Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №3 (003) 2008 г.
→
Я русский бы выучил
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (003) 2008 г. / Я русский бы выучил
Миграция
В Казани открылись курсы языкознания для мигрантов
Если позднимвечером свернуть в полумрак одной из арок на улице Московской, то можноувидеть, что на втором этаже старинного здания в глубине двора до сихпор горит свет. А дверь на верху железной лестницы гостеприимнораспахнута. Именно здесь, в помещении Республиканского агентствазанятости и правовой помощи иммигрантам, после шести вечера проходятзанятия по русскому языку.
Одни живут в Казани уже давно, но русский знают только на бытовомуровне, поневоле замкнувшись в узком кругу «рынок - поездка за товаромв Москву - дом» и общаясь в основном с друзьями и родственниками,которые знают русский примерно на таком же уровне или чуть лучше, нонаучить не могут. Другим не удалось окончить даже школу в родномТаджикистане, они не умеют читать и писать по-русски даже свои имя ифамилию и начинают занятия с изучения алфавита. Специально для нихдоктор исторических наук, доцент кафедры этнографии и археологии КГУТатьяна Титова и кандидат исторических наук, ассистент этой жеуниверситетской кафедры Вадим Козлов разработали программу из трехблоков: обучение русскому языку, правовым основам и психологическим,культурным и межличностным особенностям среды, в которой они теперьживут. Ведь у мигрантов, приехавших в Казань из среднеазиатских стран,свои представления о жизни, основанные на Исламе. Агентствопредоставило небольшой класс для занятий, как положено, с партами идоской. И в сентябре уроки начались.
![Курсы русского языка для мигрантов](/i/upl/img_2353.jpg)
- Мы занимаемся проблемами этнических меньшинств достаточно давно, -говорит Вадим Козлов, - и проблема языка в ней очень актуальна. Знаниеязыка необходимо для успешной адаптации в новой среде, особенно, еслимигранты хотят остаться и чувствовать себя комфортно. Ведь приезжает восновном молодежь с перспективой создания здесь семьи. Одни уже строятдома в пригороде, другие собираются в ближайшем будущем перевезти сюдародителей, которым посылают часть заработанных денег.
По мнению этнологов, то, что мигранты будут на высоком уровне владетьрусским языком, грамотно писать и правильно читать, принесет пользу нетолько им, но и Татарстану.
- Уже сейчас в структуре занятости наблюдается перекос, - считает ВадимКозлов, - не хватает «синих воротничков». Есть база, есть кому учить, авот готовить по рабочим специальностям некого. Между тем после кризисанам сразу понадобится много квалифицированных водителей, слесарей,пекарей и так далее.
Сегодня в классе очередной урок русского языка. Время подходит к шести, но учеников еще нет.
- Ничего удивительного, - говорит опытный преподаватель ТатьянаКореева, - ребятам ведь нужно ехать сюда с рынка через весь город.Потом заходят в мечеть помолиться (они очень религиозные) и лишь затемидут кушать в кафе. Их можно понять.
Зная, что за работой ученики могут забыть взять с собой ручки, ТатьянаПетровна выкладывает несколько штук, принесенных про запас, на свойстол.
- А бывает и так, что моим ученикам нужно ехать за товаром в Москву, -рассказывает Татьяна Петровна, - тогда их не бывает несколько дней. Чтоподелаешь, работа.
Ученики Татьяны Петровны работают на рынке все дни, кроме понедельника,и знают русский настолько, чтобы общаться с покупателями. Некоторые,например, как Давлатзон Халилов, успели закончить в родном Таджикистанелишь первый класс общеобразовательной школы. Потом началась гражданскаявойна. Давлатзон уехал к брату в Казань. Сейчас ему 23 года. Давлатзонхочет остаться в столице Татарстана, купить дом, перевезти сюдародителей и работать сварщиком.
У его соседа по парте 20-летнего Дамира Хусаинова другие планы:жениться и стать бизнесменом. Он окончил школу в Таджикистане, а потомприехал в Казань к брату, у которого здесь семья.
Другому ученику - Давлету Сайдуллаеву - 15 лет. Он тоже не смогокончить школу, хотя в Казани живет с двух лет. Когда он в первый разпошел в первый класс, то начались конфликты с одноклассниками ипреподавателями, пришлось уйти.
Итак, в классе пока четыре ученика. Но урок начался: остальных ждать нестали, они уехали в Москву за товаром. Татьяна Петровна сразу задаетбыстрый ритм: вопрос-ответ, вопрос-ответ. Сколько букв в русскомалфавите? Сколько гласных? Какие буквы не читаются? Что значитпредложение? У одного из учеников - Кобипжона Абдушаидова - ответвсегда наготове, рука поднята. Ему 21 год, в классе его называют простоДжон. Джон садится за первую парту напротив учительницы, на немтщательно выглаженная рубашка, хотя остальные сидят в куртках: в класседовольно прохладно. Он никогда не пропускает занятий, всегда готовответить на вопрос учителя, выйти к доске, составить предложение иразобрать его по частям речи. И хотя оценок здесь не ставят, Джонсчитается на курсах отличником. На вопрос, как ему удается находитьвремя, чтобы так прилежно заниматься, парень отвечает: «Когда есть цельучиться, время всегда находится». Кобипжон приехал к дяде в Казань изДушанбе, где окончил школу, всего год назад, но уже бегло пишетпо-русски, старательно заучивает правила грамматики. Ведь без этого онне сможет осуществить свою мечту: получить высшее образование и статьюристом.
- Я был старостой в классе, - с гордостью говорит Кобипжон, - а ещезнаю компьютер. Меня, как одного из лучших учеников, отправили на тримесяца учиться компьютерной грамоте.
Кобипжона часто вызывают к доске, но его это не пугает. Он сготовностью берет маркер и пишет составленное предложение. Другиезаписывают его в тетради.
Видно, что учатся ребята с удовольствием. Жалеют только, что проектпродлится только до декабря. Потом - подведение итогов. По словамэтнологов, эти разработки могут лечь в основу Республиканской программыобучения мигрантов, ведь три месяца обучения слишком короткий срок,чтобы чувствовать себя свободно и комфортно в другой стране.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
![]() | Маруф ХОДЖИЕВ, директор Республиканского агентства занятости и правовой помощи иммигрантам: - С 15 сентября 2008 года в классе Республиканского агентствазанятости и правовой помощи иммигрантам в Казани при финансовойподдержке программы MATRA посольства Королевства Нидерландов в РФначались занятия по русскому языку для мигрантов, которые проходят двараза в неделю. Кроме того, раз в неделю здесь проходят занятия сюристом, где рассматриваются темы, касающиеся прав и обязанностеймигрантов, законодательства РФ в сфере миграционной политики, основытрудового и гражданского законодательства РФ, и занятия помежкультурным тренингам и культурно-просветительскому обучению. |
Евгения ЧЕРНОУСОВА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА