Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (019) 2012 г. У МИГРАЦИИ МУЖСКОЕ ЛИЦО

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (019) 2012 г. / У МИГРАЦИИ МУЖСКОЕ ЛИЦО

Миграция


Узбеки и таджики болезненно переживают изолированность от семьи и адаптацию на работе



Какие именно проблемы возникают у мигрантов по трудоустройству и адаптации, когда они взаимодействуют с государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и местными жителями? На эти вопросы отвечает исследование межнациональных отношений и положения трудовых мигрантов в Татарстане, которое с 1 июля по 19 августа прошлого года провели Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан и благотворительная некоммерческая организация «Новый век».

Было опрошено 100 трудовых мигрантов: половина из них - преобладающая в регионе группа приезжих - выходцы из Узбекистана. Вторая по численности группа мигрантов - таджиков - охватила 20 человек. В третью и четвертую группы, исходя из количества приезжих, вошли представители Азербайджана и Турции - по 15 мигрантов.

Социальный портрет

Как показал опрос, большинство мигрантов - мужчины от 30 до 49 лет, со средним образованием, состоят в браке - зарегистрированном или гражданском. 40% трудовых мигрантов проживают в республике с кем-либо из членов семьи - с братьями, сестрами, родителями и детьми. 60% - отдельно от своих семей.
71% респондентов отметили, что имели предварительную договоренность о работе, 29% искали, где трудиться, уже после приезда в Татарстан.
Подавляющее число опрошенных - 62% - проживают в общежитии. Чуть больше трети - на съемных квартирах. Доля тех, кто имеет собственное жилье или обитает у родителей, - незначительна.
Основные цели приезда, по мнению мигрантов, - заработать как можно больше денег - 74%, остаться жить в Татарстане - 22%, стать более независимым и заработать уважение окружающих - 14%, выучить язык и получить новые навыки - 8%.
Среди важных причин, по которым нашу республику выбирают в качестве места работы и проживания, - хорошее отношение к мигрантам и разным религиям со стороны властей и местного населения, а также рекомендация родственников и знакомых. Возможность быстрого трудоустройства стала одной из причин при выборе Татарстана для каждого третьего респондента.

Межнациональные отношения

Судя по опросу, можно сделать вывод, что ситуация в сфере межнациональных отношений за последние два-три года улучшилась. Лишь 3% респондентов отмечают ее ухудшение. На вопрос «Есть ли межнациональная напряженность в Республике Татарстан?» 69% респондентов ответили отрицательно. Только каждый пятый признался, что испытывает такое ощущение. Однако на более конкретный вопрос «Были ли вы свидетелем конфликтов между людьми разных национальностей?» 83% опрошенных ответили «Нет», из них 65% - «Однозначно нет». С подобными конфликтами сталкивался лишь каждый шестой.
Что касается работы органов власти в сфере межнациональных отношений, то более 60% опрошенных оценивают ее положительно. Более того, 81% оценивают наиболее доброжелательное отношение к себе именно со стороны власти Республики Татарстан.
Сравнительно небольшая негативная оценка дана правоохранительным органам: 9% респондентов заявили о враждебном отношении к себе. Возможно, это связано со спецификой деятельности: полицейские изначально проявляют больше подозрительности и критичности по отношению к населению, чем представители других профессий.
Немаловажный факт - почти три четверти респондентов, живущих у нас в республике, не испытывают враждебного отношения к себе со стороны представителей других национальностей.

Адаптация

86% опрошенных мигрантов, которые в основном проживают с большой родней на съемных квартирах и в общежитиях, удовлетворены своими условиями проживания. 14% хотели бы их улучшить.
Что касается получения медицинской помощи, то только у трети респондентов есть страховой полис, примерно столько же - 36% - оплачивают лечение сами. Каждый пятый обращается за помощью к врачу по месту работы, 6% - к знакомому врачу и столько же вообще не получают медицинских услуг.
Подавляющее число респондентов - 87% - не испытывали никакого насилия и принуждения со стороны работодателей за время трудоустройства в нашей республике. Только 10% отметили различные формы нарушения их трудовых прав.
Среди нарушений трудовых прав мигранты в первую очередь называют задержку заработной платы: ее испытали 4% от общего числа опрошенных. Работа повышенной интенсивности, на износ на втором месте - ее отметили 3% респондентов. На последнем месте - работа без оплаты и больше оговоренного времени.
Многие мигранты - три четверти - среди негативных последствий отмечают, прежде всего, психологический дискомфорт, связанный с разлукой с семьей. Незащищенность из-за статуса иммигранта испытывает только каждый десятый. Еще меньше тех, кто считает, что его работа в Татарстане ниже уровня полученных навыков и образования.
Анализ проблем, с которыми сталкиваются мигранты во время работы в нашей республике, показал, что возникают трудности в общении с коренным населением, отсутствует уверенность в собственной безопасности, возникает эмоциональный дискомфорт из-за нового места жительства - все это беспокоит более трети опрошенных. Проблемы со здоровьем, поиском работы и бытовые сложности волнуют приезжих примерно одинаково. И достаточно мало заботят правовые трудности, отсутствие помощи со стороны посольства и диаспоры.
Приезжие из Узбекистана и Таджикистана, как показал опрос, острее воспринимают социально-психологические проблемы, такие как изолированность от семьи, трудности в общении и адаптация на работе. Возможно, это связано с особым укладом жизни в этих странах: большие семьи, крепкие связи между родственниками, взаимовыручка, высокий статус старших.
Однако более половины всех опрошенных - 51% - не испытывают различных проблем и не боятся столкнуться с ними.
Тщательный анализ показал, что значимых взаимосвязей между социальными характеристиками мигрантов и восприятием ими проблем не существует. Это позволяет говорить о том, что особенности возраста, пола, семейного положения, уровень образования и уровень знания государственных языков республики не оказывают существенного влияния на трудности в адаптации трудовых мигрантов. Получается, что особенности социальных характеристик не создают приезжим дополнительных сложностей. Значит, в Татарстане созданы равные условия для всех видов социальных групп трудовых мигрантов.

Поддержка

Каждый пятый респондент отметил, что нуждается в курсах по изучению государственных языков Татарстана. Почти половина опрошенных говорят о необходимости создания школ русского языка для детей-мигрантов.
Почти треть выразили желание пройти правовые курсы. Попытка определить социальные характеристики тех, для кого проведение курсов наиболее значимо, не дала результата: все социальные группы трудовых мигрантов нуждаются в помощи примерно одинаково.
Только для 22% опрошенных важно повышение квалификации или получение новой специальности.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ


Миграционная ситуация в Республике Татарстан
Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в РТ:
Законодательная база в сфере миграционной политики
- За последние годы в Российской Федерации был принят ряд важных и прогрессивных законов, которые позитивно повлияли на развитие российского миграционного законодательства. Вместе с тем комплексных, системных преобразований пока нет, решаются отдельные проблемные вопросы, возникающие в сфере миграции, а всеобъемлющий системный подход отсутствует. Необходимо принятие Концепции государственной миграционной политики РФ.
Профессиональная подготовка и переподготовка мигрантов
В Республике Татарстан фактически отсутствует профессиональная подготовка и переподготовка мигрантов. В Европейской Конвенции «О правовом статусе трудящихся мигрантов», которая, к сожалению, Россией не ратифицирована, определено, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, которые были на законных основаниях допущены на территорию Договаривающейся Стороны, имеют на той же основе и на тех же условиях, что и национальные трудящиеся, право на общее образование и профессиональную подготовку и переподготовку и им обеспечивается доступ к высшему образованию в соответствии с положениями, регулирующими в общем плане прием в различные образовательные заведения в принимающем государстве. Решению проблемы может способствовать создание в республике Центра профессиональной подготовки специалистов - граждан стран СНГ.

Трудовое законодательство
Существует проблема территориальной привязки трудящегося-мигранта к конкретному субъекту РФ, сопряженная с привязкой к конкретному работодателю. Действующая в России система трудоустройства иностранных граждан построена таким образом, что иностранный работник фактически не может изменить место работы, свободно распоряжаться своим трудом, что ставит его в зависимость от работодателя. Более того, в разрешении на работу четко указывается профессия работника, по которой он и должен осуществлять трудовую деятельность в России. Вместе с тем в иммиграционной политике большинства западноевропейских стран наблюдается переход к более гибкой форме регулирования, так называемой схеме рабочей авторизации (WV\WA). Данный подход может быть перспективным и для Российской Федерации, поскольку обеспечивает более гибкий режим привлечения иностранной рабочей силы.

Правовое просвещение
Проблема - трудовые мигранты не знают действующее законодательство РФ, не знают своих прав и обязанностей. В свою очередь, законом не предусмотрено правовое просвещение мигрантов. На уровне Республики Татарстан можно рассмотреть возможности создания обучающих центров для мигрантов, в том числе на базе общественных организаций.
Здравоохранение, социальное страхование
Иностранные работники, временно прибывающие в Российскую Федерацию, не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Такое положение не обосновано и не соответствует международным стандартам. Поскольку основной целью прибывания данных лиц в Российскую Федерацию является осуществление трудовой деятельности, целесообразно распространить на них действие норм законодательства, устанавливающих право на получение пособий по временной нетрудоспособности, выплат при несчастных случаях на производстве при осуществлении трудовой деятельности.

Жилищное обеспечение
Действующее законодательство не предусматривает обеспечение жильем трудовых мигрантов. Возможные пути решения - выдача квот должна предоставляться только под гарантии работодателя, который должен обеспечить нормальное пребывание трудовых мигрантов, в том числе жилищные условия.

Семья и дети
Формально российское законодательство всем детям мигрантов предоставляет возможность учиться в школах и получать базовую медицинскую помощь. Однако нередко в силу незнания русского языка и самоизоляции мигранты оставляют детей вне всяких каналов социализации. Существует необходимость разработки и реализации в Республике Татарстан программы интеграции детей зарубежных иммигрантов в образовательную среду. Одной из важнейших ее задач должно стать создание школ русского языка - структурных подразделений образовательных учреждений, ведущих комплексную работу по обучению и адаптации детей-мигрантов.

Стигматизация
Большинство из прибывающих в Республику Татарстан трудовых мигрантов не имеют никаких контактов с местным населением. Они нередко живут замкнутой общиной, противостоящей принимающему обществу, что минимизирует возможность полноценного узнавания мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена, преодоления стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в социум.

Национально-культурный компонент
Данный компонент заслуживает положительной оценки. Необходимо продолжать развитие национальных диаспор и создание на их базе национально-культурных просветительских центров.

Эффективная занятость
Эффективная занятость - это площадка для информационного обмена со странами-донорами, биржа труда, взаимодействие со службой занятости. В Республике Татарстан фактически отсутствует миграционная инфраструктура, включающая в себя банки данных о вакансиях, миграционные биржи труда, что затрудняет организованное перемещение мигрантов и приводит к отсутствию информации о рабочих вакансиях. Упорядочению привлечения мигрантов к труду способствовало бы создание «трудовых бирж» - своеобразных банков данных, где трудовые мигранты могли бы получить информацию о наличии вакансий у себя на родине и соответствующих квалификационных требованиях.


Наиля БИЛАЛОВА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА, Натальи ВЯТКИНОЙ

1707 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru