Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №5 (013) 2010 г.
→
Юнона и театр
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №5 (013) 2010 г. / Юнона и театр
Персона
Фрейдман, она же Каражеляскова, она же Карева
Пятьдесят пять лет назад Юнона Карева взошла на сцену Казанского драматического театра. 1 марта 2011 года исполнится сорок лет ее работе в театральном училище. Скоро будет пятьдесят сыну Сереже. Красивая жизнь! С любовью, непрекращающимся творчеством, поиском его новых форм, со счастливым взором в небо, куда смело взлетают юные, поставленные ею на крыло. Может быть, эта судьба была где-то на небесах зашифрована в ее имени? Древнеримская богиня, супруга громовержца Юпитера, царица небес Юнона, дарительница хорошей погоды, покровительница женщин и хранительница брачных союзов не раз спасала римлян от нашествий врагов, за что имела еще и титул «предостерегающей» или «советницы».
…Еще до войны в Харькове маме Юноны, Елене прекрасной, посвящал свои танго Оскар Строк, звал в Ригу. Елена была пианисткой, пела, писала музыку и стихи. У ее мамы, польской панны Христины Шидловской, тоже было чудесное контральто. Первый ее муж, болгарский революционер Стефан Каражелясков, в 1918 году погиб, оставив юной жене дочку и длинную ломаную фамилию. Второй муж, горный инженер Герман Мунд, срочно вынужден был вернуться из СССР в Германию, а Христина уезжать наотрез отказалась: в Харькове жили дочка и внучка, кроме того, она пела в Капелле имени М.Глинки, и это было важнее всего. В 1937 году она вышла из дома в Столешниковом переулке в Большой театр на репетицию, а вернулась… через 12 лет. Лагерь и поселение в бухте Нагаева под Магаданом прелестная полька получила за двух иностранных мужей - болгарина и немца.
Маленькая Юнона Фрейдман, в семье ее звали Юна, имела ясные зеленые глаза, косы до колен и музыкальные данные. Ее смуглый красавец папа, Илья Самойлович, знаменитый харьковский архитектор, смотрел на растущую дочь с обожанием и баловал. Юна не знала его строгим. Но в 1949 году он привел дочь в свой кабинет, посадил напротив и очень строго сказал: «Юночка, ты сменишь фамилию и национальность на мамины. В стране опять гонения евреев. Иначе пути тебе не будет». Юнона разницы между маминой и папиной фамилиями не ощущала и стала Каражелясковой.
Карева - студентка "Щепки". Москва, 1953 год
Юнона играла во дворе. Странный обросший мужчина приближался к ней с улыбкой. Он хромал и толкал перед собой тележку. Девочка очень испугалась, чуть ни закричала. А это был папа. Он увез семью в Сибирь, туда его направили. В Новосибирске на вокзале было 50 градусов мороза, у Юноны замерзла на щеке слеза. Папа уехал дальше, в Барнаул, строить военный завод, а жену и дочь пока оставил у своих знакомых. Те дальше сеней постояльцев не пустили. Юнона и мама доедали то, что взяли в дорогу из Пензы - хлеб, бутылку подсолнечного масла и горсть конфеток: полконфетки, кусочек хлеба и глоточек масла в день. Ночевали где придется. Днем собирали по помойкам картофельные мороженые очистки и варили суп. Весной семья получила сотку земли под огород, урожай удался, и мама с Юноной бойко торговали на базаре квашеной капустой. Юнона сбрасывала на свой товар цены вдвое, и капуста полными блюдечками шла нарасхват.
"Жаркое лето в Берлине", 1965 год
В 1943 году Харьков освободили от немцев. Папу правительственной телеграммой вызвали возглавить восстановление разрушенного города.
- Я вас заберу при первой возможности, - сказал папа и улетел в Харьков.
А они с мамой опять голодали. Юнона уже давно после ночей на заводе отправлялась в военные госпитали, читала там поэму Сергея Михалкова «Мать». Она быстро перестала бояться калек без ног и рук, с кровоточащими повязками, изуродованными лицами, ослепших. А мама… Она постепенно привыкла отпускать девочку одну. Ведь шла большая война.
За сорок лет преподавания - одиннадцать выпусков, постановки, поиски, судьбы, имена...
В мае Юнона встретила у театра Крамова, он шел с работы к сестре. Старик обрадовался, как-то тяжело оперся на ее руку, и потихонечку они брели и болтали про ее школьные выпускные экзамены. У подъезда Крамов вдруг сказал:
- Юноночка, если со мной что-то случится, не поступай в наш институт. Только в Москву!
У него были отекшие глаза и бледные губы.
- Я провожу вас на пятый этаж!
- Не нужно. Я уже пришел.
Дома она нашла заплаканную маму: Александр Григорьевич только что умер у двери сестры на пятом этаже.
Студия МХАТа приехала в Харьков для отбора абитуриентов. Юнона без проблем прошла два отборочных тура, а на третий поехала в Москву. Перед заветной дверью в толчее коридора полно девочек. Юнона вылетела возбужденная: «Пять! Поступила!» Но ее вызвал Вениамин Захарович Радомысленский, директор училища:
- Юноночка, Алла Константиновна Тарасова, председатель комиссии, сказала, что у вас маловато роста. Она рекомендует вам год есть морковку, если вырастете до 165, на будущий год вас примут без экзаменов.
Юнона плакала весь день. Наутро на глазу выскочил ячмень, а на локте огромный нарыв. С повязками на глазу и руке она шла по Москве, увидела надпись на дверях «Училище имени Щепкина при Малом театре (ВУЗ)». В кабинете преподавателей стала спрашивать о приеме первокурсников. Аркадий Иванович Благонравов сказал, что идет дополнительный набор на первый курс двух девочек, взял Юнону за руку и повел. Через минуту она очутилась в зале приемной комиссии: завершался экзамен второго тура.
Нужно было прочесть прозу, стихи и басню.
- Что Вы будете читать?
- Лев Толстой. «Анна Каренина». Смерть Анны.
Она читала, комиссия улыбалась, глядя на ее бинты.
- Теперь стихи.
- Маргарита Алигер. «Зоя». Казнь Зои.
Великие актеры за столом сдерживали улыбки.
- Басни не надо. Что у Вас с рукой?
- Лезла на подоконник, зацепилась.
За столом смеялись. А она побежала в туалет рыдать. От слез ячмень лопнул, и глаз сразу открылся. Она умылась и вышла в коридор. Услышала свою фамилию, кто-то втолкнул ее в зал. Перед комиссией очутилась зеленоглазая девочка с косами до пят.
- На третий тур приходить не нужно, вы приняты. Но до начала занятий вам нужно похудеть на 15 килограммов и устранить украинский акцент.
О Боже, с каким восторгом она перестала есть! Маленькая шоколадочка на два дня и досыта воды и занятий у балетного станка! Ее украинский говор исправила педагог профессор Головина, заставила вслух медленно читать газеты, подражая дикторам радио.
Госпожа Вольтер в "Милом друге", 1986 год
- Уедешь далеко, я без тебя умру, - написал папа. Она плакала, потому что один инфаркт после памятника Ленину он уже получил. Ее слезы увидел однокурсник Сева Платов, принятый в штат Казанского Качаловского театра, и тут же сделал предложение. По пути из Ялты они приехали в Харьков, расписались и, к радости папы, поехали в Казань. Все ближе. С Севой они скоро расстались, он уехал в Москву, а она осталась в Казани.
- Вашу фамилию сразу не выговоришь. Нельзя ли что покороче?
На сцене это обычно. Она из Каражелясковой стала Каревой, взяла мамин псевдоним. Больше фамилию уже не меняла, хотя каждый из трех ее знаменитых мужей этого хотел.
С супругом Маратом Тазетдиновым, Харьков, 1978 год
В 1975 году Юнона Карева сыграла Лизу Тураеву в пьесе «Перед зеркалом» в постановке Аллы Бабенко. Эту драму по нашумевшему в 1972 году роману Вениамина Каверина с интересом поставили сразу во многих театрах страны. Тема послереволюционной эмиграции в ней непривычно звучала не с осуждением предателей Родины, а как рок, невинное наказание людей, выплеснутых за борт обезумевшей, разбушевавшейся страной, как плач по невосполнимым уже ничем человеческим потерям. Главный герой романа - казанец. Пьеса имела успех, но ее запретили. В Казани пьеса успела пройти всего четыре раза. После этого на книжной полке Юноны Каревой появился томик романа «Перед зеркалом» с надписью автора: «Юноне Каревой - с верой в то, что первое воплощение моей Лизы Тураевой нашло в Вашем образе тонкое и глубокое воплощение, и с лучшими пожеланиями».
С другом Вадимом Кешнером
Поездка в Свияжск со студентами Казанского театрального училища, 1988 год
Чулпан Хаматова - любимая ученица
- Чулпан, надо ехать учиться в Москву. Только в Москву.
Сгорбленную старушку через много лет Чулпан повторила в своем бенефисе в Москве. Она долго придумывала, с чего начать действие, советовалась с Юноной Ильиничной, и та вспомнила ее экзамен.
А дальше… На сцену театра вышел брат Чулпан - Шамиль:
- Начинаем творческий вечер Чулпан Хаматовой!
После небольшой паузы через зрительный зал к сцене проковыляла старушка, сморщенная, в простых чулках в резинку, на стоптанных каблуках, с плетеной авоськой в руке. Маленький шок у зрителей: все искали в старушке приму и не находили. Но она дрожащим голосом пояснила:
- Я когда-то училась в Казанском театральном училище, но это было так давно… А вот моя первая учительница! - Юнона Ильинична поняла, почему получила билет в первый ряд. Ей аплодировали.
Учительница Карева и Ученица Хаматова
Каждый год 11 декабря у сына Юноны Каревой, писателя и кинорежиссера Сергея Говорухина, в огромных московских залах Чулпан ведет вечера памяти для ветеранов последних российских войн. После одного из вечеров, на шумном фуршете, Чулпан подошла к Юноне Ильиничне и протянула коробочку:
- Я получила это за роль Ирины в «Трех сестрах», это вам!
В коробочке сверкнула бриллиантами золотая веточка с надписью «Станиславский».
Сын Сережа весь в отца, Станислава Говорухина, - сильный, независимый, неудержимый, лидер. Сын рос рядом с мамиными друзьями - Вадимом Кешнером, Юрием Федотовым, Женей Кузиным, переписывался с драматургом Александром Володиным. Пятилетним с Юноной Ильиничной лето жил на съемках отцовского фильма «Вертикаль» на Этколе под Эльбрусом. В 14 лет Сережа сел к столу и начал писать миниатюры. После школы поступил на журфак Казанского университета, а через месяц подал заявление в военкомат. 16 ноября 1979 года дома у Юноны и Сережи друзья, столпившись у телевизора, впервые смотрели новый фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» с Володей Высоцким, Юноной Каревой в маленькой роли. А наутро Сережа ушел в армию. Сам. Рвался в Афганистан, попал на китайскую границу.
Юнона Ильинична с сыном Сергеем
Тридцать лет в концертном зале Казанской консерватории с аншлагом шла пьеса Юрия Осноса «Жизнь для вечности» с тремя героями – Надеждой фон Мекк (Ю. Карева), Петром Чайковским (В. Кешнер) и его Божественной Музыкой. Написал партитуру и всегда дирижировал оркестром Натан Григорьевич Рахлин. История странной, небесной любви. Любви для вечности. Потому что герои пьесы за 14 лет переписки никогда не виделись. Эта любовь подарила миру Музыку Чайковского - благодаря заботам Надежды Филаретовны композитор много лет мог спокойно заниматься творчеством. Казанцы ходили на пьесу помногу раз, искали ответ на вечный вопрос «Что есть Любовь?» Благодать? Помощь? Жертва? Труд души?
Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото из личного архива Юноны Каревой
Фото из личного архива Юноны Каревой