Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (016) 2011 г. Три в одном

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (016) 2011 г. / Три в одном

Тенденция, однако

Миграция принесла нам многоженство, разрешенное в других странах

Мигранты из самых разных стран, потоком хлынувшие в нашу республику, стали привносить обычаи и традиции своих народов. По этой причине многоженство, разрешенное по законодательству более чем в 50 странах мира, делает у нас, в Татарстане, первые, но не робкие шаги. И это несмотря на то, что статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации не допускает заключения брака между лицами, если хотя бы один из них состоит в другом законном браке. Так каким же образом полигамия пробивает себе дорогу? Кто и по каким причинам становится второй, третьей супругой?   

После обучения в Саудовской Аравии казанский мусульманин завел трех жен-татарок

Первыми проводниками полигамии, как удалось узнать, стали студенты, в 1990-е годы уехавшие учиться в мусульманские страны. Один из таких - мой собеседник, представитель мусульманского духовенства, долгие годы обучался в Саудовской Аравии, многоженец с десятилетним стажем. Мужчине за сорок, выглядит значительно моложе. Поправляя внушительных размеров бороду, говорит достаточно жестко:
- Вы должны хорошо написать о многоженстве!
- ???
- Да-да, о полигамном браке мечтает любая женщина!
- ???
- Я смотрел статистику по Казани, - увлеченно продолжает он, - на одного мужчину приходится четыре женщины! Вы же знаете, что сильный пол у нас в огромном дефиците. Многие мужчины погибают во время стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, да вообще спиваются!
- Об этом еще в советской песне пели: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят…» Но о многоженстве не могло быть и речи: наше государство до сих пор официально не регистрирует в ЗАГСе подобные браки.

- Никах – это приказ Аллаха, по которому мужчина и женщина имеют право жить вместе, - утверждает мусульманин. - У меня был никах с тремя женщинами, поэтому я троеженец. Первая жена - моя ровесница, я называю ее мудрой. Вторая намного младше, зову ее живой, энергичной. Ну а третью Аллах мне дал богатую!
- А официально Вы зарегистрированы с какой?
- Со старшей, мудрой…
- Тогда получается, что остальные – просто матери-одиночки? И живут, наверное, отдельно?
- Со своими детьми мои супруги проживают в разных квартирах. Если два дня я провел в одной семье, то два следующих должен быть в другой. Словом, всегда чередую посещение жен. И вообще не имею права уделять какой-то из них больше внимания. Одежда и обувь, необходимые предметы обихода у меня есть в каждой квартире. 
- Есть ли у вас какие-то обязанности перед женами?
- В первую очередь мусульманин-многоженец отвечает за религиозность своих жен, они должны быть истинными последовательницами Ислама. И только во-вторых, мужчина обязан материально обеспечивать женщин. Причем одной нельзя покупать что-то дороже, красивее, чем другой. Все должно распределяться справедливо.
Полигамия
Наш разговор прерывает телефонный звонок. Проникновенное «матурым» у мужчины - через слово. Нетрудно догадаться, что звонит одна из жен. А если тут же напомнит о себе вторая, третья? Казанскому «султану» что, разрываться? Да и как искать подход к каждой?
- Мудрости прошу у Аллаха! – признается мусульманин, высоко вознося руки к небу. – Мне же нельзя ругаться с одной и быть в мире с другой! Всевышний наказывает за это. Каждую учусь выслушивать, понимать. Сейчас точно знаю, что в общении с женами нужно делать акцент только на хороших, положительных чертах их характера. Все вокруг почему-то думают, что это женщинам тяжело в полигамном браке! Да ничего подобного, они всегда под опекой и защитой! – активно жестикулирует мужчина. – Да та же стирка мужского белья – три супруги делят ее между собой!
А муж крутится как белка в колесе! То в квартире у первой прорвало канализацию, то вторая заболела, то детей третьей надо отвезти на праздник, то родственникам второй срочно потребовались деньги! Одно, другое, пятое, десятое! И так день за днем! А ведь у типичного мужа нет таких проблем, он придет домой после работы, развалится на диване и смотрит телевизор, попивая пиво.   

- Ваши жены знакомы? Общаются между собой?
- А как же! Когда я был готов взять вторую жену, сообщил об этом первой. Она сразу же согласилась, но сказала, что в Судный день я буду отвечать перед Аллахом за две семьи. Думаю, любая мудрая жена, видя сексуальную неудовлетворенность мужа, должна сама предложить ему вторую жену. Иначе муж все равно пойдет налево…
Оказывается, своих жен наш герой давно познакомил. Они ходят друг к другу в гости, активно общаются. Дети от трех браков говорят: «У нас есть еще мамы!» Хотя понятно, что они сводные, родные только по отцу.   

Азербайджанец поселил каждую жену в отдельном доме, но на одной территории

Колоритному черноглазому кавказцу 60. Но он хорошо подтянут, весел и очень располагает к общению:
- С моей первой женой Хавсой мы прожили 20 лет в мире и согласии, - с гордостью сообщает он. – В Баку она родила мне семерых детей. Но после переезда в Казань Хавса сильно заболела и не могла выполнять своих супружеских обязанностей. Тогда она, опираясь на законы Ислама, разрешающие мужчине иметь нескольких жен, предложила мне жениться второй раз. Я долго не решался, боялся обидеть Хавсу. Но, работая бригадиром на стройках Казани, как-то набирал отделочников для внутренних работ, и ко мне приехали устраиваться женщины из Марий Эл. Среди них оказалась 18-летняя Оксана. Трудолюбивая, добрая и открытая девушка мне сразу понравилась. Но только после того, как я познакомил Оксану с Хавсой, нам прочитали никах.

После свадьбы Оксана сразу же переехала в дом к азербайджанцам, стала членом большой семьи. Три дочери и четыре сына Хавсы и Вахита стали считать ее сестрой.  
Оксана и Хавса вместе справляются на кухне, убираются в доме, смотрят за младшими детьми, занимаются огородом.
- Сколько лет живут рядом ваши жены?
- 10 лет, - с еще большей гордостью отвечает азербайджанец. – Но Оксана уважительно относится к Хавсе, поэтому стесняется заводить собственных детей в общем доме, - признается двоеженец. - Но и далеко уходить от старшей жены не хотела бы. Поэтому в нашем дворе я построил ей отдельное жилье, туда Оксана переехала несколько месяцев назад.
Несмотря на два дома, в азербайджано-марийской семье общий бюджет, все едят за одним столом. Каждое лето муж, две жены и дети проводят в Азербайджане, подобный супружеский союз там не редкость, скорее обычное явление. 
Многоженство
А вот родители Оксаны - марийцы – не могли одобрить такой брак. Им в голову не могло прийти, что избранником их дочери станет азербайджанец, старше ее почти на 30 лет, и самое главное – женатый! Но, как утверждает Вахит, Оксана была непреклонна в своем решении, заявив, что будет жить со мной столько, сколько отведет нам Бог. 
- Сейчас с родителями Оксаны мы в хороших отношениях, - рассказывает кавказец. – Они живут в деревне, и практически каждые выходные мы всей семьей бываем у них в гостях. К нашему приезду они топят баню, накрывают стол.
Азербайджанец сожалеет, что официально расписан только со старшей женой.
- Но перед Богом я женат на двух женщинах, и это для меня главнее! 

Старшая жена узбека - в Андижане, младшая - в Казани 

– Я приехал в Казань в 2000-м на заработки, - рассказывает 40-летний добродушный узбек Дурсун. - Сначала работал на стройках плотником, потом сколотил бригаду отделочников, появились деньги – открыл свое кафе, - широко улыбаясь, собеседник демонстрирует золотые зубы. - Начал потихоньку зарабатывать, купил коттедж в черте города. Но моя жена Зарина и четверо детей не хотели уезжать из родного Андижана. На протяжении восьми лет я ездил к ним несколько раз в году, они же редко появлялись в Казани. 
Немного помолчав, узбек вспоминает, как однажды в его кафе появилась новая официантка - 20-летняя узбечка Йолдыз. Она прилежно выполняла порученную работу, ее сразу же полюбил весь персонал. Йолдыз запала в душу Дурсуна, и он решил сделать ей предложение.

- Знаете, обрадовалась не только девушка, но и ее родители, которые недавно переехали в Казань из Узбекистана, - говорит Дурсун. – Сначала мы прочитали с ней никах – узаконили наши отношения перед Богом, а потом расписались в ЗАГСе. Штамп в паспорте не имеет для нас большого значения, просто мы хотели соблюсти законы страны, в которой живем. К тому же у нас растет ребенок – Мадине уже два года. 
- А как же ваша жена Зарина?
- С ней мы читали только никах, - отвечает, вздыхая узбек. – Да и когда она про мой второй брак узнала, говорит, что облегченно вздохнула. Она и сама хотела предложить мне взять в жены еще одну женщину, которая бы смогла ухаживать за мной на чужбине – готовить, стирать. Зарина считает, что не пристало мужчине жить одному.

Дурсун уверяет, что через несколько месяцев после его свадьбы с Йолдыз, Зарина с детьми приехала в Казань – надо же с новыми родственниками познакомиться. Ставший двоеженцем узбек волновался перед этой встречей, не знал, найдут ли женщины общий язык.
- И как они?
- Даже подружились! – радуется, как ребенок, мужчина. – Йолдыз – полноправная хозяйка в нашем доме, но в присутствии старшей жены старается ей во всем угодить, прислушивается к ее мнению. Например, Зарина готовит, а Йолдыз в это время помогает ей в уборке.
Моя первая жена от души нянчит маленькую Мадину – дочь от второй жены. А вторая жена считает моих детей от первого брака своими родственниками.
Каждое лето с Йолдыз и ребенком мы ездим в Узбекистан, по нескольку месяцев живем в нашем доме со старшей женой и детьми. 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Руслан Аушев
В Ингушетии насчитывается до 2% полигамных браков
- 20 июля 1999 года, будучи Президентом Ингушетии, я принял законопроект, разрешающий мужчинам Ингушетии иметь до четырех жен, таким образом, я реализовал свободу образа жизни в рамках традиций региона, - констатирует экс-президент Ингушетии, герой Советского Союза Руслан АУШЕВ. - Ведь тогда в Ингушетии было до 2% полигамных браков. Центральные власти тут же возмутились: статья 14 Семейного кодекса Российской Федерации не допускает заключения брака между лицами, если хотя бы один из них состоит в другом законном браке. Извините, мне хватило разговоров на эту тему, больше ничего говорить не буду.  

Сулейман-хазрат Зарипов
В Татарстане растет число полигамных браков
- Наше общество переживает не лучшие времена: материальные трудности, разводы, хаос взаимоотношений, чуть ли не каждый мужчина имеет женщину на стороне. В этом случае многоженство воспринимается как путь оздоровления общества, решения демографических проблем, - считает казый Центрального региона РТ, имам-хатыб казанской мечети «Зайнулла» Сулейман хазрат ЗАРИПОВ. – С каждым годом количество полигамных браков в Татарстане растет. 
Согласно законодательным нормам Ислама, основанным на теократии, мусульманин может иметь до четырех жен. Но решаясь на такой шаг, который часто приравнивается к подвигу, он обязан знать о предусловиях вступления в такой брак: должен быть готов материально обеспечить каждую из своих женщин, ни одну из них не считать лучшей, между ними создать атмосферу равенства и справедливости.
Есть определенные условия для заключения никаха со вторыми, третьими женами. Первое – мужчина должен быть мусульманином. А в жены он может брать как мусульманок, так и из обладательниц книг (христианки, иудейки), язычницы не приемлемы. Второе условие сакральное – женщина, решившая стать второй или третьей женой, должна добровольно пойти на этот шаг, без давления родни или будущего мужа. Он же обязан известить о таком решении свое окружение.
Третье – когда читается никах со второй или третьей женой, должны присутствовать свидетели, а другие жены – по желанию,  ведь даже их отказ от полигамного брака не препятствует супругу взять еще одну жену.         
Четвертое – во время никаха многоженец должен преподнести новоиспеченной жене махр – брачный подарок. Выбор здесь большой – от коттеджа до нескольких квартир, как принято в Саудовской Аравии, до серебряного или золотого кольца – так чаще делают у нас. 
Полигамия - не для наслаждения: у нас запрещены временные никахи, когда приехавший на заработки из той же Средней Азии мужчина берет девушку на время своего пребывания в Татарстане. 

Шариф Асефи
В Афганистане можно через суд зарегистрировать полигамный брак 
- Я очень хорошо отношусь к полигамным бракам, ведь об этом говорит священный Коран, нескольких жен одновременно имел пророк Мухаммед, - говорит председатель региональной ОО «Единство Афганистана» РТ Шариф АСЕФИ. -  Если рассматривать этот вопрос с современной точки зрения, то многоженство решает проблему брошенных женщин и детей, улучшает демографическую ситуацию. Ведь в нашем обществе по статистике на одного мужчину приходится несколько женщин. В Татарстане я знаю несколько мужчин из афганской общины, которые состоят в полигамных браках. С каждой женой они читали никах, но юридически не смогли оформить своих отношений. У нас в Афганистане полигамные браки официально разрешены. Мужчины читают никах и состоят в браке с несколькими женщинами одновременно. Основное условие такого проживания - жены должны иметь свой собственный дом или хотя бы отдельное помещение в пределах одного жилья. Если мужчине по каким-то причинам необходимо законодательно оформить отношения с одной, двумя, тремя или даже четырьмя женами одновременно, он через специальный суд получает на руки документ, который называется никах нама – это свидетельство о полигамном браке, имеющее юридическую силу.

Маруф Ходжиев
В Таджикистане многоженство уголовно наказуемо
- Я крайне отрицательно отношусь к многоженству, - заявляет директор Республиканского агентства занятости и правовой помощи иммигрантам Маруф ХОДЖИЕВ.
У нас в Таджикистане полигамный брак по закону запрещен и является уголовно наказуемым деянием. Я не понимаю тех своих соотечественников, которые, приезжая сюда на заработки, оставляют жену и детей на родине, а здесь заводят новую семью. На мой взгляд, это аморально, как по отношению к обеим женщинам, так и по отношению к детям. Ведь нужно каждой семье уделять должное внимание, материально их обеспечить. А трудовые мигранты в основной своей массе не имеют такой финансовой возможности. В Коране написано, что мусульманин может иметь до четырех жен, но это, на мой взгляд, касается материально состоятельных мужчин, у которых достаточно денег и времени, чтобы не заботиться о хлебе насущном, а полностью посвятить себя женам и детям.

Малачидибир Малачидибиров
В Дагестане первую жену выбирают родители, а вторую – сам мужчина 
- Первый брак дагестанец обычно заключает не по любви, а по инициативе родителей, - сообщает представитель Республики Дагестан в Республике Татарстан Малачидибир МАЛАЧИДИБИРОВ. - Часто молодых людей женят для скрепления общего бизнеса или давней дружбы между их старшими родственниками. Им читают никах, что является обязательным условием создания мусульманского брака, а затем при желании они регистрируют свои отношения в ЗАГСе, что считается простой формальностью. О создании второй семьи речь заходит, когда мужчина, крепко встав на ноги, встречает свою женщину, влюбляется. И чтобы не совершать прелюбодеяния (измена супружеской верности – авт.), не разрушать семью, супруг с согласия жены и близких женится второй раз, то есть читает никах. Две семьи живут в разных домах, и мужчина обязан содержать их в равном положении. Случается, что из-за неприятия одной жены другой, мужчина делает все, чтобы супруги не догадывались о существовании друг друга.
Сейчас Дагестан переживает не лучшие времена, многие мужчины уезжают в Татарстан, другие регионы России в поисках лучшей доли. На чужбине живут подолгу и с согласия первой жены часто читают никах с девушками разных национальностей: русскими, татарками, чувашками, удмуртками. Но с первой семьей не теряют связи, периодически ездят к старшей жене и детям, материально их содержат.
Обычно после исполнения 21 года мужчина в Дагестане начинает задумываться о завещании. Если у него несколько жен и детей от них, то на случай своей внезапной смерти он подробно прописывает раздел имущества между всеми поровну. Подобную практику семейных отношений мужчина использует и в Татарстане, если он женился здесь повторно.

МНОГОЖЕНСТВО ДЕ ФАКТО У НАС СУЩЕСТВУЕТ, ДЕ ЮРО - ОТСУТСТВУЕТ 
Председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов
Почему политики так часто поднимают вопрос о многоженстве     
- Об отношении к полигамным бракам у меня впервые поинтересовались в 1999 году, когда президент Ингушетии Руслан Аушев в связи с ухудшением демографической ситуации в республике своим указом разрешил ингушским мужчинам иметь до четырех жен, - говорит Председатель Верховного суда Республики Татарстан Ильгиз ГИЛАЗОВ. - Затем глава Ингушетии хотел внести соответствующие поправки и в Семейный кодекс РФ, но предложение Аушева было отвергнуто, так как отдельные субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно вводить новые положения в Семейный кодекс РФ.
Насколько мне известно, этот вопрос поднимал и Жириновский. Он даже разработал законопроект о полигамных браках, который был отвергнут. Владимир Вольфович аргументировал свое мнение тем, что в стране много разводов только по той причине, что мужчина по своей природе полигамен, и, как следствие этого, в обществе много брошенных женщин и детей. Жириновский также упомянул, что, несмотря на то, что многоженство на законодательном уровне не урегулировано, фактически такого рода взаимоотношения между людьми могут быть. Очень часто материально обеспеченный мужчина содержит официальную жену и  любовницу, и практически живет на две семьи. Поэтому фактически многоженство у нас существует.
Последним вопрос о полигамных браках поднимал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Его предложение об узаконивании многоженства связано с тем, что Чечня является мусульманским субъектом Российской Федерации, а по Корану мужчине разрешено иметь от одной до четырех жен, но при определенных условиях. К тому же Чечня переживает послевоенное время, и, как следствие, в обществе мужчин значительно меньше, чем женщин. Для улучшения демографической ситуации в республике было выдвинуто предложение о многоженстве, хотя оно там существует испокон веков.

В СССР за многоженство могли привлечь к уголовной ответственности
В советские времена, согласно одной из статей Уголовного кодекса РСФСР, за сожительство с двумя или более женщинами человека могли привлечь к уголовной ответственности. Этот закон касался и автономных образований, в особенности северокавказских республик, где полигамия была древней традицией. Татарстан как мусульманский регион этот закон тоже не обошел стороной. Хотя полигамия здесь встречалась, скорее, как исключение из правил, нежели норма.

В современной России на полигамию нет ни запрета, ни разрешения
На сегодняшний день к уголовной ответственности за многоженство не привлекают. Прямых запретов, указывающих на это, в действующем законодательстве нет, но и разрешения на полигамные браки тоже нет. Если мужчина фактически проживает одновременно с двумя женщинами, он не привлекается к уголовной ответственности. По законодательству он не может состоять в двух браках одновременно, а, значит, и закона не нарушает. На деле получается, что он живет с законной женой и любовницей. Если эти женщины согласны на совместное проживание с одним мужчиной, пожалуйста, это их личное волеизъявление. Подобные случаи встречаются. Но в судебной практике нашей республики я с такими примерами не сталкивался, так как полигамные отношения, как я уже сказал, не являются уголовно наказуемым деянием, а значит, и судить за это некого. Да и не каждый мужчина может позволить себе иметь одновременно больше одной жены. В Коране очень четко прописаны условия полигамных браков. Для содержания более чем одной женщины мужчина должен быть финансово состоятельным, чтобы достойно содержать всех членов своей семьи. Немаловажен здесь и моральный аспект – муж обязан одинаково хорошо относиться ко всем своим женам, не ущемляя и не выделяя кого-то из них больше.

Что ни страна, то множество регламентаций по многоженству   
Более чем в пятидесяти странах мира полигамные браки разрешены по законодательству, а это значит, что потребность в многоженстве в обществе все-таки существует и связана как с определенными традициями, религиозными нормами, так и с проблемой нехватки мужского населения. Регламентации по многоженству везде очень специфичны. В Катаре, например, чтобы стать многоженцем, требуется разрешение от первой жены или жен. В других странах  таких, как Сирия, человек, который хочет вступить в брак еще раз, должен получить на это разрешение суда, подтверждающее, что его материальное положение позволяет ему завести себе вторую, третью или четвертую спутницу жизни и он способен относиться к ним одинаково хорошо. Судьи часто пользуются своим правом отказывать гражданам в регистрации повторных браков и, как следствие этого, у сирийцев мало зарегистрированных полигамных союзов. Великобритания очень демократично относится к многоженству. Хотя подобные супружеские союзы не разрешаются согласно английскому закону, зато юридически признаются полигамные браки, заключенные в тех странах, где это разрешено. Если мужчина с несколькими женами приехал на постоянное место жительства в Великобританию из какой-нибудь арабской страны, где были официально зарегистрированы эти браки, то по закону они являются действительными.

Если многоженец попал в Россию, как решать имущественные споры его жен? 
Если в Россию иммигрировал человек, одновременно женатый на нескольких женщинах, то все его браки будут считаться действительными и у нас. Другой вопрос, при возникновении спорных моментов во взаимоотношениях между ними, по законодательству какой страны правовым путем решать их семейные проблемы внутри полигамных браков, как, впрочем, и конфликты имущественного характера. Если подобные проблемы встают в моногамных союзах, то по Российскому законодательству при разводе совместно нажитое в законном браке имущество делится между супругами пополам. А если у мужчины несколько жен, как в таком случае делить имущество между ними? В нашем законодательстве нет решения этого вопроса, так как закон не предусматривает многоженства.

Дети, рожденные без регистрации в полигамном браке, не имеют имущественных прав
В Казани закон о многоженстве никто не поднимает. Татарстан является толерантной республикой, и многие иностранные граждане, приезжающие сюда на заработки или на постоянное место жительства, состоят в браке более чем с одной женой, и за это их никто не ущемляет. Ведь как показывает практика, многие мусульманские семьи живут полигамно и их все устраивает. Здесь, на мой взгляд, очень важен менталитет и мировоззрение тех людей, которые находятся в подобных правовых взаимоотношениях друг с другом.
Но мне кажется, что одна из жен, с которой не зарегистрирован брак по законодательству, может чувствовать себя в таком положении нестабильно, ведь ее отношения с мужем не имеют юридической силы. А это значит, что по закону она бесправна и не может в случае чего ни развестись, ни разделить совместно нажитое имущество.
К тому же дети, рожденные в незарегистрированном браке, не имеют имущественных прав, если глава семьи документально не признает свое отцовство и их право быть его наследниками.

Инеза БИКЕЕВА
Наиля БИЛАЛОВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ

2274 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru