Главная Национальные организации ЧУВАШИ ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Национальные организации

ЧУВАШИ / ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

   
    Сегодня, являясьтретьей по численности этнической группой в Татарстане, чуваши играютвидную роль в его культурной, общественной и экономической жизни. Нотак было не всегда. Населяющие в XVI-XVIII веках Поволжье чуваши из-замноголетнего отсутствия государственности и существования в положенииизгнанников даже утратили свою письменность.
 
    Как пишутисторики, во время разгрома Булгарского государства было истреблено иизгнано из городов до 80% чувашского населения. Остались только мелкиепоселения, лишившиеся высших правителей и элиты, образующей власть.Остались чуваши существовать на правах плательщиков дани, темныхтотемных людей и, как сказали бы современные политологи, без правасуверенитета. Вот как пишет об этом исследователь В.П. Иванов в книге«Чувашский костюм от древности до современности»: «В XIV-XVI векахпредки современных чувашей вели сравнительно замкнутый образ жизни,пытаясь сохранить культуру волжско-булгарской цивилизации. Многое былоутрачено, но дошедшие до нас памятники народного искусствасвидетельствуют о величии и красоте этого наследия. Потомкибулгаро-чувашей жили в лесах и имели очень слабую связь с городскимиформами культуры».
       
    И казалось, чтонет вообще народа такого, не слышно его и не видно. Но покорители вовсе времена не учитывают одного – ни один народ войной нельзяистребить. Наоборот, чем больше притесняют и угнетают, тем крепче ивыносливей становится народ. Больше оберегает он свое, национальное,тянется к истокам.

    Важнейшейпроблемой, стоявшей перед чувашской народностью в то кризисное время,было сохранение идущей из глубины веков культурно-этнической информации– знаний о мире, о природе, обрядности, верований и языка.Сформировался определенный менталитет, специфические формысамовыражения в сфере народной культуры. Выработался особый типсознания, который способствовал внутреннему развитию народа.

    Всплескнационального самосознания чувашей приходится на II половину XIX века,когда выпускник Казанского университета Иван Яковлев создает на основерусской грамматики чувашский алфавит. Казань стала культурным центромчувашей. В 1906 году, когда Чебоксары были еще уездным городомКазанской губернии, здесь увидела свет первая газета на чувашском языке“Хыпар” (“Вести”). Позднее, в 1918 году, был образован драматическийтеатр, начал работать хор, который в дальнейшем перерос вгосударственный ансамбль песни и пляски…


    Сегодня чувашей вТатарстане более 126 тысяч, и они не причисляют себя к диаспоре, таккак их предки веками жили и работали на земле, называемой сейчасРеспублика Татарстан.
 
    Чувашский язык,чувашская культура настолько тесно вплелись в пеструюэтноконфессиональную ткань республики, что воспринимаются здесь каксамо собой разумеющееся, обыденное явление. Есть, к примеру, всовременной Казани магазин под звучным названием “Нарспи”. Большинствугорожан не нужно объяснять, что оно означает. Кому не известен образкрасавицы, печально склонившей голову у журчащего ручья! Нарспи —героиня замечательного произведения К.В. Иванова, пожалуй, самый яркийобраз чувашской литературы, своеобразный национальный аналог Джульетты,близкий и понятный не только самим чувашам, но и представителям другихнародов республики.
 
    Хотя чувашскийязык не является государственным  в Татарстане, чуваши имеютвозможность обучать своих детей на родном языке. В 20 районах и городахТатарстана действует почти 150 чувашских школ, растет и улучшается ихматериально-техническая база. Функционируют 146 чувашских школ, гдеболее трех с половиной тысяч детей обучаются на родном языке, а почти 6тысяч изучают чувашский язык как предмет. Изучение чувашского языка илитературы осуществляется по программам чувашских школ, утвержденнымМинистерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
 
    За последние годыв школах районов вырос интерес к национальной культуре, традициям,обычаям. На уроках музыки, изобразительного искусства, технологии детиобучаются основам игры на народных инструментах, изучают национальныйорнамент, шьют костюмы с вышивкой, постигают секреты национальнойкухни, работают с природным материалом.

    В 1992 году вреспублике было открыто радиовещание на чувашском языке. Начиная с 1993года, в Татарстане выходит чувашская газета “Сувар”, которая неизменноприносит в дома чувашей свежую информацию на родном им языке о событияхв республике, а в 4 районах Татарстана – Аксубаевском, Буинском,Нурлатском и Дрожжановском – на чувашском языке дублируются районныегазеты.

    Дабы никогда непрерывалась эта живая культурная связь времен и народов, в 1992 годуказанские чуваши организовали в городе свой общественно-культурныйцентр имени Педера Хузангая. Стоявшие у его истоков активисты В.Г.Исли, Н.С. Степанцев, В.А. Дедушкин, Л.П. Серебряков и Н.М.Сорокин  стали сегодня уважаемыми старейшинами чувашской общины. Вчисле первых чуваши вступили и в Ассоциацию национально-культурныхобъединений Республики Татарстан, в создании которой  принималисамое живое участие.

    Однако уже вскореэнергичным чувашским энтузиастам стало тесно в рамках городскогоцентра. Как грибы после дождя, начали появляться чувашскиенационально-культурные центры в районах Татарстана (в настоящее времянациональные общества функционируют уже в 20 из них, действуютчувашские ансамбли, ведется активная школьная работа). Все этовыдвинуло в 1996 году на повестку дня создание республиканскойЧувашской национально-культурной автономии, являющейся сегодня самойкрупной в составе АНКО.

   При поддержке Ассоциации, а также благодаря заинтересованному участиюМинистерства культуры Татарстана и его республиканскомунаучно-методическому центру, вот уже более десяти лет в республикеежегодно проводится старинный чувашский праздник хоровода “Уяв”, вовремя которого многочисленные фольклорные коллективы собираются в однойиз деревень и соревнуются в своем умении исполнять народные песни итанцы.
 
    Душа чувашей живетв их песнях… Не случайно их называют “народом ста тысяч песен”. Поэтомуфольклорные ансамбли есть практически во всех чувашских деревнях, а вреспублике один раз в два года проводится фестиваль-конкурс “Чувашскийсоловей”
 
    Традиционными вреспублике стали мероприятия, связанные с празднованием памятных датистории чувашского народа. Так, в 1998 году при поддержке ЮНЕСКО былошироко отмечено 150-летие со дня рождения И.Я. Яковлева: на егородине  в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстанаоткрылся музей. Усилиями двух братских республик было благоустроеносело, проложена асфальтовая дорога. Кроме того, автономия взяла подсвою опеку колхоз, носящий имя выдающегося просветителя.
 
    В феврале 2002года в Татарстане появился еще один замечательный памятник культуры: в деревне Хузангаево Алексеевского района открылся музейнародного поэта Чувашии Педера Хузангая, который даже своим вторымименем (псевдоним «Хузангай» означает на русском “за Казанью”) былсвязан с этой дружелюбной землей.

    В марте того жегода был значительно обновлен совет автономии, в состав которого,наряду с опытными и уважаемыми активистами, вошли энергичные,деятельные, инициативные молодые люди. Его председателем избран молодойученый, директор Регионального учебно-информационного центра“Образование” К.Г. Яковлев.

Деятельностьобщины заметно активизировалась: в конце 2002 г. при поддержкеагентства «Мисс Татарстан» был проведен республиканский конкурс«Чувашская красавица», вызвавший большой резонанс в республике и нынеставший ежегодным. Тогда же состоялось открытие и презентациячувашского отделения воскресной школы.

    2003 год такжеознаменовался многими значимыми в этнокультурной жизни чуваш событиями.В апреле при поддержке АНКО РТ, министерств культуры и образованияТатарстана и Администрации г. Казани была организовананаучно-практическая конференция, приуроченная к двум значительнымюбилейным датам - 155-летию со дня рождения великого чувашскогопросветителя И.Я. Яковлева и 125-летию со дня рождения ученого,основателя и первого редактора чувашской газеты «Хыпар» Н.В.Никольского. В июле того же года на Арском кладбище Казани состоялосьоткрытие памятника Никольскому.

   
    В октябре 2003года при активной поддержке чувашской общины её старейшина – ВасилийАфанасьевич Дедушкин принял участие в работе Большого Совета Чувашскогонационального конгресса и организовал в Центральной городскойбиблиотеке Казани книжную выставку, посвященную 1000-летию столицыТатарстана, а в феврале следующего года выставку своих личных архивов«Хранитель чувашской старины».

    В 2004 годусостоялась множество важных для жизни чувашей республики событий. Былипроведены Дни чувашской культуры в Татарстане. Газета «Сувар»отпраздновала свое 10-летие, в рамках которого проходили «круглыестолы» и концерты. Состоялось несколько встреч членов автономии спредставителями министерств культуры Татарстана и Чувашии, чувашскихвоскресных школ, отделов культуры районов Чувашской Республики. В томже году прошла первая регистрация брака на чувашском языке в одном изотделов ЗАГС г. Казани.

    Силами автономиипроводятся благотворительные акции в детских домах и домах престарелых,тематические выставки, творческие вечера чувашских поэтов и писателей,встречи активистов народного творчества по обмену опытом. В 2005 годубыло проведено 2 крупных республиканских семинара: для руководителейчувашских школ и чувашских национально-культурных центров Татарстана идля руководителей клубных учреждений и художественных коллективов,обслуживающих чувашское население республики.

   Начало 2006 года ознаменовалось празднованием замечательной даты –100-летия со дня выхода в свет первой чувашской газеты «Хыпар». Былипроведены торжественный вечер, эстрадный концерт чувашских исполнителейиз Татарстана и Чувашии, семинар для сотрудников редакций чувашскихгазет.

    Автономияорганизовывает спектакли и концерты артистов чувашской эстрады, при нейработают творческие коллективы эстрадных исполнителей, при поддержкеавтономии выпускаются музыкальные альбомы, ведь фольклор и богатаядуховная культура являются гордостью чувашей.

    Чувашской общинепредстоит решить еще очень много задач национально-культурногохарактера, в том числе: организовать на одном из телевизионныхреспубликанских каналов регулярную телепередачу на чувашском языке(резолюция об обращении к органам государственной власти с вопросом оподдержке данного предложения была принята  на конференции ЧНКА вРТ в мае 2005 г.), создать литературный фонд автономии, способствоватьизданию журнала “Шурампус”, открытию секции чувашских писателей в Союзеписателей Татарстана и т.д.

    Проделаннаяавтономией работа и поддерживаемые ею тесные дружественные связи как смногочисленными чувашскими организациями в  регионах России, так ис другими национальными объединениями, входящими в АНКО Татарстана,позволяют верить, что завораживающая трель чувашского соловья будетзвучать на этой земле вечно.

8722 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru