Главная Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №3 (003) 2008 г. Большая родня

Журнал “Наш дом - Татарстан”

Выпуск №3 (003) 2008 г. / Большая родня

История

Нам нечего делить – мы произошли от одних предков
 
«Я много изучал,анализировал и пришел к выводу, что народам нечего делить - мыпроизошли от одних предков», - утверждает депутат Государственной ДумыРФ, доктор наук, профессор, автор более 40 научных работ ФатихСИБАГАТУЛЛИН. Опираясь на знание первоисточников и исследованияизвестных ученых, он пришел к выводу, что судьбы тюркских народов, ихвождей и созданных ими государств - не что иное, как стремление кдружбе народов. Об этом идет речь в новой книге Фатиха Саубановича,увидевшей свет в этом году, - «От Аттиллы до президента».  

Депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин
ВИЗИТКА

Фатих СИБАГАТУЛЛИН, депутат Госдумы РФ

Фатих Саубанович родился 1 мая 1950 года. В 1973 году окончил Казанскийветеринарный институт, в 1983-м - Саратовскую высшую партийную школу. В2005 году прошел обучение по программе «Мастер деловогоадминистрирования (MBA)». Трудовой путь начал в 1966 году рабочим всовхозе «Ватан» Арского района. После учебы в вузе работал главнымветврачом в совхозе «Бишнинский» Зеленодольского района ТАССР. До 1976года был главным ветврачом колхоза «Чапаев» Балтасинского района ТАССР.На протяжении четырех лет работал председателем колхоза «Правда»Балтасинского района ТАССР. С 1980 по 1983 год Сибагатуллин - второйсекретарь Балтасинского райкома КПСС ТАССР, позднее - председательАрского райисполкома ТАССР, первый секретарь Мамадышского райкома КПССТАССР, председатель Мамадышского райсовета ТАССР.
В 1991 году Фатих Сибагатуллин стал министром сельского хозяйства ипродовольствия РТ, спустя четыре года - заместителем премьер-министра,министром сельского хозяйства и продовольствия РТ. С 1996 года по 2007год - глава администрации Нурлатского района и города Нурлат РТ,председатель президиума объединенного Совета народных депутатов. Зашесть первых месяцев правления Сибагатуллин сумел восстановить престижНурлатского района, вывести все социально-экономические показатели с37-го места по республике на первое. В последние годы район сталлидером в РФ по производству зерна, урожайность уже в течениенескольких лет - более 50 центнеров с гектара. В 1997 году ФатихСаубанович создал Нурлатский конный завод, поголовье которого можносчитать лучшим не только в Татарстане, но и в России.
В Нурлатском многонациональном районе, где традиционно проживаюттатары, чуваши, русские, Сибагатуллин сумел эффективно решитьэтнокультурные проблемы. 
Фатих Саубанович - лауреат Государственных премий РФ и РТ в областинауки и техники, удостоен знаков «За заслуги в образовании», «Почетныйсотрудник МВД РТ». Награжден серебряной и золотой медалями Министерствасельского хозяйства РФ «За выдающиеся заслуги в АПК РФ», золотоймедалью «Национальное достояние», медалью «За заслуги в проведенииВсероссийской переписи населения». По итогам 2004 года ему присужденаНациональная премия общественного признания достижений граждан РФ«Россиянин года». Сибагатуллин - заслуженный работник сельскогохозяйства РФ. Доктор ветеринарных наук. Академик Международной академииинформатизации, Российской академии естественных наук и Российскойакадемии культуры и искусства. Награжден орденами Дружбы народов иПочета, Орденом рыцарей сельского хозяйства Франции.

 
Тюркский - язык межнационального общения

- Начну с одного малоизвестного факта, - говорит Фатих Саубанович. - 15декабря 1893 года Вильгельм Людвиг Петер Томсен (1843 - 1927),профессор кафедры сравнительного языкознания Копенгагенскогоуниверситета, знаток более тридцати языков и множества диалектов,выступил перед Датским королевским научным сообществом с докладом«Дешифрованные орхонские надписи». Он прочитал надписи на памятниках,найденных археологами за сто лет и собранных в Южной Сибири, на рекеОрхон, на Урале, около Волги, Дона, Днепра - по всей Великой Степи.Благодаря датскому профессору была открыта уникальная, почтинеизвестная культура, носителями которой были хунны. Это быладревнетюркская письменность, которой, как считалось, не существовало,но которая подтвердила факт наличия на территории Южной Сибири за пятьвеков до новой эры великой империи. Это был язык Атиллы, хуннов -народа, который китайцы называли «ту-кюэ». Империя хуннов была первойна территории Евразии. Хунны прошли от берегов Тихого океана и границВеликой Китайской стены до Адриатического моря и центра ЗападнойЕвропы. В Европе они стали известны какгунны.         
Тюркский - кыпчакский - язык в древности и Средневековье выполнял рольязыка межнационального общения во всей Евразии, включая и ЦентральнуюЕвропу. Но с XV - XVI веков тюркский язык в Центральной и ВосточнойЕвропе стал подвергаться гонениям. Насильственно уничтожалось все, чтобыло связано с тюрками: речь, письменность и сама народная память. Ноправды не уничтожить! 

Фатих Сибагатуллин депутат Госдумы РФ

У осетин, татар, абхазов, чувашей, башкир – одни предки

- До начала XVIII века в литературе полностью господствоваловерное представление о том, что предками тюрков были скифы. Этоподтверждение позже было полностью подтверждено археологами, которыенашли целых пятнадцать(!) параллелей между материальной культуройскифов и тюркских народов. В 1692 году русский историк Андрей Лызловнаписал книгу «Скифская история», в которой главной темой былиотношения русских с Хазарским каганатом, Золотой Ордой, Казанскимханством и Турцией. Лызлов доказал происхождение тюрков (татар итурков) от скифов. Перелом в представлениях о потомках скифов произошелпо просьбе Петра I, который попросил европейских ученых разработатьисторию славян. Петру I эти исследования были нужны ради укреплениямеждународного престижа России, которую он всеми силами преобразовывалв империю.
В науке название «скифы» всегда было собирательным, под нимподразумевались многие народы, говорящие на разных языках. В древниевремена они жили на обширных просторах Евразии - Восточной Европе,Кавказе, Малой, Средней и Центральной Азии, Казахстане, Южной иЗападной Сибири. Этой точки зрения придерживались Татищев, Карамзин,Нойманн, Шафарик, Геза Куун, Хасан Гата-Габаши, Олжас Сулейменов идругие исследователи. Есть много доказательств тюркоязычных скифов, дваглавных из которых - лингвистические иэтнографическо-археологические.      
Древние разноязычные племена, которых греческие и латинские историкиназывали собирательными именами - скифами, затем сарматами, позднеестали называться по-тюркски аланами (асами). Я проанализировал большойисторический материал и могу сказать, что аланы (асы) сыграли важнуюроль в истории многих евразийских и тюркских народов, в том числесовременных балкарцев, карачаевцев, осетин, адыгов, абхазов, татар,чувашей, башкир и их предков и ближайшихсоседей!    

Скифские воины
Скифские воины.
Реконструкция М.Горелика
 
Почему Чингиз-хан ратовал за дружбу народов

- Изучая биографию Чингиз-хана (а он был тюрком, а не монголом,как нас учили), я узнал, что он с детства видел, что кругом одна вражда- воюют клан с кланом. Уже тогда он решил объединить все народы. КогдаЧингиз-хан объединил на Руси 20 национальностей, он ввел налог – 10%для своих и чужих. Таким образом, он не возвышал одну нацию над другой,все были равны и жили в дружбе. Чингиз-хан написал 6 основныхзаконодательных принципов человеческого бытия для всех народов:государство и право, гражданское право, военное право, уголовное право,семейное право, обыденное право. А сверху, над ними, написал «Яса», чтов переводе - созидай, твори. Это значит, что 6 принципов обязательнопридерживайся, а сверх того - живи, твори! Уже по этому факту понятно,что Чингиз-хан ратовал за дружбу народов в своей Великой Татарскойимперии, именуемой официальной наукой «Монгольскойимперией».     

Всадники Золотой Орды
Легко- и тяжеловооружённые всадники эпохи Золотой Орды.
Реконструкция Р. Шамсутдинова

Внук Чингиз-хана Бату создал единую многонациональную армию

- Создатель Золотой Орды хан Бату не унижал народы и не принижалрелигии, а наоборот их возвышал. Хан Бату 7 лет стоял на реке Яик(Урал), наступал с 1229 по 1236 годы. Он хотел завоевать ВолжскуюБулгарию со столицей Билярском (Биляром). В то время это было самоецивилизованное государство в Европе с развитой культурой. Надоотметить, что лучшего государства, чем Волжская Булгария, Бату невидел. Именно по этой причине он решил сделать столицу своегогосударства в Билярске. Там в основном жили татары и чуваши, около 140тысяч. Чуть позже Бату говорил: «Надо же! Я от злости чуть неуничтожил эти народы, а сегодня вынужден создавать из них Армию». Крометатар и чувашей, в Армию Бату вошли мордва, мари, удмурты, казахи,киргизы - вообще в войске было 127 национальностей. Несмотря на то, чтоАрмия была многонациональной, она называлась татарской, отличаласьмощностью и единством.
У хана Бату один сын стал мусульманином, другой - христианином, такоене редкость и сейчас в некоторых семьях Татарстана.

Скифские украшения
Золотые серьги и гривна из скифской могилы.
Причерноморье. IV в. до н.э.

Чему учились американцы у древних булгар

- Когда в 1778 году территорию США осваивали англичане под руководствомДжорджа Вашингтона, они начали искать, где разместить административный,учебный и деловой центры. Изучая опыт всех цивилизованных стран, онипришли к выводу, что самый удачный опыт разделения центров был вВолжской Булгарии. В итоге Вашингтон стал административным центромподобно древнему Булгару, Нью-Йорк - деловым центром, как Биляр. Аучебный центр Бостон - прототип учебного города Кизляу, что натерритории современного Нурлатского района. Да взять хотя бы недавнийпример, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев перенесадминистративный центр из Алма-Аты в город Астана. Это еще разподтверждает, что идея разделения центров на административный, деловойи учебный была заимствована у волжских булгар и прижилась у разныхнародов. 

В Татарстане сумели сохранить народные традиции

- В нашем Татарстане в мире и согласии проживают представители многихнациональностей. Я объездил много стран, но ничего подобного нигде невидел.
Все задают вопрос: как вам такое удается? Я всегда говорю, что народныетрадиции и обычаи не сегодня зародились, но мы смогли их сохранить.Свою положительную роль в нашей республике сыграл Ислам, в отличие отСеверного Кавказа у нас в Татарстане не только фундаментальный Ислам, унас преобладает джадидизм. Он не опровергает ни науку, ни культуру, нисветскую жизнь и в то же время ратует за полноту духовной жизни.Такой  просвещенный Ислам позволяет приходить в согласие сзападной цивилизацией, а иначе неизбежен конфликт цивилизаций. 
Всевышний велик и всемогущ, Он создатель всех, поэтому мы один народ.Он дал нам много религий, но основа у всех одна. Утрированно этовыглядит как многопартийность.
Что нам делить? Поэтому главный успех любого многонациональногогосударства - в дружбе народов. Только политика диктует разобщенность по нациям.

Фатих Саубанович Сибагатуллин

Президент Татарстана укрепил межэтнический диалог

- Татары были и остаются добрыми соседями для всех народов, проживающихв регионе. Президент Минтимер Шаймиев всегда подчеркивает, что Казаньявляется моделью межрелигиозного и культурного взаимопонимания, что «натерритории Казанского кремля гармонично соседствуют христианский имусульманский храмы, выражая собой символ мирного сосуществованиякультур». В этом, прежде всего, проявляются многовековая политическаятрадиция и культура казанских татар, восходящих традициями к ВолжскойБулгарии и Золотой Орде.
Я проанализировал 114 лет нашей истории, за это время поменялось 19ханов. Но ни один правитель Казанского ханства, ни один губернаторКазанской губернии, ни один руководитель Татарской автономнойреспублики не был уроженцем данного края. Лишь первый ПрезидентРеспублики Татарстан Минтимер Шаймиев родился и вырос в самойреспублике. С молоком матери он впитал нравы и традиции народа, знаетего тревоги, надежды и чаяния. В сложные годы перестройки он сумелсохранить потенциал республики, шаг за шагом приумножая ее достижения,вывел в новый XXI век. Такого уровня социально-экономического икультурного развития, как в годы президентства Шаймиева, республика незнала.
В дни празднования тысячелетия Казани Минтимер Шаймиев сказал: «Мысильны духом. И это тоже не только мечта и желание, это подтверждаетвся наша история. Мы не потерялись и в нынешние времена, когда началиськрупные перемены. Наоборот, смогли сказать свое слово. За эти годы мысозидали не только в интересах татар, но и всех национальностей,которые проживают в республике, и, я считаю, в интересах самойРоссии». 
    
Наталья МИШИНА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА

1814 просмотров.

 
 
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57, Дом Дружбы. Тел.: (843)237-97-99. E-mail: an-tatarstan@yandex.ru