Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (004) 2009 г. Турки-месхетинцы: крутой маршрут

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (004) 2009 г. / Турки-месхетинцы: крутой маршрут

История

70 казанских турок-месхетинцев, несмотря на удары судьбы, сохранили древний турецкий язык
 
Что значитоказаться вдали от родного края, жить без близких, родных, без своихпесен, музыки, своеобразной культуры и быта? Судьба таких людейсравнима с деревом, которое только приживается, начинает расти, цвести,а его опять пересаживают. Оно болеет, чахнет, стоит на грани жизни исмерти и все же приживается, опять начинает расти, цвести. А его сноварешают пересадить. По-другому и не расскажешь о турках-месхетинцах:маленькая частичка этого народа - всего 70 человек - сейчас пытаютсяприжиться на земле Татарстана. Общая религия, похожий язык, внешность,одинаковое мышление, прежде советское, ныне российское гражданство –это объединяет и помогает им в нашей республике.

Общину турок-месхетинцев «Ахисха» возглавляет Гавхархон ФАЗАИЛОВА.Раньше в ее паспорте в графе национальность было указано: «турчанка».Но внешне она похожа на татарку, немного на грузинку. «Мы советскиетурки!» - смеется она. Выросла в Ферганской долине, окончила русскуюшколу, получила высшее образование, работала в Политехническоминституте преподавателем, вышла замуж за Махамадда - такого же, какона, турка-месхетинца. У супругов двое теперь уже взрослых сыновей.Казалось бы, ее жизнь ничем не отличается от жизни множества бывшихсоветских людей. Но оказывается, что именно национальность сталароковой причиной для поворота судьбы таких же, как она, тысячтурок-месхетинцев.

Депортация сорок четвертого

- 14 ноября мы чтим как День памяти. В этот день началась депортациятурок-месхетинцев из южной Грузии. Шел 1944 год. К депортациисталинская власть готовилась задолго до ее начала. Это была политика«зачистки» пограничных зон СССР от «неблагонадежных»  элементов.Накануне войны в отдаленные места от границ СССР переселяли корейцев,немцев, поляков, курдов, иранцев, греков. Эти меры вызывали тревогусреди населения, рождали недобрые предчувствия.

Первую волну депортаций Закавказье пережило еще в первые годы войны.Ситуация на границах была накаленной, война могла затянуться.Неспокойно было и в самой Грузии, антисоветские силы готовилисьсовершить переворот. Советское правительство опасалось, что люди,проживающие в пограничной зоне, могут оказать сочувствие врагамСоветской власти. И это несмотря на то, что все приграничные народывосприняли войну как общенародную беду. Все мужское населениемесхетинцев ушло воевать, больше половины из них погибли на поляхсражений. В 1943 году возникла опасность проникновения фашистов наКавказ, и этот факт стал решающим в судьбе месхетинцев.

- Сначала всех наших принудили строить железную дорогу, - продолжаетГавхархон, - но люди, конечно, не знали зачем. Всех турок собрали наплощади и велели срочно собираться в дорогу. Говорили, что скоро сюдавойдут немцы, и всех нужно эвакуировать. Велели брать продуктов нанеделю пути и немного вещей. Людям пообещали, что они смогут позжевернуться в свои дома. Большинство поверило, но были и такие, которыеубежали в ту ночь - кто в Азербайджан, а кто в Турцию…

иллюстрация к статье о депортации месхетинцев14 ноября в четыре утра всех женщин, детей и стариков, всего 81324человека привезли на железнодорожную станцию, погрузили в вагоны дляскота по 90 человек в каждый и отправили в долгий, дольше месяца, путь.Дорога в Среднюю Азию лежала через Урал, было начало зимы, вагоны неотапливались. Холод был страшный, продукты скоро закончились, вещи, непредназначенные для суровой зимы, не согревали. От холода и голодапогибло очень много людей. Мертвых не хоронили, выбрасывали по ходупоезда в реки. На станциях людей не выпускали из вагонов, боялисьпобегов.

- Моя бабушка  вспоминала такой эпизод, - уточняет собеседница. -Она собиралась в дорогу. Мужчин в семье не было – воевали, а у бабушкивосемь детей, еще ее престарелые родители, много вещей с собой невозьмешь. Таскала продукты в амбар, в кадушки закрывала топленое масло,прятала мешки с крупой. Молоденький солдат следил за ней, а потом сталчто-то ей говорить, показывая на мешки. Бабушка сначала отмахивалась отнего, по-русски ведь не понимала, а он ругается и в руки мешок сует:мол, бери с собой. Долго уговаривал, потом махнул рукой, закурил изаплакал. Ради него бабушка взяла с собой мешок с крупой. Всю жизнь онавспоминала этого солдата, если бы послушала его тогда! В дороге бабушкапотеряла троих детей и своих родителей. 

Депортированных турок расселяли в Казахскую, Киргизскую, Узбекскуюреспублики, таким образом, чтобы родственники жили в разных местах. Втечение суток они должны были зарегистрироваться в органах НКВД.

- Семью родителей поселили в Узбекистане, в Ферганской области.Поначалу семьи переселенцев подселяли в дома местных жителей. До 1956года действовал комендантский надзор, туркам запрещалось безспециального разрешения покидать кишлак, невозможно было навеститьблизких. Только после смерти Сталина им разрешили соединяться сродственниками и стали выделять «отдельное жилье» - старые сараи,бараки.

Была страшная секретность всего происходящего. Оставшиеся в живыхмужчины возвращались с фронта в Грузию, в свои опустевшие дома, и потомв течение нескольких лет разыскивали свои семьи. Мой дедушка нашелсемью только в 1947 году.

Депортированные помогали друг другу как могли. Я помню те времена,когда мы жили в бараке. Было нечего есть, мама в отчаянии плакала.Напротив нас жила семья пожилых немцев. Так дед-немец тихонько позвалза собой и отсыпал маме в подол картошки, моркови, лука.

В 1960 году начали давать переселенцам землю. Многие турки расселилисьв Ферганской долине, обустроились, построили дома, встали на ноги.Жизнь снова вошла в мирное русло, но длилось это счастье не долго...

Ферганская трагедия 

Различные источники, посвященные исследованию трагических событий,произошедших в Фергане в 1989 году, не могут прийти к однозначномумнению о причинах трагедии. 3 июля начались погромы, спровоцированныеузбекскими националистами, в результате которых погибло больше статурок, были сожжены дома и разграблено их имущество. Через две неделипосле начала погромов из области были срочно эвакуированы более 18тысяч турок-месхетинцев. В течение двух-трех месяцев из-за Ташкентскихпогромов Узбекистан покинуло еще 74 тысячи человек. Если послесталинского произвола турки-месхетинцы оказались в Средней Азии иКазахстане, то после Ферганской трагедии география их расселениярасширилась: семнадцать областей Российской Федерации, пять областейУкраины, Казахстан, Киргизия, Азербайджан. Люди, насильно лишенныесвоих домов, эмигрировали в Турцию, Америку, Германию, Австралию. Такнарод из переселенцев превратился в беженцев, и уже в который раз людямпришлось потерять свои дома, нажитое имущество и уже в новом местеначинать жизнь с нуля.
Турки-месхетинцы
- До 3 июля мы долгое время слышали националистические выступления, -вспоминает Гавхархон. - Но меры никакие не принимались, было ощущение,что власти стоят в сторонке и наблюдают за происходящим. За несколькодней до погрома милиция ходила по домам и предупреждала, что готовятсяпровокации, чтобы не выходили на улицу. 1 мая крымских татарпредупредили, чтобы они не выходили в этот день на парад. Наканунепогромов на домах турок заранее поставили метки.

Я в тот день была дома. Старший сын заболел ангиной, температурил.Сосед узбек мне говорит: «Уходи куда-нибудь!» Я ему: «Ты же никуда неуходишь, почему я должна уходить?» Не понимала, о чем речь. Потом сталидоходить слухи, что турки с узбеками дерутся. Муж вместе со своимдругом (он был  врачом) решили пойти на помощь к своим. Черезнекоторое время приходят и говорят: «Там толпа беснуется, люди злые, снечеловеческими лицами, что-то кричат, начали жечь дома турок, хозяевизбивают». Мы схватили детей и быстро уехали к моей подруге, она жила вмногоквартирном доме, там нас трудно было найти. К ней же успеливывезти родственников. В таких многоэтажках многие наши прятались - породным, по друзьям.

Оказывается, на домах турок заранее ставили метки, чтобы потом ихсжигать, только на нашем не поставили, на него «положили глаз» соседи.Через полтора года я приехала в Фергану по делам, смотрю в моем домеживут чужие люди, а наша в прошлом соседка ходит в моем платье, ребенокв одежде старшего сына бегает… В 1989-м году во время погромов былострашное мародерство, ведь люди бросали дома, убегали в чем есть. Нашдом разграбили полностью, остались только стены…

На следующий день несколько тысяч турок-месхетинцев собрались возлездания Обкома партии, но ситуация не решалась. Тогда люди собрались навоенном полигоне около Ферганы. На огромном поле под палящим солнцемтурки провели пятнадцать дней. Не всем достались палатки, в дефицитебыла вода и еда. Там же, на полигоне, хоронили погибших.  Черезнесколько дней военными самолетами началась эвакуация беженцев…

Начало новой жизни

- Привезли в Центральную Россию, в самую захудалую умирающуюдеревню Курской области, - говорит Гавхархон. - Поселили в спортзалешколы. Через три дня приходит председатель колхоза, требует, чтобы мывыходили на работу, на ферму. Мы две недели тому назад дома потеряли.Стресс страшный. Кроме того, многие из нас – врачи, учителя, инженеры.Турки всегда стараются своим детям  высшее образование дать. Наферме-то из нас никто раньше не работал…

Местный народ так странно нас воспринимал, например, люди спрашивали:«А вас что, перед тем как к нам отправить, специально русскомуобучали?», как будто мы в школах не учились, дикари какие-то темные. Мытри дня в спортзале прожили, председателю говорим: «Мы не цыгане, неможем жить табором, у нас у каждого своя семья». Оказалось, что егозадолго до этих событий предупредили, что прибудут беженцы, выделилиденьги на постройку домов. Средств не хватило, дома стояли наполовинунедостроенные. Вот их-то нам и дали! Достраивали дома все вместе,сначала один, потом другой. Стали жить, дети в школу пошли, кроме нашихдетей в школе никто больше не учился, из местного населения в деревнетолько старики остались. Муж работал кочегаром. Там прожили полторагода.

Пробовали жить в Азербайджане – не смогли, через какое-то время поехалик родителям в Белгородскую область, там давали землю. Но и там несмогли прижиться, трудно вставать на ноги, да и восприятие странное,чужие мы там.
Семья турков-месхетинцев в Казани
Старший сын Мурат с двоюродным братом поехали учиться в Казань. Муратсказал: «Если где-то и буду учиться, то только в Казани, здесь к намнормально относятся, никто пальцем не тыкает, здесь мы как все». В 1997году в Казань переехала вся семья.

Турки-месхитинцы народ выносливый, трудолюбивый. Какой бы вызов не бросила судьба – все выдерживают.
В нашем народе на протяжении всей истории не было не одного нищего,который бы просил подаяния – это предмет нашей гордости. Если бы такойчеловек появился, то мы бы все скинулись, отдали бы последнее, но непозволили бы просить подаяния. Что толку тому народу, который изгналнас с родной земли, украл наши дома, имущество? Разве они стали богачеот этого? Только беднее. А наш народ трудности закалили. Мы почти всесмогли встать на ноги, выжить. Одно тревожит: из-за того, что сейчаснарод раскидан по разным местам, очень трудно сохранять самобытность,культуру. Раньше в нашем народе не было смешанных браков, теперь ониесть, потому что трудно найти себе пару в ближайшем окружении. Свадьбу,как у нас принято сыграть, тоже трудно, например, здесь в Казани неттурок-музыкантов, которые всегда играют на свадьбах. У нас никогдараньше не было разводов - традиция такая, сейчас и они появляются. Там,где большая община, легче сохранить самобытность.

Но есть традиции, которые пока что незыблемы: во всех семья обязательноговорят на турецком языке. Причем именно среди турок-месхетинцевсохранен древний самобытный турецкий язык. И конечно, необыкновенноепочтение к старшему поколению. Ведь именно оно  хранит и передаеттрадиции и верования своего народа.

ТОЛЬКО ФАКТЫ 
Турки-месхетинцы считают своейродиной Турцию, несмотря на то, что в 1828 году после подписанияперемирия в Русско-турецкой войне Месхетия - родина их предков - сталачастью Российской державы, а впоследствии и Советского Союза.
Турки-месхетинцы, как и крымскиетатары, поволжские немцы, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши,подверглись массовой депортации в двадцатые по сороковые годы прошлогостолетия. А трагические события, произошедшие в Фергане в 1989 году, врезультате которых около 18 тысяч турок-месхетинцев оказалисьбеженцами, без крова и средств к существованию, раскидали этот народ повсем бывшим Советским республикам. Есть общины в самой Турции, а теперьи в США. 

Василина УСАЧЕВА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ

Миграционные потоки турок-месхетинцев:
1944 г. – 120 000 человек – из Грузии в Центральную Азию
1958-1971 гг. – 40 000 человек – из Центральной Азии в Азербайджан
1980 г. – 2000 человек – из Азербайджана в Грузию
1989 – 1991 г. – 100 000 человек – из Центральной Азии в Россию, Украину, Азербайджан
1991 – 2005 гг. – 35 000-40 000 человек – из России, Украины, Центральной Азии в Турцию
2004 – 206 гг. – 9 000 человек – из Краснодарского края в США

3854 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru