Об Ассамблее
Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №9 / Первый! Марийский...
Протоколы заседаний Всероссийского съезда мари
22 июля 1917 года
Заседание 6-е
Председательствует П.П. Глезденев. Президиум в лице председателя вносит предложение избрать еще одного секретаря, на которого можно было бы возложить редактирование известий съезда и доказывать* на кандидатуру С.Ф. Стрелкова. Собрание соглашается с предложением президиума и избирает в секретари Стрелкова.
Затем, делегаты Бирского крестьянского съезда: 1) Ильметев, 2) Зюбаиров и 3) Костенов приветствуют съезд мари от имени крестьян Бирского уезда, после чего председательствующий предлагает избрать делегатов на крестьянский съезд, чтобы приветствовать последний от имени съезда мари.
Собранием предложение о[тца] Глезденева принимается, и избираются два представителя съезда Л.Я. Мендиаров и Бикбатыров.
Далее собрание приступает к обсуждению вопросов, значащихся на повестке дня.
И.Н. Коведяев делает доклад о связи между мелкими народностями. Подробно характеризуя значение организаций народностей, он останавливает внимание слушателей и на политическом значении их.
Доклад Коведяева принимается без прений, и по данному вопросу выносится следующее постановление.
В целях завоевания прав на самоопределение и укрепления свободного строя в России, а также в виду общности интересов, задач и стремлений, необходимо единение между народностями Поволжья.
По вопросу об организациях мари докладчиком выступает председатель Бирского о[бщест]ва мари В.М. Иванов. Подробно разъясняя значение организаций в культурно-просветительной области, он предлагает на обсуждение собрания следующие тезисы:
1. Для успешного проведения в жизнь культурно-
просветительных начал признать необходимым организации мари во
всех областях России, где есть население мари.
2. Губернские национальные о[бщест]ва необходимо
немедленно открыть в Казанской и Вятской губерниях, причем
нижегородские и костромские мари соединяются в одно о[бщест]во,
а мари Пермской губ[ернии] примыкают к Бирскому о[бщест]ву.
3. Для вновь открываемых обществ предложить в
качестве образца устав Бирского о[бщест]ва мари.
4. Уездные и прочие филиальные отделения национальных
организаций подчиняются губернскому о[бщест]ву.
5. Все губернские и другие самостоятельные о[бщест]ва
соединяются в общий центральных орган – (бюро) – представляющий высшее учреждение организаций мари.
6. Местом Центрального бюро организаций мари должна быть Казань.
По данному докладу открываются прения.
С. Шамратов отмечает, что в случае отсутствия организаций постановления подобных съездов не могут быть приведены в исполнение, и в заключение призывает членов содействовать созданию центрального исполнительного органа мари.
Делянов просит у собрания разрешение сделать по данному вопросу доклад и представить его на обсуждение съезда.
С.Г. Гаврилов, заявляя, что вопрос об организации на данном съезде отложен быть не может, говорит, что Делянов может написать доклад об организациях и внести его на обсуждение съезда мелких народностей Поволжья, имеющий быть 1-3 августа с.г. Собрание вполне присоединяется к Гаврилову.
Целый ряд ораторов высказываются о необходимости национальных просветительных организаций и предлагают принять без обсуждения тезисы доклада.
Собрание, принимая все тезисы доклада, выносит резолюцию: немедленно избрать членов-организаторов для Казанской и Вятской губ[ерний].
Для обмена мнениями по данному вопросу объявляется десятиминутный перерыв.
После перерыва собрание единогласно избрало членов-организаторов: для Казанской губернской организации мари С.Г. Гаврилова и В.М. Васильева, а для Вятской св[ященника] П. Глезденева.
Затем Глезденев председательствование передает Л.Я. Мендиарову.
Св[ященник] П. Глезденев докладывает о работах комиссии по составлению устава особого фонда.
Доклад вызывает особенно оживленные прения в том месте, где говорится о времени расходования капитала.
Тов[арищ] Гаврилов говорит, что излишне устанавливать срок неприкосновенности капитала, а потому предлагает установить определенную сумму, менее которой капитал быть не должен, и в случае необходимости расходовать ту сумму, которая превышает установленную постоянную норму.
Гаврилова поддерживает П.М. Кунаев.
Высказываются по данному вопросу еще несколько ораторов, и в конце прения принимают бурный характер, но, несмотря на это, параграф устава собранием при 3 воздержавшихся оставляется в той редакции, в какой была представлена комиссией.
по образованию особого фонда на предмет поддержки и развития
культурно-просветительных начинаний обществ мари
Цель и способ образования (капитала) фонда
1. В целях поддержания и развития в будущем культурно-
просвет[ительных] начинаний всех о[бщест]в мари образовывается
особый фонд.
2. Фонд образовывается двумя способами: а) путем
обязательных, точно указанных и определенных Всероссийским
съездом мари, взносов; б) приемом добровольных пожертвований
(принимается движимое и недвижимое имущество).
Кто и как производит сбор денег и место хранения их
3. Местные организации мари производят ежегодные сборы в
своих районах; среди православных мари на Рождестве, а среди
прочих во время праздника «Щорык-йол».
4. Собранные деньги представляются в Бирское о[бщест]во
мари; последнее о поступлении денег (каждый раз) объявляет в
газете «Ужара».
5. Деньги о[бщест]во записывает в особую шнуровую,
выданную от высшей гражданской организации, книгу.
6. На деньги приобретаются процентные бумаги. Как
процентные бумаги, так и деньги хранятся в Государственном банке
и казначействах.
7. Капитал фонда временно помещается в банк и казначейство
на имя Бирского о[бщест]ва мари, а затем передается в центральный
орган организаций мари.
Как расходуется капитал
8. В течение десяти лет как капитал, так и проценты считаются
неприкосновенными и не расходуются.
9. По истечении 10-ти лет как самый капитал, так и
процентные деньги с него могут расходоваться исключительно с
разрешения Всероссийского съезда мари.
Ликвидация
10. Фонд ликвидируется, в случае надобности, абсолютным
единогласием всех культурно-просветительных о[бщест]в мари.
По утверждении устава председатель просит у собрания разрешение устроить сбор на нужды Уфимского союза солдат-мари. Собрание единогласно принимает предложение председателя. Для сбора пожертвований устраивается перерыв.
Заседание возобновляется докладом св[ященника] П. Глезденева о календарях мари.
Развивая историю календаря с 1907 г[ода], докладчик отмечает и те гонения, которые перенес этот единственный печатный орган мари. Далее о[тец] П. Глезденев призывает всех собравшихся оказать содействие при составлении календаря, как отрывного, так и настольного, собирая и представляя необходимый для этого материал.
Собрание выражает искреннее желание снабдить материалом работников по составлению календаря на настоящем же съезде. Собирание материала на данном съезде поручается св[ященнику] П. Глезденеву, который просит лиц, не записавших мелодий песен, записать и передать их ему. Также принимается предложение В.М.Васильева о помещении в календарях сведений о времени празднования национальных праздников мари. Далее собрание переходит к обсуждению вопроса и наименованиях селений мари. Св[ященник] П. Глезденев говорит об историческом значении этих названий (в частности рек, гор, имен и т.д.) и отмечает тот факт, что названия чисто мари с каждым годом становится все меньше и меньше вследствие обогащения языка мари варваризмами.
Слова докладчика вызывают оживленный обмен мнениями.
При обсуждении данного вопроса П.М. Кунаев высказывает следующее соображение: «Доклад о[тца] П. Глезденева усматривает желательность и необходимость сохранения и даже восстановления утраченных имен и названий мари. Находя все это весьма ценным при изучении истории и этнографии, считаю также необходимым обратить внимание и на фамилии мари, я считаю необходимым всем мари свои фамилии сделать чисто-национальными, характеризующими происхождение носителя фамилий».
По докладу Глезденева и заявлению Кунаева собрание выносит следующую резолюцию: в целях самосохранения мари необходимо всеми мерами содействовать развитию родного языка, изгоняя из него ненужные варваризмы, а также всячески восстанавливать и сохранять исторически сложившиеся чисто черемисские названия рек, озер, деревень, а также имена и фамилии людей.
Объявляется 10-минутный перерыв.
По возобновлении заседания Уфимский губернский лектор мари С.Ф. Стрелков делает доклад о дошкольном воспитании. Доклад не вызывает особенных прений. После непродолжительного обмена мнениями по данному вопросу принимаются следующие резолюции:
1. Признать желательным устройство детских садов, поручив организацию таковых культурным работникам на местах, изъявившим на это свое согласие.
2. Обстановка детских садов должна быть чисто национальной.
3. В целях подготовки руководителей этими садами и площадками ввести преподавание сведений о садах и площадках в педагогических учебных заведениях и командировать в существующие сады и площадки лиц, желающих по организации садов и устройству площадок, а в необходимых случаях обращаться к специалистам.
4. Признать желательным устройство еженедельных бесед о воспитании с родителями детей, посещающих сады и площадки.
5. Руководители детских садов устраивают с детьми экскурсии.
6. Песни и игры в садах и площадках должны быть чисто национальными.
7. Между детскими садами и площадками, с одной стороны, и школой, с другой, безусловно, должна быть связь, как того требует самый процесс воспитания.
Далее заслушан доклад уфимского лектора С.Ф. Стрелкова к вопросу по внешкольному образованию.
Докладчик отмечает связь между школьным и внешкольным образованием. Далее он яркими красками рисует положение внешкольного образования при старом строе, когда полицейский надзор за работниками в этой области губил творчество и энергию лучших деятелей. Останавливая внимание собрания на значении внешкольного образования, докладчик надеется, что в недалеком будущем дело внешкольного образования общими усилиями будет поставлено на должную высоту и все национальности свободной России, а в частности и мари, встанут наряду [с] просвещенными народностями Европы.
Затем С.Ф. Стрелков предлагает на обсуждение собрания следующие тезисы:
1. Школьное и внешкольное образование являются совершенно различными категориями.
2. Признать желательным широкое участие населения в ведении и организации мероприятий по внешкольному образованию.
3. Сосредоточить все дело внешкольного образования в местных органах самоуправления.
4. Признать необходимым изменения сети по внешкольному образованию в связи с условиями, выдвинутыми переживаемым политическим моментом.
5. Признать необходимым во всех крупных селениях мари открытие районных библиотек с инвентарем книг, как на родном языке мари, так и на русском.
6. Заведующими внешкольным образованием в районах с населением мари должны быть мари.
7. Районными заведующими назначаются лица со средним образованием, но, в крайнем случае, за недостатком последних, места заполняются лицами, имеющими звание учителя, причем и те, и другие должны предварительно прослушать специальные краткосрочные курсы.
8. Для подготовки мари деятелей по внешкольному образованию в возможно скорейшем времени открыть курсы, испросив необходимые для этого суммы у соответствующих учреждений.
9. В более крупных центральных селениях с населением мари признать необходимым открытие библиотек повышенного и низшего типов.
10. Немедленно открыть избы-читальни во всех селениях мари.
11. Ведение просветительных работ в избах-читальнях поручить интеллигентным лицам мари, а для составления инструкции работникам на местах избрать комиссию.
12. Признать необходимым введение института районных лекторов, причем лектора должны быть хорошо знакомы с жизнью, бытом и нравами мари.
13. Немедленно просить земства о назначении лекторов мари в те местности, где имеются черемисское население.
14. Признать желательным в крупных селениях мари открытие народных домов.
15. Признать желательным создание в центральных пунктах, а по возможности и в районных ячейках передвижные национальные музеи.
16. Признать желательным возможно скорейшее создание театра.
17. Пьесы должны носить национальный характер (положительные и отрицательные типы должны быть из жизни мари).
18. Содействовать всеми мерами собранию национальных песен и других литературных памятников, а для начинания все присутствующие должны пропеть и записать по одной национальной песне.
Все тезисы доклада принимаются Собранием единогласно.
(Продолжение следует)