Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (009) 2010 г. Говорим "Татарстан", подразумеваем "мир и согласие"

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (009) 2010 г. / Говорим "Татарстан", подразумеваем "мир и согласие"

Политика


Рецепт татарстанской стабильности: если больно одному народу, то потом не поздоровится всем

Вопросы о том, как формировалась государственная национальная политика нашей республики, определялись реальные меры по сохранению гармоничных межэтнических отношений, чем именно привлекателен наш регион, вызывают растущий интерес не только специалистов, но и все более широкой аудитории общественности. Не вызывает сомнения, что весьма авторитетным мнением и высоким уровнем компетенции в этой сфере обладает Минтимер Шаймиев.
Ведь уже на протяжении многих лет региональные, федеральные политики, да и представители международного сообщества, говоря «Татарстан», подразумевают «пример межнационального и межконфессионального мира и согласия». Это безусловное и весьма значимое достижение закономерно связывается с именем и деятельностью первого Президента Республики Татарстан.
Редакция журнала «Наш дом - Татарстан» благодарна Минтимеру Шариповичу за возможность получить ответы от первого лица по широкому кругу вопросов, интересующих наших читателей.


- «На территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов», - подчеркивается в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Однако национальный вопрос и проблемы межнациональных отношений остаются одними из актуальных в нашей стране. Как Вы считаете, с чем это связано? 
- С глубины веков нашу территорию населяли самые разные народы, для них она - Родина. Особенно плотно пересекаются судьбы народов в Поволжье, где самым тесным образом взаимодействовали западная и восточная культуры, проходили важнейшие торговые пути. Та толерантность и те отношения, которые выстроены здесь, - это естественная форма совместного выживания. Другого и быть не могло. С этой точки зрения у нас действительно «сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов».
В то же время взаимоотношения между народами складывались по-разному. Было бы большой ошибкой заниматься приукрашиванием сложного исторического пути нашего единого Отечества. Лакировка действительности, игнорирование реальных проблем межнациональных отношений - это неразумный подход.
В том и состоит особенность отношений между различными этническими группами, что   они постоянно испытываются на прочность. Это было неоднократно в годы революций и гражданской     войны, когда в России шел бурный и противоречивый процесс национального возрождения, политической закалки народов. Специфические проблемы возникли и во времена Советского Союза, когда отдельные республики, прямо говоря, давно выросли из пеленок начального периода национально-государственного строительства, их статус и возможности пришли в противоречие с уровнем развития  экономики и культуры. Еще больше испытаний выпало на годы перестройки. Кризис старой системы не мог не затронуть и сферы межэтнических отношений. Национальный вопрос стал разменной картой политических интриг. Россия в буквальном смысле прошла в своем развитии по лезвию ножа.
История дала всем нам урок - межнациональные, межконфессиональные отношения стали важной составляющей общественно-политической стабильности, создающей предпосылки для полноценного развития страны.
Сегодня во многих развитых странах мира проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений резко обострились ввиду нарастающего конфликта цивилизаций. Так, все чаще то, что происходит в Европе, предлагают рассматривать как своего рода исторический реванш выходцев из стран «третьего мира» за унижения колониализма и неоколониализма. Возможно, что этот фактор и присутствует, особенно когда мигранты упорно не хотят считаться с культурой местных жителей. В этой связи вполне естественным является вопрос, а что будет дальше? Страх перед будущим растет. Думаю, именно поэтому к нам увеличивается поток тех, кто ищет ответы на эти сложные вопросы.
Когда меня спрашивают, в чем рецепт татарстанской стабильности, я отвечаю:  у нас давно уяснили: если больно становится какому-то одному народу, испытывающему проблемы, то значит, потом не поздоровится всем. Здесь сосредоточение этносов как в увеличительном стекле - толерантные отношения испытаны временем, поэтому и пришлый человек не воспринимается чужим, достаточно быстро адаптируется. К слову сказать, в Европе, несмотря на приоритет демократических принципов, напряжение в этих процессах не спадает. В этом и есть наше преимущество. Особенно сейчас, когда границы постепенно стираются, увеличиваются миграционные потоки, идет разделение рынков труда. Причем стабильность того или иного региона - обязательное условие зарубежных инвесторов, которые рассматривают Россию в качестве потенциального партнера. 

- Раз для нашей страны межнациональные отношения так актуальны, то, видимо,  оправдано и то, что на разных этапах существования государства возникали всевозможные структуры, такие как министерство по делам национальностей, которые профессионально занимались решением данных вопросов. Но есть и диаметрально противоположная точка зрения: поскольку межнациональные отношения - тема межведомственная и если вовремя решать вопросы жизнедеятельности регионов, то этнические конфликты снимутся автоматически. Что Вы думаете по этому поводу?
- Убежден, что проблема должна быть в поле зрения всех органов государственной власти, а не только отдельной структуры. Межнациональные отношения должны быть частью государственной политики, включая все основные министерства и ведомства - образования и науки, культуры, социальной защиты, труда и занятости и другие. Словом, это очень широкий круг вопросов, и одно министерство, конечно же, не может собой подменить деятельность всех структур в целом. К тому же в решении этих вопросов неизбежно будет расти и роль муниципальной власти, которая в принципе должна быть много ближе к интересам человека. Ведь часто межэтническая напряженность возникает из-за того, что недооценивается важность национального вопроса на местах. Одним словом, межнациональные отношения должны быть постоянно в поле зрения всех уровней и ветвей власти.
С другой стороны, современное общество постоянно усложняется. Это целиком касается и сферы межнациональных, межконфессиональных отношений. Постоянные исследования, мониторинг общей ситуации нужны, и этим должны заниматься профессионалы. Для обеспечения целостной этноконфессиональной политики всех ветвей власти все больше ощущается необходимость образования соответствующих государственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне, которые бы координировали такую деятельность, несли ответственность за выработку предложений, касающихся совершенствования межнациональных отношений на территориях и в целом по стране. Существующее Министерство регионального развития РФ этой проблематикой занимается весьма ограниченно. А ведь был у нас хороший опыт, учитывающий многонациональный состав России, - это Совет национальностей. Принцип формирования одной из палат с учетом интереса национальных регионов в целом себя оправдал. Особенно важно, что этот орган опирался на мандат доверия граждан, высшую форму представительства. При всей эффективности исполнительной власти механизмы ее связи с населением строятся на иных подходах. Поэтому мне кажется, что вопрос о палате национальностей или иной форме учета мнения (например, квоты в обеих палатах Федерального собрания Российской Федерации) национальных республик и других национальных образований в федеративном государстве будет периодически подниматься, а в перспективе может быть и решен.

- Минтимер Шарипович, нередко приходится наблюдать попытки сравнения, сопоставления национальных и межнациональных проблем России с другими государственными образованиями, с выводами: «И нам так надо!» Корректно ли это? 
- Сравнения всегда полезны, хотя, конечно же, надо учитывать различия в традициях, современном уровне развития стран и регионов. Уверен, что для России актуально сравнение и изучение опыта федеративных государств. Особенно это касается фундаментальной проблемы разграничения прав и полномочий между центром и регионами. Немаловажны и вопросы сохранения и развития языков и культуры народов нашей страны. В Татарстане, как известно, такие исследования ведутся давно.
С другой стороны, многим государственным образованиям было бы незазорно позаимствовать и наш опыт. Опыт не с точки зрения деклараций и документов, а практики многовекового проживания. Решение проблем межнационального взаимодействия продиктовано самой жизнью, а не является плодом чьего-то повеления. Об этом говорят и представители международных делегаций, которые часто приезжают к нам. Недавно именно в этом ключе высказались столь разные политики и люди с такими различными судьбами, как Госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас.
Могу привести достаточно показательный пример. Когда в Казани проходило второе заседание группы стратегического видения «Россия - исламский мир», на котором обсуждались меры по предотвращению конфликтов на религиозной почве, в ходе дискуссии один из британских лордов (кстати, его предки были коренными жителями Африки - есть и такие лорды) затронул вопрос о том, какая модель ислама приемлема для Туманного Альбиона.  Дело в том, что и в Англии осознали, что современный ислам достаточно разный. И тогда прозвучала мысль, что для Великобритании очень интересна наша модель ислама, которая учитывает проживание рядом людей самых разных верований.  

- Как известно, государственная национальная политика Республики Татарстан строится на двух фундаментальных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ Татарстана. Какое из двух фундаментальных положений на сегодняшний момент требует наиболее пристального внимания?
- Да они потому и фундаментальные, потому что равновелики и важны, как два крыла. Птица не полетит, опираясь на одно крыло. Решение вопросов в одном направлении не может приниматься в ущерб другому. Люди, проживающие у нас в республике как граждане Российской Федерации, должны чувствовать одинаковое отношение к своим нуждам, равнозначную заботу. Это основа той стабильности и согласия, которая есть в обществе.
Однако сегодня достаточно много нерешенных вопросов, связанных с развитием языка, культуры и традиций татарского народа как внутри республики, так и за ее пределами. Этими вопросами длительное время мы практически не могли заниматься, и сложно было бы предположить, что за последние десятилетия - столь короткий промежуток времени - мы сможем достичь огромного прогресса. Но все же нам удалось сделать немало, есть хорошие наработки, и я уверен, что мы на верном пути.
В то же время активное развитие языка, культуры, традиций татарского народа создает предпосылки и подходы для развития других народов, населяющих не только нашу республику, но и Поволжье. Взять башкир, чувашей: мы друг у друга учимся, развиваемся. Если в решении каких-то вопросов у татар есть динамика - те же самые национальные школы, к примеру, чувашские гимназии Татарстана по знанию чувашского языка сильнее, чем в самой Чувашии, - это не просто так само собой сталось, а потому что в Татарстане есть подход к комплексному развитию языков. Если создаются условия для одних, это, как правило, поддерживается всеми и становится общим достоянием. Важно, что таких принципов придерживается Ассамблея народов Татарстана, ставшая серьезным институтом гармонизации внутренних отношений многонационального движения республики. Принципиальным моментом явилось и избрание Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина на должность руководителя Совета Ассамблеи, что существенно укрепило авторитет этой организации и позволило более оперативно и предметно решать многие вопросы.

1374 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru