Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №1 (004) 2009 г.
→
Японец - свой среди кряшен
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №1 (004) 2009 г. / Японец - свой среди кряшен
Наука
Акира Сакурама готовит диссертацию о тюркоязычном христианском народе 26-летнийаспирант-этнограф из Хоккайдского университета так заинтересовалсясовременной жизнью кряшен, что ради этого выучил русский, а теперьпостигает и татарский язык. Молодой ученый глубоко убежден, что егонаучный труд «Динамика кряшенской жизни в Татарстане» будет бесценнымопытом для решения межнациональных вопросов в других странах.
- Исэнмесез! Нардуган - один из самых больших и важных праздниковкряшен, - так начал свое выступление Сакурама на I республиканскоммолодежном фестивале кряшенской песни, который прошел 17 января вМолодежном центре «Ак Барс». - Я не только рад быть с вами, это оченьполезно для моего исследования.
Удивлению нет предела! С какой такой стати житель Страны восходящегосолнца вдруг увлекся не близкими по расе китайцами или корейцами, адалекими кряшенами, о которых и у нас в России далеко не все знают? Сэтим вопросом обращаюсь к невысокому худощавому японцу. Невооруженнымглазом видно, как он внимательно слушает, но заметно волнуется.
- Подождите, я подумаю, - чисто произносит он по-русски и застывает впозе Диогена. От интенсивной работы мысли капли пота стекают с его лба…
- Еще в школе я впервые прочитал книги Гоголя, они мне оченьпонравились, - минуты через три продолжает Акира. - Затем открыл длясебя Достоевского и Толстого. Это великие писатели. Благодаря ихтворчеству я захотел больше узнать о России.
Уже в университете города Хоккайдо, в котором Сакурама начал учиться наэтнографа, он случайно прочитал статью о современной жизни кряшен.
- Меня удивило, что среди тюркоязычного народа есть христиане, у нихрусские имена и фамилии, - акцентирует он. - Ведь к тому времени яуспел изучить связи между народами и конфессиями. Кряшены оказалисьнетипичными…
Свое этноконфессиональное открытие Акира сделал в 23 года, будучи ужеаспирантом Хоккайдского университета. Рассказал об этомпрофессору-историку Томохико Уяма. Ученый не только поддержал Сакураму,но и вызвался стать научным руководителем диссертации «Динамикакряшенской жизни в Татарстане».
Но ради исследования нужно было уехать из родной, комфортной,экологически чистой Японии в далекую Россию, которая пугала просторамии неизвестностью.
- Некоторые японцы негативно относятся к вашей стране, - просвещаетэтнограф. - Повлияли Вторая мировая война и территориальный спор поповоду Курильских островов.
- Какой же образ россиянина?
- Коммунист, неверующий. Много пьет и громко говорит. А еще неуклюжий, как медведь…
- И что подтвердилось?
- Вы действительно шумные! Но меня поразило, что россияне очень открытые - причем даже с незнакомыми людьми.
Как выясняется, родители Акиры - папа журналист и мама домохозяйка -боялись отпускать сына в Россию. Диссертация предполагала изучениежизни кряшен долгих четыре года. Родители согласились лишь тогда, когдаубедились, что сын-этнограф не отступит от намеченной цели. К тому жевсе расходы по пребыванию аспиранта в России взял на себя частный фондпо изучению малоизученных, редких народов при Хоккайдском университете.
- Я приехал в Казань в сентябре 2007 года, - говорит аспирант. - Менясразу поразило, что в отличие от Японии у вас большая многонациональнаяреспублика. Татарстан находится на стыке Запада и Востока. Это сильноповлияло на вашу историю и культуру. Поэтому вам надо помнить, что втакой межнациональной среде важны терпимость и взаимопонимание. Поройэто бывает трудно…
Обратно в Японию Акира собирается в августе 2010 года с большим багажомзнаний о современной жизни кряшен. Ради этого аспирант не толькоизучает необходимую литературу (его настольная книга - «Кряшены воВсероссийской переписи населения 2002 года» Соколовского), емуприходится много общаться с представителями данной народности.
- Я встречался с одним из активных участников этнокультурного движениякряшен Аркадием Васильевичем Фокиным. Одно время он работал в аппаратеПрезидента РТ заведующим сектором межнациональных отношений, - говоритСакурама. - Среди моих собеседников были и Геннадий Михайлович Макаров– старший научный сотрудник отдела искусствоведения ИЯЛИ АН РТ, и отецПавел из Тихвинской церкви Казани, в которой собираются кряшены.
Вот и на праздник Нардуган аспирант-этнограф пришел не толькоповеселиться, но и получить дополнительные знания. Перед большойаудиторией, собравшейся в фойе Молодежного центра, он заявил:
- С одной стороны, Нардуган сохраняет древнейшие языческие традиции, ас другой – отмечается именно в Святки, что свидетельствует охристианской идентичности кряшен, - строки из выступления японца. -Такой синкретизм уникален для кряшен, а праздник как нельзя лучшепоказывает смешение кряшенской культуры.
В современном мире Нардуган играет большую роль, потому что через этотпраздник кряшены передают традицию и культуру следующему поколению.
Акира Сакурама глубоко убежден, что его диссертация о кряшенах послужитбесценным опытом для решения межнациональных вопросов в другихмногонациональных странах. Ради этого ученый идет на различные жертвы:начиная с того, что терпит наш холод и загрязненную атмосферу, изаканчивая непривычной для него татарской и русской кухней, в которойднем с огнем не сыщешь морепродуктов и острых соусов.
- Зато у вас мне понравились щи, уха и гречневая каша! Это очень вкусно!
Раз уж Акира так глубоко погрузился в мир кряшен, невольно возник вопрос о соответствующей второй половине:
- Была бы хорошая девушка! - смеется он. - Не важно, какой национальности…
Наталья ВЯТКИНА
Фото Александр РУМЯНЦЕВ
Фото Александр РУМЯНЦЕВ