Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (009) 2010 г. Хакаmade in Russia

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (009) 2010 г. / Хакаmade in Russia

Смотрите, кто приехал


Свободная женщина Востока и Запада



«Мне кажется, я нашла гармонию между западным и восточным подходами к жизни, - голос Хакамады звучит звонко и уверенно. - С одной стороны, для меня важны  индивидуализм и борьба за свое существование, характерные для западного человека. С другой, близок восточный, созерцательный менталитет, для которого совсем не обязательно все время демонстрировать свою силу, чтобы добиться цели». Именно две разных Хакамады, или точнее, две ее ипостаси - восточную и западную, - мне удалось увидеть 26 февраля в столице Татарстана. Первую - в Крестовоздвиженском храме, у Казанской иконы Божией Матери, а вторую - на ее семинаре, проходившем в «Grand Hotel Kazan».

ХАКАМАДА - ЗАПАД

- Если вы хотите найти свой тренд, вы должны рисковать! - одетая в брюки и пиджак с закатанными рукавами, Хакамада свободно общается с пафосной и состоятельной аудиторией. Радиомикрофон с оголовьем позволяет активно жестикулировать.     
Трендом она называет такое течение жизни, в котором человек успешен и доволен. Ирина Муцуовна рассказывает историю бывшего десантника, работавшего коммерческим директором в крупной компании, который рискнул круто изменить свой тренд и теперь делает… маникюр и педикюр и очень успешен! 400-местный конгресс-холл, в котором проходит мастер-класс, взрывается смехом.
Впрочем, прибегать к подобным иллюстрациям Хакамаде совсем не обязательно. Ведь вся ее жизнь полна крутых поворотов: когда она из науки ушла в бизнес, из бизнеса в политику, и когда по велению сердца эту политику оставила. И если, по ее выражению, «западный подход к жизни - индивидуализм и борьба за существование», то на этом семинаре она выглядит человеком, который знает, как победить в этой борьбе!

О корнях
На лидерский характер Ирины повлияли не только самурайские гены отца Муцуо Хакамады, японского коммуниста, эмигрировавшего в СССР по политическим мотивам.  Оказывается, помимо русской и японской крови, есть у нее и армянская, и лезгинская.
- Мой дед со стороны матери, - рассказывает Ирина Муцуовна, - был наполовину армянином, наполовину лезгином, а бабушка - русская, ее корни где-то в Самаре. Но в плане отношения к цивилизации я себя осознаю русским человеком, носителем русской культуры, русского языка…
- Ирина Муцуовна, интересно узнать, как познакомились ваши родители?
- Когда отец после Второй мировой войны перешел границу, его отправили в лагерь для военнопленных на Дальнем Востоке. Отсидев свой срок, он написал письмо Сталину, что не хочет возвращаться в Японию. Ему позволили остаться, и он осел в Хабаровске. Мою маму ему порекомендовали как учителя русского языка, через некоторое время они поженились.

О советском прошлом
В наследство от отца Ирине достались необычная внешность и непривычная русскому уху фамилия. А вместе с ними и те трудности, которые в Советском Союзе выпадали на долю любого неформатного человека.
- Мир детей всегда был жесток, - вспоминает Хакамада. - Особенно к тем, кто как-то выделяется. В школе нередко в мой адрес звучали оскорбления, а в пионерлагерях приходилось слышать, что я «желтая раса» и не могу находиться в одной спальне с белыми детьми. Да и во взрослом возрасте трудности были. С дипломом экономиста-международника меня не брали на работу из-за того, что мои сводные брат и сестра, дети отца от первого брака, живут в Японии. КГБ просто «не пропускал» тех, у кого родственники за границей. Пожалуй, только когда я училась в Университете Дружбы народов имени Патриса Лумумбы, подобных проблем не было, ведь это был интернациональный университет!
- То есть дружба народов, которую проповедовали в Советском Союзе, для вас оказалась лишь идеологией? - уточняю я. - В жизни было по-другому?
- Я думаю, бытовой национализм в России был всегда, - поясняет Ирина Муцуовна. - Но в те времена он не выражался в дико агрессивных формах, потому что общество держали в узде.

О причинах конфликтов
- А в чем, на ваш взгляд, причины  конфликтов между народами?
- Это связанно с отсутствием толерантной культуры, которая бы воспитывалась везде и всюду, начиная с детского сада. - Хакамада говорит с такой интонацией, что поневоле осознаешь, что разговариваешь с человеком, баллотировавшимся на пост Президента России. - Ведь трудностей в жизни немало, а из-за низкого уровня культуры всегда есть искушение обвинить в этом то кавказцев - потому что они заняли рынки, то американцев - потому что они наши враги, то китайцев - ведь они захватывают Дальний Восток. Ну и всегда находятся националистические силы, которые любые проблемы современной цивилизации поворачивают в сторону межконфессиональных и межнациональных конфликтов. И их лозунги оказываются близки непросвещенному, бытовому уму.

О «Норд-Осте»
Понятно, что человек, занимавшийся политикой, о конфликтах знает не понаслышке. Но про один Ирине Муцуовне вспоминать особенно тяжело. В одном из интервью ее супруг Владимир Сиротинский сказал, что после «Норд-Оста» был один из немногих случаев, когда он видел, как Ирина плачет.
- Я не считаю, что терроризм носит глубоко национальный характер, - утверждает Ирина Муцуовна, говоря о событиях на Дубровке. - Терроризм связан с любым радикальным движением, считающим, что единственный способ обратить на себя внимание - это, нападая на мирных жителей, поставить врага в такие условия, чтобы тот не мог защищаться. Я это совершенно не принимаю: к терроризму отношусь резко отрицательно. А на переговоры пошла только для того, чтобы каким-то образом попытаться в меру своих сил спасти людей. Причем пошла, только когда позвали: в таких случаях действует принцип - идти можно, только если тебя зовут. В противном случае это называется - делать «пиар» на крови… Террористам всегда выгодна публичность, и им выгодно тянуть время. Поэтому когда заложники предложили им список людей для переговоров, те согласились. Когда же я пришла внутрь, меня удивило, что террористы производили впечатление абсолютно нескоординированной группы, которая вообще не понимала, что делает, что хочет, и требования были настолько абстрактными, что выполнить их было невозможно.
- Было страшно?
- Страшно, как это ни странно, не было, - голос Хакамады становится очень тихим, - я не знаю почему, но не было… Я об этом не думала…

О Татарстане
Когда разговор заходит о том, что Татарстан - это тоже своего рода гармоничное сосуществование Востока и Запада, Ирина Муцуовна оживляется:
- Да, я знаю, что в Татарстане различные конфессии и великие народы мирно сосуществуют не только на уровне архитектуры. Я думаю, что такая межнациональная мирная модель - результат того, что любой радикализм искореняется как обществом, которому привили эту традицию, так и  властями, которые целенаправленно и жестко с этим борются. Поэтому атмосфера мира и согласия в вашей республике - уникальная заслуга Шаймиева.

О цивилизации
Являясь по сути человеком западной цивилизации, Ирина Хакамада не видит ее перспективы радужными:
- Ну, во-первых, в XXI веке цивилизация идет куда-то вниз, - дает она свою оценку состоянию общества. - К сожалению, в межчеловеческих отношениях прогресса нет. Может быть, это закат цивилизации. Во-вторых, экономические трудности, обострение конкуренции за рабочие места между приезжими рабочими и местными всегда вызывают конфликты, глобализация имеет как положительные, так и отрицательные черты. А в-третьих, любая националистическая программа посылает сигналы, которые воздействуют не на разум, а в область инстинкта самовыживания. Объяснить человеку пассионарным языком, что все люди равны перед Богом, - очень трудно. А внушить, что человек другой внешности во всем виноват, а ты классный и ты должен быть хозяином в своей стране, а всех остальных уничтожать, - очень легко. Ведь в  человеке есть та часть, которая от Бога, а есть и та, которая от дьявола. И язык дьявола всегда более красочный, как и вообще магия зла…

ХАКАМАДА – ВОСТОК

Если бы вы зашли в Крестовоздвиженский храм, где находится знаменитая Казанская икона Божией Матери, в тот момент, когда там была Ирина Хакамада, скорее всего, вы бы ее не узнали. Она долго стоит у иконы, молится, потом встает перед «царскими вратами», крестится, снова подходит к иконе, теперь уже, чтобы приложиться. Потом направляется туда, где продают свечи.
- Пять больших, пожалуйста, - в коротком полушубке с капюшоном, наброшенным на голову, в полупустом ремонтируемом храме она совсем не выглядит как VIP-персона…
- Пожалуйста, - протягивает свечи служитель храма, кажется, он не догадывается, кто перед ним.

Об иконе
- Когда мы планировали эту поездку в Казань, - рассказывает Ирина Муцуовна, - я сказала: «Впишите в график посещение иконы». Дело в том, что моя дочь очень тесно связана с Богородицей, и я чувствовала, что мне надо здесь быть (Дочь Ирины Муцуовны - Маша, была тяжело больна - Р.У.).
- Вписать-то вписали, - продолжает Хакамада, - но потом несколько раз пытались отменить, потому что я ничего не успевала. Мне организаторы говорили: «Или вы по просьбе студентов идете в Академию госслужбы, или в храм!» А я им: «Зря вы так противопоставляете, мы все успеем. Храм еще никому не мешал». И действительно, все успели!

О вере
Как и многие современные люди, о своих религиозных убеждениях Хакамада говорить не любит:
- Что касается моих отношений с Богом, - все-таки откровенничает она на мой вопрос о вере, - как у любого интеллектуала, они не строятся по формуле: «Верю и все!» У меня они достаточно самостоятельно складываются. Я разделяю институт церкви со всеми искушениями, которым подвержены люди, и идею чего-то высшего, чем мы.
- Но в некоторых интервью, - уточняю я, - вы называли себя даосистом…
- Кодекс Лао-Цзы и даосизм, - объясняет Ирина Муцуовна, - не имеют никакого отношения к религии по большому счету. Это некие правила жизни, гармонизации себя с внешним миром.
- Но вы ведь обращаетесь к Богу?
- Конечно, - продолжает собеседница. - Но другое дело, я всегда стараюсь уйти от  искушения, найти какой-то прямой путь к Вселенной и получать оттуда советы и предсказания. Я считаю, что есть предел, куда человеку не дано заходить, поэтому, чем меньше он туда пытается пробраться, тем лучше. А обращение к Богу бывает, когда совсем все плохо. Например, недавно у моей мамы был день рождения, она уже очень пожилая, и мне необходимо было попасть к ней к определенному времени, когда она себя лучше всего чувствует. А у меня был очень плотный график, и у нас в Москве сумасшедшие пробки, а в этот раз просто катаклизм какой-то случился! И я поняла, что срывается абсолютно все. И вот в отчаянии я обратилась к Богу: «Этот мой «одуванчик», такой святой, ждет меня, пусти меня к ней…» И действительно, минут через пять все освободилось, и я доехала!

О Папе Римском
Как политику Ирине Муцуовне довелось встречаться не только с политическими, но и с религиозными лидерами. Одним из них был Иоанн Павел II.
- Тогда служба протокола как-то странно сработала, - Хакамада вспоминает, когда была в Ватикане в составе правительственной делегации. - Никого не предупредили, как нужно одеться. Я же выбрала все черное и длинное, надо мной даже посмеивались: «Оделась как монашка!» Но когда я подошла к Папе, он сказал мне тихо по-русски: «Молодец». Потом журналисты долго выясняли, почему он так сказал. Ну а я пришла к выводу, что это потому, что я была одета правильно, - смеется она.
- А, может быть, он имел в виду нечто большее? Какую-то вашу миссию, например, - предполагаю я.
- Все мы находимся в искушении собственной гордыни, - отказывается Ирина. - Поэтому  я предпочитаю интерпретировать это максимально скромно. Но сам Иоанн Павел II произвел на меня большое впечатление, в нем была какая-то свобода, вел он себя без пафоса, очень спокойно, и чувствовалась в нем какая-то загадка большого толерантного священнослужителя…

О Далай-ламе
Не меньшее впечатление на Ирину произвела встреча с главой буддистов Далай-ламой.
- Более простых людей вы не увидите никогда. Он все время улыбается, говорит на простом, детском, почти примитивном английском языке и при этом излучает невероятно позитивную энергию! Меня так поразили его слова, что каждый человек может быть счастлив каждое мгновение, нужно только достичь гармонии между тем, что у тебя в голове и тем, что в сердце. Ведь, несмотря на то, что внешний мир и стремление выжить диктуют определенные жесткие законы, в сердце всегда есть стремление к свободе, любви и творчеству. И гармония в том, чтобы свое сердце не предавать…

О каллиграфии и Конфуции
Удается ли Ирине Хакамаде, человеку постоянно находящемуся в гуще деятельности, событий и борьбы, сохранять гармонию со своим сердцем? Если удается, то как? Возможно, ей помогает ее увлечение каллиграфией? Уже несколько лет она отдыхает, рисуя тушью иероглифы. Занятие поистине созерцательное. А может быть, ей приходит на помощь мудрость Восточных Учителей? По-крайней мере, наш разговор она закончила фразой из Конфуция.
- «Стыдно быть богатым и известным в стране, где на небесах нет Пути, - цитирует Хакамада. - И стыдно быть небогатым и неизвестным в стране, где есть Путь». У нас в стране, я считаю, пока Путь не открылся, но надеюсь, что откроется. Тогда те, кто известен и богат, будут нести добро людям, а пока из этого мало что получается…

Хакамада + Мирзаянова: японо-татарский союз
- Мое знакомство с Ириной Муцуовной произошло в Москве, - рассказывает Айгуль Мирзаянова, директор PR-агентства «Марка», организатор тренингов «Звездный мастер-класс». - В прошлом году я училась в Институте работников радио и телевидения, и хоть сейчас я не появляюсь на экране, считаю, что если тебе дан какой-то дар, надо его развивать. Поэтому я пошла на эти полуторамесячные курсы телеведущих. Ну и раскрою секрет - была у меня мечта перебраться в Москву, а это была своего рода репетиция.
Один из вечеров оказался свободным, и я искала в Интернете, куда бы сходить. Наткнулась на объявление: «Мастер-классы знаменитостей: Ирина Хакамада» и решила пойти. Я была в  шоке от увиденного! Огромное количество женщин, которые совершенно не выглядели ущербными, рвались послушать Хакамаду.
Когда начался семинар, я поняла почему. Меня так захватило происходящее, что возникло такое чувство, что я нахожусь между небом и землей. И тут у меня случилось озарение: вот чем нужно заниматься - организовывать такие мастер-классы в Казани.
Но после семинара вокруг Хакамады было огромное число людей, и мне не удалось к ней протолкнуться. И когда я уже пошла одеваться, произошло нечто удивительное: в фойе лицом к лицу столкнулась с Хакамадой. «Ирина Муцуовна, когда в Казань приедете?», - спросила я ее и протянула свою визитку. Она мне: «Пригласите». Потом мы связались, и все пошло. Так завязалось наше знакомство с Ириной Хакамада. А в Москву я переезжать передумала.


Роман УСАЧЕВ
Фото из архива Ирины ХАКАМАДЫ

1071 просмотр.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru