Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (018) 2012 г. Здравствуйте, я ваш этнополицейский!

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (018) 2012 г. / Здравствуйте, я ваш этнополицейский!

О чем говорят


Нужны ли Татарстану «национально ориентированные» участковые уполномоченные?


Новую методику предупреждения преступности разрабатывают и уже начинают применять в Подмосковье: готовят специальных полицейских для работы с национальными диаспорами. Нужны ли Татарстану Анискины разных народов? Какие проблемы они смогут решить? Или же, наоборот, с их приходом проблемы как раз и возникнут? Волнующие вопросы мы адресовали специалистам, хорошо знающим межэтническую проблематику в республике как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны социологии. Это Рафил НУГУМАНОВ - заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку, много лет проработавший замминистра внутренних дел по охране общественного порядка, и Лилия САГИТОВА - кандидат исторических наук, доцент, директор Автономной некоммерческой организации «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории АН РТ.

В Подмосковье готовят этноучастковых уполномоченных полиции

Начальник Главного управления МВД России по Московской области генерал-полковник полиции Николай Головкин сообщил, что решено готовить сотрудников для работы с компактно проживающими национальными диаспорами. По словам генерала, надо подбирать людей той национальности, с представителями которой предполагается общаться. Сотрудник должен знать язык, обычаи этого народа, словом, быть своим. В первую очередь речь идет об участковых уполномоченных полиции, которым доверяют, идут за советами, рассказывают о проблемах и от которых ждут помощи.

 

Понятно, что такая методика позволит понять ситуацию, что называется, изнутри. Участковый сумеет не только узнать о готовящемся преступлении, но и предупредить столкновения на национальной или межрелигиозной почве. Ведь нередко бывает так, что случайные бытовые конфликты перерастают в серьезные межэтнические. Если станет меньше национально окрашенных преступлений, удастся снизить и количество экстремистских проявлений доморощенных националистов - у них просто не будет поводов для раздувания своих фобий.

Генерал-полковник полиции Николай Головкин не скрывает озабоченности ростом количества преступлений, совершенных приезжими в Подмосковье. И не только из других российских регионов, но и стран ближнего зарубежья. Из 96420 выявленных преступлений 16163 совершили так называемые гости, из которых 9495 - иностранцы. И это при том, что общий вал преступности подмосковная полиция в этом году сумела снизить. Если считать в целом, в области жизнь стала безопаснее.

В Московской области меньше, чем в прошлом году, стали убивать, грабить, насиловать. Что важно, произошло на сто меньше разбоев, почти на тысячу - грабежей и на три тысячи - квартирных краж. И это благодаря не только хорошей раскрываемости уже совершенных преступлений, но и грамотно поставленной профилактической работе.

Однако так называемая этническая преступность на общем фоне растет. На ее счету - каждое четвертое преступление. В этом году подмосковные полицейские раскрыли и обезвредили двадцать банд, организованных по национальному принципу. Они совершили свыше двух сотен самых разных злодеяний. Но это 10% от доли всех преступлений. Что удивляет даже генерала, меняется, если это можно так назвать, менталитет преступников. Не секрет, что полицейские аналитики и психологи давно составили близкие к достоверности схемы и таблицы, показывающие, что можно ожидать от преступника той или иной национальности. Причем такие прогнозы существуют не только в России, а во всех государствах, где с преступностью борются всерьез.

Безусловно, генерал Николай Головкин для обеспечения правопорядка не намерен ограничиваться лишь подготовкой «национально ориентированных» участковых.

Этнополицейские республике не нужны: мигранты не живут компактно

Рафил  НУГУМАНОВ - заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку:
- Нужны ли России этнические участковые? Думаю, все зависит от региона. Коллега из Амурской области недавно рассказал, что у них есть русские деревни, в которых осталось пять-шесть домов, ну и столько же в них одиноких бабушек. Так вот к ним приезжают молодые китайцы и начинают, как говорится, «обслуживать» по полной программе. Дома приводят в порядок: крыши кроют, полы перестилают. Вовсю занимаются огородом: сажают картошку, морковку, огурцы, помидоры. Ну и года через два каждый оформляет брак с деревенской женщиной, через год облегченно получает гражданство России, а примерно через полгода хозяйка внезапно умирает. Никто не задается вопросом, по какой причине, ведь женщине далеко за 70, 80 лет.

Спустя какое-то время овдовевшие китайцы привозят в русские деревни свои семьи, один за другим у них рождаются дети (в Китае-то можно иметь только одного ребенка), и деревни становятся китайскими! Так как же может с их жителями общаться наш Анискин, который не знает ни китайского, ни их обычаев и традиций? Здесь как раз и выручит этнополицейский. Он незаменим именно в местах компактного проживания диаспор.

Об этом говорит и мировой опыт. В тех районах США, где мексиканцы живут целыми деревнями, конечно, нужен полицейский со знанием мексиканского языка! А в Сан-Франциско, где уже 31% азиатов, в основном китайцы, даже мэр китаец - Эдвин Ли, бесспорно, нужны полицейские со знанием китайского. Да то же Подмосковье: вьетнамцы, таджики, узбеки расселяются там более-менее компактно, держатся друг за друга.

Что же касается Татарстана, то этнополицейские нам абсолютно не нужны. Все мигранты, которые приезжают к нам и работают, как правило, не живут компактно, они раскиданы по всей республике, их много в разных сельских районах. Как правило, рядом обитают и узбеки, и кыргызы, и вьетнамцы, и таджики, и азербайджанцы. Так что же, ради представителя каждого народа вводить в штат небольшого райотдела полиции массу этноучастковых? Один должен знать узбекский, другой кыргызский, третий - вьетнамский, четвертый - таджикский, пятый - азербайджанский? Согласитесь, это не дело!

Так где же выход? Ответ дает Владимир Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос». Он считает, что приезжающие на заработки мигранты в обязательном порядке должны проходить обучение русскому языку, ведь, устраиваясь на работу, им приходится элементарно общаться на бытовом уровне хотя бы на три с плюсом. Также им надо изучать наши основные законы, незнание которых не освобождает от ответственности. А если они еще не знакомы и с обычаями и нравами той местности, в которую едут, то вообще могут случайно попасть впросак!

Я считаю, что подобные обучающие программы можно организовывать при российских консульствах в Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, Вьетнаме, многих других странах. Если говорить про Казань, то у нас три института получили лицензии на обучение гастарбайтеров русскому языку, нашим законам, порядкам. Если же приезжих не обучать, то они всячески будут себя оправдывать, пользоваться своей безграмотностью.

И хотя нам не нужна специальная этнополиция, оперативные сотрудники МВД республики должны знать, чем дышат узбекское, таджикское, азербайджанское, вьетнамское, армянское и другие землячества. Хорошее дело - созданный 13 лет назад Координационный совет по тесному взаимодействию МВД по РТ и Ассамблеи народов Татарстана. В нем представлены авторитетные лидеры каждого землячества, с которыми проводится последовательная, целенаправленная работа. Практика показывает: многие вопросы можно решать, не доводя до крови. А раз в республике есть профилактика миграционных преступлений, то показатели разнятся. Если в Подмосковье на совести гастарбайтеров - 10% преступлений от общего числа, то у нас в Татарстане - в пределах 1%. Это огромная разница.

При этом хочу сказать, что сотрудники МВД все же должны работать с мигрантами с открытым забралом, изначально не видеть в них преступников! Это ведь несчастливые люди, они приехали на заработки, чтобы как-то прокормить свою семью. И когда мы начинаем кого-то из них гноить за какую-то малую провинность, то обижаем с десяток их земляков! Поэтому надо где-то им оказывать помощь, где-то вразумлять, справку помочь получить, а не так чтобы сразу: ах, ее у тебя нет - ты нарушитель, лети завтра на родину! Конечно, есть злостные этнопреступники, но не о них речь! И среди наших работодателей такие встречаются, может, с ними жестче работать - они ведь сильно обижают приезжих: не доплачивают, документы незаконно изымают…

И самое главное, почему нам не нужны этнополицейские. На территории Татарстана испокон веков проживают не только татары и русские, но и чуваши, удмурты, марийцы, мордва, другие народы. По этой причине мы, в отличие от жителей того же Подмосквья, более взаимотерпимы, толерантны, дружелюбны.

Каким будет профессиональный уровень Анискина-ака?

Лилия САГИТОВА, кандидат исторических наук, доцент, директор Автономной некоммерческой организации «Институт социальных исследований и гражданских инициатив», старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории АН РТ:
- Основной месседж генерала Головкина состоит в том, что руководство подмосковной полиции пытается динамично найти адекватные ответы на складывающуюся конъюнктуру в сфере правонарушений. Например, разработана методика по профилактике межэтнической напряженности и роста ксенофобии. В ее основе - подготовка специальных кадров для работы на участках: «решено готовить сотрудников для работы с компактно проживающими национальными диаспорами». Причем планируется целевой набор представителей тех этнических меньшинств, с которыми предполагается общаться участковым. Казалось бы, что это просто революционный шаг для наших правоохранительных органов и через какое-то время мы будем иметь аналог советского интернационализма, по крайней мере, в подмосковной повседневности. Но попробуем разобраться с потенциалом эффективности этих нововведений.

Первое, что бросается в глаза, это то, что в качестве обоснования данного шага приводится текущая ситуация по преступности в Подмосковье, где смешаны неоднозначные составляющие: «этническая» и «местная» преступность. В информации приводятся конкретные цифры, характеризующие доли участия «своих» и «чужих» в преступлениях: «из 96420 выявленных преступлений 16163 совершили так называемые гости. Из них 9495 - иностранцы», а чуть ниже говорится о том, что «так называемая этническая преступность на общем фоне растет, и на ее счету - каждое четвертое преступление». Невооруженным глазом видно, что цифры противоречивые: сначала выводится доля менее 10% преступлений, совершенных иностранными гражданами, а ниже утверждается, что это - каждое четвертое преступление.

Этот факт заставляет задуматься о критериях деления преступности на «свою» и «чужую». Дело в том, что «этнической» можно назвать и татарскую, и русскую, и марийскую преступность, а можно и грузинскую, узбекскую, азербайджанскую. Но эти этнические группы в основной своей численности имеют разное гражданство. И если соотнести их доли участия в преступной деятельности, то видно, что опасность «чужих» сильно преувеличена: 10% от доли всех преступлений - это не так уж и много, потому что одно преступление из 10 совершает «чужой», а 9 из 10 - «свой».

Центральное же «ноу-хау» - новая кровь, почти в прямом смысле, в кадровом составе рядовых полицейских. Представляется идиллическая картинка, например, с участковым-узбеком, который трудится в местах компактного расселения сородичей: ведет профилактическую работу в своей подмосковной махалле и выводит ее в качестве образцовых в смысле правопорядка. Общая кровь, знание языка и обычаев такого Анискина-ака обеспечивают всеобщее доверие подопечных, и благодарные сородичи сообщают ему о готовящихся преступлениях, курьерах наркотрафика и много чего другого. Но это сюжет для неосоветского кинематографа. Жизнь же намного сложней и противоречивей.

Наши исследования в Казани и Санкт-Петербурге, проведенные в 2006-2009 годах, и знакомство с другими профильными исследованиями свидетельствуют о том, что в России в целом, и в Татарстане в частности, компактные зоны проживания этнических групп достаточно редки (исключение составляют Москва и Подмосковье, возможно, отчасти Санкт-Петербург). В кварталах, которые курируют участковые, проживают как местные жители, так и представители самых разных этнических групп. Каждая из этнических групп станет по-разному относиться к этнически инаковому участковому. Местное население будет адекватно воспринимать, условно говоря, Анискина-ака в том случае, если его профессиональный уровень будет достаточно высоким, а знание русского языка - наравне с родным узбекским. Если же нет, то отношение к нему будет, скорее всего, пренебрежительным. Представители других этнических групп будут воспринимать его конкурентно: почему у власти находится узбек, а не азербайджанец, таджик и т.п.? В самом выгодном положении окажутся его сородичи - им он сможет оказывать действенную помощь, особенно тем, кто не знает языка, а таких довольно много. Стопроцентная гарантия такого сценария обусловлена культурными кодами любой этнической группы из среднеазиатского и кавказского регионов - в них приоритет отдается родственным и соседским отношениям. В ситуации слабого правового поля такое взаимодействие быстро приводит к формированию этнических сетей, которые наряду с положительными функциями имеют и теневые, коррупционные. Поскольку эти отношения развиваются в пределах квартала, то о них будут знать или догадываться «другие». Не нужно большого ума, чтобы понять, какие настроения будет вызывать такого рода «положительная дискриминация» своей этнической группы относительно других.

Есть еще один важный аспект, выявленный в нашем исследовании: теневые и коррупционные практики полицейских - представителей как «чужих», так и «своих» этнических групп по отношению к иностранным гражданам (освобождение без наказания правонарушителей, взятки и т.п.) приводят к росту ксенофобии в среде рядовых полицейских из представителей местного населения. Такого рода практики опасны не только расизмом, но и разлагающим влиянием на сам профессиональный этос полиции, поскольку сводят на нет ценность профессиональной ответственности, компетенции и долга - базовые основы ведомства общественного правопорядка.

Вышеприведенные сюжеты подводят к мысли о том, что сфера этничности в поле правопорядка проявляет себя достаточно сложно и противоречиво. Это связано не только со сложностью и быстрой динамикой социального контекста, но и самим феноменом этничности, который нельзя сводить исключительно к языку, религии и обычаям. Постоянная динамика внутри этнических групп и в межгрупповом взаимодействии создает множество вариаций в зависимости от их кодов культуры, от социальной, экономической и политической конъюнктуры конкретных российских регионов. Так, упомянутая генералом «смена менталитета преступников из различных этнических групп», когда от представителей одной общины ожидают одних правонарушений, а они совершают другие, и наоборот, требует серьезных социологических и психологических исследований. Здесь могут проявлять себя и поколенческие различия (возможно, дети родителей-мигрантов имеют больше, в сравнении со старшим поколением, социальных притязаний, но при этом мало возможностей для их реализации, и это продуцирует социальную агрессию); могут влиять культурные гендерные коды (стереотипы восприятия местных женщин - презрительное отношение к тем из них, кто носит открытую одежду) и многое другое. Поэтому для того, чтобы нововведения работали правильно и давали нужный эффект, крайне важна научная, аналитическая деятельность, но не после введения инноваций, а на стадии их подготовки.

АНИСКИН-АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ сумел помочь детям Набережных Челнов

Гасан Самед оглы Мамедов - с 1977 по 1993 год - старший участковый инспектор Автозаводского РОВД, один из лучших участковых Набережных Челнов, в 1990 году был кандидатом в народные депутаты Татарской АССР. Как ни удивительно, но именно ему обязаны своим рождением Челнинская ассоциация подростков, первые городские молодежные центры «Заман», «Шатлык».

 

«Старший участковый Гасан Мамедов из той немногочисленной категории людей, о которых говорят: «Он настоящий хозяин», - строки из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 13 февраля 1990 года. - Как-то проходил вместе с ним по вверенной ему территории и в который раз поразился, насколько приветливо здороваются с ним ребята: «Здравствуйте, дядя Гасан!» А взрослые про него говорят: «Наш Анискин пошел»…

 

- Я приехал в молодой город Набережные Челны в 1977-м, сразу устроился участковым, - вспоминает Гасан Самед оглы. - Всегда старался быть с народом: жил в доме, расположенном на моем участке, лично посетил каждую вверенную мне квартиру, организовал местную добровольную народную дружину. Жители часто приглашали на проводы в армию, на свадьбы. А раз у меня был контакт с народом, то и по раскрываемости преступлений участок был одним из передовых.
Но Набережные Челны от родного Азербайджана отделяют около 3000 километров! Понятно, мне бы только с земляками и общаться. Иначе кто поддержит? Но вот на моем участке появилась семья азербайджанцев, в которой муж постоянно скандалил. Я ему один раз сделал замечание, второй, а он: «Ну ты ж земляк, договоримся!» Но я не пошел у него на поводу, все равно наказал: закрыл на семь суток. Решиться на такой шаг было непросто: мы, азербайджанцы, держимся друг за друга и в горе, и в радости, а тут, на чужбине, поступив со своим по закону, я автоматически стал ему врагом № 1. Правда, после случившегося он действительно начал исправляться и даже был мне благодарен.

 

Изо дня в день находясь на своем участке, Гасан Мамедов никак не мог понять, по какой причине у детей Автограда всего пара-тройка занятий: возиться в строительном мусоре или закрываться в подвалах и надевать на головы пропитанные дихлофосом целлофановые мешки. «Почему КАМАЗу рабочие нужны, а их дети не нужны? - так напрямую он как-то спросил гендиректора КАМАЗа Николая Беха. - Целые дни школьники предоставлены сами себе, им некуда пойти, отсюда - группировки, разборки комплекс на комплекс, грабежи, токсикомания!» Оставшись неуслышанным, в 1987 году неравнодушный участковый написал письмо тогдашнему руководителю страны - первому секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Оттуда корреспонденцию переадресовали Ролану Быкову, возглавлявшему Детский фонд СССР.

 

Вскоре в Набережные Челны приехал не только Быков, но и опытные игротехники из Москвы. Они стали готовить деловую игру «Подросток и взрослый: что вместо конфликтов?» Интересно, что на форум был приглашен тот же гендиректор КАМАЗа Николай Бех. А с ним - все директора заводов автогиганта, председатель заводского профкома Геннадий Баштанюк. В игре принимали участие и председатель горисполкома Юрий Петрушин, и первый секретарь Набережночелнинского горкома КПСС Николай Логутов. Не обошлось без руководства МВД ТАССР, а также, как говорится, ребят с нашего двора - с вверенной территории участкового Мамедова. Итогом плодотворной трехдневной работы стало совместное постановление мэра города и гендиректора КАМАЗа о строительстве в каждом жилом комплексе Набережных Челнов молодежных досуговых центров. Вскоре родилась Челнинская ассоциация подростков.

 

- Вот, смотрите, этот центр «Заман» появился на следующий год после деловой игры на подведомственном мне участке, - Гасан Самед оглы показывает трехэтажное здание немалых размеров. - Здесь сразу же открылись различные спортивные секции, масса кружков. На следующий год в другом жилом комплексе появился центр «Шатлык». Но, к сожалению, вскоре Советский Союз развалился, КАМАЗ стал дышать на ладан, и других молодежных центров уже не построили. Но я рад, что проблему удалось сдвинуть с мертвой точки: челнинские власти наконец-то стали уделять внимание детям.


Наталья ВЯТКИНА
Фото автора

2060 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru