Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (009) 2010 г. Откуда в Индии отличные врачи? Из Казани!

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (009) 2010 г. / Откуда в Индии отличные врачи? Из Казани!

Студенчество


В прошлом учебном году первые выпускники КГМУ завершили полный курс обучения на английском языке



Вы гарантируете качественное образование? Будут ли наши дети отличными врачами на родине, в Индии? Об этом в упор спрашивают главы семейств на собеседовании в приемной комиссии преподавателей Казанского государственного медицинского университета. Шутка ли - для того чтобы выучить ребенка за границей, многие закладывают все свое имущество в банке для получения ссуды! Но овчинка выделки стоит: из 18 прошлогодних выпускников КГМУ из Индии, сдававших национальное тестирование на право заниматься профессиональной медицинской деятельностью, с первой попытки подтвердили дипломы 7 человек, это 40% успешности полученных знаний.

- По вопросам набора абитуриентов я выезжал в Индию, - говорит профессор Сергей Булатов. - Страна с особенной культурой, многовековыми традициями. Особенно приятно, что теперь ее граждане лечатся у врачей с дипломами Казанского медицинского. А теперь давайте посмотрим, чему и как они учатся у нас, - не успев договорить, Булатов демонстрирует Центр практических учений (ЦПУ), которым руководит. - Центр уникален, по технической оснащенности ему нет аналогов в России. Мы переняли опыт коллег из Америки и Европы, поскольку европейские стандарты запрещают контактировать студентам и пациентам (вдруг неумеха учащийся причинит вред больному): вместо пациентов у нас манекены. Они и в операционной, и в реанимации, и в детском отделении… 

Пока мы беседуем, студенты готовятся к занятиям. Иностранцы, что сразу удивляет, ведут себя намного скромнее, чем их ровесники-россияне. Почтительно поздоровавшись на русском, они старательно готовятся к занятию, удобнее рассаживаются вокруг профессора. В центре на полу - манекен. Сергей Булатов задает студентам пару вопросов на английском. Предлагает продемонстрировать практические умения.
И вот уже студент-иностранец тщательно делает искусственное дыхание манекену. Чтобы «завести» сердце, бьет кулаком в нужную точку. И только собирается прокачать легкие «рот в рот», как его останавливают товарищи. Они кое-что напоминают, и парень, виновато взглянув на профессора, исправляет ошибку. Пальцем зацепив край своего белого халата, он очищает полость рта у манекена, кладет кусок ткани на рот и продолжает. Товарищи улыбаются.

- Студенты из других стран сильно отличаются от наших, - говорит в перерыве Сергей Булатов. - На таких вот практических занятиях первокурсники-россияне стесняются, подшучивают друг над другом. Иностранцы же подходят к делу очень серьезно. У них сразу возникает масса вопросов к преподавателю, они спешат применить полученные умения на практике. Причем повторяют по нескольку раз, пока не достигнут правильного результата.
- Вы знаете, надо отдельно сказать про индийских студентов, - продолжает Булатов. - Многие всегда помнят о том, что их родители отдали за учебу последнее, и теперь благополучие всей семьи зависит только от того, насколько хорошие специалисты из них получатся. 

Занятия продолжаются. Другой студент-иностранец получает задание спасти человека, подавившегося пищей. Правильные действия снова активно подсказывают друзья-товарищи. И вот уже прижав к себе манекен, парень надавливает на него пару раз. Изо рта вылетает пробка - человек спасен! Будущий врач счастлив.
В перерыве общаемся со старостой группы - Аарифом Файаз, который немного говорит по-русски. Из-за густой бороды он выглядит старше одногруппников. Оказалось, что он и вправду старше всех. Аарифу уже 22, приехал из штата Кашмир. 

- Сначала я поехал учиться на врача в город Ош, это в Кыргызии, - вспоминает он. - Но очень быстро понял, что это не тот уровень обучения, который мне нужен! Стал искать другой медицинский университет. Спрашивал об этом у друзей, в Интернете читал сайты медицинских вузов мира, студенческие форумы. Буквально через месяц стало понятно: все индийские ребята, которые обучались в Казани, очень хвалили медицинский университет. Но меня интересовало и то, как обстоят дела с религией, культурой, бытом. Отзывы тоже получил самые хорошие. Решил перевестись. Оказалось, не зря! И обучение хорошее, и Казань нравится.

Дальше профессор Булатов по-английски рассказывает новую тему. Надо только видеть первокурсников-иностранцев: сосредоточенно впитывая информацию, они постоянно что-то уточняют и тщательно, старательно конспектируют предмет. Это особенно отличает их на контрасте с нашими. Присутствие посторонних в аудитории иностранцев тоже не отвлекает.
Когда студенты расходятся, Сергей Булатов продолжает:
- Индия сейчас необыкновенно быстро развивается: активно закупает современные технологии, отчего высокими темпами растет ее промышленность. Но не хватает вузов для обучения специалистов. А в Индии, как и в других странах, выпускники школ зачисляются в вузы по среднему баллу. Очень похоже на наше ЕГЭ. Для многих молодых индийцев поступление в местный вуз - задача не из простых: высокие рейтинги, большая конкуренция, дорогое обучение. Вот они и ищут возможность получить образование за рубежом.

Оказывается, несмотря на близкое соседство Китая и относительно дешевое обучение, индийцы неохотно туда едут. В группах - по 50 человек. Преподают голую теорию, практических занятий мало. Европа привлекает качественным образованием, но отпугивает дороговизной. И хотя индийское здравоохранение держит курс на европейские стандарты, пока мало кто может отправить туда своего отпрыска. Так что наше российское и, как отмечают студенты, казанское образование, оказывается золотой серединой.

- Российское обучение имеет достаточно высокий рейтинг во всем мире, - продолжает профессор. – Так, образование в КГМУ мы стараемся максимально приблизить к международным стандартам. Иностранные студенты могут обучаться как на русском, так и на английском языке. Для качественного учебного процесса в Казани внедрен тест «Стандартизированный пациент». Что это такое? Студент в специально подготовленном в нашем ЦПУ боксе-палате проводит диагностику и осмотр «больного». «Больных» играют настоящие актеры. Через установленную в боксе видеокамеру все происходящее транслируется в аппаратную или учебный класс. Кстати, этот тест - американский, сдается на английском языке.
А в мае этого года в КГМУ приедет специальная комиссия из США, представители которой будут тестировать казанских выпускников. Тест «Стандартизированный пациент» станет дополнительным экзаменом для всех студентов. Поэтому важно узнать мнение американских коллег, устранить недостатки.

Задаю вопрос, почему же такое тестирование начинается именно с индийских студентов?
- Это внешняя политика нашего вуза, - отвечает Сергей Булатов. - Обучение на английском языке, согласно мировым стандартам, мы начали практиковать именно с индийцев. Ведь студенты других стран, если не учатся отдельно, входят по два-три человека в обычные группы, слушают лекции и сдают экзамены по-русски.
Кстати, сам профессор выучил английский язык, на котором сейчас преподает,   самостоятельно. Занимался ежедневно по 45 минут, слушая пластинки с уроками английского языка.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ


Айрат Зиганшин, проректор по международной деятельности КГМУ, профессор:
- Подготовка иностранных студентов в Казанском государственном медицинском университете ведется с 1991 года. С 2003 года обучение иностранных студентов проводится на языке-посреднике (английском), что стало основной причиной значительного увеличения притока иностранных студентов в КГМУ. При этом изменилась и география стран, откуда к нам приезжают учиться. Если до 2003 года это были в основном страны Восточной Африки и Ближнего Востока, то сейчас почти половина наших иностранных студентов из Индии, Пакистана, Бангладеш. 
В прошлом учебном году по всем специальностям и уровням образования в КГМУ обучалось 337 иностранных граждан, из них 197 - на английском языке. Преподаватели университета по всем дисциплинам подготовили методическое обеспечение, отражающее не только требования российских государственных образовательных стандартов, но и практики преподавания медицины в зарубежных университетах. В 2008-2009 учебном году первые выпускники, завершившие полный курс обучения на английском языке, получили диплом о высшем медицинском образовании, что является несомненным качественным прорывом университета в сфере интернационализации образования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Матин Фиродж из Индии, студент 3 курса КГМУ:
- Я пытался поступить в медицинский институт у себя в Индии, но, несмотря на то, что у меня был вполне хороший средний балл, не поступил. Некоторые мои знакомые, в том числе и кузен, учились в России. Стал расспрашивать их, интересоваться Россией. Кузен, который учился на врача в Москве, посоветовал поехать в Казань. Сказал, что там хорошие преподаватели, прекрасно учат, да еще и на английском языке. Это и определило мой выбор.


Лика ИСАЕВА
Фото Андрей ТИТОВ

1494 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru