Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №5 (013) 2010 г. Поволжье - самый толерантный регион России

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №5 (013) 2010 г. / Поволжье - самый толерантный регион России

Политика

Этноконфессиональная ситуация в стране: вызовы и решения

182 народа, которые насчитывает Россия, - это основной источник ее роста, стабильности и процветания. Но при внешнем спокойствии межнациональная или этноконфессиональная обстановка в нашей стране, по оценке экспертов сети мониторинга Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), характеризуется возрастанием внутренней напряженности. Есть конфликты, которые приобрели отложенный статус, сохраняются старые и возникают последние вызовы. Что же активизирует возрастание внутренней напряженности в стране? По каким причинам появляются новые вызовы? Об этнополитике, ее проблемах и вызовах - эксклюзивное интервью журналу «Наш дом - Татарстан» с заместителем директора ИЭА РАН, доктором политических наук, кандидатом исторических наук, последним руководителем упраздненного в 2004 году Министерства по делам национальностей, профессором Владимиром Зориным.


ВИЗИТКА
Зорин Владимир Юрьевич
Владимир ЗОРИН,
заместитель директора ИЭА РАН, советский, российский политический деятель

Родился 9 апреля 1948 года в Виннице Украинской ССР. В 1970 годуокончил Ташкентский институт народного хозяйства по специальности«планирование народного хозяйства, экономист»; в 1991-м - Академиюобщественных наук при ЦК КПСС по специальности «теориясоциально-политических отношений, политолог». 1970-1971 годы -преподаватель Ташкентского института народного хозяйства. Работал вкомсомольских, советских, партийных органах, неоднократно избиралсядепутатом Верховного Совета УзССР, Олий Межлиса. 1993-1995 годы -учитель истории Учебно-воспитательного комплекса № 1614 «Лик (Москва).1995-1996 годы - заместитель руководителя, первый заместительруководителя Территориального управления Федеральных органовисполнительной власти в Чеченской Республике. 1996-2000 годы - депутатГосдумы Федерального Собрания РФ, председатель комитета по деламнациональностей.
2000-2001 - заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО.2001-2004 - министр по делам федерации, национальной и миграционнойполитики РФ. 2004-2005 - главный федеральный инспектор по Липецкойобласти аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО. В2005-2009 - главный федеральный инспектор по Нижегородской области,заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО. С 5 марта2001 года является действительным государственным советником РоссийскойФедерации 2 класса. Государственные награды: орден «Знак почета», орденДружбы,  медаль «В память 850-летия Москвы», медаль «За участие впроведении Всероссийской переписи населения», медаль «В память1000-летия Казани».
Женат. Четверо детей и четверо внуков.

- Владимир Юрьевич, сейчас идет широкая дискуссия об истории, как возникла Россия. Одни говорят - добровольно, другие говорят - путем насильственной экспансии…
- Одни говорят, Ермак - национальный герой, другие говорят - конкистадор. Одни говорят, что мы аннексировали Грузию, а другие - что ее спасли и т.д. Однако при всем разнообразии того, как российское государство формировалось, присоединяло к себе новые народы (кого-то добровольно приняли в свою большую семью, кого-то действительно завоевали), за время существования Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации ни одного народа с карты Российской Федерации не исчезло. Особенно много дискуссий на этот счет было в 1990-е годы. Все говорили, как плохо было в Советском Союзе, как плохо было в Российской империи, Российская империя была «тюрьмой народов», Советский Союз целые народы уничтожал, репрессировал. Участвуя в подобных диспутах, я нередко апеллировал к истории калмыков. Так, когда Калмыкия присоединялась к Российской империи, то две трети калмыков собрались и после неудачной стычки с царскими войсками ушли в монгольские степи, в Китай. Плохо калмыкам жилось в Российской империи, наверное, можно было лучше жить. Но сегодня российские калмыки в наличии, имеют свой национальный субъект федерации, свободно исповедуют свою религию - буддизм. А где те калмыки, которые ушли в Китай? Нет этих калмыков, они ассимилировались, они растворились.
Форум ФНКА в Казани
В Казани, на форуме федеральных национально-культурных автономий

- Но ведь Россия действительно уникальная страна, у нас очень много народов, этнических групп…
- Хотелось бы вам сразу сказать, что этот штамп про уникальную страну очень заезженный. Действительно, если взять Европу, то там на страну приходится в среднем девять с половиной языков. У нас около 240 языков и диалектов. Тем не менее есть страны, где проживает еще больше, чем у нас, этнических групп. Например, в Индонезии их около 350, в Индии – около 450, в Китае - 55. Российская Федерация не единственная, но для Европы она является уникальной, поэтому нас там часто не понимают.

- А для нас жизненно важно понимать, что является целью этнокультурной, этнонациональной политики…
- Нужно сделать все, чтобы все народы жили мирно, чтобы не было конфликтов, чтобы народы развивали свою культуру, родной язык. И чтобы в целом в государстве сохранялась общественно-социальная стабильность. Вроде задача простая и в то же время сложная. Чтобы ее успешно решать, надо знать истинное положение дел. При ИЭА РАН существует сеть этноконфессионального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Она разработана по инициативе Валерия Александровича Тишкова, он ей руководит, и она является брендом нашего Института, это наше мировое достижение. В сети разработано 47 индикаторов общественно-политической ситуации и обстановки. И с помощью данной сети вот уже скоро 20 лет Институт замеряет эту обстановку и осуществляет мониторинг общественно-политической ситуации в 46 субъектах Российской Федерации, в странах Балтии и СНГ.

- Владимир Юрьевич, что говорит мониторинг?
- Наш мониторинг говорит, что если 1990-е годы в Российской Федерации были периодом очень высокой этнической нестабильности, сепаратизма, расцвета национализма, религиозного и национального экстремизма, то начиная с 2003 года обстановка начала стабилизироваться. Я не хочу сказать, что у нас нет фактов бытового национализма, экстремизма, антисемитизма и ксенофобии. За прошлый год в Российской Федерации возбуждено 482 уголовных дела по 282-й статье за разжигание расовой и национальной ненависти, в текущем году показатель растет в пределах 25% - это очень много. Есть убийства на национальной почве и многое другое. Но когда говорится об общей обстановке, мы отмечаем, что больших, системных конфликтов и противоречий, таких, например, как в Чечне, которая выступала под сепаратистскими лозунгами, или как осетино-ингушский конфликт 1990-х, у нас в стране сегодня нет.
Зорин и Мухаметшин
Диалог с Председателем Госсовета РТ Фаридом Мухаметшиным

- Но это ведь не значит, что нет напряженности, что все национальные вопросы давно решены?
- Кстати, к вопросу о дефинициях: лично я категорически против таких терминов, как национальный вопрос или национальная проблема. Мы же не говорим, что у нас полностью решены социальные и экономические вопросы или проблема демографии. Поэтому национальный вопрос как проблема общественных отношений есть и будет всегда. И поэтому работа у тех, кто занимается межнациональными проблемами, будет всегда, и сегодня, и завтра. Потому что окончательного решения данного вопроса не может быть. Это есть развитие человеческих социумов, и любое развитие идет через противоречие. Являются ли эти противоречия антагонистическими или другими - это уже зависит от управленческих решений, от многих других обстоятельств, в том числе от научных изысканий. Итак, межнациональные отношения - это константа развития человеческого общества, так же, как и социальные, экономические, культурные отношения, они есть и присутствуют всегда на разных этапах развития общества.

- Не раз приходится слышать, что целый ряд потенциальных конфликтных ситуаций мы получили из советского прошлого…
- Да, из того прошлого, когда большевики объявили национальный вопрос окончательно и полностью решенным. Давайте вспомним территориальное и национальное размежевание, например, в Средней Азии. В 20-30 годы прошлого столетия были образованы сначала автономные округа, потом автономные республики, ряд из них стали союзными республиками и так далее. Специалисты Института географии АН СССР в 1990-м году насчитали, что национально-территориальным размежеванием «заложено» около 180 этнических и территориальных конфликтов. А вот сейчас эти противоречия являются одним из факторов ухудшения межгосударственных отношений в этом регионе. Из них на данный момент реализовано около 30. Словом, список не исчерпан, есть еще потенциальные конфликты. Самый простой пример - вы помните конфликт 2003 года Украина-Россия по строительству дамбы в Керченском заливе к острову Тузла. И таких проблемных точек на карте очень много. И внутри Российской Федерации, и на границах Российской Федерации, и на территории новых стран СНГ, которые образовались на обломках СССР. Документом, синтезирующим итоги мониторинга, является таблица рейтинга конфликтности стран СНГ и регионов РФ. Таблица ранжируется по следующим группам: частые конфликты, заметные конфликты, конфликтная ситуация, слабая напряженность, стабильная обстановка.
Итак, несмотря на стабильную в целом обстановку в России, противоречия сохранились и они носят латентный характер, а имевшиеся конфликты получили отложенный статус. Например, осетино-ингушский конфликт. Хотя там сегодня спокойно вроде бы, на первый взгляд, но на самом деле напряженность не исчезла. При отсутствии правильных управленческих решений, при неправильной политике властей и так далее там все что угодно может произойти.

- Согласно этому рейтингу в каких странах ближнего зарубежья самый высокий уровень конфликтности?
- В прошлом году отмечался в Армении и Кыргызстане. Как вы видите, прогноз, к сожалению, сбылся. Очень бы хотелось, чтобы не случилось обострение в Армении. Потому что Россия заинтересована в том, чтобы у наших соседей все было хорошо. Состояние стабильности в странах СНГ непосредственно проецируется на этноконфессиональную ситуацию в регионах Российской Федерации. Опять же события в Кыргызстане. По разным оценкам, до полумиллиона кыргызов работают в Российской Федерации. Поэтому представьте себе, какие последствия для нас могут иметь события в Кыргызстане. У нас это отразится, во-первых, на отношениях среди трудовой диаспоры. Во-вторых, и на самом русскоязычном населении, которое находится в Кыргызстане.
Рейтинг конфликтности
- Если говорить о рейтинге конфликтности в Российской Федерации, то в каких регионах его уровень достаточно высок, назревают заметные конфликты?
- Это Ингушетия и Кабардино-Балкария, а конфликтная ситуация у нас в Чечне, Башкортостане, Якутии, Адыгее, Ставропольском крае. Напомню, что речь идет о 2009 годе.

- А в каких регионах, если можно так сказать, наиболее спокойно?
- В России самый высокий уровень толерантности населения отмечается в Поволжье, где, с одной стороны, есть опыт общения, традиции, соответствующие программы, с другой - работа властей. Но это скорее исключение из правил. К сожалению, эксперты констатируют сегодня, что на многих уровнях управления встречается этнополитическая неграмотность.

- Хотелось бы знать, что в первую очередь вызывает возрастание внутренней напряженности в стране?
- Первый вызов, конечно, экономический кризис. Обострение социально-экономической обстановки всегда должно находить какое-то направление проявления недовольства. Либо это недовольство властью, либо это недовольство чужим дядей, благодаря которому у нас якобы стало жить хуже. К примеру, эксперты нашего института осудили резкое заявление министра культуры, что на знание русского языка в стране отрицательно влияют приехавшие к нам мигранты. Поэтому всегда у кого-то есть желание объяснить ухудшение ситуации не реальными трудностями, а какими-то внешними факторами, среди которых очень удобно использовать в том числе и мигрантофобию. Стало модно заявлять, что мигранты ухудшают обстановку на рынке труда. Это в основном пишут федеральные издания, что является одним из очень заметных векторов, фобий, которые у нас сегодня есть. Другими словами, это общественное мнение, а что говорит научный анализ? Эксперты института считают, что стоит обратить внимание на общественную напряженность, связанную с миграцией, и общественную напряженность, связанную с напряженностью на рынке труда. Попробовали сравнить эти две напряженности. По стране они примерно совпадают. Напряженность на рынке труда возросла на 11%, напряженность в отношении мигрантов - около 15%. Все равно выше, чем на самом деле, да? Но в регионах эта картина абсолютно иная. То есть практически речь идет о том, что негативное влияние гастарбайтеров на рынок труда - это во многом виртуальное явление. Ну, я могу вам привести цифры, которые разнятся не так, как на федеральном уровне - 4%, а где-то до 30%. В Краснодарском крае - 32,5 измеряется напряженность, а реально на рынке труда напряженность по поводу мигрантов составляет 1,1%.
В ходе кризиса мигранты пострадали в первую очередь. Численность мигрантов из Таджикистана сократилась на 20% за 2008 год в Москве. Денежные переводы домой за первое полугодие 2009 года сократились на одну треть. Многие мигранты, потерявшие работу, ведут образ жизни бомжей, но они бомжуют ради случайных заработков, чтобы оказывать помощь своим семьям. Зато посмотрите, какая чистая Москва - парки, лесопарки, дворы. Во многом это благодаря тому, что в ЖЭКах работают таджики, узбеки, кыргызы.

- Владимир Юрьевич, Вы не раз говорили, что основными вызовами для нас, безусловно, являются этнический сепаратизм, экстремизм под религиозными флагами и международный терроризм. У Вас даже книжка есть такая, где на обложке нарисована гидра трехголовая, которая направлена на нашу молодую российскую демократию. Не могли бы еще несколько слов сказать о других вызовах, которые вроде бы на первый взгляд не выходят на поверхность?
- Про терроризм и религиозный экстремизм знают все, но я хотел бы заявить, что серьезным вызовом этноконфессиональной стабильности могут быть и выборы. Каждые выборы политические партии пытаются использовать этнический и конфессиональный факторы. Хочу сразу сказать, что на прошлом едином дне голосования 10 октября наши эксперты отметили самое политкорректное отношение их участников к этническому фактору. Данная положительная тенденция впервые проявилась на выборах 2008 года в Государственную Думу. Это результат того, что партийная политическая система в стране начала складываться, и сформировались серьезные политические партии, которые ответственно относятся и к общественно-политической ситуации в стране. Но это не значит, что межнациональные отношения перестали быть фактором, который может использоваться и может разыгрываться политиками различного толка. Вы помните неудачную попытку Владимира Жириновского на выборах в Мосгордуму с его плакатом в отношении мигрантов, еще было несколько фактов. КПРФ использовало эту тему не всегда корректно. Но в целом ведущие партии начали осторожно относиться к этой теме. Наиболее плотно вопросы этнокультурной политики государства разрабатывались «Единой Россией» и «Справедливой Россией». Однако наблюдатели отмечали попытки вовлечения в выборы национальных и религиозных организаций. Например, был курьезный случай, когда СПС поддерживал исламскую организацию. Я не помню, чтобы СПС занимался религиозной тематикой, но на выборах, не ощущая поддержки электората, такое случается. Черкесский конгресс на выборах на Кавказе поддержал СПС. Совет старейшин балкарского народа поддержал «Справедливую Россию». Эта тревожная тенденция, ведь у нас религия вне политики и ее, безусловно, надо анализировать и обращать внимание.
Владимир Зорин
У Владимира Зорина уникальная коллекция кинжалов

- Что еще может серьезно осложнить межнациональные отношения?
- Переписи населения. Почему? В ряде регионов вопрос переписи политизируется. Приведу простой пример: Республика Алтай. Определенным национальным силам, скажем так, не нравится процесс укрупнения регионов. И кто-то сказал алтайцам, что если вас будет меньше 50 тысяч, то тогда вы будете лишены субъектности, вас присоединят к кому-то куда-то. Вопрос обсуждался даже в законодательном собрании края. Эксперты ИЭА РАН проводили исследования, нашли приемлемое решение, сняли напряженность.
У нас лежит заявление из Башкортостана, где татары, живущие в республике, опасались, что будут неправильно созданы условия или даже неправильно будет организована перепись, чтобы татары Башкортостана тоже стали башкирами. Но это невозможно по организации переписи, потому что человек должен сам называть свою национальность - эта национальность кодируется и затем вводится в машинную обработку. Не человек касается полученных данных, а компьютер. Но кто-то решил воспользоваться этой ситуацией, и люди стали волноваться. Новый руководитель республики Рустэм Хамитов сделал заявления, что недопустимо политизировать перепись и нарушать волю опрашиваемых.
Примеры подобного рода можно продолжить. Даже среди такого большого народа, как русский, были волнения по поводу переписи казаков, которые ставили вопрос о том, чтобы их посчитали как отдельный народ. Но у них русский язык, русская историческая культура, менталитет и так далее. Конечно, у этой этнической группы были свои особенности, это было когда-то отдельное сословие. Это было принято во внимание, выход был найден, и казаки были подсчитаны в составе русского народа. Самый свежий случай. Кто-то в Татарстане пустил слух, что этноним «татарка» не учтен в списке народов и в результате численность татар уменьшается вдвое. Люди, естественно, заволновались, а институт получил запрос из Госсовета с просьбой объяснить, почему так случилось. Хотя достаточно было внимательно посмотреть этот список - там нет «русская», «аварка» и т.д. Словом, женский род автоматически учитывался компьютером. Поэтому вопросы учета народов, их классификации - очень важные и в определенных условиях могут обострить межнациональные отношения.

-  Всероссийская перепись населения уже состоялась. Можно ли подводить какие-то итоги, делать первые выводы?
- Да, о самих предварительных результатах можно говорить. Во-первых, в очередной раз не подтвердился миф о катастрофическом вымирании нации. Население страны хотя и сократилось, но в ожидаемых пределах, а последние два года уменьшения в стране не наблюдается, россиян будет более 142 млн. Усилилась внутренняя миграция с окраин в крупные города, а вот малые и средние - уменьшили свою численность в пользу села - началась деурбанизация. Россия вновь подтвердила, что она самая многонациональная страна в Европе, ни один народ не потерян, основные этнические пропорции сохранились.

- Какие еще факторы негативно влияют на этноконфессиональную ситуацию в стране?
- Это, конечно, международный аспект. Я говорил об этом в связи с ситуацией в Кыргызстане, Армении и в связи с точками возможной напряженности, которые остались в наследство от Советского Союза. Есть и такое явление, как разделенный народ, когда часть народа оказалась на территории одного государства, а другая часть этого же народа - на территории другого государства. Например, лезгины в Азербайджане и лезгины в Дагестане. Или, например, эстонцы. Часть народа живет у нас в Псковской области - эстонцы-сету, православного вероисповедания. Народ небольшой, но латентная возможность конфликта присутствует. Поэтому для Российской Федерации самочувствие народов, которые населяют страны СНГ, имеет очень важное значение, так же как и для стран СНГ имеет значение самочувствие их соотечественников, которые живут у нас на территории Российской Федерации.
Владимир Зорин за работой
Владимир Зорин за работой

- Не является ли вызовом известная у нас политизация конфессионального фактора?
- О чем речь, у нас есть тенденция к политизации исламских организаций, некоторых христианских организаций и традиционных верований. Мы считаем, что формула светского государства, отделение государства от религии для нашей страны - наиболее правильная и Российская Федерация может развиваться, крепнуть только в обстановке межконфессионального сотрудничества. Это для нас характерно с екатерининских времен.

- Есть ли вызовы нашей стабильности, которые имеют серьезные идеологические обоснования?
- В этом отношении одним из вызовов является так называемая теория конфликта цивилизаций. Ввел в оборот этот термин Самюэль Хантингтон, в 1994 году опубликовав статью, из которой потом получилась книга, дискуссия и затем целое направление. Хантингтон был сотрудником одного из аналитических отделов ЦРУ. Он сделал вывод, что вместо конфликта или противостояния советской системы и капиталистической, вместо социализма и капитализма, на смену приходят многополярный мир и конфликт цивилизаций. О многополярном мире говорили и другие ученые, эта идиологема позитивна. А вот что касается конфликта цивилизаций, то многие ученые и общественные деятели недооценили его опасность. На самом деле нет конфликта цивилизаций, а есть конфликт экономических интересов и конфликт невежества. Между цивилизациями есть, конечно, противоречия. Хантингтон особенно выделял христианскую и исламскую цивилизацию. Есть зоны цивилизационного разлома, писал он, где соседствуют две разные цивилизации, и эти зоны являются зоной нестабильности. Среди этих зон назывались Кавказ и Поволжье. Кстати, все республики, включая Чувашию, он относил к исламскому миру. Объясните мне, пожалуйста, с точки зрения конфликта цивилизаций конфликт между Грузией и Южной Осетией. Две православные страны. Какой здесь конфликт цивилизаций? При всем том, что у Грузии отношения с Турцией гораздо лучше, чем отношения с Россией. И таких фактов и случаев, которые не вписываются в теорию конфликта цивилизаций, очень много. Но данная теория очень удобна для идеологического расшатывания что ли, дестабилизации. К большому сожалению, у нас не была адекватно оценена опасность этой теории, и серьезной критики ее в научной литературе не было. Это очень серьезный вопрос. И не зря Совет Европы, Европейское Сообщество этим озабочено. Причем интерес к положению дел у нас в стране постоянно возрастает. Наш российский опыт свидетельствует: конфликту цивилизаций есть адекватный ответ в виде диалога культур, диалога и партнерства цивилизаций, который практически осуществляется у нас в стране в повседневной жизни конкретных людей и конкретных народов.
Второй съезд народов Татарстана
На втором съезде народов Татарстана

- Для Российской Федерации диалог культур или диалог цивилизаций не только сегодня, но за все время существования Российского государства стал нормой жизни. И он осуществляется не между какими-то отдельными государствами, странами, а каждый день.
- Далеко ходить не надо - возьмите наш Татарстан: вы приходите на базар и общаетесь с представителями разных культур, народов - каждый день. Межнациональные, межконфессиональные браки, общее решение социальных задач - это осуществляется ежедневно. Обычаи, обряды, ритуалы - вы посмотрите на мечети традиционные татарстанские, посмотрите на башни крепостей или кремлевские башни и стены - идет диалог культур каждый день. В общении, в литературе, в жизни, в традициях. А Казанский Кремль? А Сабантуй, который давно уже общероссийский праздник? Вот для Востока характерно, что гость - это самый почетный человек. Даже есть пословица на Кавказе, что гость дороже отца. Во всей Российской Федерации нет обычаев ни у одного народа, который бы не проявил, не придерживался гостеприимства.
Я помню, меня шокировало, что в Европе, если тебя пригласили на кофе, а не на обед, хозяева будут обедать, а ты будешь сидеть ждать, когда у них подойдет очередь для кофе. Кофе попьете вместе. Ну, это традиция атлантической цивилизации, где права личности выше коллективного права, что отражается даже на таких мелочах. Словом, в традициях наших, в ментальности есть очень много общих черт, которые являются конкретным результатом диалога цивилизаций. Однажды меня пригласили на встречу с духовенством в мечеть. Это была Чувашия. Значит, мы зашли в эту мечеть, сели там, расположились, начали беседовать. Зашла речь о том, что очень низкая зарплата у муллы. А мулла - молодой парень, закончивший обучение в Саудовской Аравии, получает зарплату где-то три тысячи рублей. В момент этого обсуждения открывается дверь, заходит мама этого муллы. За мамой заходят ее подруги, и начинается общий разговор. В мечети! Я уж не говорю, что они без паранджи и т.д. Прилетаем в Саудовскую Аравию. Посадка в Медине. В нашей делегации летит священник, ему говорят на таможне: «Снимите с груди крест. Это Медина, это священное место. У нас тут нельзя допустить никаких других религиозных знаков». Придите на нашу Поклонную гору в Москве. Там расположены и православный храм, и синагога, и мечеть, скоро будет еще буддийский храм. То есть диалог цивилизаций идет повседневный. Словом, идея конфликта цивилизаций на самом деле очень опасна для нашей стабильности и требует теоретических ответов.

- Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу формирования общероссийской идентичности. У отдельной части активистов наших национальных движений есть опасение, что за терминами Российский народ, Российская общегражданская нация может появиться повод для ослабления внимания к этничности, к этнокультурному развитию отдельных народов, как это было в свое время с понятием советский народ.
- Да, тогда говорили сначала об общем и отдельном и в конце концов стали говорить о тенденции слияния как общей тенденции, главной тенденции. Что из этого вышло, мы знаем: распад Советского Союза. И такая категория, как советский народ, осталась в истории. Однако вопрос формирования общероссийского патриотизма стоит очень остро. Если у нас будет новое государство и у нас не будет общегражданской идентичности, то это будет очень опасно.
Российская идентичность - это одновременно и добровольный, и принудительный выбор. Принудительный - так как является императивом выживания и действия в глобализирующем мире. А добровольный - так как основывается на осознании суверенитета, праве распоряжаться своей судьбой, быть самим собой. Российское общество вступило в период осознания своего будущего. Отказ от идентификационного выбора означал бы, что этот выбор будет сделан другими. Понятия российская нация и российская идентичность, их формирование и проявление являются действительно принципиальными вопросами, которые, к сожалению, не осмыслены полностью на теоретическом уровне. На практике пока мало, кроме Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева, академика Валерия Александровича Тишкова, журнала «Российская нация», издаваемого при поддержке «Единой России», даже произносится вслух название нашей гражданской нации - российская. Полиэтническая и многоконфессиональная Россия как бы зависла на промежуточной стадии между распадающейся советской идентичностью и пока еще не сложившейся до конца национально-государственной идентичностью. Это состояние бифуркации порождает опасения этнонациональных организаций. Укрупнение регионов за счет этнонациональных субъектов федерации, федеральная инициатива по региональному компоненту национального образования, недостаточно проработанная с регионами, отсутствие органа, который артикулировал и отвечал бы за государственную национальную политику, - это, наверное, опасения, которые нельзя не учитывать и на которые нельзя не реагировать на управленческом уровне. Наш Институт и в частности Валерий Александрович Тишков очень много сделали для теоретического осмысления формирования российской идентичности.

- Из разговора с Вами становится ясно, что укрепление межнационального согласия в нашей стране касается всех и каждого, но далеко не каждый смотрит на это с оптимизмом. Как изменить такую парадигму?
- Российское государство с момента своего возникновения более тысячи лет назад рассматривало полиэтничность, поликонфессиональность как свой ресурс и как свое богатство. Не как головную боль. И мы исходим из этого, что 182 народа, которые мы сегодня считаем, - это наше основное богатство, которое укрепляет Россию. И самое главное - является важным инновационным ресурсом, мотором реформирования общества.

Наиля БИЛАЛОВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ и из архива Ассамблеи народов Татарстана

2226 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru