Главная
→
Национальные организации
→
КРЯШЕНЫ
→
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОСТИ КРЯШЕН ГОРОДА КАЗАНИ
Национальные организации
КРЯШЕНЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОСТИ КРЯШЕН ГОРОДА КАЗАНИ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОСТИ КРЯШЕН ГОРОДА КАЗАНИ

Помимо научного результата конференция имела важное организационноезначение. На ней было принято решение о создании клуба (секции)кряшенской культуры при Татарском общественном центре и утвержден подпредседательством писателя Григория Родионова (Гарая Рахима)оргкомитет в составе Аркадия Бикжанова, Максима Глухова, НиколаяЕвстафьева, Георгия Ибушева, Галины Казанцевой и Геннадия Макарова. Иуже в феврале 1990 года было учреждено Этнографическоекультурно-просветительное объединение кряшен. Председателем его былизбран доцент Казанского государственного университета Аркадий Фокин.

Знаковым событием начальногоэтапа кряшенского этнокультурного движения стала конференция местныхорганизаций кряшен, состоявшаяся 12 апреля 1992 года в рамках IVРеспубликанского фестиваля фольклорных коллективов. На ней были принятырезолюции: «О воссоздании средств массовой пропаганды», «О возрождениинационального театра кряшен», «О восстановлении православных храмов и обогослужении кряшен на родном языке», «О возвращении главного зданияцентральной крещено-татарской школы» и «О всекряшенском джиене»,которые стали программой объединения и этнокультурного движения кряшенв целом на предстоящие годы. При этом был вновь подтвержден заложенныйв уставе объединения сугубо этнокультурный, неполитический характер егодеятельности.

Этим принципиальным требованием были обусловлены поддержка объединениемкряшен инициативы по проведению съезда народов Татарстана и участие вего работе, а также соучредительство в создании Ассоциациинационально-культурных обществ Республики Татарстан. А обнародование наСъезде содержания принятых резолюций позволило безотлагательноприступить к конкретной работе по их выполнению. На основе архивных ипечатных источников была исследована история Казанской центральнойкрещено-татарской школы и развития кряшенского национального движения,начиная с дореволюционного периода, включая материалы деятельности нынезабытого даже узкими специалистами национального общества «Кряшен»,первых периодических изданий «Кряшен», «Кызыл Алям», «Кинеш» и других.
При содействии редакции газеты «Шахри Казан» был налажен выпусктематической полосы, а с февраля 1993 года в Набережных Челнах сталавыходить частная газета «Кряшен сюзе» (учредитель Н.П. Антонов, первыйредактор А.Н. Малов/Ямаш Игеней). Удалось, правда, значительно позже,организовать регулярные передачи республиканского радио для кряшен(ведущая А.А. Васильева). Были подготовлены необходимые документы, наоснове которых главное здание крещено-татарской школы было включено вГосударственный реестр в качестве исторического памятника, и возбужденоходатайство перед правительством о передаче его подкультурно-конфессиональный центр кряшен. При формировании Академии наукТатарстана объединение подготовило необходимые обоснования и официальнопоставило вопрос об учреждении в ее структуре отдела кряшеноведения.Велась активная работа по организации кряшенской театральной студии иансамбля песни и пляски кряшен.

Убедительным свидетельством зрелости организации кряшен стала ее победав Поволжском окружном конкурсе социально-культурных проектов свыделением ей в 2002 году гранта на создание четырехъязычногоИнтернет-ресурса о кряшенах.


А в канун 1000-летия г. Казани, 23 апреля 2005 года состоялась научнаяконференция на тему «Современное кряшеноведение: состояние иперспективы». Несмотря на узость и неразработанность проблемы, живойинтерес к ней проявили не только местные ученые, но и рядисследователей Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Оренбурга и другихгородов. Участники конференции проанализировали уровень современныхисследований и тенденции развития науки о кряшенах, рассмотрели пути еестановления в качестве одного из разделов отечественной этнологии ипришли к выводу о перспективности работы в этом направлении.