Главная Об Ассамблее Библиотека Ассамблеи Журнал “АНКО” Выпуск №9 Интервью с Ф.Уразаевым. Нужен действенный механизм.

Об Ассамблее

Библиотека Ассамблеи / Журнал “АНКО” / Выпуск №9 / Интервью с Ф.Уразаевым. Нужен действенный механизм.

Партнерство плюс деловитость

 

Встречи, ведущие в перспективу
Под таким общим заголовком в предыдущем номере журнала
были обнародованы поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева руководителям государственных служб, ведомств и учреждений федерального и республиканского подчинения, муниципальных администраций и организаций Татарстана по итогам их встреч с представителями III Всемирного конгресса татар, лидерами татарских организаций и предпринимателями регионов России, лидерами и представителями кряшенского движения республики, представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования. Поскольку поручения охватывают широкий круг вопросов социальной и культурной  жизни национальных общин
и вызывают живой интерес участников многонационального
движения республики,  редакция объявила о своем намерении
информировать читателей о ходе выполнения данных поручений.
 Предлагаем запись беседы с ответственным секретарем
Федеральной национально-культурной автономии татар России
Фаритом Уразаевым.

 

НУЖЕН  ДЕЙСТВЕННЫЙ  МЕХАНИЗМ


    Кор.  После Всемирного конгресса татар Президент России В.В.Путин имел обстоятельный разговор с группой его делегатов. Это не первая постановка татарских проблем на таком уровне. Почти десять лет назад по итогам визита Б.Н.Ельцина в Татарстан была совместно с бывшим федеральным Министерством по делам национальностей разработана целевая Программа развития образования и культуры татар России. Сегодня с сожалением приходится констатировать, что ни один из 17 сформулированных тогда пунктов не выполнен. Это обстоятельство в значительной мере обостряет интерес к выполнению поручений В.В.Путина.
    Ф.У.  Прежде,  чем дать ответ на конкретный вопрос, хочу обрисовать общую картину.
    В данный момент почти во всех регионах России созданы и действуют национально-культурные автономии или этнокультурные объединения татар.  Их активность на самодеятельном уровне достаточно высока. Но в вопросах взаимодействия с официальными органами существует немало проблем. Главная из них – недостаточная поддержка усилий татарских общественных организаций по возрождению исторических традиций, развитию образования, культуры, духовности татарского народа. В частности, финансирование их происходит преимущественно по остаточному принципу. Нередко запросы, конкретные просьбы татарской общественности сводятся региональными властями к пресловутому заклинанию: спасение утопающих – дело самих утопающих.
    Тем не менее, есть и отрадные примеры. Самый яркий из них – деятельность региональной национально-культурной автономии татар Саратовской области. На протяжении десяти с лишним лет там последовательно создавалась культурно-образовательная инфраструктура, отвечающая требованиям преемственности воспитания с детского возраста. В Саратове успешно функционируют национальный детский сад, татарская начальная школа и гимназия. За 12 лет своего существования  последняя превратилась в образцовое учебное заведение. Ныне в ней обучается 600 учащихся. Вступительный конкурс устойчиво держится в пределах пяти претендентов на одно место.
    Конструктивно разрешен блок культурных проблем. В населенных пунктах с компактным проживанием татар созданы фольклорные группы, целенаправленно готовятся самодеятельные артисты, поддерживаются интенсивные связи с казанскими театрами.  Ежегодно проводятся дни татарской культуры. В прошлом году они продолжались десять дней. В рамках  программы декады при помощи исполкома Всемирного конгресса татар и совета Федеральной национально-культурной автономии татар России все татарские деревни области были охвачены мероприятиями с участием артистов, деятелей культуры и общественности Татарстана.
    Активно возрождается духовность саратовских татар.  В областном центре функционирует соборная мечеть. Введены в действие или строятся мечети во многих татарских деревнях. В этом году закладываются здания двух новых мечетей.
    Можно сказать, что в области завершилось формирование татарского информационного пространства: выпускаются журнал и газеты, в том числе исламский вестник, используется электронные коммуникации.
Эти успехи стали возможны благодаря организационной и экономической самодостаточности национально-культурной автономии. По счастливой случайности председатель автономии является Постоянным представителем Республики Татарстан в Саратовской области по экономическим вопросам. Поэтому все финансовые вопросы автономии решаются при посредничестве Представительства. Достаточно сказать, что им были выделены три миллиона рублей на ремонт гимназии.
    Но в большинстве регионов России слаженного взаимодействия татарских общественных организаций с властями не наблюдается. У них нет помещений для работы, штатных сотрудников. Чаще всего помощь татарским организациям  сводится к выделению из регионального бюджета дежурной суммы в 10 тысяч рублей на организацию Сабантуя. Да и то, я думаю, только потому, что его проведение повсеместно стало как бы обязательным атрибутом работы с татарским населением, проигнорировать который не решается никто.  Сейчас трудно найти татарский населенный пункт, не говоря о районных центрах и городах с компактным проживанием наших соплеменников, где бы из года в год не отмечался этот красочный национальный праздник. В прошлом году, например, Сабантуй отшумел в 46 регионах Российской Федерации, не считая подчиненных им административных территорий. Четвертый раз он проводится как федеральное всетатарское мероприятие, переходя из одного регионального центра в другой.
    Но в целом картина этнокультурного возрождения татар и развития татарской культуры выглядит намного скромнее. К нам поступают  сетования  и на инертность, а порой и равнодушие региональных властей, и на отсутствие внимания федерального центра к национальным проблемам. Недоумение и сожаление вызывает упразднение Министерства по делам национальностей России, отсутствие научно обоснованной реалистичной и понятной народам страны национальной политики. Стоит ли после этого удивляться тому, что Концепция государственной национальной политики Российской Федерации так и осталась декларацией о благих намерениях, а Федеральный закон «О национально-культурной автономии» так и не заработал. А в России между тем официально зарегистрировано 16 федеральных автономий, и процесс образования  новых идет весьма эффективно. Но до сего времени федеральный бюджет их не финансирует.
    Нашей автономии финансовую поддержку оказывает исполком Всемирного конгресса татар, но его возможности  весьма ограничены. Весь его годовой бюджет составляет семь миллионов рублей. Если даже допустить, что все эти средства будут прямым назначением использованы на социально-культурную работу с семимиллионным татарским населением России, то получится весьма скромная доля в расчете на одного человека. Не то, чтобы существенно повысить уровень образования и культуры, но даже удовлетворить элементарные потребности в получении информации и культурном обслуживании людей невозможно. Невольно приходишь к мысли, что татарский вопрос в России, кроме татар, никого не волнует. Иначе чем объяснить, что заявления, прямые указания и поручения Президента Российской Федерации не находят отклика на местах.
     Этим, я полагаю, в первую очередь определятся потребность общения лидеров и активных участников национальных движений с главами государства и регионов.
    Кор. Последний момент имеет общероссийское значение. Именно он, по всей видимости, обусловил содержание поручений В.В.Путина: только одно из них ограничено рамками татарского вопроса.  
Назначенные  сроки выполнения поручений истекли. Как бы Вы прокомментировали полученные итоги?
    Ф.У. Если придерживаться последовательности, в которой поручения значатся в протоколе, то приходится начинать с самой больной темы. Как показывает вся предшествующая история, для России национальный вопрос – это вопрос № 1. И не только по значимости, но и по сложности его решения. Ибо тут требуется последовательная реализация всей совокупности психологических, социальных и экономических задач. Вероятно, исходя из этого, Президент России и предложил Правительству страны внести коррективы в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации.  Суть данной проблемы, в том числе и в связи с упомянутым поручением, обсуждается давно и на разных уровнях законодательной и исполнительной властей. Но существенно обновленной, подписанной Президентом России, приемлемой для всех Концепции мы так и не получили.
    Вся работа по этническому возрождению народов России снизу доверху строится на общественных началах и соответствует любительскому уровню. В начале 1990-х годов Всетатарский общественный центр, опираясь на поддержку массового национального движения, оказывал заметное влияние на решение вопросов переходного периода. Сегодня ситуация иная. Механизм, который эффективно использовался 15 лет назад, не работает.  Мы вправе были ожидать, что федеральные власти хотя бы обозначат контуры нового подхода к реализации Концепции государственной национальной политики. К примеру, только, исходя из того, что Татарстан ежегодно отчисляет в центр налоги в сумме пяти миллиардов рублей и примерно столько же составляют налоговые платежи татар вне республики, можно было бы в пределах полупроцентного отчисления от этих поступлений в государственную казну создать солидный фонд возрождения и развития татарской культуры. Кроме того, новый механизм, сконструированный на профессиональном уровне,  мог бы открыть возможности для широкого привлечения и использования внебюджетных средств. Однако заниматься этими наболевшими вопросами в стране некому. Министерство по делам национальностей упразднено, создание национальных политических партий запрещено. Остается  уповать на милость Всевышнего.
    Следующее указание В.В.Путина о создании на общероссийском государственном телевизионном канале «Культура» регулярных культурно-познавательных программ о народах России  уже, казалось, близилось к своей реализации. Было сделано два фильма. Но что-то где-то на каком-то этапе не заладилось, и проект завис.
    Полностью решен только многострадальный и самый простой с точки зрения  его практической реализации вопрос об открытии в г. Москве Татарского национально-культурного центра.  Он, как известно, был связан с возвращением татарской общине столицы так называемого Дома Асадуллаева,  которое затянулось на долгие годы. Наконец, Правительство Москвы передало дореволюционный особняк его истинным  хозяевам, и он заработал в прежней своей ипостаси – в качестве духовного очага московских татар.
    А вот предпринятые по заданию В.В.Путина попытки предусмотреть при разработке стандартов общего среднего образования возможность преподавания в образовательных учреждениях языков народов России и изучения их национальных культур свились в неразрешимый клубок противоречий. С одной стороны,  осуществляемая в стране стандартизация образования позволяет упорядочить учебные программы и использование учебников, повысить качество преподавания, в том числе родных языков и литератур. Но сопутствующая этому оптимизация структуры учебных заведений  неизбежно приводит к закрытию малокомплектных школ, преимущественно национальных.
    Оба направления характерны и для Татарстана, но в других регионах они стоят острее. Хоть и медленно, идет процесс расширения сети национального образования за пределами республики. С недавнего времени в Москве действует  гимназия с этнокультурным компонентом, готовится к открытию татарская гимназия в г. Димитровграде Ульяновской области.  Но много сложностей. На уровне общественной самодеятельности вопросы создания и жизнеобеспечения системы национального образования не решить, а администрации регионов далеко не всегда идут навстречу.  Между тем отсутствие национальной школы способствует ускорению ассимиляции татарских детей и молодежи, отстраняет их от этнического наследия и культуры своего народа, делает невозможным духовное и физическое воспитание на народных традициях. Следствием этого становятся бездуховность, культурная деградация, наркомания,  преступность и другие порочные явления в жизни молодежи. До 70 процентов детей школьного возраста подвержены психическим и физическим заболеваниям. Из них может вырасти только больное поколение.
Поэтому закрывать  вопрос о выполнении поручений Президента Российской Федерации еще рано.
    Кор.  Мне представляется символичным, что руководители России и Татарстана в процессе общения с представителями татарской общественности сконцентрировали внимание на тождественных проблемах социально-культурного развития татарского народа. Достаточно сопоставить рассмотренные нами  указания В.В.Путина с поручениями М.Ш.Шаймиева разработать целевую программу по оказанию содействия в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, и активизировать работу по реализации межправительственных соглашений Республики Татарстан с субъектами Российской Федерации, чтобы   уяснить основные направления взаимодействия федеральных и региональных ведомств друг с другом и с общественными  организациями разных уровней. Как на данный момент обстоят здесь дела?
    Ф.У.  Дополнение Конституции Республики Татарстан статьей 14, которая позволяет направлять бюджетные средства на социально-культурное  развитие татар за пределами республики, создало правовую базу финансовой поддержки татарского этнокультурного движения.
    На текущий момент Республика Татарстан подписала более 60 соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве. Надо сказать, что поначалу такая практика была неэффективной, в ряде случаев после подписания двусторонних документов объем взаимопоставок и услуг уменьшился. Изучив ситуацию, пришли к выводу, что без непосредственного участия хозяйственных субъектов, дело сдвинуть с места не удастся. Татарские организации инициировали широкое вовлечение в экономическое сотрудничество представителей бизнеса из местных татар. Естественная психологическая их тяга к исторической родине, основанная на культурных традициях своего народа, органично  слилась с прагматическим интересом экономического сотрудничества с Татарстаном как состоятельным, надежным  и перспективным партнером. Помню, в 2000 году в Казани была устроена ярмарка, на которой была широко представлена продукция государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм российских регионов. Она помогла определить те наиболее важные точки, где сходятся их интересы, конкретизировать, а затем и материализовать их в сделках и проектах. Не только бизнесмены, хозяйственные руководители, многие главы субъектов Российской Федерации готовы сотрудничать с нашей республикой.
    Кор.  В этом свете становятся понятными мотивы поручений Президента Татарстана, затрагивающие проблемы предпринимательства. Я имею в виду предписания в 2002-2003 годах расширить сеть торговых домов, вести активный поиск и осуществлять внедрение новых форм сотрудничества с татарскими предпринимателями в регионах России, оказывать им содействие в установлении сотрудничества с промышленными предприятиями Республики Татарстан,  разработать программу государственной поддержки татарских предпринимателей в регионах России. Наблюдаются  ли положительные сдвиги в этой сфере?
    Ф.У. Программой поддержки предпринимателей  занимаются Правительство и Министерство торговли и внешнеэкономических связей республики. К сожалению, до конца она еще не доведена. Концептуальный подход ясен, он есть, но не удается пока еще преодолеть различного рода нестыковки. Дают себя знать не только различие интересов государственных структур и бизнесменов, но и несовпадение взглядов последних по некоторым кардинальным вопросам. Необходима тонкая, кропотливая работа с ними. Но в ближайшее время, будем надеяться, она будет успешно завершена.
    Кор.  Остальные поручения М.Ш.Шаймиева предельно конкретны, что позволяет говорить об их исполнении в форме «да» и «нет». Постарайтесь, не прибегая к подробным комментариям, дать итоговые заключения по ним.
    Ф.У. Такое условие вынуждает меня отказаться от группирования поручений по тематике и при ответе следовать порядку, в котором они обнародованы.  Они действительно лаконичны. Итак:
    Президент дал задание Министерству сельского хозяйства и продовольствия изучить и внести предложения о формах сотрудничества с татарскими    предпринимателями Нижнего Новгорода по поставкам в Республику Татарстан мельнично-элеваторного оборудования.       
    По общественной линии мы наладили постоянные контакты с Нижним Новгородом. Провели учредительную конференцию Региональной национально-культурной автономии татар области, привлекли к ее работе видных бизнесменов-татар. При их поддержке выпустили книгу об известном певце Рашите Вагапове.
    Министерству торговли и внешнеэкономических связей республики предлагалось разработать проект соглашения о сотрудничестве с Ханты-Мансийским автономным округом и организовать его подписание. Произошел обмен официальными делегациями, в Ханты-Мансийске было открыто Представительство Республики Татарстан, с участием которого был составлен и введен в действие двусторонний договор. Кстати сказать, среди тюменских нефтяников много выходцев из Татарстана. Они активно участвуют в работе Региональной национально-культурной автономии татар, поддерживают постоянные деловые и культурные связи с исторической родиной.  
    Кабинету Министров республики и исполкому Всемирного конгресса татар вменялась обязанность повысить интенсивность передачи информации для татар, проживающих вне республики, определив для каждого региона конкретный язык, шрифт и форму подачи информационного материала. По языку, шрифту специалисты разработали версии для журналистов, снабжаем ими регионы.  Варианты этих программ на английском, татарском и русском языках заложены в Интернет-сайт Всемирного конгресса татар для общего пользования. Кроме того, книги для детей, напечатанные новым шрифтом, разосланы в регионы в качестве образца.
    Департамент внешних связей Аппарата Президента Татарстана и Министерство экономики и промышленности республики должны были организовать выпуск и обеспечить государственными символами Республики Татарстан запредельные территории с местами компактного проживания татарского населения. Делегатам Ш Всемирного конгресса татар были розданы изображение герба и географическая карта Республики Татарстан. Остальные атрибуты символики неоднократно выдавались раньше. И сейчас полностью удовлетворяем все заявки татарских общественных организаций.
    провести Дни Республики Татарстан в Челябинской области
    постоянно налаживать оперативный обмен информацией регионов Российской Федерации с татарским населением и Республикой Татарстан через «Интернет-газету», агентство «Татар-информ».
    Выработать программу по расширению территории вещания канала «Татарстан – новый век» в регионах Российской Федерации поручалось одноименному акционерному обществу. Это стало возможным благодаря общим усилиям заинтересованных сторон, прежде всего, администраций и татарских общественных организаций, в результате которых в Башкортостане, Курганской,Самарской, Саратовской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областях установлены спутниковые антенны и налажен прием телепередач из Казани. В Уфе открыт корпункт телеканала «Татарстан – новый век», с таким же предложением  обратился Бардымский район Пермской области.
    по мере готовности оказывать помощь в издании произведений татарской творческой интеллигенции, проживающей за пределами Татарстана
    принять участие в мероприятиях по увековечению памяти Хади Такташа в Мордовской Республике.  Впервые в Мордовии в переводе на мокшанский и эрзянский языки вышли стихи Хади Такташа.  Состоялась презентация этой книги. Руководитель автономии татар Мордовии Шамиль Бикмаев сделал  телевизионный фильм, в котором есть и о Такташе.
    определить порядок участия Республики Татарстан в праздновании юбилея Л.Н.Гумилева. Более скромно.
    выделить в Казани участок земли под строительство Представительства Мордовской Республики в Республике Татарстан. Работа идет.

1253 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru