Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (001) 2008 г.
→
В ДРУЖБЕ НАРОДОВ – СИЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЗАЛОГ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (001) 2008 г. / В ДРУЖБЕ НАРОДОВ – СИЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ЗАЛОГ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Рубрика "Политика"
«На территорииРоссии сохранились уникальное единство и многообразие, духовнаяобщность и союз различных народов», – подчеркивается в Концепциигосударственной национальной политики Российской Федерации. Однаконациональный вопрос остается одним из центральных в современной многонациональной России. Каким образом проводится государственнаянациональная политика в Татарстане? Каковы ее актуальные задачи иперспективы? Об этом интервью с Председателем Совета Ассамблеи народовТатарстана, Председателем Государственного Совета Республики Татарстан,доктором политических наук Фаридом МУХАМЕТШИНЫМ.
БОГАТАЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ПАЛИТРА РОССИИ
– Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональныхгосударств, где проживают более 160 народов и национальностей, каждыйиз которых обладает уникальными особенностями материальной идуховной культуры, – говорит Фарид Хайруллович. – Преобладающеебольшинство народов страны на протяжении веков сложились как этническиеоб-ности на территории России, и в этом смысле все они являютсякоренными народами, сыгравшими историческую роль в формированиироссийской государственности. Национальные отношения в современнойРоссии традиционно рассматриваются как часть федеративных.Регулирование межнациональных отношений, защита прав коренныхмалочисленных народов и сохранение национально-культурного многообразиявсегда были неотъемлемой составляющей государственной политики России.Поэтому вполне закономерно – проведение демократическойобщегосударственной этнополитики приобретает в нынешних условиях особоезначение. Практика общественного развития доказывает, что национальныхпроблем в «чистом» виде никогда не существовало и не существует. Онитесно переплетаются с социально-экономической сферой. Вместе с теммежнациональные контакты, как чрезвычайно сложная, многогранная сферасоциальных отношений, нуждаются в систематическом отслеживании состороны государства и целенаправленном регулировании.
– Насколько известно, в СССР былнакоплен богатый опыт по взаимодействию союзных и автономных республик,в гимне даже были такие слова: «Союз нерушимых республик свободных»…
– Увы, исторический опыт свидетельствует: СССР распался в немалой мерепотому, что те, кто отвечал за его судьбу в течение десятилетий, незадавались вопросом: куда ведет страну национальный вопрос. Вместоэтого делался поспешный политизированный вывод о том, что «национальныйвопрос» в том виде, в каком он был унаследован от прошлого, «решенполно-стью и окончательно». При этом мало кого интересовало: в какомсостоянии находятся на-циональные школы, учреждения национальнойкультуры, система обучения на родном языке. Более того, считалось, чтонациональные языки со временем вообще должны исчезнуть. И они исчезали.Исчезала самобытность народов страны, которая являлась важнейшимфактором сохранения ее единства. Как следствие, выросло несколькопоколений россиян, не знающих родного языка, не интересующихсянациональной культурой. Все это и считалось «решением национальноговопроса».
– Именно поэтому национальный вопросбыл и остается одной из центральных задач современной многонациональнойРоссии, без решения которой не может быть построена полноценнаяФедерация?
– В данном случае процесс строительства демократической Федерацииимманентно имеет два основания. С одной стороны, его развитие зависитот цивилизованности форм решения национального вопроса, а с другой – онневозможен без своевременного преодоления возникающих противоречий какна национально-государственном, так и наадминистративно-территориальном уровнях. Обе тенденции только вединстве могут стать прочным фундаментом динамичного развития Федерациив целом. Как следствие, эффективность функционирования федеральныхорганов власти и управления во многом будет зависеть от степени учетаими и полноты гармонизации интересов субъектов Федерации.
В этом смысле важнейшим системообразующим фактором становленияРоссийской Федерации выступает полиэтнический характер еегосударственности. Россия исторически формировалась какмногонациональное государство, в основе которого лежит историческийопыт народов, их самобытных культур и традиций. Отсюда важнейшая задачавласти любого уровня – сохранять и приумножать все ценное исозидательное, что накоплено веками, независимо от численности истатусности того или иного народа, усиливать интеграционные процессыкак на уровне регионов, так и Федерации в целом, обеспечиваяравноправное участие в них представителей всех национальностей страны.
В настоящее время многие отечественные и зарубежные теоретики ипрактики рассматривают принцип мультикультурализма как наиболееадекватный ответ на глобальные вызовы этнического сепаратизма иэтнонационализма. В 1991 году ОБСЕ приняла базовые документы о правахевропейских национальных меньшинств, в 1992 году была учрежденадолжность Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств ипринята Европейская хартия о региональных языках или языках меньшинств,а в 1995 году – Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальныхменьшинств.
Конституция РФ гарантирует права человека, в том числе и лицам,принадлежащим к национальным меньшинствам: «Каждый имеет право напользование родным языком, на свободный выбор языка общения,воспитания, обучения и творчества» (статья 26). «Не допускаетсяпропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальнуюили религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,расового, национального или языкового превосходства» (статья 29). Естьв Основном Законе и положения, касающиеся права на сохранение родногоязыка (статья 68) и прав малочисленных народов (статья 69). СуверенитетРоссийской Федерации был провозглашен от имени многонациональногонарода (статья 3). Тем самым Конституция страны закрепляетмультиэтническую модель российского общества.
– В 1996 году были приняты Закон РФ «Онационально-культурной автономии» и Концепция государственнойнациональной политики Российской Федерации. Какое значе-ниеэто имело для формирования институционального пространства России?
– Принципиальное. Это означало признание того, что национальнаяполитика охватывает все народы, в том числе не имеющие своихадминистративно-политических образований, и возможность самоопределениянародов без изменения сложившегося государственного устройства. Болеетого, появление в последнее десятилетие многих этнокультурныхобщественных объединений, центров, национально-культурных автономий(НКА) расширило пространство для формирования гражданскогополинационального российского общества.
– В Российской Федерации многоесделано для гармонизации межнациональных отношений. Государствомпресекаются проявления национальной розни, пропагандируются идеивзаимоуважения народов. И в этом смысле Концепция сыграла чрезвычайноважную роль – была создана правовая и идейно-политическая основа длядеятельности разных ветвей власти, политических сил и общественныхорганизаций. Но можно ли говорить о том, что из состояния фрустрации и«этнополитической агонии» общество неумолимо движется к оздоровлениюмежнационального климата на принципах законодательно обеспеченногоравноправия народов?
– Дело в том, что Концепция как система принципов и приоритетовв сфере межнационального взаимодействия требует подкрепления иуточнения в федеральном законодательстве. В целом, проводимой вРоссийской Федерации национальной политике пока недостаетфундаментального, научно обоснованного подхода, целостного виденияэтнонациональной составляющей многонационального государства в условияхглобализации. Примеров подобного поло-жения достаточно много. Нонаиболее поразительным и тревожащим является то, что в стране, гдеисторически бок о бок проживают сотни народов и национальностей, так ине воссоздано Министерство по делам федерации и национальностей.Отсутствует реальное представительство интересов наций на уровне СоветаФедерации – нет Палаты национальностей. Также отсутствует единыйнаучный центр, который бы анализировал процессы федеративного инационального развития. А ведь к настоящему времени в РоссийскойФедерации зарегистрированы и действуют более тысячи национальныхобъединений, в том числе 17 федеральных и более 500 региональных иместных национально-культурных автономий. Их деятельность охватываетпочти 70 регионов. Как следствие, федеральные, региональные и местныенационально-культурные автономии и объединения не в полной мере могутреализовать свой потенциал по консолидации общества и сохранениюобщественного согласия.
– Вы считаете, что ПоложенияФедеральной концепции государственной национальной политики во многомутратили свою актуальность и нуждаются в доработке? России нужендругой, качественный, основополагающий документ, отвечающий современнымзапросам общества?
– Важнейшая задача нынешнего этапа в развитии национального движения –это совершенствование и модернизация государственной национальнойполитики. Этот процесс синхронно должен идти как на федеральном, так ина региональном уровнях.
Любая социальная проблема – как болезнь: ее легче предотвратить, чемлечить. Поэтому взаимодействие государства и этносов необходимопереориентировать с «аварийного», как это нередко происходит, напланово-предупредительный «профилактический», стратегический режимработы.
Национальная политика сейчас уже не может ограничиваться лишькомплексом мероприятий по поддержке культур, языковых программ илисамобытности народов. Речь нужно вести о консолидации этносов,проживающих на одной территории. При этом работа должна идти в двухнаправлениях. С одной стороны, принятие единой рамочной Федеральнойконцепции, с другой – реализация поливариантной национальной политики,согласованной со специфическими условиями образа жизни народовреспублик, краев и областей.
В этом смысле важнейшими задачами в сфере совершенствованиямежнациональных отношений в стране в настоящее время выступаетнеобходимость возобновления совместно с Федеральными органами властиобсуждения законопроекта об Основах государственной политики в сферемежэтнических отношений в Российской Федерации. В свое время ПрезидентТатарстана и Государственный Совет республики дали отрицательный отзывна проект этого документа. В своих замечаниях мы рекомендовали уйти откаких-либо оценочных позиций, не отделять русский народ от другихнародов страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, исамоопределившийся. И каждый одинаков в своих правах. Россия неукладывается в классическую категорию нация – государство, как этопринято в странах западной демократии. Для обществ, где населениеразличается по языку, конфессии, культуре, нужны иные принципы иподходы.
Требует своего рассмотрения на правительственном уровне вопрос овключении в сетку федерального телевещания передач на национальныхязыках народов Российской Федерации. Давно нужен специальный канал,который регулярно рассказывал бы о жизни и проблемах народов,проживающих на территории нашей страны. Следует также ускоритьратификацию Европейской хартии региональных языков или языковменьшинств, которую Россия подписала согласно распоряжению ПрезидентаРоссии от 22 февраля 2001 года. Необходимо разработать комплекспоказателей системы раннего предупреждения и урегулированияпротиворечий в межнациональной сфере, а также ускорить проектированиесамой этой системы.
– Фарид Хайруллович, Вы сказали, чтонациональная политика должна развиваться в двух направлениях –федеральном и региональном. Предусматривает ли это разграничениеполномочий между Центром и регионами?
– Я считаю, что необходимо внести в федеральное законодательствоизменения, предусматривающие разграничение полномочий по реализациигосударственной национальной политики между федеральными органамигосударственной власти, органами власти субъектов Федерации и местногосамоуправления. Внести изменения в законодательство в части созданияфинансовой основы реализации государственной национальной политики,включающие введение в федеральной бюджетной классификации отдельнойстроки – «государственная национальная политика». Органы власти всехуровней должны принять организационные и правовые меры, направленные наусиление контроля и надзора в сфере межнациональных отношений.Необходимо организовать профессиональную переподготовку специалистоворганов власти в регионах страны, осуществляющих взаимодействие снациональными объединениями и религиозными организациями. Также нужноразработать и утвердить решением Правительства РФ Федеральную целевуюпрограмму по вопросам этнокультурного развития регионов России.
Необходимо переходить от политики дотаций к политике проектно-целевогои инфраструктурного финансирования этнокультурного развития регионов;формированию региональных стратегий этнокультурного развития; кподдержке межрегиональных инициатив, направленных на усилениеэтнокультурной и информационной связанности страны. Программно-целевоепланирование в сфере государственной национальной политики предполагаеттакже включение в федеральную целевую программу проектов икомплексов мероприятий, направленных на решение системных проблем вэтой области. Речь идет о формировании единого этнокультурногопространства страны, дальнейшей гармонизации межнациональных иэтноконфессиональных отношений, внедрении новых технологий создания ираспространения этнокультурных благ и повышении уровня удовлетворениядуховных потребностей граждан.
ТАТАРСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
– Что касается полиэтнического по составу населения Татарстана, товопросы национального строительства, сохранения и приумножения традициймежэтнического согласия, достижения духовно-нравственной исоциально-политической гармонии, единства народов традиционно являютсядля республики ключевыми, – продолжает Фарид Хайруллович. – Их можноназвать основой государственной безопасности Татарстана в прямом смыслеслова. Мир на нашей земле – это весомый залог продолжениядемократических преобразований, экономических и социальных реформ,культурного и духовного развития наций и народов. Республика всегдаотличалась стабильностью добрых отношений между населяющими егонародами. Эти традиции берут свое начало в глубине веков. Историяпоследних столетий не знает глубоких конфликтов на межэтническойоснове. А совокупность исторических и социальных факторов придаютТатарстану неповторимый полинациональный колорит. Очевидно, что притакой этнической специфике республики межнациональные отношенияприобретают доминантную социальную роль, придавая политике государствав этой сфере первостепенное значение.
– Как известно, в начале 90-хнациональный вопрос в Татарстане стал предметом особого внимания изаботы. Что было сделано в республике для достижения межнациональногомира и согласия?
– Первый Съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, сыгралисключительную роль в жизни народов республики. Татарстан, избрав курсна самостоятельность в проведении социально-экономических реформ, сталпервопроходцем в освоении и развитии договорной практики, отстаиваниипринципов федерализма и межэтнической толерантности – в целом созданияновой Российской государственности.
Важнейшими этапами того периода стали Декларация о государственномсуверенитете республики, Референдум 1992 года и принятая на его основеКонституция Республики Татарстан. Особую роль в стабилизации обстановкисыграл Договор о разграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и Республики Татарстан. Договор стал важнейшимшагом к упрочению межнационального мира как внутри республики, так и вотношениях с Федеральным центром, выступил идеологией доверия ивзаимопонимания, своеобразной общенациональной идеей, объединившей всенароды Татарстана.
По сути, именно в тот период начался новый этап в развитии национальныхдвижений. Особое внимание стало уделяться разработке и реализацииГосударственных программ поддержки культуры. Многое было сделано вобласти внедрения системы национального образования. Создан и успешнопрошел апробацию татарстанский вариант национально-региональногостандарта образования, потребность в котором и сейчас остро ощущаетсякак в республике, так и за ее пределами.
В Татарстане накоплен уникальный опыт взаимодействия религиозных игосударственных структур, направленный на сохранение и укреплениемежнационального и межконфессионального согласия. Есть много примеровконструктивного развития отношений между нашими народами, которые сталивозможны благодаря стабильной социально-политической обстановке вреспублике.
Как и в любой семье – только в обустроенном доме живет мир, согласие идостаток. За все эти годы ни при каких обстоятельствах не было созданони одного прецедента ущемления прав граждан по национальному илирелигиозному признаку. Твердая позиция Президента Татарстана МинтимераШариповича Шаймиева, Парламента и Правительства республики, четкоеследование курсу центризма в национальном вопросе повысили довериеграждан к институтам власти. Все это позволило успешно реализовыватьважнейшие стратегические социально-экономические решения по развитиюреспублики.
Сегодня Татарстан – один из самых предсказуемых и социально устойчивых субъектов Российской Федерации.
– Фарид Хайруллович, изменился ли за последние годы национальный состав Татарстана? Если да, то с чем это связано?
– В республике сейчас проживают представители 115 национальностей.52,9% населения составляют татары, 39,5% – русские. Численностьостальных народов – около 300 тысяч человек. Издавна в Татарстане живутчуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры, украинцы, белорусы, евреи,немцы. Есть в республике этнические группы, представленные несколькимисотнями человек – это аварцы, кумыки, ассирийцы, даргинцы, осетины,калмыки и многие другие.
В последние годы, в основном за счет миграции, происходит ростпредставительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличиласьтаджикская диаспора (около 4 тысяч), в 3 раза – армянская (около 6тысяч), в 2 раза – азербайджанская (более 10 тысяч).
Колорита многонациональной палитре добавляют вьетнамская и турецкаядиаспоры, относительно недавно появившиеся в республике. Сегодня всечаще этнологи и политики называют Татарстан регионом высокой культурымежнационального общения, крепких, проверенных временем традицийвзаимопонимания и уважения. Говорят об особых механизмах, «рецептах»уникальной толерантности в рамках Татарстанской модели этнокультурногоразвития.
– Сколько в республике национально-культурных организаций? Какую деятельность они осуществляют?
– В Татарстане зарегистрировано 66 национально-культурных общественныхорганизаций, около 40 из которых участвуют в деятельности Ассамблеинародов Татарстана. При Ассамблее работают Агентство социально-правовойзащиты иностранных граждан, многонациональная воскресная школа, Домадружбы народов в Казани и Набережных Челнах, Немецкий дом РеспубликиТатарстан. Вклад национально-культурных объединений в социальноеразвитие республики трудно переоценить. При активном участии Ассамблеии ее структурных подразделений, совместно с Министерством внутреннихдел и Управлением Федеральной миграционной службы решаются миграционныепроблемы граждан СНГ в Татарстане.
Активно занимается вопросами сохранения и развития родной культурыЧувашская национально-культурная автономия, она является одной из самыхкрупных в составе Ассамблеи. Более 10 лет в республике проводитсястаринный чувашский праздник хоровода «Уяв», фестиваль «Чувашскийсоловей», издается газета «Сувар».
Во многом благодаря деятельности Общества русской культуры была поднятаи успешно решается проблема русского национального образования, созданышколы и классы русского филологического профиля. Возрожден древнийкрасочный праздник «Каравон». Восстанавливаются православно-духовныецентры русского народа, вернулись из небытия концерты духовной музыки.
С XVII века значимую роль в культурной жизни Казани играютпредставители немецкой общины. Сегодня Немецкий дом Татарстана – этомногочисленные культурные связи с Германией, регулярные выставки, более40 курсов немецкого языка.
Большим успехом индийской общины стало установление прочных культурныхсвязей между Татарстаном и Индией. Работает школа индийскогоклассического танца «Сангита», а город Хайдарабад стал побратимомКазани. Активизировали в последнее время свою работу еврейская,азербайджанская, вьетнамская, корейская, марийская и другие диаспоры.
– На состоявшемся в декабре прошлогогода Съезде народов Татарстана был принят проект Концепции национальнойполитики Республики Татарстан [указоб её утверждении был подписан Президентом РТ 3 июля 2008 г., текстКонцепции - в разделе "Национальная политика в Татарстане" - прим.администратора сайта]. Станет ли в дальнейшем этот документ основой Государственной национальной политики в Татарстане?
– Да, Концепция направлена на объединение усилий органовгосударственной власти, местного самоуправления и институтовгражданского общества по гармонизации межнациональных отношений,профилактике экстремизма, созданию условий для удовлетворениятатарстанцами своих этнокультурных потребностей. Сквозной идеейдокумента проходит положение, что, с одной стороны, все народы,безусловно, уникальны и различны. У каждого этноса свой язык, традициии менталитет. Но с другой стороны, мы все равны и едины. Все мы –татарстанцы и россияне. И это нас объединяет. В Концепции используютсяпонятия «российской нации», «татарстанского согражданства» как частиобщероссийского согражданства. Обосновывается формула национальногостроительства – «Гражданское единство в этническом многообразии».
В документе прописаны подходы к решению целого ряда практическихвопросов, говорится о необходимости регулярного мониторинга этническойситуации на государственном уровне, укрепления заслона любым видамэкстремизма на национальной почве. Все это станет хорошим подспорьемдля подготовки Правительством Татарстана Государственной программы пореализации Концепции национальной политики и представлениязаконопроекта в Государственный Совет республики.
– На съезде народов ТатарстанаАссоциация национально-культурных объединений (АНКО) была преобразованав Ассамблею народов Татарстана. Чем было вызвано такое решение?
– За прошедший период деятельности круг задач АНКО Республики Татарстанзначительно расширился, повысилась степень ее участия в различныхсферах жизнедеятельности республики, а численность коллективных членовАссоциации увеличилась почти в четыре раза – до 35 объединений. Многиеиз них достигли высокого уровня самодостаточности, развернув работу построительству этнокультурных центров, открытию воскресных школ иустановлению культурных и деловых контактов с соотечественниками вдругих регионах России, ближнего и дальнего зарубежья.
АНКО наладила конструктивное взаимодействие с органами государственнойвласти различного уровня, органами местного самоуправления, культурнымии научными учреждениями, активно взаимодействовала справоохранительными органами по решению миграционных проблем. Постоянноразвивались и обновлялись методы и формы работы Ассоциации, расширялсямасштаб ее деятельности. Все это способствовало совершенствованиюмеханизмов развития этнокультурного движения, внесению соответствующихизменений в общественный и организационно-правовой статус Ассоциации.Появилась потребность в расширении состава членов объединения (какюридических, так физических лиц), его более полного представительствана всей территории республики. В связи с этим IX Конференция АНКОРеспублики Татарстан приняла решение обратиться к Съезду народовТатарстана с предложением – преобразовать Ассоциацию в Ассамблеюпредставителей народов, проживающих на территории Татарстана.
Перед Ассамблеей народов Татарстана стоит задача более эффективнойреализации потенциала этнокультурного движения республики, расширенияполномочий и географии. В отличие от АНКО в составе Ассамблеипредполагается членство не только юридических лиц – общественныхорганизаций, но и физических лиц из числа жителей республики. Этопозволит усилить взаимодействие Ассамблеи с органами государственной имуниципальной власти. Станет шире география национального движения – внего включится весь Татарстан. Появляется реальная возможность услышатьзапросы представителей абсолютно всех этнических групп республики,независимо от их численности. Для решения возникающих проблем Ассамблеяуже сейчас может обращаться к властям любого уровня, и те обязанысоответствующим образом реагировать на наши обращения.
– С высоких трибун не раз говорилось,что безусловным достижением Татарстана за последнее десятилетие сталоформирование целостной системы национального образования. Не могли быВы уточнить основные аспекты этой системы?
– У нас созданы детские сады, в которых процесс воспитания строится народном языке. Открыты подобные группы и в обычных дошкольныхучреждениях. Сейчас в Татарстане около 2 тысяч дошкольныхобразовательных учреждений, из них – 889 с татарским языком воспитания;53 – чувашских, 15 – удмуртских детских садов, 10 марийских групп. Вреспублике оптимальным вариантом государственной языковой политикивыступает национально-русско-татарское трехязычие. Такой подходпредполагает одинаково свободное, грамотное владение двумягосударственными языками (русским и татарским) и родным языком. Сегоднядля этого созданы необходимые условия, отработаны школьные программы. ВТатарстане функционируют более 1,5 тысячи школ с татарским языкомобучения, 148 – чувашских, 45 – удмуртских, 22 – марийских, 5 –мордовских. 34 школы – с русским этнокультурным компонентом.Представители народов изучают родные языки в 34 воскресных школах.Хорошо зарекомендовали себя учебные заведения с еврейским и кряшенскимэтнокультурными компонентами.
Традиционно высоким остается уровень преподавания русского языка. НаВсероссийской олимпиаде по русскому языку ребята из Татарстана ежегоднозанимают по 2–3 призовых мес-та. Реализуется программа «Русский язык вТатарстане». Стала традиционной филологическая конференция школьниковим. Льва Толстого.
Конечно, в такой сложнейшей сфере, как полилингвизм, нужны добротныеметодические раз-работки. В последние годы Академией наук Татарстанаподготовлено и издано более 30 науч-ных трудов, посвященных методикепреподавания языков и истории народов республики. В школы направлено 15программ и около 500 наименований учебников. Установлены регулярныеконтакты с национальными книжными издательствами ряда регионовРоссийской Федерации.
Понятно, что тяга к изучению родного языка формируется, прежде всего, всемье. Однако и органы власти всех уровней, система образования недолжны быть сторонними наблюдателями происходящих процессов. Незнаниеродного языка разрывает преемственность поколений, обедняет духовностьнарода, порождает трудности в общении с представителями своейнациональности. Наконец, родной язык является ретрансляторомнациональной культуры, и его утрата оказывает разрушительноевоздействие на все сферы образа жизни этносов. В связи с этим весьмаопасным является переход от трехкомпонентной структуры государственныхоб-разовательных стандартов к однокомпонентному, которыйпредусматривается в рамках Федерального закона «О внесении изменений внекоторые законодательные акты Российской Федерации». Данное положениелишает субъекты Российской Федерации соответствующих полномочийправового регулирования и фактически отменяет региональный(национально-региональный) компонент и компонент образовательногоучреждения. Указанная новация объективно влечет за собой не толькосокращение объемов преподавания родного языка и литературы, краеведенияв школах, но и существенное ограничение прав народов РоссийскойФедерации на полноценное национально-культурное развитие. Закон, такимобразом, содержит потенциальную угрозу всей системе национальногообразования в России.
– Для любого народа всегда актуальны ипроблемы сохранения и развития его культуры. Насколько известно, у насв республике многое делается для возрождения национальных праздников иобрядов, восстановления традиционных промыслов и ремесел.
– О чем речь, в республике сегодня работает 132 национально-культурныхцентра. Традиционными стали фестивали тюркских народов «Науруз»,татарской песни имени Вагапова, мусульманского кинематографа «Золотойминбар». Возродились многие народные праздники с многовековой историей.Это татарский Сабантуй, русская Масленица, чувашский «Раштуа»,марийский «Семык, мордовский «Балтай», татар-кряшен «Питрау» и другие.Традиционными стали ярмарки и фестивали искусств: «Татарстан – нашобщий дом», «Радужное многоцветие Татарстана», праздник народноготворчества «Играй, гармонь», который проводится уже более 20 лет.
В Татарстане работает более тысячи фольклорных коллективов (татарские,русские, чувашские, удмуртские, марийские, мордовские и другие), около2 тысяч народных театральных студий. Большой популярностью пользуютсянациональные библиотеки. Наряду с русскими и татарскими, в республикедействуют 238 чувашских книгохранилищ, 111 – марийских, 71 –удмуртское, 54 – башкирских, 50 – мордовских. 15 лет назад мы моглитолько мечтать о таком многообразии сокровищницы духовной культурынародов.
Пропагандой традиций и прикладного творчества этносов занимаются около100 музеев. Без преувеличения можно сказать, они собирают золотой фонднаций. Вступление наших музеев в Союз музеев России, российские имеждународные ассоциации позволили Татарстану не только заявить о себе,но и установить тесные контакты с музеями мира, наладить общение статарскими общинами в регионах России.
– В Татарстане накоплен большойпотенциал для развития традиционных народных промыслов, наработананадежная законодательная база. В 2005 году Парламент республики однимиз первых в стране принял Закон о народных художественных промыслах иремеслах. В результате были созданы Центр развития художественныхпромыслов, Палата ремесел, Художественно-экспертный совет по народнымпромыслам. Сформирован банк данных о предприятиях и мастерахдекоративно-прикладного искусства. Есть ли подобная практика в другихрегионах России?
– Думаю, что наша практика должна быть распространена на федеральномуровне. Следует составить реестр традиционных художественных промыслов,принять федеральную программу по их сохранению, возрождению иподдержке. Пока же эту проблему Татарстан решает исключительно своимисилами. Сейчас разрабатывается вторая республиканская программаподдержки ремесел на 2008–2012 годы.
Наталья ВЯТКИНА