Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (004) 2009 г.
→
Казань - люлька искусства Давида Бурлюка
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (004) 2009 г. / Казань - люлька искусства Давида Бурлюка
Культура
На фасаде столичного здания появится мемориальная доска отцу российского футуризма
«В этом здании в1899-1901 гг. учился выдающийся украинский художник-новатор, основательфутуризма в России Давид Бурлюк» - такой текст на русском, татарском иукраинском языках будет на мемориальной доске, которую установят нафасаде здания гимназии № 3 Казани, что на улице Горького.
Для меня Давид Бурлюк не просто интересный, самобытный художник. Преждевсего - это яркая, неординарная личность из когорты талантливых исильных, таких как Шаляпин, Горький, Фешин. Бурлюк не был красивым вобщепринятом смысле этого слова, с нескладной фигурой, одноглазый (вовремя детской игры лишился левого глаза), левша. Иногда его сравниваютс Пьером Безуховым. Человеку с такими данными бывает непростопереступить через комплексы и заявить о себе, а Давид Давидович сумелподняться до сказочных высот.
О Бурлюке я узнал случайно, во время перестройки, из статьи ЕвгенияЕвтушенко в журнале «Огонек». Евтушенко интересно рассказал, как в 1956году присутствовал на встрече с Давидом Давидовичем в МосковскомЛитературном институте: «Вот он, живой свидетель и творец истории,«сотрясатель» устоев дореволюционного общества, соратник и другМаяковского!» Чуть позже мне попались на глаза стихи моего любимогопоэта Игоря Северянина, с намёком на Давида Давидовича:
«Для отрезвления ж народа,
Который впал в угрозный сплин,
Не Лермонтова – «с парохода»,
А бурлюков – на Сахалин».
Эти строчки возбудили во мне самый живой интерес к особе Бурлюка. ВедьИгорь Северянин был сыном Серебряного века - изысканный и воспитанный.Надо было очень постараться, чтобы довести его до откровенной ругани!Бурлюку, надо полагать, это удалось. Но определяющим моментом ввозникновении моего предметного интереса к личности Давида Давидовичапослужила встреча в городе Нежине с Александром Капитоненко, которыйвозглавляет на Украине «Фонд Давида Бурлюка». Когда АлександрМаксимович узнал, что я из Татарстана, то сразу заговорил о Бурлюке. Яже после этой встречи начал собирать все доступные материалы о ДавидеДавидовиче, особенно о его казанском периоде. Когда же поделилсязнаниями о Бурлюке со своими знакомыми, то был буквально ошарашен:«Почему ты решил, что он украинец? Он ведь Давид Давидович! Подобныеимена присущи людям другой национальности». После такого разговора яначал внимательнее изучать собранные мною материалы. И выяснил, чтоБурлюк родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (сейчас этоЛебединский район Сумской области), по словам самого Бурлюка, егопредки - запорожские казаки, служили писарями.
К тому же современникивспоминали, что Бурлюк говорил по-русски с заметным украинскимакцентом. Владимир Маяковский, представлял Давида Давидовича не иначекак «Мой друг - хохол». Да и украинская тема красной нитью проходила вего работах, самые известные - «Казак Мамай», «Малороссы (Мои предки впоходе)». Более того, украинский народ принял картины Бурлюка за свои.В артели селянок-ткачих, открытой до революции на Черкасщине, ткаликовры с рисунками Давида Давидовича. Уж больно картины, выполненные встиле неопримитивизма, пришлись по душе руководительнице артели ГаннеСобачко, которая увидела их на выставке в Киеве. Домотканыековры-картины быстро расходились по Украине. Об этом мне поведалДмитрий Горбачев - ученый-искусствовед, долгие годы изучавший жизненныйи творческий путь Бурлюка. Но лучше всех о своей украинскойсамоидентификации сказал сам художник: «Украина в моей особе имеетнаивернейшего сына», «Украина была и остается моей родиной, там лежаткости моих предков - вольных казаков».
В Казани Бурлюк оказался случайно. Его отец, которого также звали ДавидДавидович, - управляющий у крупных землевладельцев - трудные временапереживал у своего приятеля Никифора Еленевского, управляющего имениямиграфини Остен-Сакен под Симбирском, на хуторе Линевка. Много лет спустяДавид женится на Марии Еленевской - дочери друга отца, в свое времяприютившего семью Бурлюков. Мария была на 15 лет моложе своегоизбранника.
Именно в Линевке в руки Давида Бурлюка попала газета, в которойсообщалось, что Казанская художественная школа объявляет наборучеников. В конце августа 1899-го Давид с матушкой приезжают в Казань,о которой потом Бурлюк напишет: «А Казань, люльку своего искусства, явспоминаю всегда с улыбкой».
В то время Казанская художественная школа располагалась на БольшойЛядской улице, в красном кирпичном здании, принадлежавшем Софии Вагнер.Сейчас это гимназия № 3 на улице Горького, 16/7. Когда Бурлюки подавалив канцелярию документы, их встретил директор Григорий Медведев.«Человек с черными усами и бородой, вкусно причмокивающий приразговоре, - писал потом Давид Давидович, - Григорий Антоновичпосмотрел рисунки, затем позвал архитектора Мюфке: смотрели вдвоем.Хвалили. Одобрили». А вот документ о его зачислении: «Его ВысокородiюГосподину Завъдывающему Казанской Художественной школой от мъщанинаДавида Бурлюка. Прошенiе. Желая поступить въ число вольнослушателей,вверенной Вашему Высокородiю школы, имею честь покорнейше проситьдопустить меня къ испытанiю по рисованiю; документы будутъ представленыпо принятiю въ школу. Давидъ Бурлюкъ. 1899 года Августа 26 го».
Документ публикуется впервые
Приехав в Казань, Бурлюк поселился на улице 3-й Солдатской в домеШуллер. (Это в районе улицы Достоевского, возле Чеховского рынка.) ЖилБурлюк вместе с другим студентом - Ермогеном Цитовичем, внукомзнаменитого писателя и общественного деятеля Аксакова, автора сказки«Аленький цветочек». Столовались молодые в столовке на той же 3-йСолдатской улице, около клиники Казанского университета, которуюсодержала вдова дьякона. По словам Бурлюка, «столовка была не последнимномером среди радостей жизни». Но Давид учился в Казанскойхудожественной школе до Масленицы 1900 года, поскольку его отец нашелновое место службы - в Херсонской губернии, и сын уехал ближе кродителям. Зимой 1900-1901 годов Бурлюк учился в Одесской школеОбщества изящных искусств, которой руководил Кирияк КонстантиновичКостанди. И если в Казанской школе было основательно поставленопреподавание академического рисунка, то в Одессе культивировалисьевропейские импрессионистические традиции. Как написал в своихвоспоминаниях Давид Давидович, «я от Костанди почерпнул первое понятиеоб импрессионизме». Однако осенью 1901 года Бурлюк вновь в Казани.Причину своего возвращения он указал сам: «В Одесской школе посравнению с Казанью чересчур казенно». Вторую зиму в Казани доРождества Бурлюк с приятелями жил в полуподвале на одной из улиц,выходящих на Казанку. Эта вторая зима в Казани запомнилась Давиду такназываемыми «набросками», как он сам выражался: «это было родпосиделок». Молодежь собиралась у кого-нибудь дома: делали наброски,спорили об искусстве, по возможности вкусно ели. Часто собирались вдомах известных казанских семей: Ивановских, Преклонских,Девлет-Кильдеевых. На Рождественские каникулы Бурлюк уехал кродственникам своего приятеля Дунаева, потомка драматурга Сумарокова, вЛаишевский (в мемуарах Бурлюка - Лаптевский) уезд, что в 60 верстах отКазани. Именно там был написан знаменитый этюд зимней избы, которыйповторялся несколько раз в картинах Бурлюка, написанных уже в Америке.По возвращении в Казань Бурлюка ждали приятные известия. Его эскиз«Лунная ночь» был куплен преподавателем Казанской художественной школы,известным архитектором Мюфке (по его проекту был построен дом Кекина).Другой эскиз - «Мельницы над Днепром», который впоследствии назывался«На берегу реки», был выставлен в натурном классе художественной школы,за него Бурлюк получил премию - 25 рублей.
В своих воспоминаниях Бурлюк подчеркивает, что достойному обучению вКазани препятствовало почти полное отсутствие художественныхпроизведений. Была картина Репина - портрет Александровой-Гейнс, женыказанского ген.-губернатора. Последняя работа до сих пор выставляется вГосударственном музее изобразительных искусств РТ. Обучение в Казанскойхудожественной школе Бурлюк не закончил, в 1902 году он уехалпродолжать обучение в Мюнхен. Думается, что решение уехать было принятоне сразу, а когда улучшилось материальное положение семьи.
В Национальном архиве РТ хранятся и другие документы, освещающиепереписку Бурлюка с Казанской художественной школой. Не все было такпросто. Так, в письме, доставленном в канцелярию художественной школы вноябре 1902 года, Бурлюк высказал упрек в том, что его оценки поразличным предметам не везде указаны или указаны не точно.
Изучая документы Бурлюка, я случайно обнаружил и Прошение о зачислениив Казанскую художественную школу от Николая Фешина, Прошение его отца.Интересно, что эти два, пожалуй, самых известных ученика Казанскойхудожественной школы, поверхностно знавшие друг друга в Казани, крепкосдружились в далекой Америке. Эта человеческая и творческая дружбадлилась более 20 лет.
Когда материалов о жизни Бурлюка в Казани стало много, украинцыНижнекамска на общем собрании приняли решение о начале работы поподготовке документов об установлении мемориальной доски Давиду Бурлюкув Казани. Это весьма нелегкая работа, требующая терпения, железныхнервов и финансовых затрат. Начиная эту работу весной 2007 года, япришел в Казанскую гимназию № 3, в стенах которой 110 лет тому назадрасполагалась Казанская художественная школа. Ведь для установлениямемориальной доски в числе многих документов необходимо согласиеюридического лица, которому здание принадлежит. В данном случае этодиректор гимназии. Как и Бурлюк 110 лет тому назад, я прошел покоридору со сводчатыми окнами, поднялся на второй этаж в канцелярию,спросил директора, мне предложили подождать. В приемной я увидел стенд,посвященный выдающимся выпускникам гимназии, и ахнул: на стенде в одинряд вывешены портреты Николая Фешина, Давида Бурлюка, Петра Дульского!И хотя учились они не в гимназии, а этом здании, такое уважительноеотношение к истории приятно поразило. Вскоре подошел директор АлександрМорозов, заслуженный учитель РТ. Умное, тонкое лицо выдавало в немпотомственного интеллигента. Я рассказал о своих поисках и планах,Александр Юрьевич сразу все понял, обещал полную поддержку.
Украинцы Нижнекамска очень переживали, когда подавали проект текста намемориальной доске в Институт языка, литературы и искусства им.Галимджана Ибрагимова. Это уже третья мемориальная доска, которуюУкраинская НКА «Вербиченка» устанавливает в Казани, и всегдасогласование текста на татарском языке проходило трудно и нервно. Наэтот раз все было удивительно легко и спокойно.
Пока я готовил необходимые документы, пришло приглашение от«бурлюковеда» Капитоненко на торжественное открытие мемориальной доскина фасаде гимназии в украинском городе Сумы, где учился Давид Бурлюк.На открытие приехали внучка художника Мери-Клер Холт-Бурлюк и ее мужГарольд Дживог из Канады, внучатая племянница Яна Каталикова из Чехии.Там же я познакомился с известными «бурлюковедами»: профессоромДмитрием Горбачевым (Киев) и Александром Парнисом (Москва). Низкосклоняю голову перед этими мужественными людьми. В далекие 1960-е онипереписывались с Бурлюком, изучали и пропагандировали его творчество вСССР. И хотя они имели неприятности с КГБ, их это не остановило!
Честно говоря, подавал пакет документов о разрешении на установкумемориальной доски с тяжелым сердцем. В этот день началась война вЮжной Осетии, когда она закончится - никто тогда не знал, но чувствовнутренней тревоги не покидало. Четыре месяца длилось томительноеожидание. И только в конце ноября раздался долгожданный звонок, авскоре в руках уже было Постановление Кабинета министров РТ от 21ноября 2008 года № 827 «Об установлении мемориальной доски на фасадездания гимназии № 3 Казани». Одним из первых об этом узнал известныйказанский скульптор Махмут Гасимов, в руках которого будет рождатьсямемориальная доска. Дважды подолгу стояли мы с ним перед зданием, вкотором когда-то учился Бурлюк, прикидывая, где должна висетьмемориальная доска и как она должна выглядеть. В итоге было решено, чтомемориальная композиция - доска и чуть выше горельеф с изображениемхудожника - будет установлена справа от центрального входа в гимназию,на уровне второго этажа.
Евгений САВЕНКО
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) - отец футуризма в России
С именем Бурлюка неизменноассоциируется зарождение футуризма в России и, в значительно меньшейстепени, художественная жизнь Казани, но они имеют, тем не менее,несколько точек соприкосновения, разбросанных во времени XX столетия,незримыми нитями связывающих великие континентальные пространстваРоссии и Америки.
На рубеже 1900-х годовБурлюк учился в Казанской художественной школе и оставил глубокий следне только в памяти тех, с кем учился и дружил, но и у последующихпоколений учеников, знакомых с его ученическими работами в школьноммузее. На решение учиться в Казанской художественной школе не впоследнюю очередь повлияла репутация школы, находящаяся на подъемесвоего развития. И хотя, по выражению самого Бурлюка, «школа гремелаименем Фешина», его собственное пребывание в ней не осталось незамеченным. Без его участия не обходилось ни одно событие в школе -будь то выставка ученических работ, где один из его эскизовудостаивается денежной премии, а другой даже приобретаетсяпреподавателем архитектурного отделения Карлом Людвиговичем Мюфке(случай сам по себе исключительный); или ученический спектакль,даваемый с благотворительной целью, по Чехову «Дядя Ваня», для которогоБурлюк писал декорации.
Друзья называли Бурлюкатак же, как и в семье, - Доди. «Додю Бурлюк на этюдах» - подписаннабросок Надежды Николаевны Ивановской в альбоме с портретами почтивсех участников рисовальных вечеров. В семье художницы хранилась иакварель с изображением зимнего пейзажа с дарственной надписью Бурлюка,а также его небольшой живописный холст «Головка девочки», артистизмомисполнения разительно отличающийся от всего, что делалось тогда вшколе.
В своих воспоминаниях оказанском периоде особое внимание Бурлюк уделил Григорию Медведеву,одному из инициаторов учреждения Казанской художественной школы, втечение ряда лет исполняющего обязанность ее заведующего, преподавателюосновного рисовального и живописного классов. «Галтоныч», как за глазазвала его вся студенческая братия, - одна из колоритнейших фигурхудожественной жизни Казани рубежа XIX-XX веков. С момента первогознакомства, когда просматривал работы Бурлюка перед зачислением его вшколу, дав им высокую оценку, и позже, на протяжении всего времениучебы, Медведев следил за его успехами и предсказывал Бурлюку большоебудущее. Счастливой случайностью (очередной переезд семьи по местуновой службы отца) можно считать и пребывание Бурлюка в Одесской школе,где он, по собственному признанию, «многому научился за полгода». Такимобразом, в предельно короткий срок - с сентября 1899-го по май 1902года Бурлюк соприкоснулся со всем тем, что могли дать в то времяведущие в российской провинции художественные школы - Казанская с еестрого поставленным преподаванием академического рисунка и Одесскаяшкола Кирияка Костанди, культивирующая европейские импрессионистическиетрадиции. Именно этот, начальный период творческой биографииорганизатора эстетической революции позволяет судить о прочности егохудожнического профессионализма и эстетической подготовленности,убеждая в том, что отнюдь не все было им впоследствии «сброшено скорабля современности». Напротив, многое в контексте его искусствапоследующих лет было удержано из этих ранних впечатлений. Пособственному признанию, в картинах о России, создаваемых уже в Америке,Бурлюк часто повторял этюд избы с заиндевевшими окнами и чернымиворотами, написанный в свое время «сидя в снегу на святки в именииДунаева Лаишевского уезда Казанской губернии», куда он приехал поприглашению сына хозяина, также обучавшегося в художественной школе.Лейтмотивы памяти, истории, культуры пронизывают полотна «Большаякрасная корова», «Толстой пьет чай в доме вдовы Копыловой» и многиедругие. И потому вряд ли следует однозначно принимать характеристику,данную Борисом Лившицем «творческой стихии Бурлюка, «из ничего»создавшего мощное направление в русском искусстве».
Не окончив полного курсашколы, лишь со свидетельством Бурлюк покинул Казань в мае 1902 года,«навсегда унося самые теплые воспоминания о казанской художественнойшколе и казанских друзьях».
В конце концов, как и Фешина,слава нашла Бурлюка в Америке. Но не вытеснила из глубины души русскиххудожников любви к родине. «Казань, наш дорогой город, никогда недолжен забыть нас! Разве не так, Давид Давидович?» - Фешин и Бурлюквсегда обращались друг к другу по имени и отчеству.
Екатерина КЛЮЧЕВСКАЯ,
кандидат искусствоведения, замдиректора по научной работе
Государственного музея изобразительных искусств РТ