Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №10 / Мария СЕМЁНОВА. ИЗУЧЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
народности кряшен г. Казани
Деятельность Кряшенского фольклорного центра (КФЦ) при Общественной организации народности кряшен города Казани сосредоточена на работе по возрождению традиционных ценностей культуры кряшен. Основная его задача заключается в пробуждении активности носителей Кряшенского фольклора, восстановлении условий для полноценного развития кряшенской этнической культуры и фольклорной преемственности поколений.
За пять лет существования КФЦ и работы Кряшенского фольклорного ансамбля "Берменчек" ("Вербица") при Казанском государственном университете культуры и искусства (КГУКИ) было сделано немало. Однако объём работы, которую ещё надо проделать (учитывая, что кряшены проживают на территории 26 районов, в 192 деревнях, городах Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск и других) поистине огромен. Поэтому центру необходимы понимание и забота со стороны своей республики. Давно доказано, что духовные ценности кряшен, основанные на симбиозе дорелигиозных тюркских традиций и христианства, есть свершившийся факт истории. А эти ценности принадлежат не только кряшенам, но и всем тюрко-татарам, а также мировому сообществу.
Большое значение КФЦ придаёт работе с детьми. В Казани, в Набережных Челнах, селе Крещёная Серда действуют кряшенские детские группы воскресных школ. Мы надеемся, что этот опыт получит распространение и в других городах и сёлах республики. Постепенно готовятся учебные пособия по фольклору, декоративно-прикладному искусству, пристального внимания требует к себе и музейное дело. Кроме как в самодеятельных краеведческих музеях при школах и клубах некоторых сёл республики, ознакомиться с историей, культурой, бытом кряшен практически негде. Очевидно, что без решения этих проблем кряшенские этнические ценности могут исчезнуть вовсе.
КФЦ объединяет энтузиастов, специалистов, занимающихся сбором, исполнением и пропагандой этнических песен, христианских духовных стихов и песнопений на кряшенском языке, обрядового музыкально-поэтического фольклора, произведений народной инструментальной музыки, изготовлением предметов декоративно-прикладного искусства. Важным направлением его деятельности является работа по изготовлению и возрождению старинных этнических музыкальных инструментов кряшен, сбору материалов по диалектам кряшенских наречий, книжным (духовно-религиозным и светским) письменным традициям кряшенского языка. Центр содействует работе по развитию молодёжных, детских фольклорных коллективов, а также – по пробуждению интереса к произведениям кряшенского народного искусства в творческих объединениях и фольклорных ансамблях. При КФЦ имеется кряшенский фольклорный ансамбль "Берменчек" ("Вербица") созданный в 2002 году под руководством Геннадия Макарова. Он исполняет образцы фольклора различных кряшенских этнических подгрупп, знакомит зрителей с обрядовыми традициями, песнями, традиционным инструментальным искусством, а также произведениями христианской духовной культуры кряшен. Ансамбль активно выступает на различных концертных площадках города Казана при проведении городских и общекряшенских культурных мероприятий. Основными направлениями работы КФЦ являются:
- Сбор и дальнейшее пополнение коллекции песенных, инструментальных образцов этнического музыкального искусства кряшен в виде магнитофонных записей, основная часть которых была произведена в 1970-80-х годах. Дальнейшая работа по усовершенствованию методов хранения коллекции и созданию каталога записей вызывает острую необходимость в специальной аппаратуре для перевода образцов музыки на цифровые носители. Вместе с тем, КФЦ имеет намерение активизировать выездные экспедиции в отдалённые сельские поселения для качественной записи и дальнейшего тиражирования записанных произведений кряшенских аутентичных исполнителей-певцов и инструменталистов. На "звуковом рынке" во всей России до сего времени нет ни одного СD-диска или аудиокассеты с записями кряшенских обрядов и праздников, песенных произведений и христианских духовных стихов. Такие записи являются важной частью звучащего генофонда кряшенской этнокультуры и нужны для его дальнейшего сохранения и использования в научных целях, а также – для тиражирования в качестве учебно-методических пособий в культурно-просветительных и образовательных учреждениях. Без практики их прослушивания участниками фольклорных коллективов, а также детьми на занятиях по фольклору, создание условий для преемственности исполнительских традиций становится чрезвычайно затруднительным.
- Создание методических пособий с приложениями в виде нотных образцов кряшенских народных песен с поэтическими текстами, комментариями, адресованных фольклорным коллективам. До сего времени нет ни одного сборника, посвящённого кряшенским народным песням. В случае подготовки таких сборников мы предполагаем в текстах пособий применить кряшенскую письменную орфографию, которая имеет отличия от современной литературной нормы татарского
- языка, что необходимо для сохранения особенностей диалектной лексики и фонетики кряшенских говоров. Этот шаг, по мнению фольклорного центра, должен содействовать сохранению ценностей кряшенских диалектов и повышению внимания к ним общественности.
- Оказание методической помощи коллективам кряшенских воскресных школ (кряшенским фольклорным классам при воскресных многонациональных школах в городах Казань и Набережные Челны, кряшенскому воскресному классу при приходе Тихвинского храма Казани), а также сельским школам и клубам в местах компактного проживания кряшен по проведению тематических мероприятий, посвящённых календарно-аграрным и духовно-религиозным праздникам.
- Подготовка и содействие в издании тома из четырёхтомного свода академического научного труда, посвящённого музыкально-поэтическому фольклору кряшен. Автор труда – научный сотрудник Российского института истории искусств Академии наук Российской Федерации (город Санкт-Петербург) Наиля Альмеева.
- Создание мастерской-комнаты с оборудованием по изготовлению этнических инструментов кряшен с последующими работами по реставрации и научными исследованиями этнических музыкальных инструментов, подготовкой и презентацией выставки следующих этнических инструментов кряшен: гуслей (вид многострунного псалтериума-цитры), думбры (вид народной балалайки), смычкового кубыза (вид народной скрипки), нугай-курая (вид народной продольной флейты), сурная, шыбыра (виды народного кларнета).
- Продолжение сбора материалов для методических пособий по обучению игре на различных этнических инструментах кряшен, нотным репертуарным сборникам. Для желающих научиться играть на этих инструментах будет продолжена подготовка пособия по обучению игре и рекомендаций по изготовлению этнических инструментов на кряшенском языке, что необходимо для сохранения специфики характерных терминов приёмов игры.
- Пошив сценических вариантов кряшенских этнических костюмов, учитывающих особенности одежды разных этнических подгрупп кряшен, для молодёжного фольклорного ансамбля "Берменчек" ("Вербица") при КФЦ (12 пар костюмов).
Целью данного проекта являются:
- реабилитация кряшенского традиционного искусства;
- помощь кряшенской культуре в критический период её современного развития после восстановления прав на легитимное существование;
- создание возможностей преемственности поколений и признание права на возрождение кряшенского традиционного искусства.
Проект призван способствовать разработке, сохранению и дальнейшему укреплению обновлённой модели этнокультурных ценностей кряшенского общества и придания нового импульса развитию кряшенской культуры в современном мире. Это означает, что у кряшенской христианской общины Татарстана сможет появиться реальная перспектива исторического будущего. Если же проекты по сохранению кряшенского фольклора не будут приняты к реализации и внедрению в жизнь, то имеется опасность, что дни кряшенского традиционного искусства будут сочтены. Очевидно, что лишь бытовые, ослабленные инерционные силы воспроизводства этнокультурных традиций не могут быть гарантом сохранности кряшенской культуры.
Для реализации проекта КФЦ располагает скромными возможностями. Это – комната-класс воскресной школы (20 квадратных метров), предоставленная кряшенским приходом при Тихвинской церкви Казани в здании, соседствующем с приходской церковью, а также небольшая столярная мастерская. В распоряжении фольклорной секции имеется цифровой фотоаппарат "Минолта", компьютер, диктофон "Панасоник".
Руководителем проекта является Геннадий Михайлович Макаров (е-mail: makmuz@mail.ru), занимающийся теоретическим исследованием истории традиционного инструментального и песенного искусства кряшенских и различных татарских этнических групп, который работает в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан главным научным сотрудником отдела театра и музыки. Его исследовательские работы имеют прикладной характер и осуществляются в координации с учебной, практической работой по развитию этнического инструментального, песенного искусства. Взаимосвязь научной и практической деятельности по возрождению старинных этнических инструментов дала ощутимые результаты. Впервые в истории современной культуры татар и кряшен были разработаны основы научной реконструкции средневековых инструментов. В начале 1990-х годов были возрождены и частично введены в исполнительскую практику древние инструменты думбра, танбур, даф. В 2004 году Геннадий Макаров защитил кандидатскую диссертацию по теме "Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (Проблемы генезиса и исторической реконструкции)".
Изготовленные им думбры, танбуры, гусли, кубызы (свыше пятидесяти инструментов) хранятся в музеях, экспонируются на выставках Казани, Санкт-Петербурга, используются в фольклорных ансамблях. На татарском радио и телевидении были сделаны передачи и фондовые записи игры на старинных инструментах, а также татарских и кряшенских этнических песен в исполнении Георгия Ибушева, Лидии Ахметовой, Галины Казанцевой, Николая Храмова и других известных певцов. Геннадием Макаровым опубликованы две монографии, более шестидесяти научных и научно-популярных статей.
В работе КФЦ активное участие принимают энтузиасты-любители, а также выпускники и студенты КГУКИ и Казанской государственной консерватории из числа кряшен, имеющие навыки работы с фольклорными материалами: Дамир и Вера Васильевы, Светлана Матвеева, Снежана Абрамова, Тимур Макаров, Сергей Гладков, Лиана Миронова, Алексей Савельев, Анна и Ирина Макаровы, Валентина и Елена Маловы. В Учёный совет КФЦ входят известные общественные деятели, работники науки и культуры, представители органов государственной власти и средств массовой информации: Людмила Белоусова – председатель Общественной организации народности кряшен Республики Татарстан; Мария Семёнова – председатель Общественной организации народности кряшен города Казани; Аркадий Фокин – доцент, кандидат исторических наук; Григорий Родионов – поэт и писатель; Георгий Ибушев – певец, Народный артист Республики Татарстан; о. Павел Павлов – кандидат богословия, протоиерей, настоятель Кряшенского прихода города Казани; Татьяна Дунаева – кандидат филологических наук, библиограф, профессор КГУКИ; Геннадий Макаров – музыковед-фольклорист, кандидат искусствоведения, педагог; Ольга Бятикова – кандидат филологических наук, лексиколог и диалектолог; Валентина Максимова – художник, специалист по декоративно-прикладному искусству кряшен; Зинаида Антонова-Мухлисова – главный редактор кряшенской газеты "Туганайлар" ("Родные мои"); Лидия Ахметова – доцент кафедры вокала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук, Народная артистка Республики Татарстан; Николай Максимов – кандидат филологических наук, директор центра двуязычного обучения Казанского государственного технологического университета.
Реализация проекта "Изучение и возрождение этнического фольклора кряшен" явилась бы существенным вкладом в дело сохранения культурного наследия кряшенской этноконфессиональной общности, как достояния народов Татарстана, России и всего мира. Актуальность конечного результата, целесообразность его практического применения заключается в том, что населению, и прежде всего подрастающему поколению, педагогам и воспитателям будут созданы более приемлемые условия для включения в оборот современной культуры ценностей этнического искусства кряшен. Станет возможным знакомство с записями народных исполнителей – носителей фольклорных традиций, воспроизводство и развитие исконных традиций песенной, инструментальной культуры в фольклорных коллективах, на уроках и в повседневном быту.
В течение года планируется:
- Проведение работ по электронной обработке, оцифровке собранных аудиозаписей музыкальной коллекции, запись их на СD-диски с целью подготовки к тиражированию, составление каталога с паспортизацией записей. Закупка и установка необходимой аппаратуры для аудио-видеозаписи планируется на май-июнь 2007 года. Ответственные: Дамир Васильев и Тимур Макаров.
- Проведение фольклорных экспедиций в кряшенские селения Пестречинского, Арского, Балтасинского, Кукморского, Кайбицкого, Мамадышского районов Татарстана с целью записи народных исполнителей на современную цифровую звукозаписывающую аппаратуру. Планируется пять выездов по семь дней в июле-августе 2007 года. Ответственные: Геннадий Макаров (руководитель), Тимур Макаров, Елена Малова, Валентина Малова, Анна Макарова, Ирина Макарова, Снежана Абрамова.
- Подготовка методического пособия "Гусли царя Давида" для фольклорных коллективов в виде нотных образцов кряшенских народных песен (с поэтическими текстами и комментариями) в помощь проведению тематических мероприятий, посвящённых календарно-аграрным и традиционным духовно-религиозным (христианским) праздникам. Первое рабочее обсуждение методических пособий запланировано на Учёном совете КФЦ на 15 ноября 2007 года. Ответственные: Геннадий Макаров и о. Павел Павлов.
- Подготовка и содействие в издании тома академического научного сборника, посвящённого музыкально-поэтическому фольклору кряшен Кайбицкого района Татарстана. Ответственная: Наиля Альмеева.
- Оборудование мастерской по изготовлению этнических инструментов для применения их в практике кряшенских фольклорных ансамблей, отдельных любителей (май-июнь 2007 года). Проведение презентации мастерской и выставки изготовленных этнических инструментов: гуслей, думбры, смычкового кубыза, продольной флейты курая, народного кларнета сурная. Срок: первая половина октября 2007 года. Ответственные: Геннадий Макаров, Сергей Гладков и Алексей Савельев.
- Продолжение сбора материалов и разработка методических пособий по обучению игре на различных этнических инструментах кряшен, подготовка к ним нотных репертуарных приложений. Подготовка разделов пособий "Школа игры и изготовления гуслей", "Школа игры и изготовления думбры", "Школа игры и изготовления смычкового кубыза", "Школа игры и изготовления продольной флейты нугай-курай" (с пояснениями и рекомендациями по изготовлению этнических инструментов на кряшенском языке). Первое рабочее обсуждение методических пособий на Учёном совете КФЦ запланировано на 15 октября 2007 года. Ответственный: Геннадий Макаров (автор работ).
- Создание образцов сценических вариантов кряшенских этнических костюмов, учитывающих особенности одежды разных этнических подгрупп кряшен. Их утверждение запланировано на заседании Учёного совета КФЦ, которое будет рекомендовать пошив этих образцов для фольклорного ансамбля "Берменчек" ("Вербица") (12 пар костюмов). Ответственная: Валентина Максимова (автор работ).
- Проведение КФЦ в апреле 2008 года научно-практической конференции на тему "Изучение и возрождение этнической культуры кряшен". На обсуждение участников конференции предполагается вынести вопросы, связанные с проблемами изучения, сохранения и возрождения художественного наследия, влияния межэтнических и межконфессиональных контактов на уклад жизни и культурное развитие кряшен.
В результатах работы проекта заинтересованы образовательные, культурно-просветительные объединения и учреждения в свыше 250 населённых пунктах Татарстана и за его пределами. В дальнейшем, после завершения проекта, КФЦ предполагает продолжить свою деятельность по следующим направлениям:
- Музыкальная мастерская будет продолжать изготовление и распространение этнических инструментов кряшен в образовательных и культурно-просветительных учреждениях на территории Российской Федерации.
- Музыкальная аппаратура будет задействована в дальнейшей работе по пополнению коллекции записей фольклора кряшенских аутентичных исполнителей. На этой базе будут подготовлены и проведены обучающие семинары для фольклористов-исследователей, представителей фольклорных и культурно-образовательных объединений кряшенских диаспор России.
- Планируется создание исследовательской группы по подготовке видеоматериалов традиционной хореографии кряшен, на основе которых будут проводиться научный анализ, публикация его результатов и последующее возрождение традиционного хореографического искусства кряшен, а также выпуск специальных обучающих пособий по народным танцам кряшен.
- В дальнейшем планируется организация небольшой мастерской по пошиву традиционных костюмов и изготовлению традиционных украшений и декоративно украшенных предметов домашней утвари.
Очевидно, что реализация проекта "Изучение и возрождение этнического фольклора кряшен" создаст действенную площадку для наращивания и приумножения этнокультурного потенциала кряшен, вовлечения этой "забытой этнической идентичности" в контекст современного гуманитарного пространства, формирования открытого диалога кряшен с другими этнокультурными сообществами Поволжья, России и мира. Проект будет крупным и значимым шагом в деле содействия укреплению ценностей самобытной культуры кряшенского этнического сообщества.