Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №7 Людмила Суханова. Семык

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №7 / Людмила Суханова. Семык

Празднества, обычаи, обряды

Людмила СУХАНОВА

СЕМЫК

    На восьмую неделю после Пасхи, по окончании весенних полевых работ выходили в старину на луг, на священные огороженные места жители марийских сёл и деревень, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка. Таинственные и мистические обряды совершались в древний праздник Семык. Поминали язычники-мари умерших предков, «угощали», желали им светлой, спокойной жизни в мире ином, просили заступничества, благословения на удачу и благополучия в делах живым. Во всех дворах топились бани.

    По поверьям, все умершие родственники приходили в эти дни помыться и сменить одежду, и поэтому, идя в баню, мари приглашали их с собой. Этот обычай соблюдался всеми марийцами.

    Принёс марийский народ через тяжёлое время колонизации и насильственного крещения свои обычаи, сохранил, уберёг. А в начале XXI века обряды праздника Семык, как и другие элементы язычества, получили второе рождение. Конечно же, долгое соседство с крещёными соплеменниками, общение с православными русскими наложило свой отпечаток. Взаимопроникновение культур и верований на протяжении столетий шло очень активно, и многие марийцы более чтут Пасху и Троицу, нежели Семык. Но есть деревни, где влияние христианства оказалось не столь значительным.

    Деревня Ильнеть, как и две её соседки, по легенде была основана около 400 лет назад тремя братьями, бежавшими вместе со своими родами от насильственной христианизации с берегов Илети. Об этом гласит и надпись на камне, установленном на дороге недалеко от села. В Ильнети, по словам директора школы В.И. Вершинина, глубоко изучившего историю родной деревни, царское правительство безуспешно боролось с язычеством. Местная миссионерская школа – церковь святителей Гурия и Варсофония, построенная на деньги мецената заводчика Ушакова, толком не работала, так что пришлось перевести приход в другое село. А когда в 1920-е годы крещёные марийцы поехали в молельную рощу – главную святыню язычников села, ильнетинцы послали гонца в соседнее татарское село, и соседи, ворвавшись на лошадях в рощу, плетьми прогнали мари-христиан.

    В.И. Вершинин рассказывает похожие на древние сказки истории Ильнети, в которой жили и колдуны, и знахарки, заговорами спасавшие скотину от мора, где и поныне Семык – главный праздник, как и у предков. Хотя и здесь не сохранились обряды Семыка не только в первозданном, древнейшем их виде, но даже такими, какими были они в веке XIX.

    Это и натолкнуло Нафису Сагбиеву на мысль возродить этнографическую страничку истории марийского народа – вернуть Семыку его древнеязыческий колорит. За годы работы старшим научным сотрудником отдела традиционных культур, ей вместе с коллегами из Республиканского научного методического центра народного творчества и культпросветработы Министерства культуры республики удалось воссоздать народные празднества удмуртов «Гырон быдтон», мордвы «Балтай», марийцев «Пеледыш пайрем». И всё чаще приходилось слышать от руководителей национальных общин о желании оживить языческие праздники как яркое и красочное действо, а не творить их скульптурные слепки, не превращать в театрализованное представление. И Семык-202 стал именно тем пробным камнем, первой ласточкой в осуществлении этого желания – был он живым, колоритным, ярким.

    Конечно, по ряду причин не все обряды были соблюдены. Например, раньше этот праздник проводился обязательно в ночь со среды на четверг. В бане обязательно парились веником, связанным из 41 вида растений. В семье Николая и Елены Ивановых, в доме которых остановились сотрудники научно-методического центра накануне Семыка, баню, кончено, топили. А вот веники были обычные – берёзовые…

    Ночь Семыка считалась самой опасной. Люди верили, что ночью оживляется деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавали шум, караулили деревню, свои дома.

    В доме на столе куклы в нарядных марийских костюмах – это призы и подарки гостям праздника. Одежду куклам шила хозяйка – Елена Ивановна, известная в Ильнети мастерица. Почти 20 лет её умелые руки кроят и шьют платья в национальном тиле, которые ильнетинцы одевают не только по праздникам,  но и предпочитают в повседневной жизни. Образцами для них служат платья из сундука бабушки Елены.

    Судьба семьи хозяйки дома интересна и символична. Её отец, А. Мальгин, родом из христианской семьи. А вот жена его, Пашелче, оказалась истой язычницей. Когда с фронта долго не было весточек от мужа, Пашелче, отчаявшись, поклялась себе: «Если вернётся – приму христианство». Муж вернулся, и она сдержала слово. Крестили Мальгины и своих восьмерых детей, а вот внуков уже не всех. Может быть, именно им суждено возрождать языческие обряды, национальные традиции, древний уклад жизни марийцев Ильнети.

    Марийцы ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки. Молодёжь устраивала игры. Затевали в этот день [Семык] и свадьбы. В субботу застолье заканчивалось. В воскресенье отмечалась русская Троица.

    Елена Иванова вместе с братом Геннадием более 20 лет назад стояла у истоков создания марийского фольклорного коллектива. Подтолкнули их к этому воспоминания детства, когда во время народных праздников ходили они по дворам, собирая друзей, вместе веселились, пели, устраивали настоящие народные гуляния. Обычаи эти формировались веками и выжили, благодаря патриархальности марийской общины. Бережное отношение к своим традициям позволило сохранить языковую культуру, которая осталась почти в первозданном виде. Дошли из древних времён и около 50 песен.

    Геннадий Мальгин, Заслуженный работник культуры Татарстана, делает ставку на молодёжь, обучает 8-9-летних мальчишек старинным песням и танцам. Сейчас они знаю все элементы народной хореографии и песни села Ильнети. Благодаря им, Семык в 2002 году обрёл настоящий национальный колорит.

    Когда праздничная толпа гостей и хозяев огромным красочным кольцом опоясала поляну за деревней, мальчики в марийских рубахах под звуки волынок и стук ритуального барабана вывели в середину круга Карта – старейшину рода. Он на родном языке приветствовал собравшихся, пожелал хорошего урожая, счастья и здоровья. Эта сцена задала тон всему Семыку.

    В этом году праздник собрал фольклорные коллективы из 13 районов. Самодеятельные артисты Арского, Балтасинского, Кукморского, Елабужского, Актанышского и других районов Татарстана подарили Семыку свои лучшие, ярчайшие номера. Особенно удивил и порадовал всех старейший коллектив республики из села Старое Гришкино, который специально приехал поздравить соседей-марийцев. Полагают, что ему уже 60 лет. Хотя старожилы утверждают, что в селе ещё с 1914 года пел самодеятельный ансамбль. Не удивительно, что этот коллектив привёз на Семык песню, которой более ста лет. Каждый участник народного действа смотрел, запоминал, впитывал в себя всё новое, увлекательное, чтобы привезти частичку его к себе на родину.

    Какая же всё-таки главная цель Семыка: возрождение языческих обрядов, укрепление национальных традиций или же дружба народов? В этом году именно дружба народов стала «камертоном» праздничного действия, что отметили в приветственных речах и заместитель министра культуры Республики Татарстан И. Ибрагимов, и глава администрации Менделеевского района Р. Гафаров, и гость из Марий Эл – писатель А. Юзекайн. Такое единодушие оправдано, ибо ни что так не цементирует общество, как дружба и взаимопонимание.

    Взаимопроникновение культур, их причудливое переплетение происходило буквально на глазах у благодарного зрителя. Пока со сцены лились песни и слышался лихой перестук каблуков, на поляне шла борьба, и, как на популярном татарском Сабантуе, молодые парни пытались покорить высокий шест, на котором был приз. Эти игры давно стали традиционными. Но были и обязательные элементы Семыка, без которых не обходится этот праздник. И хотя сейчас не часто увидишь ритуальное жертвоприношение бычка или жеребёнка, но горячим кулешом – главным праздничным блюдом – угощают всех гостей.

    Вечером собрались марийцы в праздничный хоровод, и, взявшись за руки, спели свои общие песни. Теперь не ходят, как в старину, в молельные рощи, не караулят село в ночь Семыка. Ушли в прошлое страшные и дикие языческие предания. Стал светлым и радостным праздник Семык, объединяющий людей, несущий им любовь друг к другу и к родной земле.

1573 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru