Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №2 (005) 2009 г.
→
ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (начало)
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №2 (005) 2009 г. / ВО БЛАГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО МИРА И СОГЛАСИЯ (начало)
Политика
России необходимо Министерство по делам национальностей
Национальныеи межнациональные вопросы - не только одни из самых важных, но и однииз самых сложных, с которыми сталкивалось Российское государство напротяжении своей истории. Именно по этой причине Комитет по деламнациональностей - один из ведущих Комитетов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации. О наиболее актуальныхпроблемах современной государственной национальной политики изаконотворческой деятельности комитета - эксклюзивное интервью дляжурнала «Наш дом - Татарстан» с Председателем Комитета Госдумы по деламнациональностей Валентином КУПЦОВЫМ.
- Валентин Александрович, национальныйвопрос в нашем многонациональном государстве всегда остается в центревнимания. Какую роль в его решении играет Комитет Государственной Думыпо делам национальностей?
- Пока существует любое многонациональное государство, всегдабудет существовать национальный вопрос. Не в смысле какого-топерманентного обострения, а по причине развития наций и народностейстраны, гармонизации их отношений, снятия противоречий в единомгосударственном существовании, которые государство обязано не доводитьдо конфликтов. Это - объективная реальность национальной политики.Большую роль здесь играет создание современной законодательной базы нафедеральном уровне (если говорить о современной России) и в субъектахРоссийской Федерации.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей является одной изструктур, занимающихся законодательной деятельностью на федеральномуровне, системным и последовательным изучением этнокультурных проблемнародов Российской Федерации, стремится влиять на их решение, главнымобразом через совершенствование законодательства.
Эта работа далеко не простая. Время требует совершенно новых подходов кгосударственной национальной политике и к регулированию межнациональныхотношений, их современного теоретического обоснования в связи среалиями XXI века. Эти подходы все в большей степени трансформируются всферу образования, культуры, природопользования. Очевидно, что этаработа должна проводиться совместно с самим обществом, в том числе собщественными объединениями граждан.
-Как Вы оцениваете современные национальные отношения в Российской Федерации? Каковы перспективы их развития?
- При общем достаточно позитивном фоне межнациональноговзаимодействия имеются и тревожные тенденции. Во-первых, это довольновысокий уровень интолерантности и ксенофобии, который характерен длямассовых настроений в любом регионе страны. Во-вторых, это рострадикал-националистических настроений среди молодежи, которыеприобретают все более организованные формы. В-третьих, это отсутствиепродуманной региональной этнополитики в целом ряде субъектов РоссийскойФедерации.
Погасить негативные тенденции вполне возможно, если проводитьпоследовательную политику гражданской интеграции как на федеральном,так и на региональном уровнях, особенно важно задействовать в этойполитике школу, СМИ и социальную рекламу.
В последние десятилетия мы отмечаем рост национального самосознания,народы испытывают объективную потребность в сохранении себя какэтносов, ощущают боль, когда утрачиваются традиции, теряется роднойязык. Важно, чтобы не было откровенных политических спекуляций натрудностях культурного характера. Здесь как раз значительной являетсяроль государства в гармонизации межнациональной жизни. Именногосударство должно брать на себя ответственность и демонстрироватьзаботу о сохранении каждого своего народа, каждой, даже самоймалочисленной, этнической общности. Сейчас, к счастью, у нас неткрупных межнациональных столкновений, но это не дает нам основанияуспокаиваться, упускать эту тему из государственного поля зрения.
Народы России объединены общностью исторического пути. Наше государствоизначально складывалось как государство многонациональное. Это - егосущность, одно из сильнейших государствообразующих качеств. За многиевека у нас не исчезла ни одна национальность, не были истреблены ниэтносы, ни народы, ни племена. В отличие, скажем, от других большихстран мира, некоторые из которых сегодня нас учат «толерантности». Исегодня все здравомыслящие люди понимают, что эта общероссийскаяобщность будет сильна при условии, если сохранится самобытность каждогонарода как условие его политического и гражданского существования. Насохранение этнокультурной общности людей и должна быть направленанациональная политика государства.
ВИЗИТКА
Валентин КУПЦОВ, Председатель Комитета Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностейДепутат Госдумы ФС РФ с 1995 г., второго, третьего, четвертого, пятогосозывов. Родился в декабре 1937 г. в Вологодской области. В 1966 г.окончил Северо-Западный заочный политехнический институт поспециальности «инженер-металлург», в 1988 г. – Ленинградскую Высшуюпартийную школу. Трудовую деятельность начал в 1955 г. в колхозе;отслужил срочную службу в армии. С 1958 г. по 1974 г. работал наЧереповецком металлургическом заводе вальцовщиком, мастером,начальником станов горячей и холодной прокатки, избирался секретаремпарткома цеха, заместителем секретаря парткома завода. С 1974 г. -второй, затем первый секретарь Череповецкого и Вологодского горкомовКПСС; с 1985 г. по 1990 г. - первый секретарь Вологодского обкома КПСС.В 1990 г. утвержден заведующим отделом, избран секретарем ЦК КПСС. 6августа 1991 г. избран первым секретарем ЦК Компартии РСФСР. С 1974 г. - депутат городского, областного Советов депутатов, былизбран председателем Вологодского областного Совета. С 1985 по 1991 гг.являлся депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. Награжден медалью«За трудовую доблесть», орденом Ленина, двумя орденами ТрудовогоКрасного Знамени, орденом «Знак Почета». |
- Валентин Александрович,Вы - депутат Государственной Думы РФ второго (1995-1999), третьего(1999-2003), четвертого (2003-2007), а с декабря 2007 года - депутатГосдумы Федерального Собрания РФ пятого созыва. В какой из периодовнациональный вопрос наиболее остро стоял перед депутатами? С чем этобыло связано?
- Почему за последние десятилетия национальные проблемыприобрели особую остроту? Мое личное мнение (оно подтверждено инаучно): для того чтобы расколоть единое государство, основной ударнужно направить по национальным отношениям. Если вы возьмете развалСоветского Союза, то он начался с событий в Нагорном Карабахе. Именнопотому, что в данном месте был стык наций и конфессий, слабое звено,связанное с непотушенными историческими конфликтами. Подобные пожары -дело рук не местных жителей, а тех, кто сначала не желал добраСоветскому Союзу, а теперь и России. Наши недоброжелатели вносят семенараскола и постепенно внедряют их в сознание, а потом стараютсявоплотить в жизнь.
Сегодняшняя ситуация другая по сравнению с 90-ми годами прошлого века.Мы имеем сильное государство, для этого, естественно, многие республикивынуждены были поменять свои Конституции. Если мы вообще думаем, чтоРоссийское государство может быть крепким, сильным, здоровым, то онодолжно быть с сильным центром - государственной властью - и сдемократическими правами и свободами, которые должны быть переданысубъектам. В конституционном плане это закреплено многими республиками.И это позитивный стимул.
- Многие депутаты Государственной ДумыРоссийской Федерации заявляют о необходимости скорейшего принятияФедерального закона «Об основах государственной политики в сферемежэтнических отношений в Российской Федерации». Что Вы думаете поповоду принятия этого закона?
- В настоящее время практика реализации Концепциигосударственной национальной политики Российской Федерации,утвержденной в 1996 году Президентом Российской Федерации, показалаострую необходимость не только в принятии федеральных законов поконкретным проблемам межэтнических отношений, но и закреплении назаконодательном уровне основных направлений государственной политики в этой сфере. Такую цель мы ставили перед собой, разрабатываянастоящий проект Федерального закона «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации».
Мы исходили из того, что процесс развития демократическогофедеративного государства предполагает создание правовой базы,отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов,проживающих на территории России. Следовательно, необходимость иметьгосударственную стратегию в сфере межэтнических отношений продиктованаобъективным положением вещей – полиэтничностью, поликультурностью Российской Федерации.
В законопроекте определены полномочия Российской Федерации и еесубъектов по основам государственной политики в сфере межэтническихотношений, формы участия национально-культурных автономий, другихобщественных объединений, граждан, народов Российской Федерации,органов государственной власти всех уровней в регулировании икоординации действий по прогнозированию, предупреждению и разрешениюмежэтнических конфликтов, противодействию экстремистским действиям,направленным на возбуждение ненависти либо вражды по признакамэтнической принадлежности, организации и проведению мониторингасостояния межэтнических отношений. Включена статья, предусматривающаянормы ответственности за нарушение законодательства в сферемежэтнических отношений.
Предусмотрено создание правового механизма в деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления,национально-культурных автономий и других общественных объединенийграждан по развитию в российском обществе необходимого уровня икачества межэтнических отношений, обеспечению конституционных правграждан и народов Российской Федерации на дальнейшее этнокультурноеразвитие. Несмотря на критику того, что в законопроекте отсутствуетпредмет правового регулирования, это не соответствует действительности- предметом регулирования проекта федерального закона являютсяотношения органов государственной власти, органов местногосамоуправления, народов и граждан Российской Федерации, их общественныхобъединений в сфере межэтнического взаимодействия.
- На какие актуальные темы КомитетГосударственной Думы по делам национальностей подготовил и провелпарламентские слушания в этом и прошлом годах?
- В течение 2008 года Комитетом Государственной Думы по деламнациональностей были подготовлены и проведены парламентскиеслушания на тему «О проекте Федерального закона «О защите исконнойсреды обитания, традиционного образа жизни и традиционногоприродопользования коренных малочисленных народов РоссийскойФедерации» и совместно с Комитетом по безопасности Госдумы – «Опроблемах законодательного обеспечения противодействия преступности напочве национальной, расовой и религиозной нетерпимости». В февралеэтого года мы подготовили и провели парламентские слушания на тему«Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) -стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества:законодательная инициатива субъектов Российской Федерации».
На парламентских слушаниях затрагивались проблемы совершенствованиязаконодательства в вопросах совместного ведения субъектов РоссийскойФедерации с уполномоченными федеральными государственными органами вразработке нормативно-правовых механизмов в рамках федеральногогосударственного образовательного стандарта.
На парламентских слушаниях с содокладами выступили ПредседательГосударственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин,заместитель Премьер-министра – министр культуры и национальной политикиРеспублики Башкортостан Ильдус Илишев, статс-секретарь -заместитель министра образования и науки Российской Федерации ЮрийСентюрин, Председатель Комитета Госдумы по образованию ГригорийБалыхин.
- Когда в прошлом году в парламентеТатарстана руководители законодательных органов и органов управленияобразованием субъектов РФ, имеющих законодательно закрепленныегосударственные языки субъекта РФ, бурно обсуждалинационально-региональный компонент федерального образования, Вы заявилио необходимости создания в Российской Федерации Министерства по деламнациональностей. Якобы именно его отсутствие приводит, в частности, и кказусам в образовательной сфере. Обоснуйте, пожалуйста, Вашезаявление.
- Всех специалистов, работающих в сфере национальных отношений,беспокоит отсутствие в России Министерства по делам национальностей.Почему? Мы всегда имели во всех структурах власти исполнительную ветвь,которая занималась данным вопросом. Такое большое наличие в однойстране наций и народов, естественно, требует четкой координациидействий. И не только на уровне министерства. Я считаю, что должен бытьи Государственный Совет Российской Федерации, который бы занималсянациональной политикой и межэтническими отношениями: он координировалбы действия министерств и ведомств по решению этих вопросов.
Как известно, Министерство по делам национальностей у нас существовало,в разные годы его возглавляли специалисты, знающие не понаслышкеситуацию в национальных республиках, - это Вячеслав Михайлов, ВладиславТуманов, Рамазан Абдулатипов. Но недавняя административная реформа,которая еще не закончилась, с одной стороны, ставила задачу оптимизацииструктуры, а с другой - сокращение чиновничьего аппарата. Надоучитывать и то, что Министерство по делам национальностей - достаточносложный государственный институт власти: с одной стороны, министерстводолжно обеспечивать выполнение всех конституционных актов, нормативныхдокументов президента и правительства, а с другой стороны, должнообеспечивать гармонизацию межнациональных отношений, регулироватьвзаимоотношения центра и регионов России.
С точки зрения депутатского корпуса и опыта работы в Госдуме, могусказать, что такой орган был бы необходим в нынешних условиях. Дело втом, что наше государство и общество работает по Концепции национальнойполитики, которая была утверждена Указом Президента РФ в 1996 году. Этобыл первый документ в новой России, который не мог вобрать в себя веськомплекс национальных вопросов, потому что тогда был переходный период:50% субъектов Российской Федерации жили по Конституции РФ, а другие 50%- по договорам с центральной властью. Такого не было ни в одной стране!Поэтому мы считаем, что в нынешних условиях крайне необходимо,естественно, обновление Концепции с учетом накопленного опыта, новыхотношений. Конечно, можно работать и по старой, но жизнь ушла вперед,необходимо зафиксировать некоторые узловые положения, которые смогли бывобрать опыт жизни российского общества до 2009 года. Такая работапроисходит, и, видимо, пройдет определенный период, когда будет принятановая Концепция, а на ее базе будут разрабатываться новые законы. Онидолжны вобрать в себя набор инструментов, которые бы реализовывалиКонцепцию во всероссийском масштабе, а потом уже выстраивались всубъектах Российской Федерации, и таким образом, у нас были бывыстроены горизонталь и вертикаль.
Как законодатель, я знаю, что обычная система работает так:Государственная Дума и Совет Федераций, как две палаты ФедеральногоСобрания РФ, принимают законы (Совету легче, там принимают только тезаконы, которые прошли через Думу), у большинства комитетов Госдумыесть «свои» министерства, которые вносят на рассмотрение законопроектычерез Правительство РФ. В стратегии развития России до 2020 годарассмотрен каждый сектор: экономика, здравоохранение, образование,культура. Все они получили направления деятельности, подтвержденныеопределенными заданиями, под это «подгоняется» и финансирование. Атаким комитетам Госдумы, как наш, у которых нет исполнительнойструктуры, приходится самим все время вырабатывать направления.«Национальный» комитет Госдумы - это, прежде всего, девять депутатов,все они - люди, имеющие большой жизненный опыт, представляющие разныефракции. Но большинство депутатов, входящих в комитет, - не специалистыпо этому вопросу, глубоко не изучали тему национальных отношений. Дляних требуется достаточно серьезная правовая подготовка. Поэтому мысчитаем, что Министерство по делам национальностей необходимо еще и каки центр по координации работы в данной проблематике.
- Есть другая точка зрения. Многиепредставители власти считают, что нет нужды в Министерстве по деламнациональностей, поскольку, к примеру, тема национально-региональногокомпонента образования - это тема Министерства образования и науки РФ.Тема, связанная с этнической культурой, - это сфера ответственностиМинистерства регионального развития РФ и Министерства культуры РФ и такдалее. Получается, что межэтнические отношения - тема межведомственная,и если вовремя решать вопросы жизнедеятельности регионов, тонациональный вопрос снимется автоматически…
- Это иллюзия! И до нас все хотели, чтобы в регионах жили лучше!Взять то же Министерство регионального развития, которому порученозаниматься развитием регионов, их взаимоотношений с центром, налоговойполитикой, новыми элементами, принятыми на федеральном уровне, которыенадо реализовывать в регионах. И это понятно. Но Минрегиону России далинеобъятное - все жилищно-коммунальное хозяйство страны, находящееся вкрайне аварийном состоянии! Разве тут до национальных отношений?! Чутьли не еженедельно в регионы выезжают руководители государства, с нимивсегда должен быть министр регионального развития. Они на местахрассматривают социально-экономические проблемы. А уж национальныевопросы, как правило, обсуждаются только тогда, когда случается ЧП,кризис.
Министерство регионального развития стране крайне необходимо, номежнациональные отношения даны ему в качестве довеска. Несмотря на то,что Департамент межнациональных отношений Минрегиона Россиивозглавляет опытный профессионал Александр Владимирович Журавский, вего ведении всего человек пятнадцать, и на трибуну Государственной Думыруководитель департамента выходит крайне редко. Не в обиду будетсказано, но Дума работает на более высоком уровне. Да и в такоммногонациональном государстве, как Россия, межнациональным отношениямдолжны быть отданы ведущие, ключевые позиции, определенные в рамкахвысокой исполнительной структуры. Моя точка зрения на этот счетоднозначная, у меня много сторонников: члены Совета Федерации,Экспертного совета по национальной политике, сотрудники соответствующихинститутов. И потом, в какой регион ни приедешь - все говорят онеобходимости создания Министерства по делам национальностей. Я считаю,что именно национальная политика будет камнем преткновения вдальнейшем, если мы не будем находить способы разрешения проблем,которые возникают на местах.
[перейти к продолжению интервью]