Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №2 (005) 2009 г. ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (окончание)

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №2 (005) 2009 г. / ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (окончание)

Политика

Окончание интервью с Председателем Комитета Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации по деламнациональностей Валентином КУПЦОВЫМ [перейти к началу интервью].

- Валентин Александрович, как Вы оцениваете межнациональные отношения в Республике Татарстан?

- Я знаю Татарстан давно, с советского периода. С нынешней ипрежней точки  зрения республика обладала и будет обладатьустойчивой экономической стабильностью, трудоспособным и умелымнаселением, самобытной культурой, высоким уровнем профессионализмаруководства. Татарстан - одна из ведущих республик России, развиты какпромышленность, так и сельское хозяйство. Татарстан находится напересечении стратегических путей сообщения. Как и вся Россия,республика многонациональна. Татары - народ древней культуры. Смотрите,какую великую литературу вы имеете: Габдулла Тукай, Муса Джалиль, ХасанТуфан, Сибгат Хаким! Ваша письменность зародилась в древности, вашфольклор чудесен, особенно песни. Вы, наверное, первыми в России сталина такой широкой многонациональной основе проводить народный праздник-¬ Сабантуй.
В последние годы я два раза был в Казани, удивлялся переменам в обликегорода, бережному отношению к традициям, наследию и одновременноновизне, высокому качеству архитектуры. Мне представляется, что вТатарстане достаточно спокойная, выдержанная, взвешенная политика помежнациональным отношениям. Естественно, роль лидера здесь являетсяопределяющей: высокий авторитет президента Минтимера Шаймиева позволяетрешать вопросы без тех негативных последствий, которые всегда могутбыть.       
Сабантуй   
- Последний раз Вы были в Казани насовещании с руководителями законодательных органов и органов управленияобразованием субъектов РФ, имеющих законодательно закрепленныегосударственные языки субъекта РФ. Итогом работы стала резолюция «Овнесении изменений в Закон РФ «Об образовании», предусматривающаязаконодательное закрепление национально-регионального компонентаобразования. Как эта резолюция воплотилась в жизнь?

- Нам удалось внести поправку в Закон РФ «Об образовании»,которая обязывает при принятии подобных документов учитывать не толькосоциально-экономические, но и межнациональные отношения, чтобы не былоперекосов в обществе. Введение закона начнется уже с 1 сентября,поэтому Министерство образования серьезно озабочено тем, чтобы к этомупериоду были подготовлены все нормативные акты, которые быурегулировали необходимые процессы.
Надо признать, что сильно отстает разработка нормативных актов,связанных с внедрением национально-регионального компонентаобразования. Я считаю, что наша ошибка в том, что по этому крупномузакону, который затрагивает судьбы субъектов РФ, у нас не проводилсяэксперимент. Я сторонник такой реформы, которая сначала проработана накаком-то субъекте Федерации. Тогда сразу видно, что не так. А у насесть законопроекты, которые принимаются в спешном порядке, в нарушениерегламента, а потом через год в них вносятся поправки, только потому,что законопроект был принят без учета возможных последствий.Обеспокоенность по этому вопросу есть, в национальных республикахособенно, не надо видеть в этом сепаратизм. Это проблема, которую надорешать всем вместе.

- Одно из приоритетных направленийдеятельности Комитета Государственной Думы по делам национальностей -дальнейшее развитие правовой базы по защите прав коренных малочисленныхнародов Российской Федерации. В связи с чем такое пристальное вниманиек этой теме?   

- Такое внимание давно уже существует. Как и в семьях, малым детямпомогают взрослые. Это естественно. В России есть народы, которыенасчитывают сотни человек. Они нуждаются в опеке, в помощи. Внимание кмалым народам в связи с гуманизацией цивилизации характерно для многихстран мира. 13 сентября 2007 года Генеральная Ассамблея ООН принялаДекларацию о правах коренных народов мира. Принятая декларацияпровозглашает право коренных народов на самоопределение, землю иприродные ресурсы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от27 мая 2006 года создан Национальный организационный комитет поподготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международногодесятилетия коренных народов мира. Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации  от 19 ноября 2007 года утвержден Комплекспервоочередных мероприятий по подготовке и проведению в РоссийскойФедерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира.
4 февраля 2009 года Председателем Правительства РФ была утвержденаКонцепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которая представляетсобой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в отношениидеятельности федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления всфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера.Концепция направлена на объединение усилий органов государственнойвласти и органов местного самоуправления с институтами гражданскогообщества, включая объединение малочисленных народов Севера, для решениявопросов устойчивого развития этих народов. В настоящее время в рамкахпринятой Концепции разработан План мероприятий по реализации Концепцииустойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации на 2009-2011 годы. Первый разделэтого Плана предусматривает совершенствование нормативной правовой базы.
В этот раздел входит разработка целого ряда нормативно-правовых актов,а именно проекта Федерального закона «О внесении изменений вФедеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народовРоссийской Федерации». Данный законопроект уже принят Государственной Думой и  одобрен Советом Федерации.
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование реализацииФедеральных законов «О гарантиях прав коренных малочисленных народовРоссийской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации», «О территориях традиционного природопользования коренныхмалочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РоссийскойФедерации», а также ряда других законов и подзаконных актов,регулирующих отношения в сфере правового статуса и реализации правкоренных малочисленных народов Российской Федерации. 
Многонациональная Россия
Законопроект  предусматривает унификацию терминологии, а именнозамену термина «в местах традиционного проживания и хозяйственнойдеятельности» на термин «в местах традиционного проживания итрадиционной хозяйственной деятельности».
Кроме того, данный законопроект закрепляет полномочия ПравительстваРоссийской Федерации по утверждению перечня видов традиционнойхозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РоссийскойФедерации, а также перечня мест традиционного проживания и традиционнойхозяйственной деятельности этих народов.
Другой не менее важный проект закона мы ждет от ПравительстваРоссийской Федерации - это «О внесении изменений в Федеральный закон «Отерриториях традиционного природопользования коренных малочисленныхнародов Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации».Скажу откровенно, работа над этим законопроектом осложнена тем, чтоГосударственной Думой принят в первом чтении проект Федерального закона«О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемыхприродных территориях» и некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации». Этот законопроект напрямую затрагивает Федеральный закон «Отерриториях традиционного природопользования коренных малочисленныхнародов Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации»,поскольку  затрагивает изменение  статуса территорийтрадиционного природопользования.
В Комитете ведется работа над проектами Федеральных законов «О защитеисконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционногоприродопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации»и «О внесении изменений  в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в связи с принятием Федерального закона  «Озащите исконной среды обитания, традиционного  образа жизни и традиционного природопользования коренных малочисленных народовРоссийской Федерации».

Необходимость разработки первого законопроекта (второй логическивытекает из первого) обусловлена тем, что на территориях традиционногопроживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народовведется интенсивная разработка  полезных ископаемых (нефть, газ,золото, олово, серебро, титан и другие). Эта добыча приводит к тому,что большие территории оленьих пастбищ приходят в негодность. Вызнаете, что для  полного восстановления тундры требуется около 50лет, то есть закон направлен на защиту и полноценную компенсациюнанесенного ущерба  исконной среде обитания коренных малочисленныхнародов Российской Федерации.
Действующий Федеральный закон «Об экологической экспертизе» непозволяет провести  полноценную экономическую оценку нанесенногоущерба, что приводит к необоснованному снижению материальных выплат(иногда это  выражается в виде одного мешка муки или бочки бензинадля снегохода). Но есть еще другая, если не главная, морально-этическаясторона вопроса, затрагивающая в целом народы, чей традиционный образжизни немыслим без исконной среды обитания.
Законопроект «О защите исконной среды обитания и традиционного образажизни коренных малочисленных народов Российской Федерации» инициируетсяКомитетом  и направлен на учет особенностей традиционного образажизни этих народов. В настоящее время проводится работа по егодоработке, и в сентябре 2009 года мы планируем провести в Салехардесеминар-совещание по данному законопроекту.
В настоящее время изменено финансирование социально-экономическогоразвития малочисленных народов. До 2008 года в федеральном бюджете былаФедеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитиекоренных малочисленных народов Севера до 2008 года». Финансированиеэтой программы планировалось в равных долях как из федерального, так ирегионального бюджетов. Проведенный анализ за последние десять летпоказал, что  реальное освоение средств этой программы составлялоне более 25-30 процентов от выделенных средств из федерального бюджета.Кроме того, даже эти  выделяемые небольшие средства направлялись всубъекты с третьего квартала текущего года, когда их практически уженевозможно использовать. По этой причине программа была досрочнопрекращена и разработана Концепция новой Федеральной целевой программы«Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народовСевера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2015 года»,утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21ноября 2007 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 годаутверждены правила распределения и предоставления из федеральногобюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержкумероприятий по социально-экономическому развитию малочисленных народовСевера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Субсидиинаправляются на создание условий для устойчивого развития экономикитрадиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов, на развитиеобразования, культуры и медицинского обслуживания, на проведениеэтнокультурных мероприятий, а также на развитие и модернизациюинфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционнойхозяйственной деятельности.
Народы России. Кряшены.
- 2 апреля 2009 года в ГосударственнойДуме состоялось заседание международного «круглого стола» на тему «Опроекте модельного закона “Об этнокультурных общественных объединенияхграждан”». Выступая на заседании, Вы, в частности, сказали, что вусловиях экономического и финансового кризиса растут ожиданияактивизации совместной работы на территории бывшего СССР, где именно сРоссией связывают перспективы благоприятного выхода из кризиса общимиусилиями в рамках Содружества. Получается, что возрастает рольобщественной дипломатии на территории бывшего СССР?

- Немного об истории возникновения модельного закона. Наосновании действующих в Российской Федерации Федеральных законов «Обобщественных объединениях» и «О национально-культурной автономии»Комитет Государственной Думы по делам национальностей 4-го созыва врамках законодательной инициативы представил в Постоянную КомиссиюМежпарламентской ассамблеи СНГ по культуре, информации, туризму испорту в 2005 году проект модельного закона «Об этнокультурныхобщественных объединениях граждан». Решением Постоянной комиссии быласоздана рабочая группа, которую возглавила первый заместительпредседателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей4-го созыва Г.С.Дорошенко, затем член Комитета Государственной Думы поделам национальностей В.В.Антонов. Подготовленный законопроектобсуждался неоднократно на заседаниях Постоянной комиссии, в том числедважды  с участием членов Комитета по делам национальностей.Модельный закон «Об этнокультурных общественных объединениях граждан»предусматривает законодательное закрепление правовой основы длянационально-культурной самоорганизации граждан и удовлетворения ихпотребностей в этнокультурном развитии (приверженности к языку,духовным ценностям, традициям, религии) безотносительно к меступроживания и специфике национально-государственного илитерриториально-государственного образования. Словом, модельный закон«Об этнокультурных объединениях граждан» призван создать правовуюоснову для дальнейшего сближения народов, проживающих в странах СНГ.
Таким образом, Россия инициировала формирование «правового поля» дляразвития гражданского общества на постсоветском пространстве, амодельный закон закладывает основы для новой и весьма влиятельноймеждународной конфигурации, как общественная (народная) дипломатия,создается правовая основа для свободной национально-культурнойсамоорганизации людей, для удовлетворения их потребностей вэтнокультурном развитии безотносительно к месту проживания. Практикапоказала, что национально-культурные объединения вносят значительныйвклад в формирование гражданского общества, в решениесоциально-экономических проблем территорий, на которых живут народыбывшего СССР.
Модельный закон принят на пленарном заседании МПА СНГ 14 мая 2009 года единогласно.

- Как мы знаем, средства массовойинформации нередко освещают межэтнические отношения однобоко инегативно, не задумываясь о последствиях тех или иных телевизионныхрепортажей или публикаций в прессе. Проводится ли какая-то работа вданном направлении Комитетом Государственной Думы по деламнациональностей?

- Всем известно, что средства массовой информации играют очень важнуюроль в  общественных отношениях. Причем они могут играть какположительную роль в утверждении благоприятного климата межэтническихотношений, так и деструктивную. В целом можно сказать, что от того, как- объективно или конфликтно - преподнесут СМИ этнически окрашенныематериалы, зависят не только взгляды и представления людей, но и самимежэтнические отношения и мир в регионе или стране.
Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения Комитета по деламнациональностей. Мы полагаем, что необходимо не ограничивать свободуСМИ, но повышать ответственность за распространение недостовернойинформации и за прямое или косвенное содействие пропаганде идейрасизма, экстремизма и ксенофобии.
Видимо, целесообразно дополнить существующие нормативные документыположением, в котором четко классифицируется понятие «содействиеэкстремизму (расизму, ксенофобии)». Однако лучше всего нам - ипредставителям органов государственной власти, и общественности, ижурналистам - находить взаимопонимание и солидарно взаимодействовать воблаго межнационального мира и согласия.

Наталья ВЯТКИНА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ, Наталья ВЯТКИНА

1462 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru