Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №5 (013) 2010 г. Гудбай, моноэтничная Америка!

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №5 (013) 2010 г. / Гудбай, моноэтничная Америка!

Национальный вопрос

Здравствуй, страна, в которой есть англичане, французы, евреи, арабы, русские

Делегация Татарстана в составе десяти человек - представители религиозных и общественных организаций, а также государственные служащие, занимающиеся религиозными проблемами - посетила Соединенные Штаты Америки в рамках реализации программы «Сотрудничество профессиональных объединений - Россия» Агентства США по международному развитию «USAID». Тематика программы «Межконфессиональные вопросы в США» предусматривала посещение ряда организаций в Вашингтоне, в том числе Государственного Департамента США. Множество новых встреч, полезных знакомств заставили одного из членов делегации - заместителя Председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана Сагита Джаксыбаева - задуматься о том, как решаются в Америке национальные и межнациональные вопросы, есть ли положительный опыт.
Делегация Татарстана в Госдепе США
Делегация Татарстана в Госдепартаменте США (Сагит Джаксыбаев четвертый справа в первом ряду)

- Сагит Кодебаевич, начну с того, что ближе. Когда для нашего журнала нужно было оформить схему, в которой разные страны представлены через национальные костюмы, то произошла заминка с США. Если изобразить костюм коренных жителей - индейцев, которых можно чуть ли не по пальцам пересчитать, то они никак не олицетворяют весь пришлый, многонациональный состав Америки. Пожалуй, это единственная страна в мире, в которой нет национального костюма. С чем это связано? О чем говорит?

- Дело в том, что США - очень молодое государство с точки зрения истории. Мы были в Церкви Христа в Филадельфии, в которой установлены мемориальные таблички на местах, где трудились отцы-основатели Соединенных Штатов: Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Джон Адамс. Нас принимал пастор лет пятидесяти, который сказал, что он всего лишь в седьмом (!) поколении служитель этой церкви. США, которым сейчас чуть больше 200 лет, государство-новодел, не имеет аналогов в мире, по-своему уникально и неповторимо. Здесь, как в плавильном котле, переплавились различные этносы, в результате чего родилась новая, узнаваемая нация - американцы. У них был стимул экономического преуспевания, и он сработал - в материальном плане нация состоялась. Что касается внутреннего, нравственного развития человека, то тут произошел сбой, оно и понятно - духовного становления без этнического самосознания быть не может.

- Получается, что в Америке, как мы привыкли называть США, которая также многонациональна, как Россия, есть только единый народ - американцы? И нет этнической самоидентификации на англичан, евреев, французов, арабов, украинцев?

- Меня долго подталкивали к мысли о том, что многонациональность - это одна из бед России, примерно в одном ряду с дорогами и дураками, и что умные и рациональные люди, те же американцы, давно бросили эти неразумные попытки и переплавили в своем котле всех в единый народ - американцев. Крыть нечем, я почти в это поверил в том смысле, что у них, американцев, наверное, так и должно быть. Ладно, американцы, но такие речи идут и в России, их вложили и в уста Президента Казахстана Назарбаева в обосновании «Доктрины национального единства». Поэтому, находясь в Америке, я очень хотел убедиться, как работает этот котел.

- Случай представился?

- Да, в Университете Филадельфии - Темпл. Там я познакомился с профессором Владиславом Зубком, выпускником исторического факультета МГУ. Он уже с десяток лет живет в Америке, работает на кафедре истории, специализируется в области новейшей истории России, знаком с работами и воззрениями ведущих специалистов России в области национальных отношений - Валерия Тишкова, Рамазана Абдулатипова, Вячеслава Михайлова. Я очень обрадовался этой встрече, ведь про американский котел можно было спросить специалиста, который одинаково с нами понимает эту проблему. (Думаю, что настоящий американец не поймет истинный смысл такого вопроса в силу больших различий в наших мировоззрениях.) Так вот профессор ответил: «Тот, кто говорит об американском котле, переплавляющем народы, опоздал как минимум лет на сорок! Сейчас в Америке идет интенсивный процесс самоидентификации этнических общностей, можно сказать, начинается этнический ренессанс». Кто бы мог подумать! Интересно, что в отличие от России, где самоопределение наций происходило в переломные моменты истории - во время Октябрьской революции 1917-го года, в постсоветское время, - в Америке это началось эволюционным путем. 
США сегодня
США сегодня

- Как это воплощается? Что вы наблюдали?

- На встрече с представителями Афроамериканской межконфессиональной организации (AAIM.Inc.) я разговаривал с исполнительным директором, преподобным Ральфом Блэнксом о том, что у нас в Поволжье отмечается возврат к исконным, языческим верованиям у чувашей, финно-угров, в особенности марийцев, удмуртов. Спросил о том, нет ли подобных тенденций у афроамериканцев? Не сразу, но получил положительный ответ. Строятся даже новые языческие храмы. Заминку я объяснил себе тем, что пастор - истинный христианин и язычников, конечно, не жалует.

- А в обычной жизни? Как это проявляется в американских семьях?

- Я жил в принимающей семье выходцев из Молдавии. Они русскоязычные евреи, эмигрировали в Штаты в перестроечное время. У хозяйки дома, Татьяны Штейнберг, есть родители (они живут в этом же доме отдельно), две взрослые дочери - незамужняя и замужняя с сыном Сэмми. Дома они говорят по-русски, но себя считают американцами! Евреями себя не самоидентифицируют: в синагогу не ходят, субботу не соблюдают. Правнук советской волны эмигрантов - четырехлетний Сэмми - посещает русскоязычный садик и учит родителей правильно говорить по-русски. Я был свидетелем, как он поправлял своего отца - тоже русскоговорящего американца - в том, как грамотно произносить то или иное слово.

- Насколько актуален сейчас для Америки афроамериканский вопрос? Недавно там запретили книгу Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» только потому, что автор называет чернокожих неграми. Хотя известно, что все произведение нацелено на созидание межрасовых отношений. Не перегибают ли здесь американцы палку?

- Не могу не вспомнить Задорнова! Он по делу критикует американцев, потому что их зашоренность на своих принципах, законах напоминает наше состояние при развитом социализме. Ни один постулат нельзя подвергнуть сомнению, потому что все во благо человека! В рамках закона американцы ввели табу на слово «негр» и по этой причине стали выбрасывать его из всей литературы. Очень похоже, как из наших учебников убирали того же Бухарина. Хотя на самом деле никакой межрасовой розни нет - американцы ее изжили! К примеру, мэр Филадельфии, с которым нам удалось пообщаться, - приветливый афроамериканец. Правда, нам говорили, что в глубинке случается всякое, но нас туда не водили.
Рустем хазрат и помощница мэра Филадельфии
Рустем хазрат с очаровательной помощницей мэра Филадельфии

- Какие еще заокеанские проблемы вам наиболее отчетливо были видны?

- У них две беды - закон и свобода личности. Закон и его беспрекословное соблюдение, конечно же, должны быть нормой жизни, но не шорой. Спрашиваю у мусульман: «Все ли хорошо? Может, есть какие-то нормы, которые вас не устраивают?» Ведь нормально, если возникают какие-то противоречия в рамках того же закона, и надо ставить вопрос о его разрешении. Другой вопрос - получится или нет, какими усилиями. У меня сложилось устойчивое мнение, что в американском обществе такие вопросы не задаются и проблемы не ставятся. Американцы уверены в своей правоте. Закон и свобода личности - гарантия их правоты. И, смею заметить, гарантия их деградации. Ведь если нет противоречий, нет и движущей силы для развития.
В первые же дни приезда, выйдя вечером на улицу, видим нищих, ночующих прямо на тротуарах. Естественный вопрос правозащитникам, борцам за гражданские права и свободы: «Как так? Почему? Денег у вас хватает, желающих помочь тоже, подобных организаций пруд пруди!» Ответ валит с ног: «Они свободны быть нищими, мы не имеем право отнимать у них эту свободу!» Вспоминается, как наше политбюро тоже загоняло нас в счастливую жизнь железной рукой - настойчиво, для нас же, неразумных.

Американский Совет по гражданским свободам - солидная неправительственная организация с многомиллионным бюджетом, собранным на частные пожертвования, с солидной репутацией. Задаю сотрудникам Совета давно интересовавший меня вопрос об увольнении известнейшего телеведущего Америки Фила Донахью в первые дни американского вторжения в Ирак. Тогда в наших СМИ появилась информация, что он в один день был уволен из телекомпании NBC под предлогом низкого рейтинга его передач! Россияне знали Фила как ведущего знаменитых в восьмидесятых годах телемостов СССР - США, где с нашей стороны ведущим был Владимир Познер. Естественно, наши журналисты спросили тогда у него: «Правда ли, что Фила Донахью уволили из NBC за низкий рейтинг?» Познер с усмешкой ответил: «Ну что вы! У него рейтинг всегда на верхних отметках! Причина его отставки - осуждение американского вторжения в Ирак». Если бы я услышал это от штатного политического обозревателя КПСС, то было бы все понятно, но от Познера, который все перестроечное время убеждал нас в том, что свобода слова и правда только на Западе, было вроде грома среди ясного неба.

В Совете по гражданским свободам, где, по моему мнению, должны были заступиться за Фила Донахью, мне ответили, что телеведущего уволили из NBC по политическим мотивам, и Совет этим делом не занимался, потому что NBC - частная компания, и она сама определяет, кого и за что увольнять. Вот если бы стало известно, что правительство США инициировало его увольнение, - тогда бы они занялись этим вопросом. Собственно, в чем дело, коль Фил Донахью имеет такую популярность, что любая другая компания с удовольствием воспользуется его услугами? С тех пор меня мучает мысль: так чем эта ситуация отличается от многих подобных, происходивших в нашем развитом социализме?

Наталья ВЯТКИНА
Фото из личного архива Сагита Джаксыбаева

1440 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru