Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (019) 2012 г. ВХОДИТЕ ПЕСТРЫМИ ВРАТАМИ

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (019) 2012 г. / ВХОДИТЕ ПЕСТРЫМИ ВРАТАМИ

Традиция


А когда выходите, не забудьте про марийскую веревочку



На входные ворота, сделанные из березовых стволов, гости привязывают цветные ленты. «А где ваша? - интересуется глава Старокуклюкского сельского поселения Аркадий Бахметов. - Вот лента, давайте привязывайте и загадывайте желание! Удача вам обязательно улыбнется! У нас, марийцев, береза считается священным деревом». Видимо, серьезно верят марийцы в свои поверья: к концу республиканского праздника марийской традиционной культуры Семык, прошедшего 2 июня в селе Старый Куклюк Елабужского района, белые березовые ворота становятся пестрыми.

Карты, артисты, лошемобилисты

У дома культуры села Старый Куклюк - народу скопленье. Зажигательная марийская дробь, стук барабанов, столы ломятся от угощений.
- Да вы нас не снимайте, мы ж просто поем да пляшем, - смеясь, говорят самые что ни на есть народные артистки фольклорного ансамбля «Марийские зори» Старокуклюкского сельского дома культуры, с трудом усаживаясь в телегу.
- Вы наших начальников фотографируйте! - наряженные женщины показывают на другую телегу, в которую неспешно садятся серьезные мужчины в белых вышитых одеждах и высоких головных уборах.
- Начальников определяют по костюмам и галстукам, - парирую я.
- Да вы не поняли, - объясняют марийки. - Это наши духовные начальники, их зовут карты, они за нас, марийцев, Богу молятся и жертвоприношения Ему приносят…
Услышав о чем разговор, Верховный карт, председатель национально-культурной автономии марийцев Татарстана Олег Третьяков объясняет:
- Когда вы будете на центральной поляне, сразу увидите, что напротив сцены у нас установлен жертвенник. Но жертвоприношение сегодня совершать не будем: время еще не пришло.

Разговор прерывает водитель лошемобиля (это когда лошадь тащит не телегу, а автомобиль с отрезанной передней частью), подъехавший к нам на своей чудо-технике.
- Тпппууу, Майка!!! - тормозит лошемобилист, проще говоря, водитель кобылы - директор Строкуклюкской средней школы Иван Мельников. - Хочу сказать, что я - кряшен, а учу марийских, татарских, русских детей из этого села и ближайших деревень. Нашу совместную многонациональную жизнь я, как сумел, постарался отобразить, оформляя свой лошемобиль: видите, прикрепил гербы России, Татарстана и Марий Эл.
- Ну как? Готовы ехать на майдан? - продолжает он. - А то я тут по случаю праздника передвижной биотуалет соорудил. Будем праздновать как в городе!

Иван Николаевич, успевший прославиться своими изобретениями на всю страну, с гордостью демонстрирует очередное ноу-хау и знакомит с кучером передвижного туалета.
Но вот раздается команда, и все средства передвижения тянутся на большую поляну - место празднования Семыка. Первым едет лошемобиль (как-никак скорость позволяет), затем местные артисты, за ними - карты и завершает процессию передвижной биотуалет. Народ смеется от души. Настроение праздничное.
 
Марийский патыр - из Елабуги, а красавица - из Автограда

В это время с главного майдана разносится:
- Встречаем делегации республиканского праздника марийской традиционной культуры Семык! Первыми идут хозяева праздника - представители Елабужского района!
Это уже знакомые нам участники фольклорного ансамбля «Марийские зори» Старокуклюкского сельского дома культуры. Бок о бок с ними горожане - участники фольклорного ансамбля «Ош пеледыш» Елабужского городского Дворца культуры.
- На майдане - представители Агрызского района, в котором компактно проживают марийцы, - сообщает ведущая Валентина Сидорова. - Это народный фольклорный ансамбль «Кадряк сем» села Кадряк, народный фольклорный ансамбль «Эр ужара» села Бима и фольклорный ансамбль Кулегажского сельского дома культуры.
Стройными колоннами по майдану идут марийцы из разных районов Татарстана: Арского, Актанышского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Муслюмовского. Через короткие приветствия можно подробно узнать о жизни марийцев в том или ином регионе.

- Своеобразным островком марийской культуры можно назвать село Мари-Суксы Актанышского района, - сообщает ведущий Валерий Зотин. - Приветствуем народный фольклорный ансамбль «Ший памаш»!
Такими же бурными аплодисментами марийцы встречают народный фольклорный ансамбль «Марий сем» Центра народной культуры «Родник» города Набережные Челны. Умиляет, что впереди колонны идут мальчики и девочки в белых национальных одеждах.
Менделеевский район, как сообщает ведущий Зотин, объединил три коллектива. Это народный фольклорный ансамбль «Элнет» Ильнетьского сельского дома культуры, фольклорный ансамбль «Памаш» Актазинского сельского дома культуры и вокальный ансамбль «Эрвел» ДК имени Гассара Менделеевска.
Впечатляет размах праздника: на огромном майдане рассаживаются участники 16 творческих коллективов. А сколько еще гостей и местных жителей!

Глава Елабужского муниципального района Геннадий Емельянов приветствует марийцев на их родном языке. Всеобщему ликованию нет предела.
- Традицией обусловлено, что Семык проводится только в Татарстане и Башкортостане, - слово берет почетный гость Анатолий Иванов - заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл, председатель Всемарийского совета «Мер Канаш». - И я искренне рад, что в глубинке Татарстана марийский праздник проходит с соблюдением всех древних обычаев, на достойном республиканском уровне.
Как олицетворение сказанного - театрализованная композиция «Родимый край - Шочмо вер». Языком танца учащиеся Елабужского училища культуры и искусств демонстрируют основные занятия марийцев, их древнюю культуру, связанную с поклонением природе. Вслед за ними приехавшие на праздник учащиеся Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени Палантая передают в своем танце спокойный, уравновешенный уклад жизни своих предков.
На майдане снова наши исполнители. Одетые в русские, татарские, марийские, кряшенские костюмы - наряды народов, проживающих в Елабужском районе, - они исполняют поочередно танцы каждой национальности. В итоге получается танец дружбы.

Многочисленные состязания на майдане - продолжение марийского праздника. По армрестлингу первое место занимает Салават Рахматуллин из Елабуги, среди девушек особо отличается Асия Шакурова из деревни Татарский Дюм-Дюм. Абсолютным марийским патыром называют Ивана Шарыгина из Елабуги. Вскоре на сцене появляется марийская красавица «Чевер удыр - 2012» - миловидная блондинка Оксана Петряева из Набережных Челнов, она обходит претенденток из 16 районов республики.
…Победители объявлены и награждены, лошемобилист и кобыла Майка устали катать гостей. Но народ не расходится. Стар и млад выходит на майдан и друг перед другом по очереди отбивает знаменитую марийскую дробь.
- Это не просто дробь, - уточняет гость из Марий Эл Анатолий Иванов. - Это наш старинный танец, называется «марийская веревочка» - честно говоря, меня удивляет, как его сумели сохранить в глубинке Татарстана.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ


Геннадий Емельянов, глава Елабужского муниципального района:
- Руководители нашей республики уделяют большое внимание созиданию межэтнических отношений. И мы сделали все от нас зависящее, чтобы республиканский праздник марийской культуры Семык прошел в селе Старый Куклюк на высоком уровне. Но оценку, конечно, дает народ.
К празднику мы готовились заранее: год назад провели капитальный ремонт местного клуба, пошили новые костюмы для участников фольклорного ансамбля «Марийские зори». Как раз к Семыку удалось отремонтировать старые дороги.
Сотрудники нашего исполкома в течение года работали над эскизным планом майдана, сценарием театрализованного представления. В изучении марийских обычаев и традиций нам немало помогли преподаватели Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени Палантая, что в Йошкар-Оле. За это время они подружились с коллегами из Елабужского училища культуры и искусств.

Последний раз я был на майдане вчера, смотрел окончательную подготовку. Уже было выстроено сельское подворье, на котором представлен быт и культура народов, проживающих в Елабужском районе, - в первую очередь это марийцы, а также татары, кряшены и русские. Подворье, как вы заметили, оформлено в деревенском стиле - избы, плетни, загоны для домашнего скота, колодец, скамейки. На подворье подготовлена площадка для национальных игр.
Большую активность в подготовке праздника проявили сами жители Старого Куклюка. По-другому и быть нее могло, ведь мы всегда их в пример приводим. На всю Россию село прославил директор Старокуклюкской средней школы Иван Мельников. Он придумывает такие необычные изобретения, как лошемобиль, лошесани, баня на колесах, передвижной биотуалет. В Новый год во все деревни Старокуклюкского сельского поселения приезжала его передвижная новогодняя елка.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Сначала в Куклюк пришли Азики и Кузики
Куклюк, Куплык, Куплук - край болота, угол болота. Очень давно переселились марийцы в дремучие леса и непроходимые болота. Может быть, они бежали сюда, чтобы зажить вольно и свободно, как жили их отцы и деды, может быть, шли в эти края в поисках добычи. Это установить трудно, но приплыли сюда по Вятке, потом по реке Умяк, что по-марийски - Волмек - означает «спустившись». Получается, спустились с верховьев Вятки, обосновали селение. Назвали его Куклымом (Куклыма) - место, отвоеванное у леса (это вторая версия названия села). По преданию, первых жителей звали Азик, Кузик, Тимрай, Шимрай, Шигай, Шикмак, Шакмай, Яран, Эшке. А остались и живут потомки Аймета, Айдара, Айкаша, Полата, Бакая.
Согласно архивным данным города Кирова (до революции это была территория Вятской губернии) Куклым, он же Куплык, - деревня казенная при речке Куключка, расстояние от уездного города - 39 верст, число дворов - 54, число жителей мужчин - 160, женщин - 148, основное население - черемисы. Система полеводства - обычная, зерновая, трехпольная. Крестьяне владеют на собственности сенокосными угодьями по реке Вятка. Лес сохранился потому, что Куклюк расположен на болотистых местах, неудобных для пашни. Среди жителей распространены охота на зверей и рыбу, сбор ягод, кореньев, грибов. Некоторые ходят на медведя с рогатиной.

На Семык совершали ритуальное жертвоприношение
На восьмую неделю после Пасхи, по окончании весенних полевых работ, жители марийских деревень и сел выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Эти и другие мистические обряды совершались в древний праздник Семык, о котором в советское время пришлось хорошенько забыть. И хотя второе рождение торжества Семык на земле Татарстана прошло без ритуального жертвоприношения бычка или жеребенка, но горячим кулешом - главным праздничным блюдом - угощали всех гостей: 5 июня 1990 года состоялся первый республиканский праздник марийской культуры Семык.
Теперь многие задаются вопросом: какая же все-таки главная цель этого торжества - возрождение языческих обрядов, укрепление национальных традиций или же дружба народов? На это каждый из организаторов, а это представители многих районов Татарстана, на территории которых проживают марийцы и, соответственно, время от времени проводится Семык, отвечает по-своему, привнося в проведение праздника новые элементы.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Аркадий Бахметов, глава Старокуклюкского сельского поселения Елабужского района:
- Наше сельское поселение объединяет село Старый Куклюк, деревни Студеный Ключ, Черкасово, Мишка-Овраг, Нижний Куклюк, Атиаз. Основное население - марийцы, также проживают русские, татары, кряшены. В 2003 году мы уже проводили Семык в нашем селе, принимали участие более 300 фольклорных исполнителей из разных районов республики. В этом году к нам приехало около 500 участников.
В 2011 году проект нашего сельского Дома культуры «XV Республиканский праздник марийской культуры Семык» стал обладателем гранта Правительства Республики Татарстан для поддержки лучших проектов творческих коллективов муниципальных учреждений культуры и искусства в номинации «Народное художественное творчество». На выигранные средства мы сумели хорошо подготовиться к празднику.
Кстати, в селе Старый Куклюк, да и во всех наших деревнях, если вы заметили, нет мусора: установлены специальные контейнеры. И это не просто генеральная уборка перед приездом гостей: мы так и живем.


Наталья ВЯТКИНА
Фото автора

1672 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru