Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (006) 2009 г. ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ (Этапы 6-9)

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (006) 2009 г. / ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ (Этапы 6-9)

Спорт

[ ПЕРЕЙТИ К НАЧАЛУ СТАТЬИ]

ЭТАП ШЕСТОЙ. 10 СЕНТЯБРЯ.

Жанаозен - Туркменбаши
Карлос Сайнц - двукратный чемпион мира по WRC - одержал свою вторуюпобеду на специальном участке ралли, однако лидер остался прежним -Насер Аль-Аттия. Небольшая ошибка в навигации, затем прокол колесазаставили последнего сражаться в пыли его коллег по команде. ОднакоНасер не дрогнул, наоборот, при первой же возможности он обогнал Сайнцаи ушел вперед. Тем не менее по итогам дня лучшее время у Карлоса Сайнцас преимуществом в 3 минуты 13 секунд над катарцем. Никто не можетпредсказать, как сложится борьба за пятое место. Вчера пришлосьотступить Кристиану Лавиею - отказала коробка передач его автомобиля.Маттиас Каль перевернулся на своем автомобиле. Ему понадобилось около 3часов для ремонта. Теперь немец может забыть о своих амбициях по поводупятого места в общем зачете. На 360-м километре ралли Бернар Эрандонеабыл фаворитом гонки среди категории «не VW». Но это оказалосьнепосильной ношей для спортсмена, а точнее для его автомобиля: на 317-мкилометре ралли сломался один из карданов багги. Таким образом, Бернартакже перестал быть конкурентом российских экипажей - Алексея Беркута иРуслана Мисикова. Автомобиль Mitsubishi Беркута стартовал сегодня на 12минут раньше Мисикова, но вскоре застрял в дюнах. Теперь у РусланаМисикова (команда Nart Time) есть все шансы побороться за неудачноепятое место.
Несмотря на вчерашние досадные потери, Владимир Чагин показал «высшийпилотаж», пролетев специальный участок длиной в 514 км, пересекавшийграницу Казахстана и Туркменистана, всего за 5 часов 29 минут. То естьв ритме лидеров автомобильного зачета. Надежно возглавляющий грузовойзачет Фирдаус Кабиров отстал от Чагина на 27 минут, однако финишировалвторым на спецучастке, обойдя Жерара де Роя. Финишировавший четвертымэкипаж Ильгизара Мардеева вышел на третью позицию по сумме этапов.

За кадром
Город Красноводск, который переименовал в свою честь первый Туркменбаши(в переводе - глава туркмен, а по-нашему - президент) СапармуратНиязов, раскинулся на живописном берегу Каспийского моря и окруженвысоченными горами. Сейчас здесь возводится огромный туристическийкомплекс «Аваза» с пятизвездочными отелями. Рядом с нашим бивуаком -заброшенная авиационная военная часть бывшего СССР. Среди обломковчудом уцелел поставленный на постамент военный истребитель. Вокруг негобазируется малочисленная туркменская авиационная часть. Узнав опроходящем поблизости ралли «Шелковый путь», солдаты, находящиеся вувольнении, приветствуют гоночные машины. Увидев, что я снимаю ралливблизи их части, предлагают экскурсию по своей территории. Первое, чтобросается в глаза на одном из стендов, фотография нынешнего ТуркменбашиГурбангулы Бердымухамедова с Премьер-министром Татарстана РустамомМиннихановым и именитым гонщиком «КАМАЗ-мастера», пятикратным чемпионом«Дакара» Владимиром Чагиным. Стоят они на фоне «КАМАЗа», который былизготовлен на нашем автогиганте для Президента Туркменистана. Между делом солдаты заводят в медсанчасть, знакомят с медсестрой,русской женщиной  Ларисой Александровной Петровой. Она изВладимирской области, приехала в Туркмению с родителями в 1971 году,вышла здесь замуж, да так и осталась. Потом дочка здесь замуж вышла,сын отслужил в туркменской армии два года, выучил туркменский язык.«Куда я отсюда поеду? - спрашивает Лариса Петрова и отвечает, -Туркменистан - моя втораяродина».           

ЭТАП СЕДЬМОЙ. 11 СЕНТЯБРЯ.

Туркменбаши - Балканабад
Лидер общего зачета Насер Аль-Аттия сегодня выигрывает третий по счетуэтап и увеличивает отрыв от Карлоса Сайнца. Без лишней суеты по дорогев Балканабад Насер проехал спецучасток в более спокойном темпе,контролируя соперников. Победитель вчерашнего этапа Карлос Сайнц ехалво главе каравана автомобилей по песчаной трассе, Насер же шел прямо последам противника, не делая попыток обгона. За семь километров дофиниша катарский пилот проколол шину, но решил не останавливаться идоехать этап на спущенном колесе. На финише поединок этой неделизакончился со счетом 2:3 в пользу катарца. Но прежде всего интересентот факт, что Насер выигрывает у Карлоса в общем зачете 4 минуты 56секунд. Такой результат - отличный шанс на победу в гонке. В армадеVolkswagen Марк Миллер и Жинель де Виллерс, занимающие третье ичетвертое места, как на этапе, так и в общем зачете, проигрывают НасеруАль-Аттия 23 и 28 минут соответственно. Российский экипаж Мисиков -Жильцов еще больше отстает от первой четверки лидеров, они показываютлучший результат среди категории автомобилей «не VW».
В категории «грузовики» Владимир Чагин также в третий раз показываетлучшее время на этапе, правда, это не увеличивает его шансы на победу в«Шелковом пути». На финише спецучастка прошлый лидер общего зачетавновь показал лучший результат, опередив на 6 минут своего ближайшегопреследователя, начинающего пилота команды «КАМАЗ-мастер» ЭдуардаНиколаева. Фирдаус Кабиров по-прежнему лидирует, занимает сегоднятретье место. На четвертом месте - Алекс Лопрайс, который в своюочередь подвинул Мардеева в общем зачете. Несмотря на то, что Жерар деРой занимает сегодня четвертое место, голландский экипаж застрял вдюнах, - он остается вторым в общем зачете.

За кадром
Балканабад (бывший Небит-Даг) - город туркменских нефтяников - встретилнас сильным, пронизывающим ветром, который сметал и срывал все на своемпути, не пощадил и огромный портрет Президента Туркменистана ГурбангулыБердымухамедова, который украшал сделанную среди песков сцену. «Что выхотите, вокруг пустыня Каракумы!» - повторяли местные жители. Несмотряна прихоти природы, они радушно встретили нас: машины забрасывалицветами, посылали воздушные поцелуи. Прямо на бивуаке готовили плов,шашлык, восточные сладости. Много пели и танцевали. ДесятиклассникиСохбет Потыев и Хакназар Бегджанов признались, что всех школьниковотпустили с четвертого урока, чтобы они могли приветствовать гонку.Международное ралли для их маленького городка - настоящее событие! Адля вашего покорного слуги настоящее событие - потеря установленной набивуаке палатки! Как выяснилось, ее безжалостно сорвал ветер и,разодрав о камни, унес далеко в пустыню. 

 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон МИРНЫЙ, слесарь по ремонту спортивных автомобилей команды «КАМАЗ-мастер»:
- Когда наша техничка двигалась к Балканабаду, от туркменского «КАМАЗа»под управлением Исы Мамедова пришло сообщение о поломке движка. Вместес экипажем Айрата Мардеева, который оказался рядом, они пыталисьпочинить двигатель. Увы!  Тогда наш «КАМАЗ» направился к ребятам, чтобыэвакуировать сломанную машину, но при подъеме в гору увяз в песках,едва не завалился на бок. Экипаж покинул машину. В 6 вечера принялирешение отправить меня, как самого молодого, за помощью к экипажуМардеева. Я взял воду, циклоп и побежал по пустыне Каракумы. Чем дальшедвигался, тем больше понимал, что до наших «КАМАЗов» далеко. Спустя 2часа вспомнил армию, спецназ. В сумерках разглядел в песках чей-тоскелет. В 8 вечера стало ужасно темно, но продолжал бежать. Черезполчаса заметил какое-то освещение на горизонте. Я понял, это экипажМардеева борется с неровностями трассы. Встретился с ними в 9 вечера, имы поехали к нашей техничке. По дороге встретили троих ребят, которыеотправились на мои поиски. Когда мы подъехали к техничке, штурманвзглянул на приборы: «Проехали 23 км, это столько ты, Антоха, пробежал!Отчаянный ты парень!» «КАМАЗ» Мардеева вытащил нашу техничку с пятойпопытки, после чего мы поехали в объезд искать «КАМАЗ» Исы Мамедова.Нашли его в 6 утра. Прицепили грузовик на жесткую сцепку и потащили вТуркменбаши.



.
ЭТАП ВОСЬМОЙ. 12 СЕНТЯБРЯ.

Балканабад - Туркменбаши 
380-километровый спецучасток на маршруте Балканабад - Туркменбаши сталпоследним «полноценным» спецучастком ралли-рейда «Шелковый путь». Лидеробщего зачета Насер неожиданно уступил в гонке Карлосу Сайнцу. Упоследнего появились шансы на победу, ведь завтра предстоит пройти лишь24-километровый «суперспешл». «Трасса сегодняшнего дня была жесткой,местами просто убойной, - сказал пилот «КАМАЗ-мастера» Эдуард Николаев.- Ее можно сравнить с дорогами Марокко. Везде были камни, и мы оченьопасались за сохранность колес». А лидер ралли «Шелковый путь» ФирдаусКабиров завершил сегодняшний день на третьей позиции и сохранилпервенство,  опережая на 1 час 2 минуты 25 секунд Жерара де Роя ивыигрывая 1 час 42 минуты 20 секунд у Алеса Лопрайса. «Несмотря натвердое положение лидеров, нам сегодня предстояло пройти полноценныйскоростной участок с достаточно сложной навигацией, - заявил Кабиров. -Нужно учесть и то, что позади уже шесть дней гонки, а на любом марафонепосле шести дней есть день отдыха. Организм не обманешь, и сегодня былотяжеловато. Что касается тактики на сегодняшнем этапе, то мои ближайшиесоперники стартовали за мной, и я мог отслеживать их темп».

За кадром
На бивуаке не счесть поклонников ралли: они фотографировались сгонщиками, брали автографы. Житель Туркменбаши Расим Саламов чуть непотерял дар речи, когда увидел перед собой легенду мирового автоспортаВладимира Чагина и судорожно стал задавать ему интересующие вопросы.«Царь пустыни» хотя и устал, как всегда, отвечал с чувством, толком,расстановкой. Вечером в ресторане яблоку негде упасть: гонщики делилисьмассой впечатлений от прошедшего этапа. У сидящего рядом со мнойштурмана киевского экипажа № 125 Валерия Субботы в прямом смысле словапесок сыпался из носа, глаз, ушей, кроссовок. «Еще бы, из дюноткапывались пару часов!» - смеялся он.  

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
  Семен ЯКУБОВ, руководитель ралли «Шелковый путь»:
- В организации гонки получилось все, и даже лучше, чем предполагали.Трасса красивая, со сложным рельефом, требующая мастерства в навигации.Надеюсь, я сделал такую гонку, которую от меня ожидали. Во всякомслучае, так говорят участники. И я уверен, что ралли-рейд «Шелковыйпуть» получился лучше, чем южноамериканский «Дакар».
На протяжении всей гонки  у нас было полное взаимопонимание сфранцузской командой «А.S.O.» - организаторов ралли «Дакар». Они недемонстрировали свое превосходство, прислушивались к нашему мнению. Мы,как партнеры, во всем помогали друг другу.

   
ЭТЕП ДЕВЯТЫЙ. 13 СЕНТЯБРЯ.

Финиш в Ашхабаде
34 автомобиля и 13 грузовиков прибыли в Ашхабад на финиш первого вистории ралли «Шелковый путь». Карлос Сайнц в категории «автомобили»,Фирдаус Кабиров в категории «грузовики» заняли первые строчки витоговой классификации. Еще на старте многие не сомневались в том, чтокоманда Volkswagen займет высшие места на подиуме. Но никто не ожидал,что простое соперничество экипажей VW превратится в дуэль между НасеромАль-Аттия и Карлосом Сайнцем, которому никак не удавалось обогнатьнового товарища по команде. Упорство и постоянный прессинг испанцасделали свое дело. На последнем, решающем этапе ралли гонщик из Катаранеудачно влетел в высохшее русло реки, повредил автомобиль и былвынужден сойти с дистанции. 
Еще больше изменений произошло в категории «не VW». Неудачу потерпелиопытные гонщики Кристиан Лавией, Филипп Гаш, Матиас Каль. После тогокак Насер сошел с трассы, вслед за автомобилями Race Touaregфинишировали два российских пилота - Руслан Мисиков, который ехалуверенно и спокойно до самого финиша, и в 40 минутах от него - ИльяКузнецов.
Президент России остался доволен выступлением команды «КАМАЗ-мастер»,четыре грузовика которой заняли места в первой шестерке. Жерару де Роюи Алексу Лопрайсу все же удалось занять свое место на подиуме идоказать, что они могут составить конкуренцию «КАМАЗам». Зато«КАМАЗ-мастер» может гордиться молодыми талантами, такими как ЭдуардНиколаев, который занял четвертое место в общем зачете гонки.
Бесспорно, гонка «Шелковый путь» стала одним из самых популярныхсобытий в мире ралли-рейдов. Сегодня утром Президент ТуркменистанаГурбангулы Бердымухамедов, Президент России Дмитрий Медведев иПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретились в Туркменбаши длятого, чтобы отпраздновать рождение нового спортивного события ипоздравить экипажи, которые войдут в историю как первопроходцы«Шелкового пути». За происходящим наблюдала телевизионная и пишущаябратия журналистов, аккредитованная на ралли, в их числе и ваш покорныйслуга.

За кадром
Финиш в Ашхабаде - не точка, а восклицательный знак всей прошедшейгонки! Не передать словами, как тепло и радушно нас встречалитуркменские артисты, наездники, спортсмены, певцы. Для гонки «Шелковыйпуть» была даже написана песня на туркменском языке, припев которойзвучал одинаково на двух языках: «Ралли! Ралли! Ралли!» Когда женачался заезд участников на подиум, местные жители не жалели ладоней иголосовых связок. Сильнее всего рукоплескали двум победителям –татарину Фирдаусу Кабирову и испанцу Карлосу Сайнцу. А они, в своюочередь, обильно поливали всех шампанским. А уж доехавшие до финишатуркменские экипажи встречали как национальных героев! Интересно, чтоне менее восторженно ашхабадская публика аплодировала экипажуроссийского «УАЗика».    

 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марал КАДЖАРОВА, корреспондент Государственного информационного агентства Туркменистана:
- Ралли «Шелковый путь» инициирован нашим Президентом и поддержанПрезидентами  России и Казахстана. Эта гонка имеет значение не только вплане развития спорта (наш Президент показал класс, первым сев за руль«КАМАЗа»), с политической точки зрения это укрепление отношений междубратскими странами. Благодаря «Шелковому пути» участники узнаюткультуру, традиции, обычаи друг друга. Когда я была в Казани, наоткрытии ралли, очень удивилась, что очень многое соединяет татар итуркмен, есть даже похожие слова.




.
ЭТАП ПЕРСПЕКТИВНЫЙ. 14 СЕНТЯБРЯ.

Экономическое сотрудничество Татарстана и Туркменистана
Логическим завершением ралли «Шелковый путь», который изначально и былторговым, стала успешная презентация продукции татарстанской компанииООО УК «ИНВЭНТ» в Ашхабаде.
В малом зале Министерства энергетики и промышленности Туркменистанасобрались руководители энергетических служб со всех велоятов (областей)страны. Во время рабочей встречи они узнали о деятельности шестипредприятий татарстанской энергетики, входящих в «ИНВЭНТ». Наглядно идоступно об этом рассказали заместитель начальника производства«Элтехника-Волга» Тимур Залалдинов и руководитель группы техническойподдержки ЗАО «ТатЭК» Сергей Афонин. После совещания для туркменскихэнергетиков была организована презентация Блочных комплектныхтрансформаторных подстанций (БКТП). «Надо же! Какие современныеподстанции! А наши не менялись с начала 70-х!» - искренне удивлялисьтуркмены. Они сетовали, что на начало этого года замены требуют 11480подстанций. По этой причине интерес к татарстанской продукции былочевиден, руководители энергетических служб задавали массу вопросов поэксплуатации подстанций, об их технических особенностях ипреимуществах. В итоге туркменские энергетики решили обратиться кПрезиденту Гурбангулы Бердымухамедову с пожеланием строительствасовместного предприятия для производства БКТП и КТП (Комплектнаятрансформаторная подстанция) нового типа. По словам заместителядиректора ТД «ИНВЭНТ» по связям с Туркменистаном Эдуарда Ильязарова,уже подготовлено технико-экономическое обоснование совместноготатарстано-туркменского проекта, который окупится через два с половинойгода.         

За кадром
Ашхабад - неповторимый, ни с чем не сравнимый потрясающе красивый городиз белого мрамора с современным ландшафтным дизайном, восточнымколоритом. Оказавшись в нем после безжизненной пустыни Каракумы соскудной растительностью, поражаешься, что все увиденное здесь - делорук человеческих. Какое ведомственное здание ни возьми, будь тоНалоговая инспекция или Министерство образования, это настоящий дворецс колоннами, арками и сводами. Любой фонтан многоярусный, простопроизведение искусства. Когда поднимаешься на смотровом лифте на верхАрки независимости, которую в народе окрестили «треножкой», то видишь,что новый город строится по плану, нет темных закоулков и уродливыхстроений. Если смотреть на Ашхабад поздним вечером или ночью, топодсветка, установленная на каждом облицованном мрамором здании,создает ощущение россыпи бриллиантов по городу.

Наталья ВЯТКИНА
Фото автора
Казань - Бугуруслан - Уральск - Бейнеу - Жанаозен - Туркменбаши - Балканабад - Туркменбаши - Ашхабад - Казань

1366 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru