Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №3 (003) 2008 г.
→
Мир хорош, потому что мы разные
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (003) 2008 г. / Мир хорош, потому что мы разные
Толерантность
Теория и практика толерантности в Нижнекамске
Пока существуетчеловечество, в обществе будут жить противоречия. Но нам надо старатьсяих преодолевать. Это очередной раз доказали участники Всероссийскойнаучно-практической конференции «Теория и практика толерантности:этнокультурные и межконфессиональные аспекты», прошедшей в Нижнекамскев начале декабря.
Братья навек?
Первые противоречия в выступлениях обнаружились сразу, как толькодокладчики попытались дать определение самому понятию «толерантность».Одни расценили ее как терпимость к чужим традициям и образу жизни.Другие - как готовность к контактам с людьми противоположных взглядов.Третьи - как взаимодействие культур. Из уст выступавших, среди которыхбыли представители научной и творческой интеллигенции, духовенства,звучали и такие определения, как смирение, терпение, стерильнаякорректность или свойство имперского мышления. Наверное, единственное,с чем согласились все участники конференции, была позитивная оценкаНижнекамска как города, где на протяжении всей истории сохраняютсядобрые отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
Согласно результатам Всероссийской переписи населения, проведенной в2002 году, в Нижнекамском муниципальном районе проживают представителиболее 50 национальностей. Из них 50,1% - татары, 43,2% - русские, 2,8%- чуваши, по 0,7% - представители башкирской, украинской и другихнациональностей. В Нижнекамске работают шесть национально-культурныхобъединений: русское, чувашское, кряшенское, украинское, башкирское,немецкое. У каждого - свои культурные центры, этнографические музеи ифольклорные коллективы.
На территории города и района функционируют 40 религиозных организаций.Из них 19 мусульманских, 14 православных, 4 протестантских, 3 относятсяк другим религиям. Из 36 культовых зданий 13 являются мечетями и 4 -помещениями, приспособленными под мечети, 12 - православными церквями и3 - православными молельными домами. Есть протестантский молельный дом.В 2007 году на пожертвования предприятий и частных лиц построеныкряшенский приход церкви Иоанна Крестителя в деревне Кашаево, часовня иминарет на территории Нижнекамской ТЭЦ, молельные комнаты для верующихв двух лечебно-исправительных учреждениях, на стадии строительства -мечети прихода № 3 города Нижнекамска и села Сухарево. Уникален тотфакт, что в Сухареве параллельно возводятся и мечеть, и церковь.
Все эти цифры прозвучали в выступлении заместителя руководителяисполкома Нижнекамского муниципального района Ильсии Мезиковой, котораяне только обратилась с приветственным словом к участникам мероприятия,но и приняла участие в его пленарной части.
По словам доцента, кандидата философских наук, заместителя директора понауке Нижнекамского филиала ИЭУП Олега Агапова, который к тому жеявлялся консультантом конференции, руководство и общественностьНижнекамского муниципального района в вопросахмежнациональной толерантности действительно идет на два-три шага впереди всейреспублики. Но было бы наивно полагать, что в отдельно взятом городевозможно построение идеальных отношений между представителями разныхнациональностей. В частности, в выступлении доцента кафедры экономики именеджмента Нижнекамского филиала КГТУ имени Туполева, кандидатасоциологических наук Хайдарова прозвучали не столь радужные цифры. Вноябре этого года было проведено социологическое исследование,показавшее, что от 70 до 80% нижнекамцев не против того, чтобы дружитьс людьми других национальностей. Однако готовность к межнациональнымбракам выразили только 43% горожан. Число противников составило 49%.
Сложным оказалось отношение населения и к работникам, которые должныприбыть на строительство нефтеперерабатывающего завода. 47% опрошенныхназвали этот факт положительным, 30 - отрицательным, посчитав, чтоможно обойтись и своими силами. 23% затруднились с ответом. Вблагополучном Нижнекамске со стабильной экономикой и низкойкриминогенностью поведение принимающей стороны более лояльно иблагосклонно по сравнению с другими регионами России. Однако, еслиситуация обострится из-за сильного социального расслоения или нехваткирабочих мест, вполне возможно культурное отторжение приезжающих.
Крест и полумесяц
На конференции не было продемонстрировано и полноймежконфессиональной толерантности. В то время как одни докладчикиутверждали, что контакты мусульманских и православныхсвященнослужителей являются образцом настоящего взаимного уважения,другие приводили примеры их нетерпимости друг к другу. Было такжеотмечено, что наиболее сложно складываются отношения новых религий страдиционными. Особенно активную политику противодействия им ведетРусская православная церковь. Причем подобная антисектантская борьбаимеет неоднозначные последствия. Анализ большого количествателевизионных передач, посвященных новым религиозным организациям,позволяет сделать вывод о культивировании негативного образа. Ужасающиесюжеты о преступлениях так называемых тоталитарных сект ихпредставители чаще всего объясняют заказом представителей традиционныхконфессий.
Как отдельная проблема были отмечены отношения представителей церкви ивласти. Поведение чиновников нередко носит оттенок менторскойназидательности. Впрочем, и сами пастыри не всегда демонстрируютпонимание своей причастности к заботам светского общества.
Выступления на темы религии, прозвучавшие на конференции, вызвали оченьбольшой интерес и столь же большое несогласие слушателей.
Одного из докладчиков, заостривших внимание на экспансии ислама в Европу, немедленно удостоили замечания:
- Ваше выступление, батюшка, было очень интересным, но совершенно не толерантным.
Свой человек ближе к телу
Несмотря на то, что в названии конференции были заявлены толькоэтнокультурные и межконфессиональные аспекты, в ходе секционныхзаседаний понятие толерантности было рассмотрено гораздо шире. Кандидатэкономических наук, заведующая кафедрой Набережночелнинского филиалаИЭУП Светлана Полторыхина подняла тему «Толерантность и коррупция». Ксожалению, коррупция в российском обществе стала нормой экономической иправовой культуры. Большую роль в этом играет сложившееся общественноемнение. По данным социологических исследований, в Татарстане околополовины жителей не имеют острого негативного отношения к взяткам,использованию чиновниками служебного положения для предоставления льготсвоим родственникам. То есть «порог терпимости» к таким фактамдостаточно высок. Иногда их рассматривают всего лишь как проявлениеестественных человеческих чувств. Следует отметить, что отпечаток наотношение населения Татарстана к коррупционным явлениям накладываетвосточный менталитет республики. Так, ситуацию, когда должностное лицоустраивает к себе на работу родственника, почти 37 процентов опрошенныхопределили как не имеющую отношения к коррупции. Еще треть респондентовпосчитали проблему спорной. Между тем терпимое отношение к коррупции вовсех проявлениях не столь безобидно. Ведь это явление, возведенное внорму, приводит к масштабному снижению эффективности экономическойсистемы. По некоторым подсчетам, увеличение индекса коррупции на одинпункт приводит к росту теневой экономики на 7,6 процента. Размертеневой российской экономики на сегодня вполне может составлять 160 -180 миллиардов долларов. В «тени» находится не менее 40 процентовденежной массы.
Не пожалеют, не приласкают
Приятно отметить, что доклады для выступления на конференции готовилине только солидные научные работники и религиозные деятели. СтуденткаНижнекамского филиала ИЭУП Губайдуллина разработала тему «Толерантноеотношение к бывшим заключенным». Этот контингент всегда принадлежал кдискриминируемым группам общества. По статистике МВД РФ, на 1 мартапрошлого года в местах лишения свободы находилось 833,5 тысячи человек.Получается, что каждый четвертый российский мужчина - бывшийзаключенный.
Социологи отмечают, что люди, имеющие за спиной тюремный опыт, какправило, менее склонны к нарушению законов, чем те, кто плохопредставляет себе условия в нынешних местах заключения. Но нашеобщество не знает полумер и видит все в черно-белом свете. Опрос,проведенный среди нижнекамцев 28-50 лет, показал, что существуетнегативная тенденция в отношении лиц, освободившихся из мест лишениясвободы: люди не хотят и не готовы помогать им в социальнойреабилитации. 45,5% опрошенных ответили, что к бывшим заключеннымотносятся равнодушно, жалеют этих людей 18,2%, а боятся 36,4%. Более45% респондентов считают, что отбывшие наказание граждане не могут бытьполноценными членами общества («изгои», «паразиты», «трутни»,«конченные», «их не исправишь»), более 18% называют их угрозой дляобщества. При этом 63,3% опрошенных высказали необходимость созданияспециальных реабилитационных центров, которые бы занимались проблемамибывших заключенных. Однако столько же людей заявили, что не окажутбывшим зекам ни материальной, ни социальной, ни правовой помощи. А 90%негативно относятся даже к тому, что человек, отсидевший в тюрьме,может оказаться среди их коллег, партнеров, соседей.
Любопытно, что терпимость к такому явлению, как проституция, в нашемобществе является более высокой. В работе другого докладчика -Захаровой - приведены следующие цифры. Более 21% опрошенных из числастудентов Нижнекамского филиала Института экономики, управления и правасчитают торговлю телом нормальным явлением. Около 30% затруднились сответом, и только 49,3% четко определили проституцию как негативноесоциальное явление.
Спор, в котором не рождаются истины
Очень большое внимание в ходе конференции было уделено проблемамэтнокультурной и конфессиональной толерантности в образовательномпроцессе. По этой теме было заявлено так много выступающих, что ониработали отдельной секцией под руководством кандидата психологическихнаук, доцента, декана психологического факультета Нижнекамского филиалаИЭУП Энзе Ахметшиной. Нужно отметить, что педагоги пришли к большемусогласию, чем члены трех остальных секций, занимавшиеся в общемзале под руководством кандидата исторических наук, доцента, заместителядиректора по научной работе Альметьевского филиала ИЭУП МарсаЗагидуллина. Из зала Марса Ибрагимовича обвинили в некоторой узурпациивласти, в том, что слово для доклада предоставляется в основном тем,чье мнение наиболее созвучно с мнением самого руководителя секции. Одиниз представителей науки в знак протеста даже покинул свое место впрезидиуме. Собственно, немало едких замечаний прозвучало и в адресвыступающих. Коллеги не стеснялись высказывать сомнения на тот счет,самостоятельно ли был приготовлен доклад.
Чувствовалось, что интеллигентные, образованные люди с трудомсдерживают эмоции, чтобы не дать научному спору перерасти вмежличностные конфликты. Уже после завершения мероприятия мы вновьобратились к Агапову с просьбой прокомментировать пикантность ситуации,когда на конференции по проблемам толерантности люди проявили такуюоткрытую нетерпимость к чужим мнениям. Олег Дмитриевич расценилэто явление скорее как положительное. Несмотря на разность позиций,люди все-таки смогли выслушать друг друга, цивилизованно обсудить всеподнятые вопросы и принять соответствующую резолюцию.
Конечно, в прошедшем споре не родилась истина, очевидная для всех. Ноочень многие люди нашли единомышленников. А для представителейнационально-культурных объединений конференция стала еще однимсерьезным шагом на пути к тому, чтобы подняться над уровнем посиделок.
Елена ТОКАРЕВА
Фото автора
Фото автора