Об Ассамблее
Председатель / Выступления, интервью / Интервью газете "Татарстан" (декабрь, 2013 г.)
С начала года в Татарстане произошло семь поджогов православных церквей, в том числе двух кряшенских. В середине ноября были обнаружены взрывные устройства в Нижнекамске. Возбуждены уголовные дела по статьям «Теракт» и «Подготовкак теракту», задержаны несколько подозреваемых. О том, как в республике отнеслись к этим случаям, кому выгодно дестабилизировать межнациональное и межконфессиональное спокойствие, кто за всем этим может стоять, агентству«Интерфакс-Поволжье» рассказал Председатель Государственного Совета Татарстана, председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин.
– Фарид Хайруллович, как в республике расценивают факты поджогов православных церквей и обнаружение взрывных устройств в Нижнекамске?
– События последних месяцев в нашей республике, связанные с отдельными провокациями в отношении представителей мусульманской уммы, с одной стороны, и, с другой стороны, поджогами православных церквей в ряде районов у абсолютного большинства татарстанцев вызывают возмущение и осуждение.
По-другому и быть не может. В Татарстане испокон веков мирно сосуществуют люди разных конфессий, многих национальностей, и для всех нас очень дороги сложившиеся дружеские отношения. Нас всех это потрясло.
– Подобные экстремистские случаи произошли впервые? Почему это могло случиться?
– Началась вся эта ситуация, думаю, с июля прошлого года, когда была взорвана машина муфтия Татарстана Илдуса Файзова, и он получил ранения. В тот же день был убит начальник учебного отдела ДУМ Татарстана Валиулла Якупов. Оба были известны своим непримиримым отношением к сторонникам радикальных течений ислама.
Тогда были предприняты очень серьезные меры по поимке и изобличению преступников, оперативная работа правоохранительных органов принесла свои плоды. Проводилась разъяснительная работа среди населения. Люди успокоились, ситуация стабилизировалась.
Нами был внесен ряд изменений в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», дающий право религиозной организации оценивать знания кандидата на должность духовного лица, особенно если он получил образование за рубежом. Была впервые оговорена и социальная защита священнослужителей.
С другой стороны, Татарстан активно развивается, и это привлекает к нам мигрантов, особенно из азиатских республик и стран. К сожалению, к нам едут и те, кто имеет проблемы с законом у себя на родине, и носители радикальных течений ислама, и приверженцы других различных учений той или иной конфессии, которые стараются навязать свои убеждения.
Татарстан – толерантная республика. Здесь устоявшийся, традиционный, в какой-то мере европеизированный ислам. И крайне чуждые нам постулаты – мол, у вас не чистый ислам, слишком дружно живете с представителями других религий, – нам не подходят.
Наверное, на этой почве обострились отношения.
Причем я бы сказал, что приехавшие радикалы лишь маскируются под религиозных деятелей, на деле они, по моему мнению, представители околорелигиозных организаций, ибо ни в Коране, ни в Библии не сказано, что если ты кого-то убил, взорвал, то тебе обеспечено место в раю. Где такое написано?
Я считаю, что поджоги церквей, даже тех, которые были заброшены, – это акты вандализма, это преступление. В каком бы виде объекты ни находились, это историко-культурное наследие нашего народа, нашей республики, и никто не имеет права поднимать на них руку. Так заявили в совместном обращении и оба руководителя основных конфессий – муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий. А прокурор республики Илдус Нафиков прямо заявил, что эти злодеяния приравниваются к терактам.
Уже установлено, что задержанные по делу о поджогах не посещали мечетей, среди них есть даже люди с уголовным прошлым.
– Какие меры были предприняты?
– После случившегося Президент Рустам Минниханов собрал Совет безопасности, Совет по межнациональным и межконфессиональным вопросам, где мы очень подробно обсудили сами факты и меры противодействия такому экстремизму. Надо сказать, это было сделано гласно и открыто, и жители республики после этого несколько успокоились.
Но есть факты, что
Понятно, что озабоченность жителей, СМИ очень высокая. Особую тревогу вызвала попытка взорвать«Нижнекамскнефтехим», а это крупнейший нефтехимический комбинат европейского масштаба, наша гордость, место работы огромного числа людей, крупная налоговая база республики. Если бы это случилось, это была бы настоящая трагедия. И недооценивать это нельзя.
Президент республики и Совбез Татарстана приняли решение о немедленном расследовании всех этих дел. Была поставлена задача в кратчайшие сроки найти и задержать исполнителей и заказчиков преступлений, которые пытаются дестабилизировать обстановку в нашей республике. За оказание помощи в поимке правонарушителей было обещано вознаграждение в 1 млн рублей.
Предпринимаются меры по охране культовых сооружений и промышленных объектов.
По указанию Президента республики церкви будут восстановлены, строительные организации уже приступили к работе, завозятся стройматериалы. Надо отметить, что на восстановление храмов собирают средства и мусульмане республики.
Озабоченность представителей Русской православной церкви понятна. Кто же может пройти безразлично против этой цепочки поджогов церквей? Но и нам важно установить, откуда все это идет, кто привнес в республику такие явления и кто за этим стоит.
– На ваш взгляд, угрожает ли произошедшее межнациональному миру и спокойствию в республике?
– Мы сами порой нагнетаем обстановку, даем повод сомневаться в общепринятой государственной политике поддержки всех конфессий и разных национальностей. А ведь в республике в этом направлении делается очень многое, в том числе и Ассамблеей народов Татарстана. В ней представлено более 40 национальных общин, среди них и кряшенская (две подожженные церкви принадлежали кряшенским общинам. – ИФ). Они очень активно сотрудничают, для них республикой делается многое – по сохранению культуры и традиций, изучению родного языка, а также российских законов и русского языка как средства общения. Но, боюсь, мы занимаемся с наиболее подготовленной частью этих общин, а ведь те, кто стоит на других позициях, не ходят к нам, и это проблема.
– Может быть, корень ее в пробелах миграционной политики страны?
– Не исключаю. Мы уже подготовили и официально передали в полпредство Президента РФ в ПФО свои предложения по упорядочению использования трудовых мигрантов.
К сожалению, нелегальной миграции заслон надежным образом пока не поставлен. И у нас, как по всей России, есть факты «резиновых» квартир, когда на одну жилплощадь прописываются 50-60, а то и более человек, и мы не знаем, что это за люди, чем они занимаются, а участковый уполномоченный полиции, видимо, недостаточно хорошо интересуется такими анклавами.
Знаете, какого-то неприятия со стороны татарстанцев к мигрантам нет. Все понимают, что нам нужны специалисты, нужны рабочие руки, но если будут происходить негативные случаи, отношение может и измениться.
Мы не имеем возможности закрыть для них страну, но по квотам для мигрантов надо бы решить ряд вопросов. В первую очередь мы считаем, нужно приглашать тех, кто востребован рынком труда. И второе: необходимо усилить ответственность работодателей, чтобы по окончании контракта и срока пребывания у нас трудовой мигрант вовремя получил зарплату, купил билет и отбыл на родину. Если этого не сделать, то так и будут у нас под разными предлогами оставаться люди на нелегальном положении.
– Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин в одном из своих недавних выступлений заявил, что сомневается в межнациональном мире в республике, о котором все говорят. Что вы можете ему ответить?
– Я знаком с ним, недавно разговаривал по телефону. Мне понятна его тревога, его озабоченность поджогами церквей, но я не согласен с его оценкой, что имидж Татарстана был дутый, что в республике нет никакой толерантности. Не думаю, что можно так заявлять только по фактам случившегося. Надо приехать сюда, встретиться с представителями разных религий, побывать в городах и районах республики, поговорить с народом, в конце концов. Лишь после этого может сложиться более объемное, более полное впечатление, и можно сделать выводы.
Мы пригласили его посетить республику, готовы показать ему любую церковь, любую мечеть, организовать встречи с руководством республики, с представителями всех конфессий, которые у нас есть. Думаю, например, он не знает, что мы одними из первых в России вернули католикам здание кирхи, иудеям – здание синагоги, помогали реставрировать их. Протоиерей обещал приехать в Татарстан.
– В РПЦ также озабочены судьбой кряшен, некоторые из них пожаловались на ущемление прав. Их права действительно ущемлены?
– Никакого ущемления кряшен, конечно, нет. Есть историческая какая-то «заноза», которая сидит в ученых умах: кем считать кряшен – отдельным народом или народом, появившимся после завоевания Казани царем Иваном Грозным. Не хочу вдаваться в исторические экскурсы. Я знаю, что это трудолюбивый народ, говорящий на татарском языке, поющий татарские песни. У некоторых их лидеров есть даже мнение, что кряшены появились раньше татар. Все это – вечный спор, в котором ломать копья, мне кажется, не нужно. Не надо копаться в 400-летней истории, надо думать, как продлить дружбу и взаимопонимание, надо думать о детях, о внуках, о будущем своей республики, своей страны и работать на созидание.
По итогам Всероссийской переписи населения в 2010 году в России проживали 34822 кряшена, в Татарстане – 18760 (0,8 процента населения республики), хотя среди самих кряшен бытует мнение, что их в республике около 250 тысяч.
Всего в Татарстане насчитывается 152 кряшенские деревни, расположенные в 23 из 43 районов республики. Четыре главы муниципальных районов республики – кряшены. Общественная организация кряшен Татарстана насчитывает 14 отделений в городах и районах. Мы много помогаем кряшенам. В частности, еще в 2005 году по большой их просьбе оказали материальную помощь по переводу Нового Завета на татарский язык, помогли издать. Уже 14 лет проводится всероссийский фестиваль кряшенской культуры«Питрау» (Петров день) – очень интересный и красивый праздник. Работает этнолагерь «Айбагыр» ( «Мечта») для детей-кряшен, издается газета «Тугайналар» ( «Родные мои») и многое другое. Ну о каком ущемлении может идти речь?
Мне вообще кажется, что мы в последнее время увлеклись религиозными темами, поскольку декларируем демократию, гласность, открытость. Я не против этого, но раньше мы больше занимались межнациональными вопросами и почти не занимались межконфессиональными – ведь религия отделена от государства. И вдруг выясняется, что даже в одной религии существуют такие антагонистические течения, что даже единоверцы могут выяснять между собой отношения с автоматом Калашникова в руках. И мы теперь вынуждены этим заниматься, ведь когда случается беда, все, несмотря на религиозные пристрастия, бегут за помощью к светской власти: «Помогите, нас обижают, поддержите!» Конечно, это наши граждане, и мы обязаны их защитить, помочь, как, например, в случае с сожженными церквями.
Но я лично против того, чтобы сильно выпячивать религию. Религия в светском государстве не должна быть показной. Она должна быть у тебя в душе, и если ты, например, приверженец ислама, то своим образом жизни и покажи, что почитаешь Коран, следуешь его канонам. Пусть все увидят, какой ты примерный, вежливый, добрый, уважительный к представителям другой религии.
– Так кому же выгодно, на ваш взгляд, дестабилизировать межнациональное и межконфессиональное спокойствие в Татарстане?
– Знаете, не могу ответить на этот вопрос. Мое подсознание говорит, что есть какие-то внешние силы, которые не радует стабильная обстановка в центре России, в таких крупных многонациональных регионах, как Татарстан. Не исключаю, что заказчики – вне пределов Российской Федерации. Можно вспомнить Кавказ, где некие «братья мусульмане» пытались дестабилизировать обстановку в южном крыле России вплоть до отделения юга от нашей страны, это не секрет.
Я не исключаю, что
Поверьте, Татарстан – очень толерантная республика, и люди понимают, что руководство уделяет большое внимание межнациональным и межконфессиональным отношениям. Все очень сильно переживают о случившемся, и абсолютное большинство татарстанцев любой нации и религии осудили эти проявления экстремизма.
Источник: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-79/10109320/