Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №4 (007) 2009 г. САПОЖНИКИ В ЗАКОНЕ

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №4 (007) 2009 г. / САПОЖНИКИ В ЗАКОНЕ

История

Всесоюзный староста Михаил Калинин указом Совнаркома постановил: «Ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви»

Почтисто лет в Казани сидят в своих будках ассирийские сапожники. Меняютсяпоколения горожан, а будки на месте, с улыбчивыми черноглазымимастерами, со снизками шнурков, банками разноцветных душистых кремов,стельками на все размеры, набойками, гвоздиками, вощеными нитками,машинками для строчки кожи.
Казанский сапожник-ассириец Валерий. Ул. Университетская
***
1959 год. Мне пять. Яркое воскресенье. Степенно выходим с моимлюбимым дедом Васей из парадного гостиницы «Совет» - тут, на Баумана, всамом центре Казани, мои старики живут со времен военной эвакуации изМосквы, и по воскресеньям я у них. Впереди целый день счастья. Солнце.Весна. Снег дотаивает. Маршрут у нас чаще один и тот же - прошвырнутьсянеспешно из конца в конец Баумана, поглазеть на витрины, на людей, насиние троллейбусы, купить у китайца на углу яркий бумажный шарик надлинной резинке или уди-уди, чтобы было чем занять руки, пошмонятьсябез дела по ТУМу, полистать в сером книготорге книжки и что-то выбратьи, совсем уже устав от толчеи, добраться, наконец, до большогокафе-мороженого на углу.
Я жду этого путешествия с дедом, тороплюего, тяну за руку. Но знаю, что первым пунктом маршрута все равно будетсиняя будка чистильщика обуви Валерия Леонтиновича  Михайлонапротив входа в гостиницу «Совет». Дед называет его Михайло, и ядумаю, что это имя. В нечищеных ботинках дед никуда не пойдет, с местане сдвинется.
Казанские сапожники-ассирийцы
Улица Островского. "Корпоративная вечеринка" на рабочем месте

Будка Михайлы - это тоже мое любимое место. Она крошечная, из сказкипро Чиполлино, - как только умещаются в ней хозяин, его вытянувшийвперед ноги клиент, разные щетки, молотки, снизки разноцветных шнурков,коробки с любой ваксой, набойками, подковками, гвоздиками, стелькамивсех размеров, вощеными нитками и еще массой мелочей, названий которыхя не знаю. Тут вкусно пахнет ваксой и гуталином. Черноглазый усатыйхозяин ласково улыбается - он знает и деда, и меня, и всех в округе. Иего все знают. Он как страж улицы - сидит круглый год в синей будке, всвоем домике, и все видит. Прохожие здороваются. Я тоже здороваюсь,встаю рядом с дедом и с восторгом наблюдаю, как под щетками чистильщикапроявляется блеск на коричневых ботинках, как в конце мастер артистичнопроходится по ним длинной бархоткой и, оглядев свою работу, довольноулыбается. Дед тоже улыбается:
- Почистил ботинки, и на душе чище. Порядочный человек в грязной обуви не выйдет.
Амина Бит-Мирза
Бит-Мирза Амина Аврамовна на рабочем месте рядом с "Колхозным рынком"

Мы уже завернули за гостиницу и по Баумана мимо обувного подвальчикаидем к сказочной красной Богоявленской колокольне. Она высокая,упирается прямо в небо, вся в каменных кружевах. Рядом с ней - еще однасиняя будка… В ней красивая молодая женщина, Зина Тома. Дед с нейздоровается, а я удивляюсь, почему у нее два имени, Зина и Тома. Дедобъясняет, что у нас все чистильщики в будках, включая и нашегознакомого Михайло, ассирийцы из далекой южной страны, поэтому их именаи фамилии на наши не всегда похожи. Мне интересно: где еще увидишь столько иностранцев! Ну где же они жили раньше, этиассирийцы?! 
- В сказочной восточной стране с большимигородами, золотыми колесницами и теплыми реками, - объясняет дед. - Ибыло это так давно, что сосчитать невозможно. Пятьдесят  вековназад.
- А что они там делали? Обувь чистили?
Дед смеется и продолжает:
-Они воевали и богатели, они были очень смелые. И еще они хорошо строилии были ученые, самые ученые на всем белом свете. - Как старик Хоттабыч?
- Почти, - отвечает дед. - Раньше они знали секреты волшебства. Но забыли за столько лет.
- А почему они всегда улыбаются?
Дед смотрит мне в глаза серьезно и говорит с расстановкой:
- Потому что они очень добрые люди.

***
Вшколе, а потом и от казанских ассирийцев я узнала, что Ассирия -древнее государство в Северном Двуречье на территории современногоИрака, великая империя древности, первая в мире. Вместе с Шумерами,Вавилоном, Ассирия зарождала современную цивилизацию. В третьемтысячелетии до новой эры ассирийцы уже писали клинописью, астрологКидэна в 2500 году до новой эры нарисовал строение Солнечной системы скруглой Землей, вращающейся вокруг Солнца. За тысячи лет до Коперника.Ассирийцы первыми  разбили сутки на 24 часа, год на 365 дней,рассказали о знаках Зодиака, провели канализацию и водопровод вмногоэтажных дворцах, придумали асфальт. Их великие города были таксильны, что десятилетиями выдерживали осаду врага. Их чиновники должныбыли знать минимум три-четыре языка, в том числе государственныйдревнеарамейский, на котором говорил Христос, написана Библия.
Ассирийский царь Саргон II
Царь Саргон II, 725-719 гг. до нашей эры, Ассирия

Ассирия была первым христианским государством. Принявший христианствоассирийский царь Обгар Укама вел переписку с Иисусом из Назарета, и тотвысоко ценил его веру и знания. Царь послал к Христу художника написатьего портрет, но портрет не получился. Тогда Христос приложил к лицуполотенце, и на нем проявился божественный лик Спаса Нерукотворного. В628 году пророк Магомет встретился с Патриархом Ассирийской церквиИшу-Ягвом II и выслушал полный рассказ об Иисусе Христе. Эти рассказывошли в Коран. Магомет дал тогда патриарху охранную грамоту со словами:«Ни один мусульманин не может поднять руку на ассирийца». И их нетрогали, хотя великой Ассирийской империи уже давным-давно не было, в620 году до новой эры ее разрушили Мидия и Вавилон. Эта бесценная длянарода реликвия до 1914 года хранилась в храме в городе Кочанесе. Онаисчезла, когда остатки ассирийцев, тысячелетия прозябавших на задворкахчужой страны, приняли сторону воюющей России. Младотурки их уничтожали.Половина народа была убита в считанные дни. И лишь потом началсягеноцид армян. Русский царь открыл границу для несчастного народа. ВТифлисе и Баку беженцев встречали, кормили, мыли в банях, люди отдавалиим пустующие дома, теснились,  приглашали к себе. Бездомные семьибез языка, без денег разбрелись по России. Им дали свободу перемещенияпо стране и право работать. Но русские паспорта не дали, оставилииранскими подданными. Кто из ассирийцев в 1914 году смог добраться до Российской границы, выжил до 1937 года, а небольшаягорстка пережила и советские лагеря и депортации.
Властьбольшевиков не забыла об ассирийских беженцах. Что умели они, не знаярусского языка! Тогда всесоюзный староста Михаил Иванович Калининуказом Совнаркома постановил: «Ассирийцам предоставить чистку и ремонтобуви». Так в нашей стране ассирийцы стали законными сапожниками. Ибыли этому очень рады: кусок хлеба страна дала надежный, только работайпобольше да получше. В социалистические времена советские ассирийцыстали монополистами в своем сапожном деле.

В Казани в 1918 году осели, побродив по воюющей стране, 40 ассирийскихсемей. Власти дали им жилье компактно - на Лесгафта, Профсоюзной, вСуконной слободе. В университете открыли для ассирийцев курсы изучениярусского языка и математики.  Старшие сидели в аудиториях с детьмии учили новый язык. Через несколько поколений он стал для ассирийцевродным. И родной стала приютившая их страна. 
Семья Хатто
Семья Хатто

В 1918 году казанские ассирийцы, понятно, взялись за сапожное дело.Город украсили 40 будок с чистильщиками. Они работали честно, былиудивительно приветливы и, что поражало и заставало врасплох абсолютновсех, никогда не пили спиртное.
Неужели так можно: сапожник - и непьет! Казань испокон знала иное… Вспоминал об этом в своей книгеказанец Федор Шаляпин: его ребенком родители отдали подмастерьем ксапожнику. 
«…У сапожника Андреева я сразу попал в тиски.Хотя я умел сучить щетину и тачать, но здесь меня заставили мыть пол,ставить и чистить самовары, ходить с хозяйкой на базар, таская за нейтяжелую корзину с провизией, и вообще - началась каторга. Били менябеспощадно; удивляюсь, как они не изувечили мальчишку. Я думаю, что этослучилось не по недостатку усердия с их стороны, а по крепости моихкостей. Но здесь я научился сносно работать и даже начал сам делать попраздникам небольшие починки: набивал набойку на стоптанный каблук,накладывал заплаты. Единственным удовольствием было хождение позаказчикам. Несешь кому-нибудь новые или чиненые сапоги и нарочноизбираешь самый длинный путь, чтобы подольше пошляться на воздухе и насвободе. Иногда заказчик даст пятак или гривенник на чай. Всегдастрадая от недоедания, я покупал белого хлеба и ел его с чаем.
- Обожрешься! - говорили  мастера.
Ако. Трудовые династии
Ако. Трудовые династии

Осенью еще было сносно. Вечера длинные. Бережливый хозяин не хочетзажигать огонь, и около часа, пред наступлением полной темноты, мы«сумерничали». Можно было отдохнуть. Зато к рождеству работанакапливалась и начинались «засидки», - работали до 12 часов ночи, авставали в 5 утра. Этот двадцатичасовой рабочий день изводил меня. Яуже и так был «кожа да кости», а теперь стал бояться, что и  костимои станут тоньше.
Весною, как только потеплело и можно было выйти на улицу босиком, я заявил отцу, что не могу работать - болен.
-В дворники надо идти, в дворники, а не в театр! Дворником надо быть, ибудет у тебя кусок хлеба, скотина! А что в театре хорошего? Ты вот незахотел мастеровым быть и сгниешь в тюрьме. Мастеровые вон как живут:сыты, одеты, обуты...
Я видел мастеровых по большей части оборванными, босыми, полуголодными и пьяными, и я не верил отцу».

***
Шлидесятилетия. Жизнь вприпрыжку неслась по казанским улицам, кружила ввихрях. А вечные чистильщики со щетками или молотком в руках, как ни вчем не бывало,  трудились в своих синих будках, все знали иулыбались каждому прохожему. Казалось, что рядом с ними  время неспешит, присело  к знакомому ассирийцу и чистит ботинки. Впрочем,перемены все-таки были.
Бузы и Дыву Геваргиз
Геваргиз Елизавета (Бузы) и Дыву (Давид)
У Музуровских домов на Кольце в будке Геваргизов старика Дыву (Давида)сменила Бузы (Елизавета) -  мать героиня, вырастившая 15 детей,позже на ее рабочее место заступил сын Авикам (Алик). Молодой сапожникдолгое время работал начальником цеха на заводе РТИ, но все равновернулся к делу своей семьи.
Зина Тома стала директором большогообувного магазина, уступила свой пост у красной колокольни своему братуНиколаю и снохе Зое. Похоронили любимца улицы Баумана Аврама АбрамовичаИванова, вся улица почему-то звала его Костей. Его рабочее место былона углу Чернышевского у гостиницы «Казань». Сорвался с ручного тормозаприпаркованный на горе у кинотеатра «Спутник» автобус без водителя,раздавил Костю вместе с будкой. Его хоронила вся Баумана, не считаясоседних улиц. 
Леля Геваргиз окончил стоматологическийинститут, и теперь он знатный дантист-ортопед в городской поликлиникеза театром. Правда, будку не бросил, в свободное время садится там напритертую за столько лет табуреточку, берет в руки молоток, гвоздики,наслаждается процессом спасения и лечения больной обуви. Одной дамепочинил туфельки, она благодарила, благодарила, чуть не обниматьсялезла. А Леля торопился, не знал, как даму спровадить. ПоАстрономической в гору до поликлиники всю дорогу бежал. Успел. Заходитпервая пациентка… Она… В туфельках…
- Так вы кто, Леля Николаевич, сапожник или дантист? Одними руками и то и это…
Онпосмотрел на свои руки: руки как руки, чистые, крепкие. Но смутился.Главврач его уважала как надежного сотрудника, пожурила и просилабольше в будку не садиться. Не понять людям, что это за поэзия -чистить обувь.

***
Следующее поколение казанских ассирийцевпринесло в гордые семьи дипломы вузов. Поработали молодые специалистытам и тут и, отпустив на покой стариков, опять сели в семейные будки.Не сменить коня на скаку.
Казанский сапожник Сурен
Сурен - продолжатель семейного дела сапожников Хатто

В 1997 году ассирийцы Татарстана создали свою общину в Ассоциациинационально-культурных объединений народов Татарстана. Собираются вДоме дружбы народов, празднуют свои христианские праздники, изучают ввоскресной школе родной язык, накрывают столы с национальнымикушаньями. Арсен Савва, руководитель общины, историк, окончил КГУ. Ноне изменил традиции, закрепленной пятью поколениями казанскихассирийцев: по решению правительства республики для сохранениятрадиционного национального промысла ассирийцев создал Казанскуюремесленно-промысловую компанию, объединившую всех хозяев сапожныхбудок, киосков, как их называют теперь. Городские власти тоже незахотели оставить Казань без этого исторического украшения -ассирийских сапожников - и сохранили их киоски по всему городу.
Ассирийцы и Президент Татарстана
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев дает наказы ассирийцам Казани:
"Сохранить свой народ, язык, традиции и культуру"

Пока будут топтать улицы Казани миллионы ног, будут снашиваться каблукии отлетать набойки, путь к ассирийцам горожане не забудут. А этозначит, время тут не разорвано на части, идет, как шло. Просто в будкеказанского сапожника оно приостановилось, чтобы почистить обувь.

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Сейчасв Казани 45 ассирийцев-ремесленников, которые оказывают услуги поремонту обуви. У каждого свой личный киоск. Почти все объединены впредприятие ООО «КРПК» (Казанская ремесленно-промысловая компания).Четвертое поколение сапожников - это взрослые, зрелые ассирийцы, пятоепоколение - молодежь. 

Марина ПОДОЛЬСКАЯ
Фото Александр РУМЯНЦЕВ и из архива ассирийцев Казани

3442 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru