Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (004) 2009 г.
→
Буквы чувашские писать тонким перышком в тетрадь...
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (004) 2009 г. / Буквы чувашские писать тонким перышком в тетрадь...
Национальное образование
...учат в чувашской гимназии Нижнекамска, которая не имеет себе аналогов в Татарстане
«Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит,
прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды».
Иван Яковлев, «Завещание чувашскому народу», 1921 год.
прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды».
Иван Яковлев, «Завещание чувашскому народу», 1921 год.
Переступив порог,становится ясно - это необычное учебное заведение. На всех входящихвнимательно смотрит чувашский просветитель Иван Яковлев: он изображен вполный рост, вместе с учениками. На всех кабинетах - таблички нарусском и чувашском языках. Много стендов об истории своего народа, оего численности в Татарстане и Поволжье. Ученики здороваются по-русскии по-чувашски. Перефразируя классика, так и хочется сказать: «Здесьчувашский дух! Здесь Чувашией пахнет!»
В музее истории и современности
Не поверите - мы оказались даже в типичной чувашской избе: быт итрадиции родного народа воплотились в жизнь в небольшом гимназическоммузее. Симпатичные ученицы в чувашских нарядах показывают ирассказывают, чем занимались их предки, во что наряжались, как жглилучину, заваривали травы, гладили белье. Второй зал музея посвященсовременности - многогранной жизни чувашской общины Нижнекамска.
- В 1992 году в нашем городе открылась первая в Татарстане чувашскаявоскресная школа, - говорит гимназист-экскурсовод Татьяна Гаврилова. -Идейный вдохновитель школы - работник ОАО «Нижнекамскшина» ГалинаСпиридонова - осознала необходимость возрождения родного языка наВсемирном курултае чувашских женщин. Но настоящим организатором работыстал директор средней школы № 20, взваливший на себя дополнительнуюработу, талантливый руководитель Николай Атряскин. На стенде вы видитеего фотографию, - акцентирует гимназистка. - Под руководством НиколаяАлександровича создавался педагогический коллектив, разрабатывалисьпервые проекты учебных планов и программ, которые сразу жесогласовывались в Министерствах образования Татарстана и Чувашии.Институт развития образования соседней республики оказал неоценимуюметодическую помощь. Чувашский общественно-культурный центр Нижнекамскаучаствовал в формировании контингента учащихся и создании библиотечногофонда. Несмотря на то, что аналогичных учебных заведений в Татарстаненикогда не было, число учащихся росло из года в год.
- Успешная работа чувашской воскресной школы напрямую зависела оторганизации ее деятельности, - говорит директор чувашской гимназииАнатолий Гаврилов. - Во-первых, через городские СМИ чуваши Нижнекамсканачали узнавать о деятельности общественной организации и воскреснойшколы. Во-вторых, преподаватели школы выезжали в детские сады ипроводили различные занятия. Это вызвало интерес, как у детей, так и уродителей чувашской национальности. Они захотели изучать народныетрадиции, обряды, песни, танцы. Но в душе лелеяли мечту о национальнойчувашской школе…
Мечта сбылась в сентябре 1999 года, когда мэром Нижнекамска стал ИльсурМетшин. Правда, учебный процесс проводился в двух разных школах и вдетском саду № 85. 19 ноября того же года гимназия получила свое здание- бывший детский сад в центре города. Это событие стало настоящимпраздником для чувашей Нижнекамска.
На празднике «День родного языка»
- Ребята, где мы с вами живем?
- В Нижнекамске! - хором отвечает зал.
- А сколько национальностей в нашем городе?
- Много! Очень много!
- А точнее? Какие вы знаете?
- Татары, чуваши, русские, украинцы, - доносится с разных мест.
- Всего 27, - подводит итог учитель начальных классов Ирина Третьякова.
Проходит пара минут - и на сцене актового зала чувашской гимназиипоявляются учащиеся, одетые в разные национальныекостюмы.
- Мы встречаем наших гостей с чувашским блюдом хуплу, - говоритпедагог. И вот уже хуплу выносит гимназистка в нарядном чувашском костюме. За ней на сцене появляется девочка, одетая втатарское национальное платье и калфак, в ее руках - высокая «пирамида»из чак-чака. В руках у третьей гимназистки в русском сарафане -огромный каравай. Девочки с трудом удерживают щедрые угощения: сразупредлагают их гостям, а затем ученикам.
- Ребята, посмотрите на эти флаги, - обращается ведущая. - Это флагиразных республик России, они стоят в одной вазе, как будто говорят:«Пусть люди разных национальностей живут в мире и в дружбе». А кто мнескажет, что такое дружба?
- Это когда солнце и нет туч, - серьезно говорит девочка.
- Нет, это когда всем весело! - перебивает ее мальчик.
- Одним словом - это улыбка, - обобщает Ирина Ивановна и предлагает спеть песню «Улыбка».
Когда песня спета, директор гимназии объясняет, что прошедшеевнеклассное мероприятие для третьеклассников «Дружба народов разныхнациональностей» довольно типично для чувашской гимназии.
- Наш педагогический коллектив считает, что воспитать детей, готовых кмежнациональному и межкультурному сотрудничеству, можно только черезпривитие этнокультурных традиций, - продолжает Анатолий Петрович. -Поэтому в преподавании мы опираемся на искусство и народные промыслы,вводим в учебный процесс такие предметы, как «Чувашский язык илитература», «История и культура родного народа». Для привития навыкаобщения на родном языке такие учебные предметы, как «Окружающий мир»,«Технология», «СОЗ» (1, 2, 3, 4 классы), «ИЗО» (1-6 классы), «Музыка»(1-6 классы), у нас проводятся на чувашском языке. В отличие от обычныхобщеобразовательных школ, в нашей гимназии татарский язык изучается 2,а не 6 часов в неделю. Несмотря на это, наши ученики не раз побеждалина олимпиадах по татарскому языку и литературе. 4 часа в неделю у насвыделено для обучения чувашскому языку.
Надо отметить, что за прошедшие 10 лет учителя гимназии накопилибогатый опыт организации обучения и пропаганды родного языка. Болеетого, традиционные народные игры, забавы, праздники здесь проводятсявместе с родителями учащихся и чувашской общественностью города. Кпримеру, званый гость чувашских праздников - председатель Советаветеранов педагогов гимназии № 34 Мария Михайловна Егорова. Онаначинала учить чувашских мальчишек и девчонок еще в воскреснойшколе.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
«Чувашская гимназия как учебноезаведение нового типа является лабораторией, предназначенной для поискаи внедрения новых, наиболее эффективных приемов обучения и воспитания сцелью создания системы гуманитарного образования с углубленнымизучением чувашского языка».
(Из Концепции чувашской гимназии)
В кабинете директора гимназии
В кабинете директора все самое необходимое: документы,методические материалы, чувашская литература, современный компьютер.Анатолий Петрович показывает фотографии. Это и чувашские праздники вгимназии, и почетные гости - депутаты Госсовета РТ во главе с РазилемВалеевым, и мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Но больше всего снимков сректором Чувашского государственного университета имени Ильи Ульянова -академиком Львом Кураковым.
Председатель Совета ветеранов педагогов чувашской гимназии Мария Егорова
и директор гимназии Анатолий Гаврилов
Симпатичная десятиклассница Татьяна Гаврилова не скрывает, что хочетпоступить в ЧГУ на медицинский факультет, чтобы в будущем статьхирургом. Ради этого она уехала из села Шереметьево Нижнекамскогорайона и живет сейчас на съемной квартире. Выпускница этого года ОльгаФедорова, родившаяся в селе Старые Савруши Аксубаевского района, учитсяв гимназии два года, живет в интернате, планирует поступить в Чувашскийуниверситет и стать педиатром.
- Сотрудничество чувашской гимназии и Чувашского госуниверситета длитсяуже 10 лет, - продолжает Анатолий Петрович. - Преподаватели ЧГУ ведутбольшую работу по довузовской подготовке учащихся и научномуруководству учебной деятельностью в чувашской гимназии. Результатналицо - семь последних лет чувашские гимназисты лидируют нареспубликанской и добиваются хороших результатов на межрегиональнойолимпиаде по чувашскому языку и литературе.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
85% выпускников чувашскойгимназии поступают в высшие учебные заведения. Большинство из нихвыбирает ЧГУ и успешно обучается в бюджетных группах. Так, МарияПавлова, получившая Грант Президента РФ - 30 тысяч рублей - в номинации«Одаренные дети», в числе 65 выпускников гимназии обучается намедицинском факультете ЧГУ. Благодаря поддержке факультетачувашского языка и литературы университета учитель чувашского языка илитературы гимназии № 34 Татьяна Леонтьева стала обладателем премииПрезидента РФ в 100 тысяч рублей.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Наиль ВАЛЕЕВ, экс-министр образования и науки РТ: - Чувашская гимназия № 34 города Нижнекамска фактически стала центромобучения одаренной чувашской молодежи Татарстана. В силу комфортныхусловий для обучения и результативности чувашская гимназия сталапривлекательной не только для нижнекамцев, но и других жителей республики - в ней сейчас обучаются дети из шести ближайших районов. |
|
Чулпан МАХМУТОВА, начальник отдела по связям с общественнымиформированиями и национальным вопросам Нижнекамского муниципальногорайона РТ: - У каждой национальности свой менталитет, чуваши отличаютсяколлективизмом, дружбой, любовью к своим корням. В начале 1990-х воглаве чувашской общественной организации Нижнекамска встали сильныенациональные лидеры: люди-глыбы в масштабах нашего города. Вместе онисмогли воплотить в жизнь мечту своего народа - открытие чувашскойгимназии. |
|
Ольга МАЛОВА, замдиректора по воспитательной работе чувашской гимназии № 34 Нижнекамска: - Я родом из Чувашии, приехала сюда погостить, да вышла замуж. Когдатеперь приезжаю домой, моя мама сильно удивляется: «Ты стала большеговорить на чувашском языке, чем раньше!» Этому способствовало толькото, что я начала работать в гимназии № 34: здесь делается все, чтобысохранялся родной язык. Из 19 преподавателей - 16 чувашскойнациональности. |
Наталья ВЯТКИНА
Фото автора
Фото автора