Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №10 / Виктор ТУМАНИН. ИВАН НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ КАК УЧЁНЫЙ-СЛАВИСТ
Виктор ТУМАНИН
Ещё студентом И.Н. Смирнов особенно интересовался проблемами истории, культуры и этнографии южнославянских народов, и этот интерес не угасал в нём на протяжении всей его жизни.
Будучи студентом Императорского Казанского Университета, И.Н. Смирнов был удостоен золотой медали за работу "Очерк политической и церковной истории хорватского государства до подчинения его угорской короне (1102 г.)". Она вышла в 1880 году отдельным изданием и стала живым и интересным исследованием. Автор уделил в своей работе особое внимание изучению внутренних отношений в Хорватии, широко демонстрируя историю государства и быта хорватов в IX-XI веках. Казанский историк показал растущее значение славянского населения Далмации в этот период, наличие которого всё сильнее ощущалось во всех сферах жизни. Нужно отметить, что данная работа молодого учёного стала первым в русской литературе серьёзным исследованием, посвящённым проблемам хорватской истории.
Интерес, который возник у И.Н. Смирнова в ходе этой работы, а также более близкое знакомство с источниками и пособиями по средневековой истории Хорватии определили и выбор тем для последующих трудов начинающего исследователя. Однако если в первой своей работе он занимался преимущественно историей государства, то в дальнейшем обратился к изучению внутренней жизни хорватского народа. "Историческая наука, – писал И.Н. Смирнов, – вышла уже из того состояния, когда в дипломатических отношениях видели сущность исторического процесса". Руководствуясь именно этими принципами, как социальный историк, как учёный, занимающийся изучением развития общества, он занялся исследованием "процессов народного развития". В своих публикациях И.Н. Смирнов стремился проникнуть во внутреннюю жизнь хорватского общества, ставя перед собой задачу рассмотрения социально-экономической и внутриполитической жизни хорватов в период X-XI веков.
Такой подход был характерен и для диссертаций Ивана Николаевича, также посвящённых истории Хорватии. В апреле 1881 года он защитил магистерскую работу "Отношения Венеции к городским общинам Далмации с XII до половины XIV в.". В ней он выступил как живой, своеобразно мыслящий учёный, который стремится уйти от простой описательности предмета своего изучения. "Историк, – отмечал И.Н. Смирнов, – может взглянуть на совокупность межобщественных отношений, как на частный случай одного из социальных процессов, обратить своё внимание на анализ этого явления, на его признаки и условия, его производящие... Разлагая конкретное явление на составляющие элементы, выделяя его признаки, отмечая найденные отношения между явлениями, историк становится на путь, который приводит науку к обладанию общими истинами, законами".
Продолжая и далее свою работу в университете, в 1883 году Иван Николаевич был командирован за границу, где в течение почти полугода плодотворно работал в архивах Венеции и Дубровника. Результатом этой поездки стала докторская диссертация "Отношения Венеции к городским общинам Далмации. С 1358 по 1573 г.", которая подводила итог его многолетнему изучению истории Хорватии периода средневековья (IX-XVI веков). В марте 1885 года состоялась публичная защита, по результатам которой И.Н. Смирнову была присвоена степень доктора всеобщей истории. Это позволило ему в ноябре 1886 года (в возрасте тридцати лет) стать ординарным профессором Императорского Казанского Университета на кафедре всеобщей истории.
Очевидно большое значение работ И.Н. Смирнова. В своих исследованиях он стремился в ходе рассмотрения судеб одного народа (в данном случае – хорватов) проследить проявление общих законов. "Отношения Венеции к городским общинам Далмации, – писал И.Н. Смирнов в предисловии ко второй своей работе, – рассматриваются не ради их самих, но как частный случай образования из нескольких обществ одной сложной общественной группы, как одно из проявлений общего роста, интеграции".
Историей культуры славянских народов И.Н. Смирнов занимался с особой любовью, читая по ней спецкурсы. В этой области он задумал обширный труд, который должен был вызвать интерес у социологов, культурологов, историков и особенно у славяноведов. К сожалению, автор успел закончить лишь первую часть этого исследования, увидевшую свет под названием "Очерки культурной жизни южных славян" в 1900-1904 годах. Во второй же части предполагалось охарактеризовать развитие культуры западного славянства.
Написанные И.Н. Смирновым "Очерки..." стали серьёзным научным трудом. Они были для своего времени большой и ценной работой, в которой использовался богатейший археологический материал. В определённой степени эта работа сохранила своё научное значение и до настоящего времени. Но вместе с тем, написанные живым языком, отличающиеся своим оригинальным и в то же время доступным изложением, "Очерки..." были предназначены и для широкого круга читателей.
"Очерки культурной жизни южных славян" вышли в трёх выпусках. Первый из них посвящён развитию материальной культуры, второй – раскрывает развитие общественных отношений, а в третьем – представлена эволюция духовной жизни хорватов, болгар и сербов. Сам же автор в предисловии скромно называл свой труд "только иллюстрированным фактами проектом культурной истории южного славянства".
В этой работе И.Н. Смирнов попытался обрисовать изменения в этническом составе Балканского полуострова в раннее средневековье и их значение для судеб южных славян. Он подробно представил развитие древней и средневековой материальной культуры, эволюцию семьи и возникшего из неё родственного союза – задруги, показав, каким изменениям подверглась далее эта организация. Одновременно исследователь постарался ознакомить читателя с духовным развитием югославян, начиная с древнейшего периода их пребывания на Балканах, с их религиозными верованиями и представлениями в период язычества и после принятия христианства. В работе также были даны и краткие обзоры истории болгарского, сербского и хорватского государств.
Анализ развития культуры южнославянских народов, проведённый И.Н. Смирновым в его "Очерках...", представлял несомненный интерес, поскольку существовавшая до этого научная литература не затрагивала, или затрагивала в незначительной степени, все эти стороны исторического развития данных народов.
И.Н. Смирнов был настолько увлечён и, вместе с тем, предан своей работе по изучению культурной истории славянства, что даже за несколько дней до смерти, по воспоминаниям его коллеги А.И. Александрова, признавался: "Как хочется работать, хочется кончить труд по культурной истории славян. Идея за идеями, обобщения, мысли так и гнездятся одна за другой... Записать бы их, да сил нет...".
В целом, Иван Николаевич Смирнов проявил себя как талантливый учёный, глубокий знаток истории и быта славянских и финно-угорских народов, как человек, обладавший солидной эрудицией и даром обобщения. В своих трудах он предстаёт самостоятельно мыслящим исследователем, умеющим заинтересовать читателя и увлечь его излагаемым материалом. Прекрасную характеристику И.Н. Смирнову и как учёному, и как человеку, дают слова профессора Л.А. Корсакова: "Он рано выступил самостоятельным борцом на жизненном поприще, а потому выработал в себе необыкновенное упорство в труде и стойкость в жизни".