Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (018) 2012 г. Гражданско-патриотическая модель этнонациональной политики России

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (018) 2012 г. / Гражданско-патриотическая модель этнонациональной политики России

Национальная политика


Почему Председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов оценил на отлично статью Владимира Путина «Россия: национальный вопрос»

Наконец-то национальный вопрос стал предметом для размышления и соответствующих выводов на самом высоком государственном и гражданском уровнях! Так откликнулся на статью Владимира Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованную 23 января в «Независимой газете», депутат Госдумы РФ, председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов. По его мнению, на основе этой статьи мы можем выстроить платформу государства и общества, а также обеспечить ее реализацию, поскольку Владимир Путин сумел обозначить гражданско-патриотическую модель этнонациональной политики России.

 

Постсоветское пространство в поисках модели национальной политики
«Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Радикальные изменения всей общественной системы России, произошедшие после 1991 года, вызвали необходимость безотлагательного поиска модели государственной этнонациональной политики, которая, во-первых, учитывала бы позитивный и негативный опыт регулирования этнонационального развития и межнационального сотрудничества в исторически многонациональной стране; во-вторых, ориентировалась бы на обеспечение самобытного развития и солидарности народов России в новых исторических условиях; в-третьих, обеспечивала бы внедрение в систему этнонациональных и межнациональных отношений гражданских ценностей демократии и гражданского патриотизма; в-четвертых, способствовала бы утверждению определяющей роли в этнонациональных и межнациональных отношениях идеалов гражданской идентичности и гражданской солидарности, но при этом не за счет ущемления этнонационального, а путем достижения его гражданской зрелости.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Современная Россия – страна, в которой по результатам последней переписи населения проживает более 160 этнонаций. Русские исторически составляют доминирующую часть (около 80%), следующие по численности – татары (5,6 млн человек). Более чем по миллиону украинцев, башкир, чувашей, чеченцев, армян. Всего 23 этнонации численностью более 400 тысяч человек. Более 45 этнонаций общей численностью 300 тысяч человек.   

Многонациональный народ Российской Федерации: традиции и новые вызовы
«Мы многонациональное общество, но мы единый народ». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Россия как страна, народ, государство, граждане, цивилизация переживает один из самых тяжелых моментов в своей новейшей истории. Глубокие социально-экономические и политические трансформации бесспорно отозвались и на состоянии этнонационального фактора, идентичности и ценностных ориентациях россиян  всех национальностей. Сфера этнонациональных отношений трудно адаптируется к новым политическим и экономическим реалиям, особенно если новые политические и социальные реалии не учитывают самобытность и самочувствие общности людей и индивидов, вовлеченных в этот процесс. Но при всех ошибках, трагедиях России удалось сохранить единство многонационального народа и целостность страны.

 

Этнонациональное самосознание граждан и их общностей было взбудоражено не только разрушением прошлого, но и неопределенностью перспектив в будущем. Потребовались гигантские усилия политико-правового, организационного и пропагандистского характера, чтобы сохранить целостность многонациональной Российской Федерации. Прежде всего этому способствовало утверждение федеративной модели государственного устройства, которая была зафиксирована в новой Конституции РФ. Федеративная демократия стала политико-правовой основой и для выработки и реализации демократической государственной этнонациональной политики. 

Идентичность поликультурной общности граждан
«Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности опирается на нашу культуру, историю и тип идентичности». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Существующая в обществе мировоззренческая, идеологическая чехарда, особенно в понимании природы этнонаций и межнациональных отношений, дополняется и неопределенностью статуса и роли этнонационального в многонациональном обществе и государстве, нечеткостью гражданской и этнонациональной культурной идентичности россиян.
Более того, само этнонациональное, как и многонациональное, оказывается разорванным в своей структуре неоднократными революционными вторжениями. Отсюда и их подверженность разного рода радикальным влияниям и провокациям. Не имеет пока четких установок этнонациональная и гражданская идентичность россиян. Все это затрудняет стабильное и поступательное развитие российских этнонаций, россиян и всего многонационального народа Российской Федерации. Это объясняется в том числе ослаблением культурной и поликультурной идентичности россиян как граждан страны. Здесь и другая проблема, когда этнонациональные культуры все труднее обретают современную культурную идентичность, часто сползая в архаичность и замкнутость культурных пространств, а поликультурная общность отрывается от традиционной культуры русского и других народов.         

Этнополитический экстремизм как угроза безопасности России и ее граждан
«Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают и подтачивают государство и разделяют общество». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Уже не первый раз в истории у нас создается парадоксальная ситуация, когда действительно тревожные вызовы этнонациональной дискриминации, агрессии и экстремизма не находят современных ответов. Крайне опасно, когда политические деятели и интеллигенция развлекаются националистическими лозунгами и провоцируют этнополитические конфликты в многонациональной стране. И обыкновенные бытовые конфликты между людьми различных национальностей зачастую становятся и используются для возбуждения стихии этнонационалистических погромов, нарушения прав человека по этнонациональному признаку, разворачиванию массовых кампаний преследований против людей тех или иных конкретных национальностей. Это разрушает гражданский мир и  межнациональное согласие в стране.

 

Оскорбительные для России, для россиян, общества и государства откровенные проявления нацизма, расизма, национал-шовинизма и национал-сепаратизма не получают своевременной правовой и общественной оценки. Нередко представители властных структур, правоохранительных органов, депутаты и чиновники, деятели культуры чуть ли не главным способом своего самоутверждения избирают восхваление величия и неповторимости, исключительности таланта «своей» этнонации вперемешку с открытыми или завуалированными призывами и действиями к преследованию, ущемлению, «изгнанию», оскорблению и дискриминации представителей других национальностей, причисляя практически все инонациональное население на данной территории к категории ненавистных «чужаков» и мигрантов. И поэтому очень важно формирование благополучной поликультурной среды, которая воспроизводила бы ценности культуры межнационального общения. Достоинство человека, достоинство народа, самобытность культуры должны быть базовыми в многонациональном обществе.    
 
Этнополитизация миграционных процессов и задачи этнонациональной политики
«Нам важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Да, собственно, элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить нашу культуру и язык». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
На состояние нашей многонациональности и межнациональной ситуации в целом существенно деструктивное влияние оказывают сегодня миграционные процессы. Это не только российская, но и мировая проблема, которая, кстати, почти везде и всюду используется экстремистами различных мастей в политических целях, для разжигания этнополитического экстремизма и нацизма, чтобы на этом фоне реализовать свои политические интересы. Об этом власть должна была бы знать и принимать своевременные меры. 
Действительно, положение таково, что среди мигрантов, особенно молодежи, немало тех, кто плохо владеет русским языком, обладает низким уровнем образования и культуры, ведет себя вызывающе в отношении местной культурной среды, но страдают и те, кто с высоким уровнем образования и прекрасно владеет русским языком. Но во враждебной этнонациональной среде нет места даже для тех, кто соблюдает все нормы действующего законодательства и местных обычаев, является профессионалом и нужен местному населению. Главное, что в миграционной среде с обеих сторон сталкиваются не только люди с изначально низким социальным статусом и культурой, но и те, кто сознательно пытается неправовыми способами обеспечить свое личное самоутверждение и состоятельность за счет преследования «чужаков» или бесконечного обвинения местного населения. Важно понять, что чем скорее обустроятся трудовые мигранты, тем скорее они будут адаптироваться к местным условиям, традициям и культуре. Маргинализация мигрантов приводит к ухудшению всей миграционной, а значит, и этнополитической обстановки в отдельных регионах и в стране в целом. И это не в интересах Российской Федерации.

Опасности постсоветского этнократизма
«Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся  в своей основе еще в XVIII веке, с громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Еще одна опасность, на которую следует обратить внимание, - это утверждение на фоне свержения интернационализма на всем постсоветском пространстве этнократических тенденций. Справедливо ругая правительства Латвии, Литвы, Эстонии, наши доморощенные националисты, а нередко и чиновники сами сползают в эту же грязную канаву национализма, нарушения прав и свобод по этнонациональным признакам. В одном месте нарушают права русских, а в другом – других, а вместе россияне чувствуют себя неуютно в своей России.

 

Почти все субъекты Российской Федерации в той или иной степени населены этнонациональными общностями – где-то с доминирующей исторической ролью и культурным влиянием. Этот момент надо учитывать и способствовать реализации интересов и потребности в этнонациональном самоопределении и развитии культур и языков в составе Российской Федерации. Но это ни в коем случае не означает привилегированность и какие-то преимущества граждан одной национальности над такими же гражданами другой национальности.
В преодолении этнофобии и агрессивного этнонационализма особую роль играют культурное одухотворение и правовое обеспечение сферы этнонациональных отношений, воспитание культуры межнационального общения, сотрудничества и солидарности. Люди всех национальностей всегда стремятся наладить нормальную жизнь и не предрасположены к конфликтам. И власть, и общество должны помогать гражданам страны налаживать их совместную жизнь в рамках культуры, права и морали.   

Русский вопрос и ответы для всей многонациональной России
«Самоопределение русского народа – это политическая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Среди многих этнонациональных проблем особое место занимает культурная идентичность русских в современной России и в других постсоветских странах. Национал-радикализм, имеющий место в том числе и в русской среде, - это последствие «имперской» политики при одновременном пренебрежении этнонациональным самочувствием русских после ее краха. Для всех болеющих за судьбу многонациональной России важно всесторонне осмыслить исторические перспективы этнонациональных и межнациональных вопросов, прежде всего на основе состояния и перспектив русской нации. И адекватный ответ на эти вопросы в конечном итоге можно дать, только ответив на «русский вопрос». И не выдумыванием очередной «русской идеи» или особого «русского проекта», а в выявлении и реализации созидательной воли потенциала русского народа, его исторической миссии как собирателя народов и культур России.

 

Государственная этнонациональная политика в России – это прежде всего государственно-патриотический поиск и реализация всего того созидательного потенциала, который заложен в русской нации и ее этнонациональном и многонациональном развитии как опыте социально-культурного бытия русского и других народов. Это основа государственно-патриотического единства граждан страны – россиян. Единство государства, многонационального народа, граждан России возможно там, где гарантировано нормальное этнонациональное и социально-патриотическое самочувствие и перспективы русского и других народов страны.
Важно понимать, что этнонационализм и патриотизм – это два подхода, две идеологии разрыхления или собирания России. Пока большую активность проявляют этнонационалисты, пытаясь, в том числе, погубить и исторический, созидательный потенциал русского патриотизма. Патриотизм любой национальности – это выявление созидательного и собирательного потенциалов народов, и, следовательно, перспективно этот национализм ориентирован на патриотизм общероссийский. А русский патриотизм – это еще и собирание народов и культур в единую российскую общность. 
    
Исторический опыт общности судеб народов России
«Историческая Россия – это не этническое государство и не американский «плавильный котел» - где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, дружеском, на служебном уровне сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Еще раз подчеркну одну истину: Россия исторически формировалась как многонациональная держава. И в этнонациональной политике важно учитывать не только историческую роль русской нации, что, бесспорно, важно, но и все особенности вхождения и обустройства в составе России конкретных народов и территорий. Самочувствие различных народов в составе России, Советского Союза на различных этапах истории было тоже неодинаковым. Следовательно, каждый народ России располагает как бы своим комплексом и историческим опытом накопления и решения своих этнонациональных проблем, а также опытом общности в России, формирования своей гражданской идентичности. И это все, конечно, надо учитывать в государственной этнонациональной политике. Вывод в целом один: революционные интервенции в сферу этнонационального бытия народов порождают реакционность и враждебность в системе этнонациональных отношений, которые оборачиваются против россиян всех национальностей.
Поэтому важно накапливать позитивный, созидательный потенциал опыта совместной жизни россиян, а не выдумывать вновь и вновь исторически не состоявшиеся этнократические проекты, нарушая эволюцию прогресса своего и других народов единого Отечества.    

Этнонационализм или патриотизм: что России ближе?
«С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных случаях – и за гранью гражданской войны, причем  именно на этнической основе. Огромным напряжением сил и большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не обозначает, что проблема снята». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Наша древняя традиция обобщать и создавать коллективные стереотипы привела к тому, что у нас оживились оценки, когда целые этнонации – народы характеризуются как «спекулянты», «бандиты», «пьяницы», торговцы наркотиками. Как ни печально, но желтая пресса в стране становится все более коричневой, нацистской, а самое святое чувство  патриотизма порой обретает фашистские оттенки и атрибуты. И все мы относимся к этому равнодушно толерантно. 

 

Современное общество, граждане, нация, власть должны быть мобилизованы против подобных проявлений. Это тоже одна из задач государственной этнонациональной политики – обеспечивать реализацию идей гражданского, общероссийского патриотизма.  
Российское общество встревожено вспышками экстремизма на почве этнонационализма, нагнетаемого, в том числе, некоторыми политиками и желтой прессой. В отдельных городах и регионах страны создается обстановка нетерпимости к людям других национальностей. А некоторые политики, местные руководители органов власти в этой ситуации зачастую стали квалифицировать деструктивные действия экстремистов как бытовые факты сведения счетов с «чужими», ведущие к криминально-рыночным разборкам.
Важно понять, что всякое проявление этнополитического экстремизма, заигрывание с ним в условиях многонациональной России – есть, в конечном счете, деяния антипатриотические, антироссийские а значит, преступные, невежественные. На деле эти попытки деструктивных сил решить свои экономические и политические вопросы (в том числе и конкурентной борьбы) путем дискриминации, преследования людей по этнонациональным признакам. Деление граждан родной страны на «своих» и «чужих» направлено на ослабление России, на размежевание нашего гражданского единства. И российский гражданский патриотизм призван преодолевать это размежевание россиян, обеспечивать их гражданское единство.    

Консолидация российских этнонаций в нацию-государство
«Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Сплочение многонациональной России на основе и при определяющей роли духовных, созидательных, творческих сил народов и граждан страны во имя единства, благополучия и безопасности страны – это базовые ценности современной российской идеи этнонационального развития, межнациональной и гражданской солидарности, которые должны быть заложены в основу государственной этнонациональной политики.
Сегодня «этнонациональная элита», как и «общенациональная элита, в этнической и гражданской позициях чрезвычайна поверхностна в своих раздумьях о народе и судьбе многонационального государства. Редко кто из этой в целом материально обеспеченной «элиты» думает о философии, мировоззрении этнонаций, о ценностной шкале гражданственности новой России. Главная философия для многих из них – не опоздать в присвоении, разграблении и распределении бесхозной постсоветской собственности. Главная идея, которая навязывается, - это быть и выглядеть удачным в материальном смысле. Любым способом!

 

Видимо, не зря в народе образ богатого человека и чиновника воспринимается, как правило, духовно убогим: «В богатстве сыто брюхо, да голодна душа». Не случайна и другая русская пословица: «Доброе братство сильнее богатства». А наша «элита» ради богатства готова разрушить великое братство наших народов, все более игнорирует объективные реалии перспективного развития страны и пытается угодить тем, чья должность выше или кошелек круче. Поэтому нередко в самой господствующей элите наблюдается стремление к ликвидации не только этнонациональной, но и гражданской идентичности.
Актуальность поиска нашей этнонациональной и гражданской идентичности обусловлена незавершенностью процесса образования нации и неослабевающим разрывом между этнонациональной и гражданской идентичностью россиян. Для того чтобы мы были способны на суверенитет и демократию, на реформы «сбережения народа», а не «сбережения от народа», мы должны стать единой нацией. Только единая гражданская нация, обогащенная традиционным и гражданским патриотизмом, способна формировать и проявлять свою политическую волю, на основе которой строятся в конечном итоге конституционный строй, власть и политика. Гражданская нация является продолжением социокультурного опыта этнонаций и единства многонационального народа России. 
 
От Концепции к государственной этнонациональной политике и ее реализации
«Гражданский мир и межнациональное согласие – это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
С учетом новых социально-политических факторов и перспектив демократического развития страны была разработана и представлена власти, обществу, народам страны Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Пришлось многих убеждать в ее необходимости, вплоть до тогдашнего Президента Бориса Ельцина, в конечном итоге своим  Указом от 15 июня 1996 года он утвердил Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации. В самые «смутные» времена этот документ стал важным ориентиром для органов власти, общества и граждан в сложнейшей сфере российского общества. Таким образом, российское многонациональное сообщество получило концептуальную основу (систему взглядов и конкретных мер) для определения и реализации стратегической линии государства и общества на долгосрочный период в сфере этнонациональных отношений. Одновременно это была и концепция формирования гражданской российской нации. Гражданская солидарность россиян – базовая основа определения целей и задач этнонациональной политики в российском государстве и в обществе.
Концепция государственной национальной политики определила общие принципы работы органов власти в центре и на местах, конкретных министерств и ведомств, институтов гражданского общества. Созданное Министерство по делам национальностей выполняло роль координатора и главного эксперта, направляя усилия всех органов государственной власти – федеральных, региональных и местного самоуправления – на проведение эффективной государственной этнонациональной политики с учетом самочувствия и перспектив каждого народа, солидарности многонационального народа России. Еще в ранге министра национальной политики, отстаивая эти подходы, мне приходилось заявлять, что регулирование системы этнонациональных отношений – это не только политика, но и экономика, культура, нравственность индивидов и социумов в процессе их развития и взаимодействия как носителей этнонационального и многонационального. Поэтому я неоднократно говорил, что надо закрепить за министерством соответствующие функции, ресурсно обеспечив его деятельность, или надо перестать обманывать людей одной лишь вывеской!        

 

Правительство России пошло по наихудшему пути – Министерство по делам национальностей было ликвидировано. Этим самым федеральное правительство фактически отказалось от систематической работы в этой важной сфере российского общества. Видимо, кричащие трагедии в Чечне, Кондопоге, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, на Северном Кавказе были недостаточны для понимания актуальности и значимости для России обеспечения на государственном уровне решения задач самобытного развития и единства народов России, защиты прав и свобод граждан различных национальностей. Власть на всех уровнях, особенно федеральная, демонстрировала все эти годы недопонимание того, что чем меньше мы занимаемся сферой этнонациональных отношений, тем больше она превращается из потенциала многообразия и самобытности развития страны в фактор угрозы национальной безопасности, нарушения прав и свобод российских граждан. На этом фоне статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» имеет фундаментальное значение для судеб этнонаций и многонационального развития.     
  
Федеративная демократия в многонациональной России
«Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Российская Федерация не только правопреемник Советского Союза, но и продолжатель государственных традиций Руси, России, русской, российской государственности. Государствообразующая роль русской нации вытекает из природы, истории, культуры русского, российского народа. Россия долго шла к федеративной модели государственного устройства – от Александра I, декабристов до Ленина, Сталина, Ельцина, Путина.
Многие государственные чиновники и критики федерализма все более ратуют за утверждение принципов жесткого унитаризма, не хотят понимать, что в начале XX века Россия и в конце XX века СССР развалились из-за чрезмерной концентрации власти в центре. Из-за того, что государство лишилось способности обеспечить возможности многовариантного развития (особенно в смысле сохранения своей культуры, языка, идентичности, местного самоуправления) для народов и территорий страны, свойственного, кстати, для исторически многонациональной России. 

 

В современных условиях неприемлема унификация жизни территорий и народов страны. Увлечение этой политикой приводит к другой, не менее опасной тенденции – этнонационалистическим разрывам этнонациональной и многонациональной общности России, которые разъедают наше единство, снижают жизнеспособность многонационального государства.  
К «стабилизационному фонду», которым мы гордимся, важно еще прибавить и духовно-политический «стабилизационный фонд» единства многонациональной России, который наши народы веками накапливали. Никакой «стабилизационный фонд» нам не поможет, если не будет единства и стабильности в обществе, если мы не станем единой и жизнеспособной нацией граждан великой России.
Не бывает благополучия и стабильности в государстве, если оно лишено межнационального благополучия, достоинства и гражданского единства.
Определяющей линией межнациональной интеграции является не нынешнее объединение криминально-коррумпированных и даже чиновничьих группировок. Коррумпированные «кавказцы и азиаты» находят общий язык с такими же коррумпированными «славянами» по всей вертикали. У них там, как говорится, полный интернационал. Нам же необходимы солидарность и единство самобытно-прогрессивных сил каждой национальности в единой гражданской российской нации. Это одна из целей государственной этнонациональной политики.
   
Малочисленные народы – индикатор состояния государственной этнонациональной политики
«Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод малочисленных народов (статья 69), как и среду их обитания, традиционный образ жизни (статья 72), но коренные малочисленные народы, которые проживают на богатейших по своему потенциалу территориях Севера, Сибири, Дальнего Востока и Кавказа, находятся в крайне тяжелом состоянии. Конечно, можно ограничиться известной демагогической фразой Минэкономики о  том, что «проблемы коренных малочисленных народов носят не национально-этнический, а социально-экономический характер». Скорее всего, это даже не фраза, а доминирующий подход к этим проблемам, не учитывающий, что и социально-экономическое состояние граждан отражается на их этнонациональном самочувствии. Этим должна заниматься этнонациональная политика государства. Нефте- и газодобывающие компании, работающие на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов, так и не взяли на себя ответственность за их социокультурное самочувствие и развитие. Частично это делается в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Да и тут каждодневно прессингуют идеями объединения с Тюменской областью. Одновременно органы власти так и не смогли наладить и грамотную этнонациональную экспертизу хозяйственной деятельности и в целом осуществляемых реформ на территориях проживания конкретных этнонаций, и прежде всего, коренных малочисленных. Без такой экспертизы трудно определить результаты хозяйственной деятельности на этих территориях, чем они обернутся для перспектив самобытного развития и самочувствия этнонаций, а значит, для многонационального единства.
Перспективы любой этнонации в России независимо от ее численности – это сохранение самобытности и обеспечение единства в сообществе многонациональной России.

Перспективы многонациональной России. Наши общие перспективы 
«Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Новейшая история нашего Отечества показала, что именно уход от национального вопроса, равнодушное отношение к нему способствует разжиганию межнациональной розни и ухудшению самочувствия народов. В стране нужно наладить систему этнонационального и этнополитического мониторинга, самочувствия представителей конкретных национальностей в конкретных регионах. Особого внимания и поддержки требуют деятельность институтов гражданского общества, таких как Ассоциация малочисленных народов, Ассамблея народов России, национально-культурные автономии, конгрессы, объединения и центры, Дома дружбы народов, которые могли бы взять и берут на себя основную нагрузку по налаживанию этнонационального развития и межнационального сотрудничества народов страны.
Кроме того, следует исходить из того, что важнейшие вопросы развития этнонациональных и межнациональных отношений находятся, прежде всего, в ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Именно на этих уровнях возникает и должно решаться большинство основных этнонациональных проблем конкретных людей и их общности. Из-за того, что эти уровни срабатывают плохо, любой межнациональный конфликт у нас в стране зачастую обретает общефедеральное звучание. И эту ситуацию надо в корне менять.

 

Просматривается и такая тенденция: местная власть максимально выжимает из приезжих «коммерсантов» подачки и взятки, выдает им в ответ определенные откупные, но при первом же конфликте с местными организованными группировками полностью занимает сторону «своих». То есть власть становится провокатором подобных разборок и конфликтов, вместо того чтобы не допускать их и вовремя преодолевать, соблюдая законы и порядок.
Всякие появления неравенства, дискриминации, обид ведут к этнонациональному экстремизму и чреваты страданиями и противопоставлениями национальностей, снижают потенциал и жизнеспособность многонациональной России.
Мы стали богаче материально, но умнее и добрее, что наиболее важно, не стали. Зарплата повысилась, а порядочность и патриотичность - не очень. Вынужден в очередной раз обратиться к Всевышнему с молитвой: «Дай ума и порядочности руководителям России, политикам и депутатам познать великий потенциал самобытности наших народов, чтобы поставить его на службу единому Отечеству, на благополучие наших народов и граждан. Аминь».   

Стратегия этнонациональной политики Российской Федерации 
«Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается нас разделить, могу сказать одно – не дождетесь». (Из статьи «Россия: национальный вопрос»)
Необходимо подчеркнуть еще раз: этнонациональная политика для многонациональной России – это не разовые и чрезвычайные акции до или после трагедий, как это зачастую желается, а стратегическая линия деятельности органов государственной власти и общества на длительную перспективу, каждодневная и отзывчивая работа по налаживанию жизни и контактов людей различных национальностей и их взаимоотношений. 
Наша стратегическая цель – собирание многонационального общества, утверждение самобытности и достоинства каждого народа, каждого человека – гражданина России, независимо от его национальной принадлежности. Первая строка российской Конституции в полной мере отражает суть сказанного: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Важно, чтобы для каждого народа, для гражданина России это конституционное положение стало частью их миропонимания и самочувствия, чтобы мобилизирующая гражданственность в каждом из нас обеспечивала будущее страны, ее достоинство и гордость.
В своей деятельности в сфере этнонациональных отношений я руководствуюсь установкой великого русского философа Владимира Соловьева: «Национальный вопрос в России – это вопрос не о существовании, а о достойном существовании». По этой причине этнонациональная политика для меня – это вопрос о достойном существовании каждого народа, где, бесспорно, «целое больше, чем его части, но по своей самобытной сущности каждая из частей равнозначна целому».
Недопустимо и вредно в условиях современного глобального мира гипертрофировать этнонациональное, но в такой же степени недопустимо и вредно забывать о том, что человек, по словам Николая Бердяева, входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек.
Служение идеям самобытности и гражданского единства народов России, достижение этнонационального и гражданского единства россиян, поиск путей стабильности и солидарности многонационального Отечества стали мировоззренческой основой.


Наталья ВЯТКИНА

3150 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru