Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (004) 2009 г. Россияне - большая гражданская нация (начало)

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №1 (004) 2009 г. / Россияне - большая гражданская нация (начало)

Политика

Наше многообразное этническое и религиозное общество может удерживать единство гражданской идентичности

«На территории России сохранились уникальное единство и многообразие,духовная общность и союз различных народов», – подчеркивается вКонцепции государственной национальной политики Российской Федерации.Однако национальные и межнациональные вопросы остаются одними изцентральных в современной России. Каким образом укрепляется единствороссийской нации? Как сохраняется этнокультурное развитие народов? Чемуучит нас многовековой многоэтничный уклад? На эти и другие актуальныевопросы мы попросили ответить директора Департамента межнациональныхотношений Министерства регионального развития РФ Александра ЖУРАВСКОГО.

Журавский Александр Владимирович- Александр Владимирович, как Вы оцениваете современную межнациональнуюситуацию в Российской Федерации в целом и по отдельным регионам вчастности?

- Россия - многонациональное, полиэтничное, многоязычное федеративноегосударство, в котором проживают более 160 народов, многие из народовимеют субэтнические группы. И, конечно, для Российской Федерациимногонациональность, поликонфессиональность, которые формировались напротяжении веков в рамках Российской государственности, – являютсяфактором устойчивого развития, я бы даже сказал, что это - фактор нашейконкурентоспособности в современном мире.

Когда в 1990-х годах я жил в Казани и работал с архивными документами вНациональном архиве Республики Татарстан, то, к своему удивлению,обнаружил большое количество американцев, которые изучали наши архивы.Американские и западноевропейские исследователи снимали тысячи копий сархивных дел. При этом больше всего их интересовали материалы,связанные с миссионерской деятельностью в Поволжье. Уже тогда по линиикрупнейших американских фондов проявлялся активный интерес к тому,почему в Поволжье и в России мирно уживались представители разныхконфессий. Прежде всего, конечно, представители Христианства и Ислама.И этот опыт изучался (сужу по тем работам, которые потомпубликовались), во-первых, для того, чтобы понять, почему у нас в такоймногонациональной стране был межэтнический и межрелигиозный мир. А,во-вторых, понять какие в этой сфере могут быть уязвимые места. Ноглавной целью, конечно, было изучение системы управления сложнымиполиэтничными и поликонфессиональными процессами, которые происходилина территории Российского государства в разные периоды егосуществования. Так что в целом можно сказать, что в России традиционнодостаточно спокойная, мирная ситуация, особенно на фоне того, чтопрежде происходило в колониальных странах и что происходит сегодня вомногих странах современной Европы, США, не говоря уже про Африку и рядгосударств Ближнего Востока. Позитивный российский опыт интересен нетолько историкам, но и политикам. Если рассматривать ситуацию всовременной России, то мы, конечно, знаем и видим, что в ряде регионовпроисходит обострение межэтнической ситуации. Это в значительнойстепени обусловлено последствиями распада СССР, имеющими имежэтническое измерение. Зоной особого внимания государства напротяжении последнего десятилетия является, как известно, СеверныйКавказ, социально-экономическое развитие Юга России. Серьезный вызовдля нас - нерегулируемая миграция, в том числе из стран СНГ. Причем,Россия – второе после США государство по числу мигрантов, что, кстати,свидетельствует о привлекательности нашей страны для мигрантов. Сучетом того, что эти миграционные потоки накладываются на сегодняшниймировой глобальный экономический кризис, состояние межэтническихотношений тоже может претерпевать изменения, и могут быть локальныеобострения межэтнических отношений. Мы это все понимаем, проводиммониторинг. Кстати, не только мы.

Еще одна проблема – это отношения между местным, или как его частоназывают, автохтонным населением и прибывающими мигрантами. Последниене всегда иностранцы, иногда это граждане Российской Федерации, но издругих регионов. Очень часто конфликты не являются изначальномежэтническими, вначале просто идет конкуренция за рабочее место, завлияние в той или иной сфере. И самое простое объяснение причинывозникшей проблемы – в сфере труда, занятости и даже влияния илираздела сфер влияния - это национальная принадлежность. Проще всегообъяснить, почему тебе стало хуже, тем, что рядом человек другойнациональности.

 Директор департамента межнациональных отношений 
ВИЗИТКА

Александр ЖУРАВСКИЙ, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ
Окончил факультет летательных аппаратов Казанского авиационногоинститута (КГТУ имени А.Н.Туполева), затем заочно - ПравославныйСвято-Тихоновский Богословский институт в Москве. В 2000 году защитилдве диссертации - на степень кандидата исторических наук в ИнститутеРоссийской истории РАН по теме «Казанская духовная академия на переломеэпох: 1884 – 1921гг.»; на степень кандидата богословия - в ПравославномСвято-Тихоновском Богословском институте по теме «Деятельностьмитрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) в контекстеисторических событий и церковных разделений ХХ века».


- Каковы перспективы развития межнациональных отношений в Российской Федерации?

- Я думаю, что многонациональное федеративное государство не можетсуществовать без единой гражданской идентичности. Мы все должны ощущатьсвою сопричастность к единому государству. Прежде всего – мы гражданеРоссийской Федерации, и только сильная гражданская нация способнаконсолидировано отвечать на любые вызовы современности, защитить своюстрану, национальное богатство и ресурсы, и в общем-то  обеспечитьбудущее своим детям. И второе – мы, в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, должны обеспечить права граждан и народов на ихэтнокультурное развитие. В нашей стране существует реальноемногоязычие, многообразие культур, в том числе малых народов,сохранение которых возможно только в условиях сильного демократическогосоциального государства и развитого гражданского общества.Многоэтничность и многоукладность российского общества являетсямноговековой традицией, которая определяет конкурентоспособностьроссийской культуры и российского государства. Практикагосударственного общежития разных народов, культур и религийскладывалась веками. Поэтому, подчас, несколько странно выглядитситуация, в которой иностранные эксперты начинают нас учитьмежкультурному диалогу, толерантности, защите прав национальныхменьшинств. Я бы еще понял, если бы наши «учителя» были сами достаточноуспешны в урегулировании межэтнических конфликтов. Но на наших глазахиспытывает кризис общеевропейская идентичность, Европа не справляется смиграционными вызовами и адаптацией мигрантов, возникают идеистроительства стены между США и Мексикой в качестве меры попредотвращению незаконной миграции. И одновременно  нампредлагаются методики, которые, будучи разработаны в западном обществе,не работают даже там. Уж тем более они не будут работать в России. Приэтом следует признать, что некоторые западные инструменты, в том числеправовые и демократические, нами могут быть использованы ииспользуются. Но опять же не бездумно, а с учетом государственныхнациональных интересов  российского общества. Поэтому у нас нетникакой другой альтернативы, кроме как стабильные, гармоничныемежэтнические отношения, где представитель каждого народа чувствуетсебя комфортно, защищен и у него есть возможность реализовать себя и вкачестве гражданина России, и в качестве представителя того или иногонарода.  
        
- Александр Владимирович, не могли бы Вы более подробно остановиться наконцептуальных подходах к решению государственной национальной политикив Российской Федерации.

- Культурное многообразие народов России - не только ее конкурентноепреимущество, но и один из потенциалов устойчивого развития нашегогосударства. Об этом говорил Президент России Дмитрий АнатольевичМедведев в своем Послании Федеральному собранию. Об этом неоднократноговорил и Владимир Владимирович Путин, будучи Президентом России. Сдругой стороны, такое многообразное (в этническом и религиозномотношении) общество как российское, может удерживать только единствогражданской идентичности, признание того, что мы все большаягражданская нация – россияне. У нас есть права, проистекающие из нашегогражданства. Но есть и обязанность, в том числе перед будущимипоколениями за то, какую страну мы оставим будущим поколениям. Нехотелось бы повторить судьбу Советского Союза. Для этого мы должны бытьедины в своем понимании того, что мы должны быть обществом солидарныхграждан. Это не значит, что все мы должны придерживаться одного мненияпо разным вопросам. Совсем нет – мы можем быть представителями разныхполитических партий, различных общественных организаций, придерживатьсяразных взглядов на механизмы экономического развития нашей страны, нопри этом мы все должны ощущать сопричастность к единой российской нациии делать все для того, чтобы эта гражданская, а не этническаясолидарность, укреплялась. Таким образом, укрепление единствароссийской нации и сохранение этнокультурного развития народовРоссийской Федерации является целью государственной национальнойполитики РФ.     

- Многие депутаты Госдумы РФ заявляют о необходимости скорейшегопринятия федерального закона «Об основах государственной национальнойполитики в РФ». Что Вы думаете по поводу принятия данного закона? 

- Должен сказать, что попытки написать проект федерального закона «Обосновах государственной национальной политики» или «Об основахмежэтнических отношений в Российской Федерации» или другой закон,который бы регулировал сферу государственной национальной политики имежэтнических отношений, предпринимаются уже многие годы. Совсемнедавно были очередные Парламентские слушания в Совете Федераций,который разрабатывает свой законопроект, притом, что в Госдумеразработан другой законопроект по данному вопросу. Самая главнаяпроблема – выяснить, что же является предметом законодательногорегулирования. На этот вопрос разработчики ответить пока не могут. Умногих экспертов возникает вопрос – а вообще целесообразно лиразрабатывать такой закон с учетом того, что многие вопросы ужеурегулированы на законодательном уровне. Ключевой проблемой всехупомянутых законопроектов является то, что большинство положений,содержащихся в них, уже регулируются другими федеральными законами,актами Президента Российской Федерации или Правительства РоссийскойФедерации. Например, есть несколько законов, которые регулируют вопросызащиты прав коренных и малочисленных народов, защиту языковых правграждан, есть отдельный закон о национально-культурных автономиях и такдалее. И у юристов, которые начинают смотреть эти законопроекты, всегдавозникают вопросы: «А что, собственно говоря, нового привнес тот илииной законопроект? Будет ли он регулировать какую-то новую сферу илиуже повторяет то, что есть в действующем законодательстве?» Мыдоговорились об одном – необходимо объединить усилия органовгосударственной власти, в том числе Министерства региональногоразвития, профильных комитетов Государственной Думы, Совета Федерации,с тем, чтобы наши усилия по совершенствованию законодательства в сферегосударственной национальной политики были согласованными. И рядзаконопроектов, разработанных Минрегионом России с участием профильныхкомитетов Федерального Собрания, уже прошли несколько чтений.

- Когда в прошлом году в парламенте Татарстана бурно обсуждалинационально-региональный компонент федерального образования,председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Купцовзаявил о необходимости создания в Российской Федерации Министерства поделам национальностей. Мол, Россия при ее национальном многообразии досих пор живет без внятной национальной политики, что приводит, вчастности, и к казусам в образовательной сфере. Считаете ли Выцелесообразным создание Министерства по делам национальностей?

- Говорить о создании Министерства по делам национальностей нафедеральном уровне, как универсальном решении всех межэтническихпроблем, не совсем верно. Различные органы (министерство или комитет)по делам национальностей существовали только в первые годы Советскойвласти и в постсоветский период. Ни в Российской империи, ни напротяжении большей части советской истории подобного органа несуществовало. Одновременно нельзя признать, что эффективность этихорганов власти, особенно в постсоветский период, была очень высокой.Как раз на период существования подобных ведомств приходитсябольшинство межэтнических конфликтов. При этом многие экспертыубеждены, что значительная часть межэтнических конфликтовпостсоветского периода была заложена ленинской и сталинскойнациональной политикой, когда административно-территориальное делениеосуществлялось по национальному признаку. Если мы посмотрим намежэтнические конфликты в преддверии и после распада СССР, то увидим,что все они происходили по границам административно-территориальногоделения, и большая часть из них касалась  выяснения – чьи этотерритории, кому они должны принадлежать. Все это сопровождалосьмежэтническим противостоянием, политизацией этнической сферы, чтодолжно быть исключено в такой многонациональной стране как Россия. Впоследнее десятилетие государству удается предотвратить подобного родаситуации. И не случайно в России введен запрет на формированиеполитических партий по этническому или религиозному принципу. Государство не должно допустить поляризации общества по этническому илирелигиозному принципу.

- Из 86 субъектов РФ только 41 имеет специальные государственныеструктуры, занимающиеся вопросами национальных и межнациональныхотношений. К примеру, в Удмуртии, Марий Эл и Башкортостане естьсоответствующие Министерства. У нас, в Татарстане, различные органывласти в тесной связи работают с Ассамблеей народов Татарстана. Какаяструктура, на Ваш взгляд, является наиболее эффективной,рациональной?    

- По сложившейся практике отдельные министерства существуют, преждевсего, в республиках. В краях и областях чаще функционируютгосударственные комитеты, иногда совмещающие в себе несколько функций,в том числе и взаимодействие с национальными общественнымиобъединениями. В Татарстане, насколько я знаю, позиция Президентареспублики Минтимера Шаймиева заключается в том, что все органыгосударственной власти в рамках своей компетенции должны заниматьсяреализацией национальной политики, и потому отдельного министерства вТатарстане не существует. На самом деле не так важно, в чьем ведениимежнациональные вопросы – отдельного министерства или структурногоподразделения министерства, главное – насколько эффективно работает этаструктура.

- Александр Владимирович, возглавляемый Вами Департаментмежнациональных отношений Министерства регионального развития РФ насегодня единственный государственный орган в нашей многонациональнойстране, который занимается решением межнациональных проблем. Каковыосновные направления работы  Департамента? 

- Я бы хотел уточнить, что наш департамент – это не орган, аструктурное подразделение Министерства регионального развитияРоссийской Федерации, которое является федеральным органомисполнительной власти в структуре Правительства и отвечает за выработкуполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере государственнойнациональной политики, межнациональных отношений, защиты правнациональных меньшинств, коренных и малочисленных народов. Это тотсектор ответственности, который в рамках Минрегиона России возложен наДепартамент межнациональных отношений.

Наш Департамент занимается не только разработкой правовых актов,законопроектов, проектов постановлений Правительства РФ и УказовПрезидента России, но и взаимодействием с национальными общественнымиобъединениями и федеральными национально-культурными автономиями. Введении нашего Департамента находятся вопросы взаимодействия сроссийским казачеством и вопросы реализации Государственной программыпо оказанию содействия добровольному переселению соотечественников,оказавшихся за рубежом. Также Департамент занимается реализациеймероприятий в сфере государственной национальной политики (о нихпоговорим  попозже), федерально-целевой программой«Социально-экономического и этнокультурного развития российских немцевна 2008 – 2012 годы», реализацией отдельных целевых программ поподдержке коренных и малочисленных народов Российской Федерации (этонароды, численность которых менее 50 тысяч). 

Кроме того, при Министерстве регионального развития действуетКонсультативный совет по делам национально-культурных автономий, кудавходят лидеры всех Федеральных национально-культурных автономий, в томчисле и татарской во главе с Ильдаром Гильмутдиновым. Также работаетМежведомственная комиссия по взаимодействию с национальнымиобщественными организациями, куда входят представители восьмифедеральных министерств. В последние годы сложилась практика проводитьсовместные заседания Консультативного совета и Межведомственнойкомиссии с тем, чтобы лидеры национально-культурных автономий имеливозможность напрямую общаться с представителями федеральных органоввласти: задать и поставить вопросы, обсудить проблемынационально-культурных автономий. Кроме того, существует Национальныйоргкомитет по проведению в Российской Федерации Второго международногодесятилетия коренных малочисленных народов мира, провозглашенного ООН.Россия была первой страной, которая присоединилась к призыву ООН осоздании подобного национального комитета. Сейчас его возглавляетМинистр регионального развития Российской Федерации Виктор ФедоровичБасаргин. Вообще по линии коренных малочисленных народов у наспроводится большая работа.

Есть отдельные вопросы, связанные с профилактикой этнополитическогоэкстремизма, выполнению международных обязательства РоссийскойФедерации в сфере защиты прав национальных меньшинств и т.д. Кстати, мына протяжении уже четырех лет издаем ежегодныеинформационно-аналитические сборники на основе проводимого намимониторинга состояния межнациональных и государственно-конфессиональныхотношений в субъектах Российской Федерации. И эти сборники получают всефедеральные и региональные органы власти, в той или иной степенизанимающиеся реализацией государственной национальной политики.

- Судя по названию, Департамент межнациональных отношений МинрегионРоссии призван заниматься межнациональными вопросами. Но можно ли ихрешать, если не решены другие вопросы - национальные? Если не Вашеструктурное подразделение в частности, то кто за них отвечает? 

- В этнической сфере есть два основных измерения – это развитие самогоэтнического сообщества и его отношение с другими народами. Мы исходимиз того, что межэтнические отношения - тема межведомственная, потомучто за этнокультурное развитие народов на самом деле отвечает не толькоМинистерство регионального развития. И хотя мы ответственное ведомствов структуре федерального Правительства, но, например, теманационального компонента образования – это, конечно, тема Министерстваобразования и науки РФ. Тема, связанная с этнической культурой – нетолько наша, она и в сфере ответственности Министерства культуры РФ.Вопросы поддержки соотечественников за рубежом – это тема Министерстваиностранных дел. Вопросы, связанные с противодействием этническомуэкстремизму имеют не только гуманитарное измерение, чем занимаемся мы,но и правоохранительное. Поэтому мы на своде и координации большинствавопросов, касающихся этнической сферы, но не единственное ведомство,занимающееся вопросами реализации государственной национальнойполитики.

Должен сказать, что в соответствии с принципом разделения полномочий,часть вопросов, связанных с реализацией национальной политики,возложена на субъекты Российской Федерации. В Федеральном законе № 184поддержка культуры народов, проживающих в данном регионе, а такжеподдержка региональных и местных культур и автономий – это полномочия,а значит и обязанность региональных властей. Но мы в свое время,понимая, что не только регион отвечает за гармоничные межэтническиеотношения, предприняли разработку ряда поправок. Так, были внесеныизменения в Федеральный закон № 131, предусматривающие право органовместной власти оказывать содействие этнокультурному развитию народов,проживающих на территории данного муниципального образования иоказывать поддержку местным национально-культурным автономиям,национальным общественным объединениям. Эта законодательная инициативапоследовала после известных Кондопожских событий, когда мы побывали вРеспублике Карелия, пообщались с местной и региональной властью,провели там выездное окружное совещание и поняли, чтомежэтнические  вопросы должны регулироваться и на местном уровне.Ведь местная власть первой сталкивается с проблемами граждан и наиболееприближена к тому, что происходит на земле. Кроме того, в этом годупринят закон, который утвердил новую редакцию 16 статьи Федеральногозакона № 74 «О национально-культурной автономии», где четкоурегулирована возможность финансирования региональных и местныхнационально-культурных автономий, а из федерального бюджета -мероприятий федеральных национально-культурных автономий. При этом изместного бюджета вправе оказываться поддержка местнымнационально-культурным автономиям. [Перейти к продолжению интервью]

1853 просмотра.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru