Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (006) 2009 г. НАРОДНАЯ АРТИСТКА ИЗ НАРОДА

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (006) 2009 г. / НАРОДНАЯ АРТИСТКА ИЗ НАРОДА

Культура

Из марийской глубинки - на мировую сцену

Зная многое оГалине ЛАСТОВКЕ, ее титулах и званиях, всевозможных достижениях вобласти оперного искусства, увидеть ее - очень простую и скромную, былоприятной неожиданностью. Не все выдерживают испытание славой и остаютсядоступными…
Хотя за времянашего разговора нет-нет, да мелькнет в выражении лица, в осанке что-тотакое, о чем сразу скажешь - вот она, оперная сценическая стать. Нопроходит мгновение - и снова перед тобой простая женщина, которую легкопредставить в заботах о доме и детях. Об этих двух ипостасях ГалиныТрофимовны и шла наша беседа в маленьком консерваторском классе,большую часть которого занимает рояль, а стены увешаны афишами,анонсами на разных языках концертов и спектаклей Галины Трофимовны и ееучеников.

 Оперная певица Галина Ластовка
ВИЗИТКА

Галина ЛАСТОВКА, оперная певица (меццо-сопрано). Народная артисткаРеспублики Татарстан и Республики Марий Эл. Заслуженная артисткаРоссии.
Профессор Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова    
Родилась 1 января 1947 года в деревне Семен-Сола Сернурского района Марийской АССР.
Окончила Казанскую государственную консерваторию. С 1973 года -солистка музыкально-литературного лектория Татарской государственнойфилармонии. С 1980 года - ведущая солистка Татарского государственногоакадемического театра оперы и балета им. Мусы  Джалиля. В ее репертуаре- более 40 партий, в их числе Марина Мнишек («Борис Годунов», М.П.Мусоргский), Любаша («Царская невеста», Н.А. Римский-Корсаков), Амнерис(«Аида», Дж. Верди), Графиня («Пиковая дама», П.И. Чайковский), Кармен(«Кармен», Ж. Бизе), Хаят («Джалиль», Н.Г. Жиганов). Концертныйрепертуар включает около тысячи произведений зарубежных, русскихсовременных и национальных композиторов разных стран, стилей и форм.
Замужем, есть дочь, сын.



Детство: песня и труд

- Родилась я в маленькой марийской деревне, в обычной марийской семье,– начала рассказ певица. – В деревне у нас половина были русские:врачи, агрономы. И никто по национальности не разделял, не было так: тывыше, ты ниже, дружно жили. У моих родителей никакого музыкальногообразования, конечно, не было, но музыка в семье звучала постоянно.Отец был человеком гостеприимным, душа компании - на гармони играл! Домвсегда был открыт. Мама пела очень красиво! Помню, ее пение меня тактрогало, что слезы наворачивались.
Жизнь у родителей Галины Трофимовны складывалась нелегко, да и времябыло непростое. Когда ее маме было всего 32 года, она осталась вдовой.Смерть мужа была следствием тяжелой контузии, полученной на войне. Наруках у молодой женщины осталось шестеро детей, старшая из них -Галина.
- Да, жизнь была непростая, - продолжает Галина Трофимовна. - С детскихлет я приучалась к труду. Свое хозяйство, у каждого свой участокработы, и пока не выполнишь – никаких игр. Я даже вспомнить не могувремени безделья в детстве… С тех пор я практически всякую работулюблю, своими руками делаю даже то, что не каждый мужчина умеет. А ужвышивать, вязать, готовить, консервировать, на огороде работать - всемне интересно. Так что мое детство – это труд!
Ластовка-Окунева и Бессеребренников в опере
Опера Корсакова "Царская невеста" (Голландия, 1985 год):
Любаша - Ластовка, Грязной - Бессеребреников

Говорят, что песня - душа народа. Марийцам, как и многим другим,пострадать и потрудиться пришлось много. И в песнях народных этоотразилось и грустью, и тоской, и какой-то щемящей глубиной...
- Естественно, когда жизнь тяжелая, - делится певица, - человек находитутешение в песне. Моя любовь к пению с этого и началась. Если грустно,а поделиться ни с кем не можешь,  уходишь в поле и там поешь, какбудто с природой разговариваешь...  Напоешься, душа откроется, ивроде легче!
Но пела юная Галина не только для марийских полей. В школе без ее пенияне обходился ни один праздник, ни один конкурс самодеятельности.Правда, о музыкальной карьере она тогда  и не помышляла.
- Первая мысль заняться музыкой профессионально, - вспоминаетсобеседница, - возникла у меня в выпускном классе. Наш классныйруководитель опрашивала всех, кто какую думает специальность выбрать. Ятолком не знала куда поступать, а Марина Сергеевна Рослякова говорит:«Ты, наверное, по культпросветлинии пойдешь?» До этого я и недогадывалась, что музыка может быть профессией. Ее слова как щелчок вомне отозвались. Ну, подумала я, может и правда, выучусь и будугде-нибудь в клубе собирать народ. Вот такие примитивные мысли были уменя вначале…

Ночи в училище

Для того чтобы учиться в Йошкар-Олинском музыкальном училище им С.И.Палантая, пришлось приложить много усилий. Ведь у Галины не было дажезнания элементарной музыкальной грамоты. Она поступила на вокальноеотделение к педагогу Ф.Е. Олейниковой и начала штурмовать высотыпрофессии.
Когда же школьный педагог по пению узнал, что Галя пошла в музыкальноеучилище, стал отговаривать: «Да, пела ты очень хорошо, но кем ты послеэтого училища будешь? В хоре стоять? Ведь чтобы стать солисткой, этогообучения мало... А чтобы дальше идти, надо заниматься по 12 часов всутки!» Может быть, учитель говорил образно, но Галина понялабуквально: «Значит, буду заниматься по 12 часов!»
Галина Окунева-Ластовка, 1970 год
Концерт в актовом зале консерватории. 1970 год

- В одном из классов училища, - вспоминает Галина Трофимовна, - Яоставалась на всю ночь, а чтобы меня никто не беспокоил, дверь запираластулом. Занималась помногу часов, потом небольшой перерыв, околобатареи сидя отдохну чуть-чуть, согреюсь, и снова… Мне ведь нужно былофортепиано одолеть. А уровень был такой, что приходилось разбирать, где «ля», где «до», где «соль», вот на каком уровне я была…Много нагонять пришлось.
Труды не остались тщетными - девушке стала открываться глубина классического музыкального искусства.
- Честно говоря, - откровенничает певица, - после народных песен мнетрудно было понимать классические произведения. Какую народную песню невозьму - везде глубокое содержание, за душу трогает, а начинаем помузыкальной литературе разбирать другие жанры: романсы, арии – сложновоспринимается...  Но постепенно я начала открывать для себячто-то новое. А потом полюбила и классику, но к народным песням любовьосталась навсегда. Вообще я не понимаю, когда народной музыкойпренебрегают. Любой человек не должен отрываться от своих корней. Илюди искусства, композиторы, исполнители, не исключение. Например,Андрей Эшпай, он тоже из Марийской республики, и в его произведенияхмарийские мотивы звучат... А у каждого народа своя изюминка, которая вмузыке отразилась.

Влюбленная в пение

После окончания училища Галина оказалась перед дилеммой: продолжатьобразование или остаться дома. Выбор был непростым, даже мама былапротив: если старшая уедет из дома, кто будет с детьми и по хозяйствупомогать? Но Галина уже была настолько влюблена в пение, что другогопути не мыслила. А после училища ничего, кроме небольших сценическихамплуа, ей не светило... И она решила рискнуть. Маме ничего не сказалаи поехала в Казань, поступать в консерваторию.
 - Конкурс в тот год был огромный, - рассказывает ГалинаТрофимовна, - семь человек на место! Но самым трудным было не это. В товремя вступительные экзамены проводили не как сейчас, при закрытыхдверях, а при полном зале, представляете?! А это был старый актовый залконсерватории, там ряды очень резко, стеной вверх уходят. Я решиласдавать экзамены в национальном марийском платье, было у меня такоебелое, с мелко вышитым национальным узором. А я не знала, что залполный… Выхожу: тишина, жара, и стеной люди сидят, рядов семь видно, авыше - только если голову задирать… Для меня это было а-а-ах!  Мнене то, чтобы петь, мне нужно было духом собраться в таком большом зале,и при таком количестве людей что-то показать… Экзамен принимал НазибЖиганов. Я пела Глинку, арию Вани из Ивана Сусанина, потом пела вальсИскандарова «На Кокшаге», на марийском языке. Надо было четырепроизведения исполнить, а я два спела и Жиганов мне говорит:«Достаточно!» Ну, думаю все, не приняли. Я ведь маленькая, худенькаябыла, а другие абитуриенты все такие красивые, солидные, куда мне.Ладно, хоть маме не сказала, что поехала поступать... Но, к радости,поступила в класс к Светлане Назибовне Жигановой.
Галина Ластовка и Назиб Жиганов
Диплом вручает ректор консерватории Назиб Жиганов. 1973 год

О себе Галина Трофимовна рассказывает скромно. Именно это качество и непозволило ей сразу после консерватории пойти прослушиваться в оперныйтеатр. Она хотела вернуться домой, работать для родной республики. Былипланы заняться просветительской работой, открывать людям смысл икрасоту оперного искусства. Галина Трофимовна мечтала открыть отдел прифилармонии, организовать литературно-музыкальный лекторий дляшкольников. Хотела знакомить людей с полюбившейся ей классическоймузыкой с самого детства, растить зрителя, который будет в опереразбираться...
- Ведь большинство простых людей, - говорит она, - от слова «опера»шарахаются. Надо просвещать,  рассказывать, объяснять... Когдапотом выходишь, поешь, народ с открытыми ртами сидит, слезы вытирает.После концерта говорят: «Как, оказывается, интересно!» Вот какие у менябыли планы в Марий Эл...
Но этим планам не суждено было сбыться. Ездила Галина несколько раз вминистерство культуры в Йошкар-Оле, но министр почему-то ее избегал:назначал встречи, а она только и слышала: «Пять минут как ушел».Видимо, чиновники от культуры не были готовы к таким идеям.

Интернациональный репертуар

И тогда Галина решила остаться в Казани. Немалую роль в этомсыграла и встреча с суженым, который подарил ей такую необычную фамилию.
- Эта фамилия украинская, - объясняет Галина Трофимовна, - раньше ябыла Окунева, меня в Марий Эл до сих пор под этой фамилией знают, такчто там я пишусь через дефис - Ластовка-Окунева. Муж наполовинуукраинец, фамилия его отца была Ластивко, а в паспортном столеошиблись, и записали Ластовка. Так что семья у нас интернациональная.
Роли оперной певицы Галины Ластовки
Галина Ластовка в роли Шинкарки в опере Мусоргского "Борис Годунов"
и в роли Кончаковны в опере Бородина "Князь Игорь"

Репертуар песен Галины Трофимовны еще более интернационален. За семьлет работы в филармонии она спела песни всех народов Поволжья, многихнародов мира, французские, итальянские, японские, китайские песни,негритянские спиричуэлы. Без преувеличения - репертуар со всего земногошара. А главным для нее в выборе песен всегда оставалось одно: чтобысодержание песни было наполнено добротой, любовью, дружбой.

Призвание и признание

Но учеба и филармония были только первыми ступенями к настоящемупризванию. Со своим  трудолюбием и любовью к вокальному искусствуГалина не могла не пойти дальше. Следующим этапом стала аспирантура, вкоторую она поступила в 80-м году, к педагогу Валентине АндреевнеЛасько. Но она поставила Ластовке условие: ты должна пойти в оперныйтеатр… Для вокалиста переход из филармонии в оперу является огромнойредкостью, настолько различна специфика исполнения на концерте и втеатре, что подобные случаи являются уникальными! Но Галину Трофимовнуприняли с первого раза, несмотря на то, что в театре было достаточноеколичество исполнительниц с меццо-сопрано.
- Работа в театре требует совершенно другого подхода, - объясняетпевица, - здесь необходимо не только, чтобы вокал был на высоте, но ихореография, и актерское мастерство… Не случайно оперу считают элитнымискусством! Но мне это очень нравилось, и я много трудилась. Я спелавсе меццо-сопрановые партии всех спектаклей, которые шли у нас в театре.
Галина Трофимовна стала ведущей солисткой Татарского театра оперы ибалета, гастролировала, как оперная певица по всему миру. Заслуженнаяартистка России, народная ар¬тистка Татарстана и Марий Эл, член Высшеймеждународной лиги певцов (Нью-Йорк) – это далеко не полный список еезаслуг.

Наследники таланта

Если человек талантлив, у него два пути: совершенствовать свой талант ипочивать на лаврах, или же все, что имеешь, передать ученикам и такимобразом умножить данное тебе свыше дарование. Галина Трофимовна избралавторой путь. Когда в 84-м Назиб Жиганов пригласил Ластовку преподаватьв консерватории, она согласилась, несмотря на большую нагрузку втеатре.
- В начале я взяла четверть ставки, - вспоминает певица, - У меня былодва студента. Но позже стало понятно – мой практический опыт нуженмолодым вокалистам. Не скрою, я требовательный педагог, веду занятияэмоционально, «горю» в классе, проживаю с учеником…
Профессор Казанской консерватории Галина Ластовка
И такой подход дает результаты! Ученики Галины Трофимовны поют во всехведущих театрах России - в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре,Самаре, Ижевске, Уфе…
Благодаря ее педагогическому таланту вырос такой исполнитель, какМихаил Казаков. Его бас прославил Татарстанскую вокальную школу далекоза пределами нашей республики. Трудно даже перечислить все звания и всеконкурсы, лауреатом которых стал Казаков.

На одном языке

С огромным уважением  Галина Трофимовна относится к татарскоймузыке. Фуат Мансуров однажды сказал: «Ластовка - единственная в нашемтеатре русскоязычная певица, блестяще исполняющая партии на татарскомязыке».
- Живя здесь, - говорит певица, - Я всегда хотела внести вклад вкультуру этого народа. Я стремилась петь на татарском. И оченьблагодарна, что мне доверяли. Дважды я участвовала в декаде татарскойкультуры в Москве. В моем репертуаре две оперы Жиганова на татарскомязыке «Алтынчеч» и «Джалиль». Помню, когда Фуат Шакирович меняпопросил: «Там чуть-чуть, Галочка, ты справишься…», я с радостьюсогласилась. А когда мне дали материал, оказалось, что он оченьобъемный. Пришлось заниматься, учиться правильному произношению. Затопотом, когда некоторые чистокровные татары приходили на спектакль иговорили: «Лучше некоторых татар!» - улыбается Галина Трофимовна, - мнебыло очень приятно. Это лучший комплимент!
Ластовка и Ефимов в опере
Опера "Евгений Онегин" (США, Портланд): Ольга - Ластовка, Ленский - Ефимов

Но искусство Галины Ластовки радовало не только жителей Татарстана иРоссии. И в Америке, и в Европе отмечали, насколько филигранно чисто унее получается петь на иностранных языках: «Такую Кармен мы еще неслышали!»; «Как Вам удается эту изысканность французскую передать?!» АЛастовке нравиться шлифовать то, что она делает, доводить досовершенства. Не просто выучить мелодию, текст, но чтобы и интонациябыла, и произношение ближе к оригиналу.
И где бы она ни оказывалась, всегда пела произведения марийских и татарских композиторов.
- Многие за границей ведь и не знают, где наши республики находятся, -поясняет Галина Трофимовна, - говоришь - Казань, а они: «Да, да,Казахстан, знаем». Приходится объяснять, на карте показывать: «ВотТатарстан, а рядом Марийская республика». Поешь песни, нравится,достают диктофоны, записывают: «Красивые песни». И говорят: «И люди,значит, красивые!»
Язык музыки - язык международный, он не может оставаться в рамках одной страны, одного народа. Для него нет границ…
- Я не понимаю, - недоумевает, певица, - как можно кого-то невоспринимать из-за его национальной принадлежности?! Нужно бытьограниченным человеком, чтобы держаться таких убеждений, это ведьтупиковый путь – разделение. Но у нас, артистов, есть то, что способнообъединять - это творчество.
     
Без фальши

Как не согласиться с Галиной Ластовкой - искусство обладает огромнымсозидательным потенциалом, только использовать его надо не для того,чтобы себя прославить, а чтобы принести людям добро и свет.
- Вы знаете, - подводит итог разговору Галина Трофимовна, - когда япою, это для меня не самолюбование. Я вкладываю в песню всю себя, всюжизнь. Когда пою, я вижу все родные просторы, поле ржаное, солнышко! Ивсе, чему меня в детстве научили, я вкладываю в исполнение.  А какя на сцене стремлюсь не фальшивить, так и в жизни стараюсь фальши недопускать: быть с людьми порядочной, если вижу, что надо – помогаю, ине важно – просят меня об этом или нет. Наверное, можно было бы ещебольше в жизни добиться, но я рада тому, что имею. И думаю, что я нетак мало сделала…

Роман УСАЧЕВ
Фото Александр РУМЯНЦЕВ

2513 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru