в Елабуге был лагерь для немецких и японских военнопленных.
Исторически на этой территории в мире и согласии живут русские, татары,кряшены, марийцы, чуваши. За последние годы национальный состав Елабугипополнился башкирами, мордвой, евреями, украинцами, армянами,азербайджанцами и другими. По данным последней переписи населения, вЕлабуге проживает около 70 тысяч человек 40 национальностей.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
История Елабуги уходит в глубинувеков. Целая эпоха в археологии получила свое название благодаряоткрытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII – IIIвеками до н.э. Таинственная башня Елабужского Чертова городища -свидетель бурных событий Средневековья. Легенды, предания иисторические факты связывают с Елабугой великие имена от Темир-аксака иИвана Грозного до Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II, повысочайшему указу которой в 1780 году село Трехсвятскоепреобразовывается в город Елабуга.
5 национально-культурных объединений
- Самая многочисленная этнокультурная организация - Елабужскоеотделение Республиканской общественной организации кряшен РТ -объединяет более тысячи человек. Ее руководитель Людмила Григорьеваодновременно возглавляет Елабужское представительство Ассамблеи народовТатарстана. Подобно кряшенам, в начале 90-х годов марийцы создалинационально-культурную автономию «Мари-Памаш». Недавно объединилисьвыходцы из Кавказа: азербайджанцы - в НКА азербайджанцев «Дуслык»,армяне - в общественную организацию армянской общины. Вобщественно-политической жизни города активно участвует и Елабужскоеотделение исполкома Всемирного конгресса татар.
Стало доброй традицией участие национальных обществ во всехобщегородских мероприятиях, национальных праздниках «Сабантуй», «Деньгорода», «День республики» и других. Также они являются инициаторамимногих обрядовых праздников - «Навруз», «Масленица», «Питрау»,фестивалей Дружбы народов Елабужского края. Национальные обществапринимают активное участие в Республиканском конкурсе исполнителейнародной и современной песни финно-угорских народов РТ,научно-практических конференциях республики и за ее пределами -Марийской, Чувашской республик.
Надо отметить, роль общественных организаций чрезвычайна высока.Способствуя удовлетворению интересов каждой этнической группы, ониявляются стабилизирующим фактором в общественно-политической жизниЕлабуги. Ведь деятельность национально-культурных обществ направлена насохранение, изучение и развитие родного языка, культуры и быта своегонарода. А это как ничто лучше способствует укреплению межэтническогодиалога.
142 ученика этнокультурной воскресной школы
- С 2005 года два общеобразовательных учреждения нашего муниципальногорайона начали работать по учебному плану с этнокультурнымкомпонентом: в Старокуклюкской средней школе стали изучать обычаии традиции марийцев, а в Большешурнякской средней школе - историюи культуру кряшен. В 2006 - 2007 годах в Елабуге и крупных селах мыстали открывать воскресные этнокультурные школы по изучению родногоязыка и культуры марийской, удмуртской, чувашской, башкирской,кряшенской национальностей. В прошлом году, изучив опыт Московскогоучебно-воспитательного комплекса национальных культур школы № 1650, мыприняли решение создать этнокультурную школу в Елабуге.
Воскресная школа начала свою работу на базе средней школы № 3. Сейчас142 ученика - марийцы, чуваши, башкиры, армяне, азербайджанцы,украинцы, удмурты, кряшены - изучают родной язык и традиции своегонарода. Процессом образования и воспитания руководят восемь опытныхпедагогов.
6 сентября этого года была торжественно открыта этонокультурная школа.На церемонии присутствовали председатель Комитета Госсовета РТ покультуре, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев,заместитель Председателя Совета и руководитель исполкома СоветаАссамблеи народов РТ Николай Владимиров, директор Центра образования«Многонациональная воскресная школа» Майя Хухунашвили идругие.
Хочется отметить большой вклад руководителей диаспор вучебно-воспитательный процесс этнокультурной воскресной школы. Так,руководитель НКА азербайджанцев Зивар Аруджова обеспечивает учебнымипринадлежностями и наглядными пособиями, оформляет кабинеты, оплачиваеттруд педагогов по изучению истории культуры азербайджанского народа.Она подарила шикарные национальные костюмы для танцевальной группы.Руководитель диаспоры армянского народа Аршалуйс Антонян помогприобрести для педагогов учебники и методические пособия. БлагодаряЛюдмиле Григорьевой, которая возглавляет общину кряшен, былиприобретены национальные костюмы, картины, учебно-методические пособия.
1178 новых мигрантов
- Из года в год в Елабуге, которая имеет статус особой экономическойзоны, растет число мигрантов. В основном они трудоустраиваются на ЗАСС«Алабуга», ООО «Соллерс-Елабуга», ЗАО «Северсталь-ИСУЗУ», ЗАО «ДЕЛонги». Мы заинтересованы не только в том, чтобы восполнять недостающиетрудовые ресурсы, но чтобы представители ближнего и дальнегозарубежья оставались у нас жить. Поэтому мы приглашаем к нам не толькоработоспособных мужчин, но и их семьи. В городе создается необходимаяинфраструктура.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Учет иностранных граждан, прибывших в Елабугу
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. (8 мес.) |
501 чел. | 924 чел. | 1168 чел. | 1178 чел. |
Надо отметить, что на миграционный учет за восемь месяцев этого годапоставлены как представители стран ближнего зарубежья, так и дальнего.212 человек приехали к нам на работу из Узбекистана, 144 - изКазахстана, 40 - из Азербайджана. В то же время из Германии приехало179 человек, из Италии - 113, из Турции - 28, из Японии - 20, изФранции - 16, из США - 10. В этом году в Елабуге стали жить и работатьангличане, чехи, испанцы, китайцы, датчане, австрийцы, финны, корейцы,канадцы. Одним человеком в нашем городе представлены такие страны, какБельгия, Бразилия, Исландия, Израиль, Греция.
160 мастеров национальных промыслов
- Есть у нашего татарского народа обычай отмечать в начале летапраздник плуга - Сабантуй. А в нашем городе исстари исход летаотмечался ярмаркой. И проходила она под сенью Спасского собора в дниотмечаемых в народе праздников Спаса - орехового, медового и яблочного.Отсюда и название нашей ярмарки, которую мы возродили после более чемполувекового перерыва. В середине XIX века знаменитую ярмаркуорганизовали купцы Елабуги. А прекратила она свое существование, когдабыли ликвидированы купечество и частная собственность. Сегодня, когда внашем городе снова на подъеме развитие экономики, с 15 по 17 августаэтого года мы восстановили историческую преемственность ярмарочнойторговли в Елабуге. Наше стремление - увеличить интерес и желаниезаниматься традиционными народными промыслами, декоративно-прикладнымискусством, а также помочь мастерам реализовать свою продукцию. Вярмарке участвовали 160 мастеров народных промысловдекоративно-прикладного и художественного искусства из 37 городовРоссии: Казани, Набережных Челнов, Арзамаса, Саратова, Ижевска, НижнегоНовгорода, Кирова, Мурома, Нижнего Тагила, Иваново, Оренбурга, Гжели,Тольятти, Ульяновска и других.
Хочется отметить разнообразие изделий с национальным самобытнымколоритом. Это матрешки, пуховые шали, марийские обереги, гжельскаяпосуда, татарские тюбетейки и ичиги, хохломские резные изделия, льняныерушники ручной работы и многое другое. В рамках Всероссийской Спасскойярмарки был организован фестиваль колокольного звона, в котором принялиучастие 18 мастеров колокольного искусства из шести городов России:Екатеринбурга, Самары, Ижевска, Камышина, Алексеевска и Елабуги.По-нашему мнению, у нашего города есть все шансы стать известнымярмарочным центром России. Ведь она уже включена в план мероприятийАссоциации малых туристских городов России, членом которой являетсяЕлабуга.
Наталья ВЯТКИНА
Фото автора и из архива краеведческого музея
Казань - Елабуга – Казань
Фото автора и из архива краеведческого музея
Казань - Елабуга – Казань