Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (019) 2012 г. ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО "СЕМЬ СОРОК" И "ХАВА НАГИЛА"

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (019) 2012 г. / ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - ЭТО НЕ ТОЛЬКО "СЕМЬ СОРОК" И "ХАВА НАГИЛА"

Культура

Гости международного казанского фестиваля предлагают дать Президенту Татарстана Премию мира


На первый Международный фестиваль еврейской музыки (МФЕМ), организованный при поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова, с 4 по 6 июня в Казань съехались выдающиеся исполнители джазовой, клезмерской, современной еврейской музыки из России, Израиля, США, Австрии, Польши, Украины. По мнению организаторов, казанский фестиваль не только раскрыл многообразие еврейских музыкальных горизонтов, но и показал всему миру, что у представителей разных народов и конфессий, живущих рядом, нет поводов для разделений: они могут обогащать друг друга через знакомство со своей культурой. Об этом журналу «Наш дом - Татарстан» рассказал организатор проекта, художественный руководитель МФЕМ Эдуард Туманский.

 

- Эдуард Моисеевич, чья идея? С чего все началось?

- Все началось с поездки нашего ансамбля «Симха» в Одессу, на международный фестиваль клезмерской музыки. Это было в конце августа прошлого года: знаменитая Дерибасовская пела и плясала! В поездке с нами был Михаил Скоблионок, как вы знаете, он председатель и Татарстанской еврейской НКА, и Федеральной еврейской НКА. Мы задались вопросом: почему нельзя организовать подобный фестиваль у нас в Казани, например, на Петербургской? Решение приняли, и я буквально сразу составил проект фестиваля. А когда в казанской синагоге была встреча Президента Татарстана Рустама Минниханова с еврейской общественностью Казани, мы этот проект озвучили. Президент одобрил. Мы договорились, что половину бюджета фестиваля оплачивает республика, половину – еврейская община.     

- Отличался ли этот еврейский музыкальный форум от тех, которые проходят в других уголках земного шара?

- Обычно фестивали еврейской музыки представляют какое-то одно направление, например, клезмерское или академическое. А мы расшили эти границы, чтобы казанцы могли узнать, что еврейская музыка – это не только «Семь сорок» и «Хава нагила», а намного шире и глубже. Поэтому мы представили все музыкальные жанры, связанные только одним: либо это еврейская музыка, либо она написана еврейским композитором или же сыграна через еврейскую музыкальную составляющую. Каждый любитель музыки мог найти то, что ему больше всего по вкусу, начиная с клезмерской музыки и заканчивая популярной израильской. Была представлена современная музыка с элементами балканской, а также академическая, джазовая – практически все музыкальные жанры в том или ином объеме.

- Для чего было представлено такое жанровое многообразие?

- Казань – город многонациональный, и нам хотелось, чтобы как можно больше любителей разных музыкальных направлений пришли на фестивальные концерты. Клезмерская музыка, например, более близка тем, кто знает идиш, под который эта музыка звучит. Любители джаза, а их в Казани немало, во второй день фестиваля собрались  в саду усадьбы Сандецкого и с недоумением спрашивали: «Какое отношение имеет джаз к еврейской музыке?»

- И я хочу вас об этом спросить…

- Не все знают, что американский композитор Джордж Гершвин и «Король свинга» Бенни Гудмен – евреи. А Луи Армстронга, оставшегося беспризорником в 7 лет, взяла на воспитание одна еврейская семья, поэтому он прекрасно говорил на идиш, знал все молитвы и всегда носил звезду Давида на груди. В детстве ему купили трубу, он потому и стал трубачом. Его «Go Down Moses» - все оттуда, из приемной семьи. Джазовая традиция тоже имеет еврейские корни.

- А что касается нашей песни? 

- Советская, да и русская песня, которая давно стала народной, в большинстве своем написана композиторами-евреями. Начиная с гимна конной армии Буденного «Мы – красные кавалеристы» братьев Покрасс до других, ставших народными песнями «Марша энтузиастов» Исаака Дунаевского, «Катюши» Матвея Блантера, «На безымянной высоте» Вениамина Баснера. А «День Победы», который до сих пор поет вся Россия, - Давида Тухманова? Да эти песни можно перечислять бесконечно. Получается, через фестиваль удалось раскрыть еврейские музыкальные горизонты.

- Во второй день фестиваля был организован концерт в древнем Булгаре. С чем это связано? 

- В Булгар мы специально повезли молодежную команду исполнителей - лауреатов конкурса «Аллилуйя», который проходит в Иерусалиме, - это Елена Галкина, Давид Кобиашвили, Юлия Беляева. Получился такой музыкальный привет «От 3000-летнего Иерусалима - древнему Булгару». С одной стороны - это несколько неожиданно, но с другой - очень символично. Местные жители, в основном татары, собрались в своем Дворце культуры, и еврейская молодежь пела им свои современные песни. Во время концерта учитель танцев Дана Лифанова выводила местных татар танцевать с ней еврейские танцы. Публика была в полном восторге! И я думаю, в этом и есть заслуга фестиваля – воплотить в жизнь все разговоры о толерантности. На одном концерте в Булгаре удалось показать, как на деле могут взаимодействовать две культуры – еврейская и татарская.

- Эдуард Моисеевич, можете назвать самые яркие открытия фестиваля?

- Начну с певицы из Америки Робин Эркол. Это звезда американского Бродвея, но у нас ее не знают! Ее сравнивают с Барбарой Стрейзанд, Лайзой Минелли. Все, кто слушал ее на концерте, отметили высочайший профессионализм. Надо заметить, что это пласт культуры, с которым наш российский зритель не знаком – и даже не Москва, а Казань «вскрыла» его первой.

Начинающая, подающая надежды певица – еврейка, родившаяся на Кубе, которая сейчас живет в Израиле, - Яна Эсперанса Мирабель Родригес. Красивая девушка с кубинскими повадками, но с еврейской душой и песней. Она поет в жанрах израильской песни и испанско-кубинского направления. Удивительно, что в ней гармонично уживается и то, и другое.

Был квартет из Вены Романа Гринберга – это уже знакомый казанцам коллектив высочайших профессионалов. Квартет объездил весть мир и в еврейском музыкальном мире считается одним из сильных. 

Но настоящей бомбой стал приезд из Лос-Анджелеса выпускника Казанской консерватории Гаммы Скупинского - известного голливудского композитора. У него колоссальный успех! Многие ведь уезжали в Голливуд – тот же Александр Журбин, Максим Дунаевский, но такого уровня, как Скупинский, не добился никто. В Голливуде он основал студию «Gamma Soundworks», сотрудничая с такими известными киностудиями, как Сони Пикчерс, Кушнер-Локе, Нью Вэйв, Скупинский создал саундтреки к десяткам фильмов. В 2000 году фильм «Преступники» с музыкой Гаммы попал в десятку лучших независимых фильмов 2000 года. Важной вехой в карьере композитора стала работа по переозвучиванию более чем 30 фильмов с участием Джеки Чана.

Сейчас композитор - владелец оперной антрепризы «The WHOpera». Кроме популярных песен и музыки для кино, в творческом портфолио Скупинского - 12 симфоний, 3 балета, более десятка опер, 7 струнных квартетов, концерты для различных инcтрументов, камерные формы, джазовые произведения, аудиовизуальные инсталляции.

На казанском фестивале Гамма представил свои академические произведения, свой фильм. Его сразу же пригласили в Союз композиторов Татарстана, стали заключать с ним контракты.

- Кто был из местных?

- Естественно, ансамбль «Симха», который как всегда непревзойден, один из лучших в России, а может, даже и в мире, который играет клезмерскую музыку.

Еще назову оркестр татарской музыки Казанской государственной консерватории «Татарика» под управлением заслуженного деятеля искусств РТ профессора Рината Халитова. Они сыграли одно еврейское инструментальное произведение из репертуара «Симхи» и татарскую песню.

В фестивале принимала участие и популярная мальчиковая группа «Казан егетлэре», которая блестяще исполнила песню «Татарин и еврей». Кстати, удачный клип на эту песню был сделан несколько лет назад. Также казанские парни представили популярную «Хава нагила» в оригинальной аранжировке. Хочу заметить, что пели они на иврите (ради этого я занимался с ними).  

- Хотелось бы услышать о роли человека с двумя отчествами – так часто говорят про Львовича…

- Она неоценима! Заслуженный артист России, наш земляк Борис Афроимович Львович - профессионал с большой буквы: в течение 8 часов «держал» улицу Петербургскую, блестяще провел заключительный концерт. И хотя Львовича в Казани хорошо знают, я бы сказал, как-то недооценивают. Он постоянно снимается в кино (один из последних фильмов «Тяжелый песок»), создал уникальный коллектив «Генофонд» (в него вошли известные актеры кино России), достаточно оригинально выступает с сольными программами и как исполнитель авторской песни, и как автор книги закулисных баек «Актерская курилка».  

И опять-таки подарок фестиваля – это то, что Борис Львович будет чаще бывать в Казани, об этом шел разговор на встрече в министерстве культуры Татарстана. Стоит признать: не хватает в нашем культурном пространстве тех людей, которые от нас когда-то уехали…

- Что лично вас впечатлило на фестивале?

- На Петербургской концерт шел восемь часов! Такого в Казани еще не было! Один за другим выступали 16 коллективов из разных стран: каждому отводилось всего 20-25 минут. Многие казанцы просто проходили мимо, слушая ту или иную музыку: если нравилось - оставались, нет – шли дальше. Многие подходили к нам, благодарили. О событии на Петербургской были интересные отзывы в интернете.

- А приехавших артистов?

- Все гости из Израиля, Америки, Австрии, Украины, когда узнали, что будут выступать на улице, сначала ужаснулись: для них стало полной неожиданностью, что еврейская музыка может звучать на улице, да еще и в Татарстане, где развита мусульманская религия. Артисты рассказали, что когда их коллективы собирались на подобный фестиваль в Турцию, их сразу предупредили, что у них могут возникнуть сложности. Они не поверили, но столкнулись с жестокой реальностью.

И когда артисты увидели, что у нас на улице горожане разных национальностей и конфессий слушают еврейскую музыку и даже не расходятся, несмотря на холод, они чуть ли ни в один голос заявили, что нашему президенту надо дать Премию мира, потому что ничего подобного в других странах нет! А мы в Татарстане, надо признаться, часто не ценим, что живем в мире и согласии. Фестиваль как раз и подчеркнул, что у нас в республике прижились общечеловеческие ценности и ими надо дорожить.  

  

- Какие планы на будущее?

- Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, выступая на заключительном гала-концерте, от имени руководства республики сказал, что принято решение: фестиваль будет ежегодным. А раз есть решение – будет и финансирование. И тогда мы будем точно знать, на какие средства рассчитывать. У нас собралась хорошая команда – дирекция фестиваля. Есть масса проектов: хотелось бы пригласить больше коллективов, сделать один день академическим.  

- После всякого масштабного события принято подводить итоги, делать выводы.

- У нас как у людей творческих была задача – показать свое искусство как можно большему числу зрителей. Но то, что произошло в Казани – городе, где мы родились и живем и дружим со всеми, - событие знаковое не только для России, но и всего мира, и при дальнейшем рассмотрении имеет политическую основу, хотя мы к этому не стремились. Через фестиваль еврейской музыки Татарстан показал пример, что у представителей разных народов и конфессий нет повода для разногласий и разделений, наоборот, они могут обогащать друг друга, и в первую очередь через знакомство с культурой своего народа. 

 

Наиля БИЛАЛОВА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА

1768 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru