Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №12 / «И СЛОВО РУССКОЕ МЫ ЧТИМ»
Близится к завершению 2007 год, объявленный в Российской Федерации Годом русского языка. Известно, что русский язык – это родной язык для ста семидесяти миллионов человек, а понимают его триста пятьдесят миллионов. Русский язык является четвёртым по распространенности в мире. Это язык общения представителей более ста шестидесяти народов, проживающих в России. Русский язык – это язык великой литературы, язык А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, И.А.Бродского и Б.Л.Пастернака, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены тоже на русском языке. Русский язык изучают сто восемьдесят миллионов человек. Таким образом, он является языком глобального общения, и Год русского языка ещё более отражает его значимость для мировой цивилизации.
У нас – в Республике Татарстан – два государственных языка (русский и татарский), и русский язык с полным правом и на равных основаниях изучается во всех общеобразовательных учреждениях. Это про нас, жителей Татарстана, можно сказать словами: «Но русский есть язык. И он навеки мне близок и понятен, как родной. Две речи в моём сердце, будто реки, звучат, текут, становятся одной»!
В республике созданы и законодательно закреплены все необходимые условия для сохранения и всестороннего развития двух государственных и других языков, обеспечивается свобода выбора языка общения, воспитания и обучения. Успешно завершено выполнение Республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане» на 2001-2005 годы, которая позволила реализовать принципы системности и научности языковой политики, подойти к планомерному выполнению её основных направлений. В настоящее время реализуется Республиканская целевая программа «Русский язык в Татарстане» на 2006-2010 годы.
Всё это позволило создать в республике сорок семь школ с русским (родным) компонентом содержания образования, в которых обучаются 10124 учащихся. Расширилась сеть школ, где увеличено количество часов на обучение русскому языку за счёт школьного компонента учебного плана (1311 школ, 108145 учащихся). Увеличилась доля старшеклассников, обучающихся в классах филологического (русский язык) профиля (5,3 процента). Улучшается оснащённость кабинетов русского языка и литературы. В этом году для школ республики приобретено 53 кабинета русского языка на сумму более шести миллионов рублей, 32 кабинета поставлены за счёт Федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)».
По итогам республиканского смотра-конкурса кабинетов русского языка школы будут награждены современными техническими средствами обучения и мебелью. Так, например, победившая в конкурсе гимназия № 7 Ново-Савиновского района города Казани была награждена современным кабинетом русского языка, а учитель этой гимназии Т.В.Мухина, чей кабинет занял первое место, получила денежную премию в размере десяти тысяч рублей.
По итогам проверки изучения развития общеобразовательных школ с русским этнокультурным компонентом пятнадцать школ и пять работников библиотечной системы были награждены комплектами художественной литературы «Русская классическая литература ХХ века» на сумму двести тысяч рублей. По сообщению отделов (управлений) образования, в 2006/2007 учебном году на совершенствование обучения русскому языку (оснащённость кабинетов, курсы повышения квалификации, премирование учителей и другое) израсходовано более 5,6 миллиона рублей.
2007 год – год активной реализации приоритетного национального проекта «Образование». В процессе конкурсного отбора выявлены и поощрены лучшие школы, лучшие учителя, инициативная, способная, талантливая молодежь. Обладателями премии Президента Российской Федерации стали и школы с русским этнокультурным компонентом: гимназии №№ 93, 37, 75 города Казани, тридцать семь учителей русского языка и литературы из двухсот восьмидесяти девяти педагогов, участвовавших в конкурсе. В республиканском конкурсе «Учитель года Республики Татарстан – 2007» из пятидесяти девяти педагогов приняли участие десять учителей русского языка и литературы. Учитель русского языка и литературы Балтасинской средней общеобразовательной школы А.Ю.Закиева заняла второе место.
В республике прошли разнообразные мероприятия, посвящённые Году русского языка: научно-практические конференции учителей и школьников, акции «Чистое слово», фестивали, конкурсы чтецов, сочинений, праздники поэзии и другие.
Так, в Зеленодольске были проведены «Онегинские чтения», научно-практическая конференция учащихся «Историко-культурное наследие Зеленодольского региона», в Набережных Челнах – фестиваль научно-исследовательских работ учащихся «Паруса науки» (секции литературоведения и лингвистики), фестиваль-конкурс коллективов народной музыки и фольклора «Живи, родник», в Казани – общегородская литературная игра «Виктория», «Рождественские чтения», Кирилло-Мефодиевские чтения (в Московском, Советском районах) и другие мероприятия, позволившие ярко раскрыть богатейший культурный потенциал представителей различных народов, проживающих в республике.
Налажена тесная связь общеобразовательных учреждений с учёными-филологами Казанского государственного университета (КГУ), Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ), Елабужского государственного педагогического университета. Большую помощь оказывают учителям и учащимся сотрудники Института развития образования РТ через проблемные курсы учителей, научно-практические конференции школьников и педагогов, научно-методические семинары. Значительно возрос интерес к исследованию закономерностей контактирования русского языка с другими национальными языками, его роли в диалоге культур.
23-25 января 2007 года Министерством образования и науки Татарстана, КГУ и ТГГПУ была проведена IV республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке» («Татьянин день»), посвящённая памяти Т.А.Геллер. 18-21 апреля 2007 года на базе ТГГПУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «В.А.Богородицкий и современные проблемы исследования и преподавания языков», посвящённая 150-летию со дня рождения этого выдающегося русского лингвиста. Причём, в работе конференции приняли участие не только учёные-филологи, но и учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений республики. По её итогам были опубликованы два сборника.
Совместно с учёными вузов проводится большая работа по выявлению, поддержке и развитию способных, одарённых детей по русскому языку и литературе, по подготовке учащихся к участию во всероссийских конкурсах и на олимпиадах.
24 апреля была проведена V республиканская конференция школьников имени Л.Н.Толстого, посвящённая Году русского языка и Году благотворительности. На отборочный тур конференции было представлено более тысячи четыреста творческих работ. В её заключительном этапе участвовали более ста шестидесяти школьников, а по итогам конференции был издан сборник «Пятая республиканская научно-практическая конференция школьников им. Л.Н.Толстого. Творческие работы учащихся».
Радует то, как рассуждают наши дети о проблемах взаимодействия языков, культуры представителей народов, проживающих в нашей многонациональной республике, подтверждая слова академика Д.С.Лихачева: «Как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья. Поволжья, – поймите это! – то есть народы, живущие на великой русской реке Волге. А разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он всё у тебя в кармане, и даже, глядишь, денег становится больше».
Наши дети понимают, что полилингвизм призван стимулировать общекультурное развитие личности школьника, расширить его кругозор, обогатить язык и сознание. Он открывает доступ к диалогу мировоззрений и культур, позволяет осознать себя в качестве носителя национальных ценностей на общем культурологическом фоне цивилизации.
В республике ежегодно проводятся олимпиады по двадцати семи учебным предметам, в том числе и по русскому языку и литературе, отдельно для учащихся школ с русским языком обучения и для учащихся школ с родным (татарским, чувашским и другими) языком обучения. В рамках олимпиад школьников состоялись республиканские конкурсы чтецов «Я зажёг в своем сердце костер… Мой костер – к людям мира любовь», республиканские конкурсы газет, альманахов «Спешите делать добро», посвящённые Году русского языка, 185-летию со дня рождения русского поэта Н.А.Некрасова, 185-летию – писателя Ф.М.Достоевского, 70-летию со дня рождения поэтессы Б.А.Ахмадулиной, 70-летию В.Г.Распутина.
Опыт предшествующих лет показал высокую эффективность этих мероприятий в достижении трёх взаимосвязанных целей: воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как одному из двух государственных языков Республики Татарстан и государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения её народов, языку одной из величайших культур мира, пробудить интерес к его глубокому изучению, выявить школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одаренных лингвистической интуицией, способных к дальнейшему изучению и исследованию русского языка в высших учебных заведениях.
Для верного выполнения олимпиадных заданий по русскому языку и по литературе недостаточно простой начитанности, осведомлённости в тех или иных разделах русского языкознания. Необходимо умение наблюдать и анализировать языковой материал: опознавать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, находить аргументы, делать выводы и обобщения, то есть применять свои знания. И наши учащиеся это умеют. Не случайно в 2006 году победителями и призерами на всероссийских олимпиадах по русскому языку и литературе стали двенадцать школьников из Татарстана, а в 2007 году уже четырнадцать наших ребят заняли первые и третьи места.
Взаимосвязанное изучение языков и культур служит государственным интересам республики и всей страны, отвечает потребностям образовательного процесса Татарстана, всемерно содействует гуманитаризации образования и, одновременно, формированию полилингвиста. Наши дети с удовольствием изучают русский и татарский языки. В 2007 году на государственной (итоговой) аттестации в форме Единого государственного экзамена тридцать восемь выпускников получили сто баллов, тридцать четыре из них – по русскому языку.
В целях повышения престижа образования и качества знаний учащихся по русскому и татарскому языкам, мобилизации учащихся на самосовершенствование, успешность, реализацию творческого потенциала, в январе-марте был проведён многоэтапный республиканский конкурс сочинений учащихся «Без булдырабыз!» («Мы можем!») на двух государственных языках.
Бережное отношение взрослых к творчеству юных – гарант развития пытливости их ума, полёта творческой фантазии, устремлённости к познанию. Учащиеся республики стали победителями и дипломантами VII Международной детско-юношеской научной конференции «Санкт-Петербург, Царское село. Пушкин и культура» (представитель татарской гимназии № 2 Московского района Казани), на празднике детского творчества «Мой Пушкин» (Казани и Зеленодольска), олимпиады Московского государственного университета (Бугульмы), окружного конкурса эссе (шесть победителей из Заинского, Пестречинского и Тетюшского районов республики), Интернет-фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2007» (Мензелинска), заочного Российского конкурса «Вдохновение» (Бугульмы и Чистополя), конкурса сочинений «Письмо Президенту» (Апастовского района) и других. География победителей конкурсов в России из Республики Татарстан ежегодно расширяется.
30 ноября 2007 года в Культурно-развлекательном комплексе «Пирамида» прошло итоговое республиканское мероприятие «И слово русское мы чтим…», на котором были подведены итоги проведения в Татарстане Года русского языка. Представители Кабинета Министров Татарстана, министры культуры, образования и науки награждали тех, кто внёс значительный вклад в проведение Года русского языка, в решение насущных проблем функционирования и изучения русского языка в поликультурном пространстве республики. За отличное владение русской речью, достигнутые результаты во всероссийских конкурсах и олимпиадах по русскому языку награждали и учащихся. Музыка, улыбки, смех, объятия, слёзы учителей разной национальности, преподающих русский язык в школах. Фотографии с учёными-филологами на память… Всё это в фойе. А на сцене – русская речь, русские танцы, русские романсы, песни, музыка, цветы… Думается, что этот праздник навсегда запомнится его участникам.
В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год глава государства В.В.Путин подчеркнул: «Забота о русском языке и рост влияния российской культуры – это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несёт в себе серьёзный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старым поколениям».
Республиканское мероприятие по подведению итогов Года русского языка «И слово русское мы чтим…» ещё раз подтвердило, что языковая политика в Республике Татарстан обеспечивает сохранение и развитие русского языка как хранителя нравственных ценностей и культурного наследия русского народа, как средства единения многонационального народа республики и России в целом, способствует взаимообогащению национальных языков и культур, их сближению и созданию в Татарстане взаимного доверия и согласия.
Основную роль в утверждении многоязычия играет школа, которая фактически становится организатором общения детей на двух и более языках. Именно в школе дети приобретают опыт общения в двуязычном коллективе, у них возникает естественное стремление к познанию языка и своей культуры, а также неродного языка и иной культуры. Нам много еще предстоит сделать по формированию личности нового типа – личности, владеющей несколькими языками, личности, открытой как для своей (родной) культуры, так и для культур представителей народов, проживающих рядом, личности, ориентированной на передовые достижения современной мировой культуры.
Профессионалам ясно, что это продолжительный процесс, который требует много сил, энергии и серьёзной работы. И богатый творческий потенциал учёных-филологов, педагогов, управленцев позволяет надеяться, что мы успешно решим эту задачу.
Материал подготовлен Министерством образования
и науки Республики Татарстан