Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №3 (011) 2010 г.
→
Татарстан – Казахстан: мосты дружбы
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (011) 2010 г. / Татарстан – Казахстан: мосты дружбы
Политика
У наших народов общие историко-культурное наследие и духовные ценности
В начале этого года представители Ассамблеи народов Татарстана посетили столицу Казахстана - город Астана. В рамках визита состоялись обмен мнениями по вопросам укрепления межкультурного диалога между братскими народами, ряд встреч и подписание соглашения между Ассамблеей народов Татарстана и Ассамблеей народа Казахстана о сотрудничестве.
Дело в том, что в 1995 году в Казахстане по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева был создан уникальный институт гражданского общества - Ассамблея народа Казахстана (АНК). В 2007 году на основе Указа Президента страны Ассамблея народа Казахстана получила конституционный статус, который придал новый импульс демократическому развитию Казахстана. Кофи Аннан во время визита в Казахстан отметил: «Казахстан может служить примером государства, в котором мирно сосуществуют различные этносы и где в этническом многообразии видят благословение. Это - маленькая ООН». Такая внешняя оценка достижения Казахстана в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений свидетельствует об интересе со стороны ведущих международных организаций к опыту Казахстана в сфере межэтнических отношений. Об этом журналу «Наш дом - Татарстан» в эксклюзивном интервью рассказывает заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий Секретариатом Ассамблеи Ералы Тугжанов.
ВИЗИТКА
Ералы Лукпанович ТУГЖАНОВ,
заместитель Председателя Ассамблеи народаКазахстана, заведующий Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана
Родился 13 мая 1963 года в Западно-Казахстанской области. ОкончилКарагандинский государственный университет, Институт государства иправа Академии наук РК, юрист, кандидат юридических наук. Трудовуюдеятельность начал в 1980 году рабочим в Октябрьском лесничествеУральской области Акжаикского района. Служил в рядах Советской армии. С1991 по 1998 годы работал преподавателем кафедры теории и историигосударства и права Карагандинского госуниверситета. С 1994 по 1996годы - научный сотрудник Института государства и права Академии наукРК. С 1996 года - старший преподаватель, заместитель декана факультетагосударственной службы и международного права, с 1997 года - деканфакультета международного права Казахского гуманитарно-юридическогоуниверситета. В 1999 году назначен директором филиала, в 2001 году -директором Института права и государственной службы Казахскогогуманитарно-юридического университета (Астана). С 2001 по 2006 годыработал заместителем акима Карагандинской области, с 2006 по 2008 годы- председателем Комитета по делам религий Министерства юстиции РК.Награжден медалью «Ерен е?бегі ?шін» и юбилейной медалью «?аза?станРеспубликасыны? т?уелсіздігіне 10 жыл».
- Казахский и татарский народы близки по духовному началу...
- Это объясняется общностью религий, основ языка и культуры по тюркской ветви. У наших народов общие историко-культурное наследие, духовные ценности, которые вошли в общую сокровищницу общечеловеческих ценностей. В Казахстане действует татарская диаспора - одна из десяти наиболее многочисленных. Ее интеллектуальный и духовный потенциал позволяет принимать участие в решении важных задач общества. Основная часть татарского этноса занята в научно-технической сфере - образовании, здравоохранении, промышленности. Огромный вклад в развитие казахстанской культуры внесли такие представители татарского народа, как Фуат Мансуров, Латиф Хамиди, Рашид Абдуллин, Халида Абулхакова. В Казахстане начинал свою творческую деятельность классик татарской литературы Габдулла Тукай. В городе Уральске, областном центре Западно-Казахстанской области, открыт музей великого мыслителя. Национальным достоянием республики являются полотна известного художника К.В. Муллашева. Издана книга об этнической культуре татар - «Татары Казахстана». Шарипов Исмагиль Лутфуллаевич, Каримов Мурат Абдулхаевич, Хайруллин Гариф Тимурович - это известные личности в казахстанском обществе, общественная деятельность которых связана с Ассамблеей народа Казахстана. Неистощимая энергия, целеустремленность и активная жизненная позиция позволили им достичь больших высот и уважения окружающих людей. Они своим честным, благородным трудом внесли вклад в укрепление дружбы между народами, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, сохранение мира и благополучия. В заключение хочу отметить, что это только начало большого пути по духовному созиданию и укреплению дружбы между народами Татарстана и Казахстана во имя светлого будущего. Справедливейшая надпись есть в Китае на горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг». В неиссякаемой силе, величественной красоте и устремленности в будущее мы видим залог дальнейшего процветания Казахстана и Татарстана.
- Что вы ожидаете от подписанного соглашения между Ассамблеей народов Татарстана и Ассамблеей народа Казахстана?
- Как я уже сказал, этот совместный проект направлен, в первую очередь, на сближение и укрепление человеческих отношений, доверия между людьми, то есть «живого моста». Без этого подписанный документ будет пустым и формальным.
Если конкретно, то мы ожидаем взаимодействия между этнокультурными объединениями, взаимодействия в области культуры и науки и, конечно же, обмена опытом в достижении межкультурного диалога в полиэтничных государствах.
Казахстанская модель межэтнического согласия не является догмой. Совершенству нет предела, нам интересен опыт разных стран. В этом ключе опыт Татарстана не исключение.
- Расскажите, пожалуйста, о целях и истории учреждения Ассамблеи народа Казахстана.
- В начале 90-х годов, в переломный момент в истории Казахстана, возникли новые угрозы и вызовы, которые были характерны для всего постсоветского пространства. Для успешного и динамичного развития молодого и независимого государства необходимо было выработать государственную стратегию социально-экономического и политического развития государства - то есть казахстанский путь. А главным условием этого развития явилось укрепление стабильности, гражданского мира и согласия в условиях мощного и на тот момент во многом стихийного процесса возрождения этнических языков и культур на территории страны. Необходимо было консолидировать полиэтничный народ Казахстана вокруг общих целей на основе взаимоуважения и доверия.
Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на 1-м Форуме народов Казахстана в 1992 году, посвященном годовщине независимости Республики Казахстан. В 1995 году Указом Президента Республики Казахстан образована Ассамблея народа Казахстана, которая положила начало новому этапу межкультурного диалога в полиэтничном обществе.
Основной ее целью является обеспечение межэтнического согласия в стране в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
АНК осуществляет деятельность по следующим направлениям: культурно-просветительское, воспитательное, коммуникативное, консультативно-совещательное. Стратегически важные для развития государства и общества решения принимаются на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, которая является высшим руководящим органом Ассамблеи и созывается не реже одного раза в год.
В течение 15 лет Ассамблея прошла свой путь развития и стала важным институтом гражданского общества и народной дипломатии. Налажен диалог различных культур, и сформировано поликультурное общество с общечеловеческими ценностями. Стержнем достигнутой духовной интеграции является, несомненно, многовековая толерантная и открытая культура казахского народа.
Представительство интересов всех этнических групп осуществляется через Ассамблею народа Казахстана. В ее состав входят этнокультурные объединения, действующие в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных объединениях». Как показало время, была найдена наиболее удачная форма взаимодействия государства и этносов в лице этнокультурных объединений.
Проведение ежегодного Фестиваля народа Казахстана, Фестиваля языков, конкурсы на знание государственного и родных языков, международные конференции, семинары по вопросам диалога культур и языковой политики, круглые столы, посвященные актуальным проблемам этнокультурного развития, - эти мероприятия под эгидой Ассамблеи народа Казахстана обеспечили гармонизацию межэтнических отношений.
К единству - через многообразие. Такова формула межкультурного диалога и межэтнических отношений, автором которой является лидер нации. Результат этой политики - мир, стабильность, благополучие, единство народа, которое является главным национальным достоянием и бесценным богатством. В этом велика роль и заслуга Ассамблеи народа Казахстана.
- Хотелось бы узнать основные формы и принципы деятельности Ассамблеи народа Казахстана.
Деятельность Ассамблеи базируется на cледующих основных принципах (следует отметить, что они носят конституционный и законодательно закрепленный характер, а работа Ассамблеи протекает строго в правовом поле). Это единство казахстанского народа; этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие; создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана; консолидирующая роль казахского этноса; толерантность и ответственность; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам; равноправие и персональная ответственность членов Ассамблеи за деятельность в ее составе; гласность.
Что касается форм работы Ассамблеи, то во всех регионах имеются региональные ассамблеи, которые непосредственно работают с этнокультурными объединениями на местах. Мероприятия имеют самый широкий спектр - от масштабных, в том числе международных, форумов, фестивалей - до работы языковых кружков.
- Поражает динамика становления Ассамблеи народа Казахстана, ее путь от консультативного до конституционного органа. Как происходил этот процесс?
- Касательно предыстории и динамики развития Ассамблеи народа Казахстана мы условно определяем несколько этапов. Первый этап охватывает период с 1989 по 1995 годы. Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана. Это был период создания необходимых условий для развития языков и культур казахстанских этносов, возврата им своих исторических истоков. Тем самым была заложена основа казахстанской модели межэтнического согласия - «Единство через многообразие».
Второй этап - с 1995 по 2002 годы: определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.
В новой Конституции Казахстана 1995 года были закреплены общегражданские принципы характера государственности. В основном законе страны отсутствует деление казахстанцев на представителей титульного и нетитульного этноса, что стимулировало интеграционные процессы в обществе и нашло поддержку у населения страны. Таким образом, были законодательно, на самом высоком уровне, устранены основы межэтнических противоречий.
Третий этап - с 2002 по 2007 годы - включал в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов - Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 года, госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. Четвертый этап начался в 2007 году, он характеризовался интеграцией казахстанского общества в единый народ.
В результате проведения в 2007 году конституционной реформы Ассамблея получила право избирать из своего состава 9 депутатов высшего законодательного органа страны, что в значительной степени повысило ее авторитет и политический вес.
Ассамблея народа Казахстана стала полноценным конституционным органом. Были введены принципиально новые конституционные механизмы представительства интересов этнических групп в органах власти и общественно-политической жизни страны, не предусматривающие широко используемую в мире практику квотирования по этническому признаку. Если в условиях других стран такие механизмы являются способом защиты национальных меньшинств, то весь практический опыт Казахстана подсказывает: у нас это чревато разделением по этническому принципу.
Знаковым событием 2008 года стало принятие Закона «Об Ассамблее народа Казахстана», который обозначил политическое признание и роль Ассамблеи в укреплении мира и согласия, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности. В разработке и продвижении законопроекта большая работа была проделана депутатами Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурными объединениями.
Проведено институциональное укрепление АНК: введены два заместителя Председателя АНК от республиканских этнокультурных объединений, создан научно-экспертный совет при Ассамблее, общественный Фонд для финансирования социально значимых проектов этнокультурными объединениями, журнал АНК «Мені? Елім», модернизирован официальный веб-портал Ассамблеи.
Из государственного бюджета выделяется достаточно средств для развития этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех этносов. В Казахстане более 800 этнокультурных объединений республиканского, областного, городского уровней. В прошлом году целевое финансирование получили 27 республиканских этнокультурных объединений.
Наряду с казахскими, русскими, смешанными общеобразовательными школами действуют школы, где обучение ведется на узбекском, уйгурском, таджикском и украинском языках. В 108 общеобразовательных школах как самостоятельный предмет изучаются 22 языка. В 195 этнолингвистических центрах и школах этнического возрождения изучаются государственный язык, а также языки еще 30 этносов, их культура и традиции. В Казахстане открыты 88 национальных школ, обучение в которых ведется на языке казахстанских этносов, 37 школ с полиязычной системой обучения. На 11 языках казахстанских этносов выходят газеты и журналы, радиопередачи - на восьми, а телепередачи на семи языках. В стране действуют четыре этнических театра - узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.
В прошлом году по поручению Главы государства созданы Научно-экспертный совет и Общественный фонд «Фонд Ассамблеи народа Казахстана». Мощной поддержкой для этнокультурных объединений стало открытие Домов дружбы в 9 регионах страны, последние недавно были открыты в Талдыкоргане и Актобе. Под эгидой Ассамблеи объединились более 100 этносов, что по праву дает основание называть ее «ООН в миниатюре».
И конечно, высокий статус Ассамблеи определен тем, что Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Президент Казахстана - гарант Конституции. Глава государства придает значение укреплению мира и согласия не только в Казахстане, но и во всем мире. Инициирование проведения Съезда традиционных и мировых религий в Астане, закрытие Семипалатинского ядерного полигона, объявление 2010 года Годом сближения культур, которые получили поддержку мирового сообщества, свидетельствуют об этом.
- Когда мы брали интервью у экс-министров по делам национальностей Российской Федерации Вячеслава Михайлова и Владимира Тишкова, то одним из основных был вопрос о гражданской и этнической идентичности. При этом в обоих случаях обсуждался опыт Ассамблеи народа Казахстана. Какие же принципиальные подходы у АНК к этой фундаментальной проблеме?
- Вопрос о соотношении гражданской и этнической идентичности решается в Казахстане таким образом, что эти два типа идентичности не исключают, а взаимодополняют друг друга. Если в первые годы независимости в Казахстане сложилось понимание нации как этнокультурной общности, то в дальнейшем политика государства начала ориентироваться на выстраивание нового понимания нации на основе гражданской идентичности. Нация стала пониматься как сообщество граждан государства. Начав складываться по историческим меркам совсем недавно, гражданская идентичность уже сегодня является одним из главных мобилизационных ресурсов государства и общества.
Консолидация на гражданской основе основывается на общечеловеческих ценностях, разделяемых представителями всех этносов и социальных групп. Гражданская идентичность обозначает не только лояльность государству, но и отождествление человека со своими согражданами в рамках этого государства, совместную ответственность за судьбу страны. При этом представители всех этносов, наряду с государством, должны быть полноправными субъектами процесса формирования гражданской идентичности. Все это значительно повышает мобилизационный потенциал страны, что отвечает задачам модернизации Казахстана.
Сегодня казахстанская модель межэтнического согласия объединяет в себе несколько ключевых составляющих. Во-первых, это консолидация общества на основе гражданской идентичности. Во-вторых, гарантирование равных возможностей для граждан вне зависимости от их этнической и иной принадлежности. Далее идут проведение сбалансированной языковой политики и гарантирование прав граждан на сохранение этнической самодостаточности, а также государственная поддержка развития этнокультурной и языковой самобытности.
Государство же строится как союз всех этносов вокруг государствообразующего казахского народа. Главным же фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения по этническому признаку и ущемления национальных (этнических) чувств.
Сегодня в Казахстане созданы все основные условия для дальнейшего развития казахстанского общества как единого народа, состоящего из многих этносов с уникальными традициями и национальными (этническими) характерами, которые дополняют друг друга. В новых условиях в деятельности Ассамблеи определены новые направления работы - воспитание патриотизма, толерантность и ответственность, овладение государственным языком.
- Первоначально в названии Ассамблеи было слово «народов», а теперь она - Ассамблея народа Казахстана. Эта, на первый взгляд, малость имеет принципиальное значение и наверняка содержит определенную угрозу. Так ли это?
- Надо отметить, что Казахстан - унитарное государство. Как известно, это такая форма государственного устройства, которая характеризуется единой конституцией и единой правовой системой, единой системой органов государственной власти и управления, единым гражданством, делением государства на административно-территориальные единицы, которые подчинены центральным органам власти и не имеют статуса государственного образования, каких-либо элементов автономии или самостоятельности. То есть единая система, единое управление, единый народ. Это один из важных моментов. В отличие от России, Казахстан не имеет в своем составе федеративных единиц, тем более основанных на принципах национально-государственной автономии.
В этой связи согласно Конституции Казахстана обеспечиваются равные права граждан, независимо от этнического происхождения и религиозного мировоззрения на всей территории страны, без каких-либо изъятий.
В преамбуле Конституции сказано: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Из данного определения вытекают приоритеты государственной политики национального единства.
Внесение изменений в название Ассамблеи, изменение «народов» на «народа» отражает сущность главного приоритета государства в сфере межэтнических отношений - обеспечение национального единства, которое преусматривает целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокую степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов. Это - единый народ, несмотря на его языковое и культурное многообразие.
Мы определяем роль и место казахского народа как государствообразующей нации и государственного языка как фактора единения нашего общества. При этом создаются условия для развития самобытности культур, языка, традиций всех казахстанских этносов. Многообразие - это наше достоинство.
Нужно отметить, что благодаря менталитету и толерантности казахского народа многие этносы, которые в тяжелые годы политических репрессий оказались на нашей земле, нашли приют, и наша земля стала родиной для всех. И сегодня они выражают искреннюю благодарность казахскому народу за доброе отношение, гостеприимство. Глава государства говорил: «Золотой ключ дружбы и согласия между народами отлит из добродетелей, присущих казахам».
Как вы знаете, культура Великой степи - особое явление в истории человечества. На протяжении тысячелетий она наряду с глобальными системами составляла каркас цивилизационного пространства Старого света, играя роль культурного моста между двумя цивилизациями. Центральная Азия была транзитной территорией, где мировые религии получили доктринальное утверждение, тем самым внесла вклад в развитие мировой безопасности и духовное самоосуществление многих народов. Поэтому Казахстан, воплотивший в себе мудрость Востока и динамизм Запада, сумел совершить прорыв в успешное будущее.
Современный мир глобализма - это мир компромисса и взаимовлияния, плюрализма взглядов и свободного самоопределения. Нет только европейской безопасности. Нет только азиатской безопасности. Есть всеобщая безопасность, которую могут обеспечить только при условии соблюдения межкультурного диалога, сближения на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Влияние межэтнических и межконфессиональных отношений на политическое развитие государств пронизывает всю современную историю. Сегодня в мире насчитывается до пяти тысяч этносов и при этом немногим более 200 государств. Таким образом, в мире насчитываются единицы государств с моноэтничным населением. При обеспечении мира и согласия человеческое сообщество должно учитывать этот вопрос, чтобы создать модель взаимного сосуществования представителей многих национальностей и вероисповеданий в условиях одного государства.
В контексте председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, думается, что наш опыт в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений представит интерес для мирового сообщества. Оправдала ли себя эта модель? Посмотрите вокруг. Что такое народ Казахстана? Это соседи, которые десятилетиями живут в одном доме, которые делят друг с другом радость и горе, потому что ценят человеческое начало и для них не имеет значения, какой национальности его сосед. Это возможность исповедовать свою веру, учить родной язык, придерживаться своих традиций. Думаю, идея себя оправдала. Дружба и глубокое взаимоуважение между людьми различных национальностей и вероисповеданий - самое главное богатство, которое мы приобрели, бережно сохранили и приумножили за многие годы.
Отрадно, что казахстанский путь достижения межкультурного диалога представляет для вас интерес. Мы всегда открыты и готовы к диалогу.
Хочу пожелать народу Татарстана добра, мира и согласия, которые выступают ценностным основанием межэтнических отношений. А вашему журналу - созидания, процветания и достойных читателей. Ведь мы живем в глобальном мире, где средства массовой информации становятся мощным оружием воздействия на человеческое сознание.
Сагит ДЖАКСЫБАЕВ
Фото из архива Ассамблеи народа Казахстана
Фото из архива Ассамблеи народа Казахстана