Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №4 (007) 2009 г. УЗБЕКСКИЙ МОНУМЕНТАЛИСТ - ОФОРМИТЕЛЬ КАЗАНСКОГО МЕТРО,..

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №4 (007) 2009 г. / УЗБЕКСКИЙ МОНУМЕНТАЛИСТ - ОФОРМИТЕЛЬ КАЗАНСКОГО МЕТРО,..

Искусство

...а в скором будущем - спортивных объектов Универсиады-2013
 
Дляхудожественного оформления спортивных сооружений Универсиады-2013 изТашкента в Казань переехал народный художник Узбекистана, член Союзахудожников России и Татарстана Озад Хабибуллин. Он уже зарекомендовалсебя у нас, когда к 1000-летию города за короткие сроки сделалмозаичные панно на станциях метро «Тукаевская» и «Кремлевская».Удивительно, что выполненная в классическом византийском стиле мозаикаХабибуллина как нельзя лучше передает неповторимый татарский колорит.

 People's painter of Uzbekistan Ozad Khabibullin
ВИЗИТКА

Озад ХАБИБУЛЛИН, Народный художник Узбекистана

Родился в 1949 году в городе Гиждуван Бухарской области. В 1968 годуокончил Душанбинское художественное училище, в 1973-м - Ташкентскийтеатрально-художественный институт имени А.Островского. Автор более 55монументальных работ в Ташкенте, Санкт-Петербурге, Казани. Направлениев живописи - фантастический реализм. Работы Хабибуллина находятся вгалереях Японии и Англии, в частных коллекциях США, Канады, Греции,Швейцарии, Израиля



.
-Здесь, в Казани, меня принимают за узбека, а там, в Ташкенте, зататарина, - заразительно смеется Озад Гарифович. - Хотя у меня мама -таджичка, а отец - татарин! Да и имя у меня - смесь узбекского Озод итатарского Азат. Так папа с мамой договорились. Несмотря на таджикскоеи татарское происхождение, мне присвоили звание «Народный художникУзбекистана».
- Можно узнать, за какие заслуги?
-За два керамических панно в новом здании Государственной консерваторииУзбекистана, которые я творил с 2001 по 2002 годы. До меня свои эскизыпредлагали лучшие художники Узбекистана, но их не принял ПрезидентКаримов. Заявил, что если через десять дней ему не предоставят новыеэскизы, то он пригласит художников из России и Италии. Тогда мне далидля работы всего десять дней, но у меня сразу родилась идеякерамического панно - изобразить в полете Богиню вдохновения Музу: водной руке у нее цветы (юные таланты), а в другой - лавровый венок,которым она одаривает тех, кто достиг совершенства. Увидев этот эскиз,Каримов дал добро на его воплощение в жизнь. Знаете, мне очень хотелосьизобразить внеземное начало Музы: ее недоступность, божественность. Ноэтот образ мне никак не удавался. «Ну что за глаза? Что за губы? -говорил я ей. - Давай, получайся, а то некрасивой останешься!» Она меняпослушалась и преобразилась в Богиню! Всем стало очевидно, что на паннораскрываются мир музыки, полет творчества, фантазии.
Панно Хабибуллина Великие мудрецы Востока
Монументальное произведение "Великие ученые Востока"

И вторая работа, за которую мне присвоили звание народного художника, -восковая живопись «Пейзаж Родины» в Центральном музее историиУзбекистана. На первый взгляд это просто пейзаж - небо, горы, рекаЧерчик, цветущая долина, но через него я стремился показать дыханиеродной земли. Судя по отзывам, в частности, Президента Каримова, этоудалось.

- Думаю, то, что вы выросли в Узбекистане, не могло не повлиять на ваше творчество…
-О чем речь! Еще в детстве я бегал в чайхану над арыком, где принималигостей из Караван-сарая. До утра мог слушать их интересные разговоры!Никогда не забуду бородатых дервишей, груженых верблюдов, всадников набелых конях. Я подолгу наблюдал за ними. Именно этот Восток -эпический, а не стремящийся идти в ногу со временем - мне удалосьотобразить в станковой живописной картине «Мираж».

- Озад Гарифович, какие из работ вам особенно дороги?
-Да все - мои дети! Правда, особенно дорожу такими монументальнымипроизведениями, как «Великие ученые Востока», - они украшают фойефилиала Академии наук Узбекистана, «Великий Шелковый путь», который вБанке Акмаль Икрамовского района Ташкента. Дороги мне и керамическиепанно «Узбекистан» в аэропорту Ташкента, «Голубой Анхор» в ЦентробанкеТашкента. Да знаете, трудно что-либо выделить…
- И все-таки?
-Все-таки керамическое панно «Айбек» на станции метро "Ташкент" встолице Узбекистана. В начале восьмидесятых ведущие художникиУзбекистана представили 50 эскизов, на которых был изображен известныйузбекский писатель Айбек, но Госкомиссии ни один не понравился. Мнедали четыре дня, чтобы представить свой вариант.
Узбекский писатель Айбек. Панно Озада Хабибуллина.
Панно "Айбек" на станции метро "Ташкент"

Я сделал образ большой раскрытой книги Айбека, со страниц которой одинза другим выходят герои. Интересно, что эскиз у меня приняли вТашкенте, а выполнять рабочую модель пригласили в Дом художниковСоветского Союза, это поселок Сенеж в Подмосковье. Так вот Айбека изшамота (огнеупорная глина) я творил два года! На керамическом заводеТашкента для этой работы установили леса высотой в восемь метров. Неповерите, но вот фото, где я на высоте, на шпагате, леплю книгу: еенельзя было делать по частям, ведь вынос горельефа был 40 сантиметров.Помню, тогда по 12 часов в день голова у меня была ниже пятой точки. В1984 году «Айбек» был признан лучшей скульптурой СССР за уникальность инаходку композиции.

- Как получилось, что именно вы стали оформителем Казанского метрополитена?
-Дело в том, что после землетрясения в Ташкенте монументалисты оформлялимного новых зданий, собралась сильная школа мастеров, были построеныкерамический и мозаичный заводы. Зная об этом, Кабинет министровТатарстана обратился к правительству Узбекистана с просьбой помочь воформлении мозаичных панно для Казанского метрополитена. А меня в своюочередь вызвал председатель Союза художников Узбекистана: «Ты у насведущий монументалист, давай, собирайся в Казань!»
Мозаика в казанском метро
Узнаваемые лица казанского метро

Однако Розалия Нургалиева, которая была тогда главным дизайнеромгорода, решила проверить мое мастерство: попросила собрать по эскизуодно мозаичное панно. Когда результат был налицо, она сказала: «У васвизантийская мозаика, классическая школа. Мы доверяем вам оформить понашим эскизам станции метро «Тукаевская» и «Кремлевская».

- Озад Гарифович, а сколько тогда оставалось до 1000-летия Казани?
-В том-то и дело, что всего три месяца! Мне дали эскизы, утвержденныеПрезидентом Шаймиевым, по татарским национальным сюжетам - «Молитваматери», «Новый Кисекбаш», «Фатима и соловей», «Родной язык», «Вечерняямолитва», «Колыбельная», «Зимний вечер», «Коза и баран». Но эскизы былиразрознены, для их объединения я выбрал стилизованный бытовой татарскийорнамент.
Орнамент, фон, несложные надписи мне помогали делать 52художника, приехавшие из Узбекистана, и 25 казанских, которых я обучилв течение двух недель. Мы работали в две смены - дневную и ночную - вспортзале консерватории, в больших залах на улицах Баумана,Магистральной и Чуйкова. В начале смены я делал обход: рисовал каждому,что нужно сделать. Самые сложные элементы - лица, руки, волосы - уже творил сам. Три мозаики - «Молитва матери», «Колыбельная»,«Вечерняя молитва», которые наиболее соответствуют монументальнымобразам, делал только сам.
Художник Озад Хабибуллин

- Думаю, кроме временных сроков были и другие…
-Ниши на станции «Кремлевской» были сделаны на 70-80 сантиметров большеразмеров мозаичных панно, пришлось придумывать технологическое ноу-хау.А на станции «Кремлевской» турки плохо подготовили сферическуюповерхность потолка. Я сказал, что если они заново не отштукатурятповерхность, то наша мозаика упадет казанцам на головы.
- Как на это отреагировал Камиль Исхаков, который тогда руководил подготовкой к 1000-летию, ведь сроки поджимали?
-Да он сам удивился, когда на его вопрос «За сколько смонтируете мозаикуна потолке в 150 квадратных метров?» мы ответили: «За четыре дня!»Помню, мэр даже возразил: «Это невозможно!» И потом каждую ночь, в двачаса Исхаков приходил и смотрел за нашей работой. И знаете, на негоникто внимания не обращал! Когда же мы уложились в намеченные сроки, онотметил: «Узбеки работают так, что им даже не до меня! Мне этонравится!»
Расписные потолки в отеле Корстон Казань
Расписные потолки в казанском отеле "Корстон" тоже дело рук Хабибуллина

- А сейчас, накануне Универсиады-2013, кто вас вспомнил, нашел?
-Опять же государственные заказчики, которые оценили мои работы вКазанском метрополитене. Нашли меня через Розалию Нургалиеву. Уже непервый год в качестве художника-монументалиста я работаю с югославскойстроительной фирмой «Харвет-Винтер»: с ними оформлял здание Синода иЕльцинскую библиотеку в Санкт-Петербурге, Московский Кремль, сейчас -спортивные сооружения в Сочи для зимней Олимпиады-2014.

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора и из архива Озада Хабибуллина

2996 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru