Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (004) 2009 г.
→
Россияне - большая гражданская нация (начало)
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (004) 2009 г. / Россияне - большая гражданская нация (начало)
Политика
Наше многообразное этническое и религиозное общество может удерживать единство гражданской идентичности
«На территории России сохранились уникальное единство и многообразие,духовная общность и союз различных народов», – подчеркивается вКонцепции государственной национальной политики Российской Федерации.Однако национальные и межнациональные вопросы остаются одними изцентральных в современной России. Каким образом укрепляется единствороссийской нации? Как сохраняется этнокультурное развитие народов? Чемуучит нас многовековой многоэтничный уклад? На эти и другие актуальныевопросы мы попросили ответить директора Департамента межнациональныхотношений Министерства регионального развития РФ Александра ЖУРАВСКОГО.

- Россия - многонациональное, полиэтничное, многоязычное федеративноегосударство, в котором проживают более 160 народов, многие из народовимеют субэтнические группы. И, конечно, для Российской Федерациимногонациональность, поликонфессиональность, которые формировались напротяжении веков в рамках Российской государственности, – являютсяфактором устойчивого развития, я бы даже сказал, что это - фактор нашейконкурентоспособности в современном мире.
Когда в 1990-х годах я жил в Казани и работал с архивными документами вНациональном архиве Республики Татарстан, то, к своему удивлению,обнаружил большое количество американцев, которые изучали наши архивы.Американские и западноевропейские исследователи снимали тысячи копий сархивных дел. При этом больше всего их интересовали материалы,связанные с миссионерской деятельностью в Поволжье. Уже тогда по линиикрупнейших американских фондов проявлялся активный интерес к тому,почему в Поволжье и в России мирно уживались представители разныхконфессий. Прежде всего, конечно, представители Христианства и Ислама.И этот опыт изучался (сужу по тем работам, которые потомпубликовались), во-первых, для того, чтобы понять, почему у нас в такоймногонациональной стране был межэтнический и межрелигиозный мир. А,во-вторых, понять какие в этой сфере могут быть уязвимые места. Ноглавной целью, конечно, было изучение системы управления сложнымиполиэтничными и поликонфессиональными процессами, которые происходилина территории Российского государства в разные периоды егосуществования. Так что в целом можно сказать, что в России традиционнодостаточно спокойная, мирная ситуация, особенно на фоне того, чтопрежде происходило в колониальных странах и что происходит сегодня вомногих странах современной Европы, США, не говоря уже про Африку и рядгосударств Ближнего Востока. Позитивный российский опыт интересен нетолько историкам, но и политикам. Если рассматривать ситуацию всовременной России, то мы, конечно, знаем и видим, что в ряде регионовпроисходит обострение межэтнической ситуации. Это в значительнойстепени обусловлено последствиями распада СССР, имеющими имежэтническое измерение. Зоной особого внимания государства напротяжении последнего десятилетия является, как известно, СеверныйКавказ, социально-экономическое развитие Юга России. Серьезный вызовдля нас - нерегулируемая миграция, в том числе из стран СНГ. Причем,Россия – второе после США государство по числу мигрантов, что, кстати,свидетельствует о привлекательности нашей страны для мигрантов. Сучетом того, что эти миграционные потоки накладываются на сегодняшниймировой глобальный экономический кризис, состояние межэтническихотношений тоже может претерпевать изменения, и могут быть локальныеобострения межэтнических отношений. Мы это все понимаем, проводиммониторинг. Кстати, не только мы.
Еще одна проблема – это отношения между местным, или как его частоназывают, автохтонным населением и прибывающими мигрантами. Последниене всегда иностранцы, иногда это граждане Российской Федерации, но издругих регионов. Очень часто конфликты не являются изначальномежэтническими, вначале просто идет конкуренция за рабочее место, завлияние в той или иной сфере. И самое простое объяснение причинывозникшей проблемы – в сфере труда, занятости и даже влияния илираздела сфер влияния - это национальная принадлежность. Проще всегообъяснить, почему тебе стало хуже, тем, что рядом человек другойнациональности.
![]() | ВИЗИТКА Александр ЖУРАВСКИЙ, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Окончил факультет летательных аппаратов Казанского авиационногоинститута (КГТУ имени А.Н.Туполева), затем заочно - ПравославныйСвято-Тихоновский Богословский институт в Москве. В 2000 году защитилдве диссертации - на степень кандидата исторических наук в ИнститутеРоссийской истории РАН по теме «Казанская духовная академия на переломеэпох: 1884 – 1921гг.»; на степень кандидата богословия - в ПравославномСвято-Тихоновском Богословском институте по теме «Деятельностьмитрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контекстеисторических событий и церковных разделений ХХ века». |
- Каковы перспективы развития межнациональных отношений в Российской Федерации?
- Я думаю, что многонациональное федеративное государство не можетсуществовать без единой гражданской идентичности. Мы все должны ощущатьсвою сопричастность к единому государству. Прежде всего – мы гражданеРоссийской Федерации, и только сильная гражданская нация способнаконсолидировано отвечать на любые вызовы современности, защитить своюстрану, национальное богатство и ресурсы, и в общем-то обеспечитьбудущее своим детям. И второе – мы, в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, должны обеспечить права граждан и народов на ихэтнокультурное развитие. В нашей стране существует реальноемногоязычие, многообразие культур, в том числе малых народов,сохранение которых возможно только в условиях сильного демократическогосоциального государства и развитого гражданского общества.Многоэтничность и многоукладность российского общества являетсямноговековой традицией, которая определяет конкурентоспособностьроссийской культуры и российского государства. Практикагосударственного общежития разных народов, культур и религийскладывалась веками. Поэтому, подчас, несколько странно выглядитситуация, в которой иностранные эксперты начинают нас учитьмежкультурному диалогу, толерантности, защите прав национальныхменьшинств. Я бы еще понял, если бы наши «учителя» были сами достаточноуспешны в урегулировании межэтнических конфликтов. Но на наших глазахиспытывает кризис общеевропейская идентичность, Европа не справляется смиграционными вызовами и адаптацией мигрантов, возникают идеистроительства стены между США и Мексикой в качестве меры попредотвращению незаконной миграции. И одновременно нампредлагаются методики, которые, будучи разработаны в западном обществе,не работают даже там. Уж тем более они не будут работать в России. Приэтом следует признать, что некоторые западные инструменты, в том числеправовые и демократические, нами могут быть использованы ииспользуются. Но опять же не бездумно, а с учетом государственныхнациональных интересов российского общества. Поэтому у нас нетникакой другой альтернативы, кроме как стабильные, гармоничныемежэтнические отношения, где представитель каждого народа чувствуетсебя комфортно, защищен и у него есть возможность реализовать себя и вкачестве гражданина России, и в качестве представителя того или иногонарода.
- Александр Владимирович, не могли бы Вы более подробно остановиться наконцептуальных подходах к решению государственной национальной политикив Российской Федерации.
- Культурное многообразие народов России - не только ее конкурентноепреимущество, но и один из потенциалов устойчивого развития нашегогосударства. Об этом говорил Президент России Дмитрий АнатольевичМедведев в своем Послании Федеральному собранию. Об этом неоднократноговорил и Владимир Владимирович Путин, будучи Президентом России. Сдругой стороны, такое многообразное (в этническом и религиозномотношении) общество как российское, может удерживать только единствогражданской идентичности, признание того, что мы все большаягражданская нация – россияне. У нас есть права, проистекающие из нашегогражданства. Но есть и обязанность, в том числе перед будущимипоколениями за то, какую страну мы оставим будущим поколениям. Нехотелось бы повторить судьбу Советского Союза. Для этого мы должны бытьедины в своем понимании того, что мы должны быть обществом солидарныхграждан. Это не значит, что все мы должны придерживаться одного мненияпо разным вопросам. Совсем нет – мы можем быть представителями разныхполитических партий, различных общественных организаций, придерживатьсяразных взглядов на механизмы экономического развития нашей страны, нопри этом мы все должны ощущать сопричастность к единой российской нациии делать все для того, чтобы эта гражданская, а не этническаясолидарность, укреплялась. Таким образом, укрепление единствароссийской нации и сохранение этнокультурного развития народовРоссийской Федерации является целью государственной национальнойполитики РФ.
- Многие депутаты Госдумы РФ заявляют о необходимости скорейшегопринятия федерального закона «Об основах государственной национальнойполитики в РФ». Что Вы думаете по поводу принятия данного закона?
- Должен сказать, что попытки написать проект федерального закона «Обосновах государственной национальной политики» или «Об основахмежэтнических отношений в Российской Федерации» или другой закон,который бы регулировал сферу государственной национальной политики имежэтнических отношений, предпринимаются уже многие годы. Совсемнедавно были очередные Парламентские слушания в Совете Федераций,который разрабатывает свой законопроект, притом, что в Госдумеразработан другой законопроект по данному вопросу. Самая главнаяпроблема – выяснить, что же является предметом законодательногорегулирования. На этот вопрос разработчики ответить пока не могут. Умногих экспертов возникает вопрос – а вообще целесообразно лиразрабатывать такой закон с учетом того, что многие вопросы ужеурегулированы на законодательном уровне. Ключевой проблемой всехупомянутых законопроектов является то, что большинство положений,содержащихся в них, уже регулируются другими федеральными законами,актами Президента Российской Федерации или Правительства РоссийскойФедерации. Например, есть несколько законов, которые регулируют вопросызащиты прав коренных и малочисленных народов, защиту языковых правграждан, есть отдельный закон о национально-культурных автономиях и такдалее. И у юристов, которые начинают смотреть эти законопроекты, всегдавозникают вопросы: «А что, собственно говоря, нового привнес тот илииной законопроект? Будет ли он регулировать какую-то новую сферу илиуже повторяет то, что есть в действующем законодательстве?» Мыдоговорились об одном – необходимо объединить усилия органовгосударственной власти, в том числе Министерства региональногоразвития, профильных комитетов Государственной Думы, Совета Федерации,с тем, чтобы наши усилия по совершенствованию законодательства в сферегосударственной национальной политики были согласованными. И рядзаконопроектов, разработанных Минрегионом России с участием профильныхкомитетов Федерального Собрания, уже прошли несколько чтений.
- Когда в прошлом году в парламенте Татарстана бурно обсуждалинационально-региональный компонент федерального образования,председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Купцовзаявил о необходимости создания в Российской Федерации Министерства поделам национальностей. Мол, Россия при ее национальном многообразии досих пор живет без внятной национальной политики, что приводит, вчастности, и к казусам в образовательной сфере. Считаете ли Выцелесообразным создание Министерства по делам национальностей?
- Говорить о создании Министерства по делам национальностей нафедеральном уровне, как универсальном решении всех межэтническихпроблем, не совсем верно. Различные органы (министерство или комитет)по делам национальностей существовали только в первые годы Советскойвласти и в постсоветский период. Ни в Российской империи, ни напротяжении большей части советской истории подобного органа несуществовало. Одновременно нельзя признать, что эффективность этихорганов власти, особенно в постсоветский период, была очень высокой.Как раз на период существования подобных ведомств приходитсябольшинство межэтнических конфликтов. При этом многие экспертыубеждены, что значительная часть межэтнических конфликтовпостсоветского периода была заложена ленинской и сталинскойнациональной политикой, когда административно-территориальное делениеосуществлялось по национальному признаку. Если мы посмотрим намежэтнические конфликты в преддверии и после распада СССР, то увидим,что все они происходили по границам административно-территориальногоделения, и большая часть из них касалась выяснения – чьи этотерритории, кому они должны принадлежать. Все это сопровождалосьмежэтническим противостоянием, политизацией этнической сферы, чтодолжно быть исключено в такой многонациональной стране как Россия. Впоследнее десятилетие государству удается предотвратить подобного родаситуации. И не случайно в России введен запрет на формированиеполитических партий по этническому или религиозному принципу. Государство не должно допустить поляризации общества по этническому илирелигиозному принципу.
- Из 86 субъектов РФ только 41 имеет специальные государственныеструктуры, занимающиеся вопросами национальных и межнациональныхотношений. К примеру, в Удмуртии, Марий Эл и Башкортостане естьсоответствующие Министерства. У нас, в Татарстане, различные органывласти в тесной связи работают с Ассамблеей народов Татарстана. Какаяструктура, на Ваш взгляд, является наиболее эффективной,рациональной?
- По сложившейся практике отдельные министерства существуют, преждевсего, в республиках. В краях и областях чаще функционируютгосударственные комитеты, иногда совмещающие в себе несколько функций,в том числе и взаимодействие с национальными общественнымиобъединениями. В Татарстане, насколько я знаю, позиция Президентареспублики Минтимера Шаймиева заключается в том, что все органыгосударственной власти в рамках своей компетенции должны заниматьсяреализацией национальной политики, и потому отдельного министерства вТатарстане не существует. На самом деле не так важно, в чьем ведениимежнациональные вопросы – отдельного министерства или структурногоподразделения министерства, главное – насколько эффективно работает этаструктура.
- Александр Владимирович, возглавляемый Вами Департаментмежнациональных отношений Министерства регионального развития РФ насегодня единственный государственный орган в нашей многонациональнойстране, который занимается решением межнациональных проблем. Каковыосновные направления работы Департамента?
- Я бы хотел уточнить, что наш департамент – это не орган, аструктурное подразделение Министерства регионального развитияРоссийской Федерации, которое является федеральным органомисполнительной власти в структуре Правительства и отвечает за выработкуполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственнойнациональной политики, межнациональных отношений, защиты правнациональных меньшинств, коренных и малочисленных народов. Это тотсектор ответственности, который в рамках Минрегиона России возложен наДепартамент межнациональных отношений.
Наш Департамент занимается не только разработкой правовых актов,законопроектов, проектов постановлений Правительства РФ и УказовПрезидента России, но и взаимодействием с национальными общественнымиобъединениями и федеральными национально-культурными автономиями. Введении нашего Департамента находятся вопросы взаимодействия сроссийским казачеством и вопросы реализации Государственной программыпо оказанию содействия добровольному переселению соотечественников,оказавшихся за рубежом. Также Департамент занимается реализациеймероприятий в сфере государственной национальной политики (о нихпоговорим попозже), федерально-целевой программой«Социально-экономического и этнокультурного развития российских немцевна 2008 – 2012 годы», реализацией отдельных целевых программ поподдержке коренных и малочисленных народов Российской Федерации (этонароды, численность которых менее 50 тысяч).
Кроме того, при Министерстве регионального развития действуетКонсультативный совет по делам национально-культурных автономий, кудавходят лидеры всех Федеральных национально-культурных автономий, в томчисле и татарской во главе с Ильдаром Гильмутдиновым. Также работаетМежведомственная комиссия по взаимодействию с национальнымиобщественными организациями, куда входят представители восьмифедеральных министерств. В последние годы сложилась практика проводитьсовместные заседания Консультативного совета и Межведомственнойкомиссии с тем, чтобы лидеры национально-культурных автономий имеливозможность напрямую общаться с представителями федеральных органоввласти: задать и поставить вопросы, обсудить проблемынационально-культурных автономий. Кроме того, существует Национальныйоргкомитет по проведению в Российской Федерации Второго международногодесятилетия коренных малочисленных народов мира, провозглашенного ООН.Россия была первой страной, которая присоединилась к призыву ООН осоздании подобного национального комитета. Сейчас его возглавляетМинистр регионального развития Российской Федерации Виктор ФедоровичБасаргин. Вообще по линии коренных малочисленных народов у наспроводится большая работа.
Есть отдельные вопросы, связанные с профилактикой этнополитическогоэкстремизма, выполнению международных обязательства РоссийскойФедерации в сфере защиты прав национальных меньшинств и т.д. Кстати, мына протяжении уже четырех лет издаем ежегодныеинформационно-аналитические сборники на основе проводимого намимониторинга состояния межнациональных и государственно-конфессиональныхотношений в субъектах Российской Федерации. И эти сборники получают всефедеральные и региональные органы власти, в той или иной степенизанимающиеся реализацией государственной национальной политики.
- Судя по названию, Департамент межнациональных отношений МинрегионРоссии призван заниматься межнациональными вопросами. Но можно ли ихрешать, если не решены другие вопросы - национальные? Если не Вашеструктурное подразделение в частности, то кто за них отвечает?
- В этнической сфере есть два основных измерения – это развитие самогоэтнического сообщества и его отношение с другими народами. Мы исходимиз того, что межэтнические отношения - тема межведомственная, потомучто за этнокультурное развитие народов на самом деле отвечает не толькоМинистерство регионального развития. И хотя мы ответственное ведомствов структуре федерального Правительства, но, например, теманационального компонента образования – это, конечно, тема Министерстваобразования и науки РФ. Тема, связанная с этнической культурой – нетолько наша, она и в сфере ответственности Министерства культуры РФ.Вопросы поддержки соотечественников за рубежом – это тема Министерстваиностранных дел. Вопросы, связанные с противодействием этническомуэкстремизму имеют не только гуманитарное измерение, чем занимаемся мы,но и правоохранительное. Поэтому мы на своде и координации большинствавопросов, касающихся этнической сферы, но не единственное ведомство,занимающееся вопросами реализации государственной национальнойполитики.
Должен сказать, что в соответствии с принципом разделения полномочий,часть вопросов, связанных с реализацией национальной политики,возложена на субъекты Российской Федерации. В Федеральном законе № 184поддержка культуры народов, проживающих в данном регионе, а такжеподдержка региональных и местных культур и автономий – это полномочия,а значит и обязанность региональных властей. Но мы в свое время,понимая, что не только регион отвечает за гармоничные межэтническиеотношения, предприняли разработку ряда поправок. Так, были внесеныизменения в Федеральный закон № 131, предусматривающие право органовместной власти оказывать содействие этнокультурному развитию народов,проживающих на территории данного муниципального образования иоказывать поддержку местным национально-культурным автономиям,национальным общественным объединениям. Эта законодательная инициативапоследовала после известных Кондопожских событий, когда мы побывали вРеспублике Карелия, пообщались с местной и региональной властью,провели там выездное окружное совещание и поняли, чтомежэтнические вопросы должны регулироваться и на местном уровне.Ведь местная власть первой сталкивается с проблемами граждан и наиболееприближена к тому, что происходит на земле. Кроме того, в этом годупринят закон, который утвердил новую редакцию 16 статьи Федеральногозакона № 74 «О национально-культурной автономии», где четкоурегулирована возможность финансирования региональных и местныхнационально-культурных автономий, а из федерального бюджета -мероприятий федеральных национально-культурных автономий. При этом изместного бюджета вправе оказываться поддержка местнымнационально-культурным автономиям. [Перейти к продолжению интервью]