Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (006) 2009 г. ЕСЛИ САМОЛЕТ НЕ ЛЕТИТ К МАГОМЕДУ,..

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (006) 2009 г. / ЕСЛИ САМОЛЕТ НЕ ЛЕТИТ К МАГОМЕДУ,..

Персона

Если самолет не летит к Магомеду, Магомед сам летит на самолете
 
В небе и на землес одинаковой быстротой и легкостью принимать верные решения подчас вкритических ситуациях дано не каждому. Генеральный директор ОАО«Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев всегда справляетсяс  поставленными задачами. Он первоклассный пилот, опытныйуправленец и просто хороший человек. О большой любви к малой авиации,моральных ценностях горцев, о чести на земле и в небе - эксклюзивноеинтервью с татарстанским авиатором дагестанского происхождения.

ВИЗИТКА
Магомед Закаржаев
Магомед Бахулаевич ЗАКАРЖАЕВ
генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»


Родился 14 июня 1956 года в селе Кули в Дагестане. В 1975-м окончилСасовское летное училище гражданской авиации. 1977-1983 годы - обучениев Казанском авиационном институте по специальности «инженер-механик».1975-1993 годы - второй пилот, командир самолета  Ан-2, командир звена,командир самолета Л-410, заместитель командира эскадрильи, заместителькомандира 168-го летного отряда по организации летной работы, командир2-го летного отряда. 1993-2003 годы - директор «Второго КазанскогоАвиапредприятия» (КАП-2). С апреля 1999-го - гендиректор ОАО«Авиакомпания “Татарстан”». В 2002-м и 2005-м авиакомпания дваждыстановилась победителем конкурса «Крылья России», в 2003-м и 2007-мгодах дважды была лауреатом. Награжден медалью РТ «За доблестный труд»,знаком «Отличник Аэрофлота». Заслуженный работник транспорта РТ. Сянваря 2009-го -  гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие». Женат,двое сыновей и дочь.

.
Летают семь братьев Закаржаевых

Магомед Закаржаев, Гендиректор ОАО - Магомед Бахулаевич, насколько мне известно, любовь к авиации у вас черта семейная?

- Знаете, у нас братьев-пилотов семь человек! Если всех собрать,получится целое авиазвено! Все началось со старшего двоюродного братаЗакаржи. Когда он учился в авиационном институте и занимался ваэроклубе, он увлек этим делом моего родного старшего брата Магада. Яеще в школу не ходил, когда он запускал самодельные планеры, выписывализ Москвы модели самолетов. А я хотел стать геологом, чуть постаршемечтал о журналистике. Помню, школьная учительница при всем классезачитывала мое сочинение. Назвав его нестандартным, попросила оставитьсебе. Но по окончании школы, когда мои братья вовсю летали, я точнознал, что пойду в авиацию. 10-й класс заканчивал в Махачкале, там жепоступил в местный аэроклуб. Туда принимали с 18 лет, а мне тогда быловсего 17, поэтому пришлось годик приписать. Помню, как я первый раз селсамостоятельно за штурвал Як-12. Это как первая любовь - никогда незабудешь! Спустя годы приобрел себе такой же самолет.

Сегодня мой старший сын Мурад работает в авиации. Он начинал летать уменя в авиакомпании «Тулпар»,  потом в «Авиалиниях Татарстана».Сейчас летает в Москве в авиакомпании «ВИМ-АВИА». Хочет сам пробиватьсебе дорогу в небо, его вводят в строй командиром Боинга-757. Мойплемянник Камиль - сын Закаржи - работает в авиакомпании «Татарстан»замкомандира эскадрильи, летает на Боинге-737. Моя супруга Эмара -заместитель главврача в медсанчасти «Казанского авиапредприятия». Воттолько младший сын и дочь вне авиации: Расул - музыкант, а Зариятпоступила в Академию Плеханова, уезжает учиться.

- Ваша дочь отправляется покорятьМоскву. А почему вы приехали в Казань? Некоторые дагестанцы, с которымиприходилось общаться, утверждают, что кавказцы хотят обосноватьсяименно в Татарстане. Якобы у нас  благоприятный межнациональныйклимат…  

- В Москве я никогда не хотел жить - слишком много суеты. А какпопал в Казань? Опять-таки по стопам двоюродного брата Закаржи. Когдаон здесь обосновался, я успел окончить летное училище в Сасове. Врезультате я остался в Казани, а он сейчас в Махачкале: летает наТу-154. А тогда для меня пределом мечтаний был Ту-134. Для того чтобына нем летать и двигаться по карьерной лестнице, я поступил в КАИ навечерний факультет авиационных двигателей.

Магомед Закаржаев на Кубе
Куба. Встреча с президентом Института гражданской авиации

Управлять в небе и на земле

- Магомед Бахулаевич, как же вы совмещали работу и учебу?

- Параллельно с учебой в институте я работал вторым пилотом на Ан-2 вКазанском авиаотряде спецприменения, а через четыре года меня назначиликомандиром звена. Окончив КАИ, я остался в малой авиации, так как былшанс получить квартиру. Я к тому времени был уже женат, растил двоихдетей.

- С начала вашего трудового пути и досегодняшнего дня вы отдаете предпочтение малой авиации, возглавляя«Казанское авиапредприятие». С чем связан такой выбор? 

- В 1993 году в условиях гиперинфляции меня назначили директором«Второго Казанского авиапредприятия». Чтобы выжить, мы отделились отавиакомпании «Татарстан». Работали на голом энтузиазме, занимаясьсельхозавиацией, хотя на тот момент потребность в ней резкосократилась. Но через два года мы стали прибыльными, не уволив ниодного сотрудника. Вы знаете, мне всегда везло, доходило до мистики. Незабуду, как сижу, ломаю голову, где взять дешевый редуктор, на новый-тоне хватает денег. И тут раздается телефонный звонок, мне предлагаютэтот самый редуктор. Долго торгуюсь и в итоге получаю редуктор именноза ту сумму, которую мог бы за него отдать! Наше предприятие начиналовертолетную тематику с одним только Ми-8, в придачу к нему мне передалицелую эскадрилью пилотов. Для них пришлось покупать вертолеты. Сегодняу нас двенадцать Ми-8, а в общей сложности - более тридцати пяти машинразных типов. На предприятии работают 270 человек. Еще с 1998 года мыначали преобразование «Казанского авиапредприятия» в акционерноеобщество, и два года назад оно перешло в частные руки и сталоназываться ОАО «Казанское авиапредприятие». И сегодня это акционерноеобщество без государственного участия.

- Имея за плечами огромный опыт работыв малой авиации, вы перешли в большую, став генеральным директоромавиакомпании «Татарстан». С чем был связан, выражаясь вашим языком,такой перелет?

- Вы знаете, в то время все было не просто. Я возглавил авиакомпанию вапреле 1999 года. Поводом для ее создания на основе объединения трехпредприятий (ГУП «Казанское авиапредприятие», ГУП «Нижнекамскоеавиапредприятие» и ГУП «Международный аэропорт «Бегишево») послужилглубокий кризис, который переживала гражданская авиация республики: из21 самолета «на крыле» были только 6, долг по зарплате - за 9 месяцев,кредиторская задолженность - 120 миллионов.

Когда мы создавались, правительство Татарстана оказало помощь ввосстановлении 4 самолетов и покупке еще 4 самолетов (два Ту-134 и дваТу-154М). За первый же год была ликвидирована задолженность по зарплатеи большая часть кредиторской. И с 2001-го по 2006 годы авиакомпанияработала прибыльно. С 1999 по 2007 год перевозки пассажиров выросли в6,1 раза, пассажирооборот - в 10,4 раза, средняя зарплата - в 11,7раза. За тот же период был освоен самолет Ил-86, позволившийзначительно увеличить объем работ и сохранить кадровый потенциал. Вроссийском рейтинге авиакомпания переместилась с 28-го на 11-е место.Но в начале 2008 года пришли болгарские инвесторы, с которыми я несработался, и в 2009 году вернулся в малую авиацию, став гендиректоромродного ОАО «Казанское авиапредприятие». В общей сложности в воздухепровел 35 лет…

Закаржаев с Олейниковым и Стояновым
В казанском аэропорту с Ильей Олейниковым и Юрием Стояновым

- Бесспорно, для этого надо иметьпризвание, любовь к небу и, несомненно, опыт, который, как правило,нарабатывается методом проб и ошибок. Были ли в вашей авиационнойпрактике чрезвычайные ситуации? Самолет - не автомобиль, который вслучае поломки можно остановить у обочины дороги…

- Меня никогда серьезно не подводила авиационная техника, неотказывали двигатели, может быть, потому что я очень ответственноотносился к предполетной подготовке. Могу припомнить только одинслучай, когда испытал на себе всю мощь грозовой стихии. Я только началлетать на самолетах Л-410, которые не были оборудованы локаторами. И водном из таких полетов в районе Мензелинска в силу недостатка опытавлетел в мощное грозовое облако. В мгновение самолет бросило вниз кземле на 600 метров, и мы все повисли на ремнях. Начался ливень и град.В салоне были одни женщины: они кричали и визжали, было ощущение, чтомы попали в преисподнюю. Но все обошлось. 

- Профессия летчика хоть и сложная, но все-таки романтичная… 

- Я романтик по натуре. Не люблю приземленных, скучных людей. Ведьжизнь измеряется  движением души. А романтика - это и естьсостояние души. Авиация - одно из ее проявлений.

 - Романтика - это, конечно,здорово. Но ведь известно, что авиация - это еще и тяжелый труд,самолеты летают 365 дней в году.  Когда же вы отдыхаете?

- Когда был гендиректором авиакомпании «Татарстан», свободного временикатастрофически не хватало. Самолеты летают и днем и ночью: нужнокого-то встретить, проводить. Какой тут сон! Суббота, как правило,рабочий день: приходилось разгребать дела, которые накопились занеделю. Я даже редко осуществлял давнюю мечту - летал на «вертушке».

- Вы и вертолеты освоили? Ощущения, наверное, другие, чем на самолете?

- На «вертушке» я летаю несколько раз в месяц в свое удовольствие, покаеще не готов оставить летную работу совсем, это ведь такоеудовольствие! «Вертушки» мне нравятся больше, чем самолеты. Я на Ту-154летал в авиакомпании «Татарстан» и параллельно «Робинсоном» училсяуправлять - это такая марка вертолетов. На вертолете можно сесть гдеугодно и «зависнуть» в воздухе. Это еще одна ступень свободы… 

- Считается, что авиация - это болезнь. Люди, которые попали сюда однажды, уйти по доброй воле не могут… 

- Безусловно, это болезнь. Заразившись ею, будешь болеть всюжизнь. На эту тему в авиационном мире есть анекдот. Выпивают двоемужчин. Один другому жалуется: «Работа у меня тяжелая, грязная. И вжару, и в холод на улице, и зарплата маленькая». «А кем ты работаешь?»- «Ассенизатором в аэропорту». «Так чего не уйдешь оттуда?» - «Да какже я без авиации-то?!»

Жизнь - это еще  музыка, книги, спорт, общение

- Магомед Бахулаевич, судя по вашей выправке, вы в отличной физической форме. В вашей жизни есть место спорту?

- Если бы не спорт, то такую нагрузку на работе было бы сложновыдерживать. Помню, лет десять назад мы собрались в старом аэропортупоиграть в футбол. Пробежав две минуты, я начал задыхаться. Тогдаподумал: «Неужели все?» С этим не смирился. И мы почти каждый деньстали играть в футбол. Сейчас занимаюсь спортом пять-шесть раз внеделю. Играю в футбол, хожу в «качалку», плаваю. Я пришел к выводу,что спортом надо заниматься, не обращая внимания на возраст.

Магомед Закаржаев и Александр Калягин
С Александром Калягиным

- Есть ли у вас еще какие-то увлечения, хобби?

- Очень люблю музыку - современный джаз, рок, металл, хорошуюпоп-музыку или классику. Главное, чтобы это было созвучно моим чувствами мыслям. В моем i-pode 60 гигабайт музыки на любое настроение. Нужензаряд энергии - поможет «Металлика», лирическое настроение - ВладимирКузьмин, Эрик Джонсон, меланхолия - Майлс Девис. Люблю литературу, нона чтение не хватает времени. Когда не было служебной машины, читал втрамвае. Мне очень нравится Айтматов, Сент-Экзюпери, Булгаков. А вотмое журналистское начало «вылилось» в журнал «Авиация Татарстана», яего издавал один год, потом редактировал две книги «Большие дела малойавиации» и «Время летать». Может, когда-нибудь напишу что-нибудь и сам.

- У вас столько разных увлечений, что, наверное, нет места простому общению…

- Что вы! Я без ума от интересных людей! Еще с детства собиралхарактеры для себя. Всегда интересовали больше не техника, не бизнес, аименно человек. Помню, когда был маленьким, взрослые сидели за столом иразговаривали о своем. А я присматривался к кому-нибудь из них и думал:«Интересно, что это за человек?» В процессе я ловил себя на мысли, чтомогу по внешности и манерам через пять минут с большей долейвероятности охарактеризовать человека, как он поведет себя в той илииной ситуации. Это получается самопроизвольно, просто мне интересенкаждый человек, независимо от его статуса или положения. 

Лакец нашел лачку в Казани

- Магомед Бахулаевич, расскажите, кто ваша супруга?

- Моя жена, как и я, лачка. Представляете, свою будущую супругу явстретил здесь в Казани! Ее отец работал преподавателем вАртиллерийском военном училище. Сначала я познакомился с ним, а потом сЭмарой, ей было 14 лет. А в 17 она вышла за меня замуж, мне тогда было22 года. Лакцы - это  пятая по численности национальность вДагестане, а всего их 34! У нас в шутку говорят, что аварцы храбрые,даргинцы - торговцы, лакцы хитрые. Кумыки - те же татары, относятся ктюркоязычной группе. У нас в Дагестане, как и в Татарстане,присутствует толерантность. Я вообще считаю, что национальность -последний аргумент. Для меня не имеют значения цвет кожи, разрез глаз.Все рождены равными.

-  У вас есть какие-то увлечения национального характера, та же лезгинка, например?

- О, лезгинку, к сожалению, танцевать не умею, когда приезжаю вДагестан, на свадьбу, например, всегда от этого страдаю. Возможно, еслибы остался в родном ауле, так и танцевал бы ее, в детстве ведь умел этоделать, так же как и на гармошке играть.

В гостях у арабов
Магомед Закаржаев в гостях у арабов

- А национальные блюда дома готовите? Насколько известно, у вас на родине популярны хинкал, чуду?

- Безусловно, но лучше хинкала может быть только хинкал! Это баранина счесноком и тонкими пластами теста, сваренная в бульоне. Очень вкусно.Чуду напоминает кыстыбый, который делают в Татарстане, только краялепешки защипывают. Еще у нас в Дагестане готовят вкусную вяленуюбаранину. Это целый ритуал! Я же умею готовить только шашлык и яичницу,зато жена Эмара - очень вкусные манты.

Мы рождены свободными 

- Магомед Бахулаевич, судя по вашимрассказам, вы чувствуете себя в Татарстане, как дома. Были ли ситуации,когда вы испытывали некий дискомфорт, что родились не здесь?

- Никогда! И не только в Татарстане, но и везде, где бы я ни был,чувствую себя комфортно. У меня нет комплексов по поводу национальныхограничений. Я считаю, что все эти условности придуманы людьми и неимеют никакого отношения к самой природе и предназначению человека. Мырождены свободными.

Закаржаев Магомед Бахулаевич- На ваш взгляд, помимо «пестрой» межнациональной палитры, есть ли еще какие-то общие черты между Татарстаном и Дагестаном?

- Вероисповедание, веротерпимость. Хотя народ  у нас насколькотерпеливый, настолько и  темпераментный. Я стараюсь два-три раза вгод ездить в Дагестан, навещаю братьев, сестер, хотя часто при этомиспытываю смешанные чувства. События последних десятилетий превратилинекогда развивающийся благоприятный и красивый регион в аренуполитических и религиозных баталий. Сейчас в республике разруха,нищета, террор. На фоне этого можно отметить огромную заслугуПрезидента Татарстана Минтимера  Шаймиева, который не допустилразвития подобного сценария. 

Ба, какие люди!

- Аэропорт - место сосредоточения людей всех рангов и статусов. Наверняка, приходилось встречаться с известными людьми?

- За девять лет работы в авиакомпании «Татарстан» почти всепредставители интеллектуальной и политической элиты России хотя бы разпобывали в нашей республике. Из известных людей я был представленВладимиру Путину, Сергею Степашину. А однажды укрыл моего любимогописателя Чингиза Айтматова от проливного дождя после ночного перелета,за что был награжден книгой с автографом. 

- Магомед Бахулаевич, у вас такая многогранная, насыщенная жизнь: столько интересных встреч, ярких событий. Что же главное?

- Сохранять честь и достоинство в любых ситуациях. По этому поводу мнеочень нравится одна фраза: «У человека нет выбора, он должен бытьчеловеком».

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Азат Хаким, председатель Совета директоров
 Азат ХАКИМ, председатель Совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- Я близко знаком с Магомедом с 1994 года: это высокопрофессиональныйспециалист, хороший руководитель. Ему удается совмещать летнуюдеятельность с управленческой работой, хотя это очень трудно. Магомедлегко обучаем, впитывает все как губка. Как кавказец, он очень горяч,зачастую с трудом идет на компромисс. Мы возглавляем с нимконкурирующие фирмы, одно время у нас даже были разногласия, но онвсегда - достойный противник, заслуживающий уважения. И то, что вТатарстане руководящие должности занимают люди разных национальностей,говорит о нашей толерантности. Радует, что человека оценивают по егопрофессиональным и умственным способностям. Магомед - яркий томупример.
 Шавкат Умаров, руководитель Татарского управления ФАВТ Шавкат УМАРОВ, руководитель Татарского межрегионального территориального управления Федерального агентства воздушноготранспорта  приМинистерстве транспорта РФ:

- В Казанском объединенном авиаотряде Магомед Бахулаевич уже 30 лет. Язнаю его как человека целеустремленного, инициативного, с лидерскимикачествами. Он хотел быть летчиком и стал им, хотя однажды признался,что мог бы стать врачом. Но судьба распорядилась так, что он пришел вавиацию и достиг успеха. Авиакомпания «Татарстан» досталась Закаржаевув кризисном состоянии, и во многом благодаря ему она вышла на высокийпрофессиональный уровень. У него есть очень хорошая черта: в короткиесроки качественно осваивать новую технику. Помню, как он быстро ихорошо научился летать на большом самолете Ту-154.






 
Инеза БИКЕЕВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ и из архива Магомеда Закаржаева

3424 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru