Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №3 (003) 2008 г.
→
Без языка
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (003) 2008 г. / Без языка
Образование
Власти Татарстана намерены вернуть национально-региональный компонент образованияСудьбу национально-регионального компонента школьного образованиярешали 17-18 ноября в Госсовете РТ депутаты Госдумы РФ, представители властей разных регионов Россиии руководителифедерального министерства образования и науки под председательствомминистра Андрея Фурсенко и при активном участии Минтимера Шаймиева.Президент Татарстана былкатегорически против отмены национально-регионального компонента вобразовательных госстандартах и потребовал вернуть субъектам федерацииправо участвовать в разработке образовательных программ.
Кто порождает второсортные народы?
Федеральный образовательный стандарт, в котором теперь нет местанациональному компоненту, должен прийти в школы 1 сентября 2009 года.Об этом черным по белому написано в Федеральном законе от 1 декабря2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации» в части изменения понятия и структурыгосударственного образовательного стандарта». Но законодателиТатарстана и Башкортостана делают все, чтобы этого не случилось: онипредложили Госдуме срочно вернуть нацкомпонент в закон об образовании.Их поддержали власти 21 субъекта России.
Выступая на совещании первым, Минтимер Шарипович был настроенрешительно:
- Изучение родного языка, культуры, - подчеркнул он, - факторсохранения национально-культурной идентичности народов РоссийскойФедерации. Это в значительной мере затрагивает интересы безопасности истабильности нашего многонационального государства.
Минтимер Шарипович констатировал, что в России идет сокращение количества школ с преподаванием татарского языка:
- В 2004/05 учебном году их было 712, в 2007/08 стало 490. Особенно вНижегородской, Пермской областях, хотя там есть целые районы, гдекомпактно проживают татары... Видимо, кому-то показалось, что языкинародов Российской Федерации недостаточно быстро исчезают. Значит,решили ускорить... Но родной язык не выбирают - это язык матери.
Далее он целенаправленно критиковал Федеральный закон № 309,который фактически отменил законодательную гарантию сохранениянациональных языков:
- По существу из законодательства оказались изъяты важнейшие положения,в отсутствие которых становится практически невозможной реализациясубъектами РФ их прав, предоставленных законами РФ об образовании иязыках народов России, - заявил Президент и возмущенно добавил. - Ктододумался до этого? Получается, мы в федеративном государстве порождаемвторосортные народы? Если Госдума не примет мер, если такаяобразовательная политика будет продолжаться, придется обращаться вКонституционный суд, в котором дело будет заведомовыигрышным.
- Мы в Татарстане без решения этой надуманной проблемы переходить нановые стандарты образования не намерены ни при каких условиях, -завершил Шаймиев.
Давайте не плескать керосина!
- Школа на родном языке обучения существует в России около 150 лет иможет выполнять или функцию консолидации, или функцию конфронтации, -акцентировала руководитель Центра национальных проблем образованияФедерального института развития образования Ольга Артеменко. - Насегодня в реальной практике мы наблюдаем и тот, и другой процесс. Ксожалению, в ряде субъектов федерации компонентный принциписпользовался для достижения самостоятельных политических целей... Вряде субъектов выстраивается национально-этническая системаобразования; взяв курс на регионализацию образовательной системы, школуиспользуют как институт этнической мобилизации молодежи. Проведенныенами социологические исследования...
- Это вы имеете в виду в Москве и Санкт-Петербурге скинхедов? - невыдержал Минтимер Шаймиев. - Но в нашей-то республике этого нет, унас...
- Мы говорим не об одной республике, - заверил Фурсенко, - мы говорим о России.
- Социологические исследования, - все же продолжила Артеменко, -свидетельствуют, что в 82 случаях из 100 у детей школьного возраста,проживающих в Татарстане, в сознании отсутствует понимание «Я -гражданин России».
Тут министр образования сильно заволновался и попросил Ольгу Ивановнуне политизировать, а попробовать сосредоточиться на вопросахобразования:
- Тема, к сожалению, взрывоопасна! - акцентировал он. - Давайте не плескать керосина!
Президент республики, постоянно перебивавший из президиума Ольгу Артеменко, так охарактеризовал свои действия:
- Да, я плохой ученик! Постоянно нарушаю ведение урока! Но я не могу молчать, когда речь идет о сохранении родного языка.
Ольга Артеменко, которой не давали выступать то Шаймиев, то Фурсенко, все же сделала вывод:
- А если мы с вами без социологии будем рассуждать, то у нас и будет:что хотим, то и делаем... Исключение национально-региональногокомпонента из закона об образовании не означает исключения его изобразования, - объяснила она. - Закон лишь «снимает монополиюисполнительной власти», то есть региональной, создает общефедеральныйстандарт и усиливает влияние «участников образовательного процесса» -школы, учащихся и их родителей на выбор программы обучения.
- Закон превратил систему образования в общественный договор междусемьей, обществом и государством, - уточнил научный руководительпроекта Российской академии образования по разработке новогогосстандарта общего образования Александр Кондаков.
Далее он объяснил, что разработанные варианты базисного учебного планапрошли очень широкое обсуждение: руководители проекта неоднократновстречались с представителями системы образования Татарстана. Наавгустовском педсовете стороны договорились о варианте базисного плана,который устроит два министерства - России и Татарстана.
В этом контексте уместно прозвучало предложение председателя КомитетаГосдумы по делам национальностей Валентина Купцова о необходимостисоздания в Российской Федерации Министерства по делам национальностей,ведь Россия при ее национальном многообразии до сих пор живет безвнятной национальной политики, что приводит, в частности, и к казусам вобразовательной сфере.
Был зеленым - стал твердым
- Мы предложили четыре варианта Базисного учебного плана, - продолжалКондаков, - которые позволяют реализовывать этнокультурный компонент.Причем в четвертом варианте, Минтимер Шарипович, даже предусмотрено народной язык и литературу больше часов, чем на русский язык илитературу! И вы не согласовали это предложение!
- Мы готовы не покладая рук совместно отрабатывать буквально все,включая учебники федерального уровня, - заверил Шаймиев. - Нореституция национального компонента в качестве нормы федеральногозакона - это для татарстанской власти важнее, чем сколько угодно уроковтатарского языка в программе...
Андрей Фурсенко назвал старый образовательный стандарт плохим, ведькачество образования падает. А потом попытался объяснить, что речь не отом, что вместо национально-регионального стандарта взяли и ввелифедеральный:
-Центр тяжести - как должно вестись обучение - с уровня республикипереходит на уровень образовательного учреждения. У нас принципиальнопоменялся сам подход к требованиям. Ну, был зеленым - стал твердым! 75%татар живут за пределами республики, мы что, их кинем? Что, татары,компактно проживающие в других регионах, не имеют права учиться постандартам, которые им ближе? Почему мы им отказываем в этом праве иставим во главу угла территорию, а не школу, детей, учителей? Мы должныоб этом задуматься.
А затем снова разгорелись споры - уже по проекту резолюции совещания.Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин сообщил, что документ принятпо инициативе представителей всех национальных республик страны. ОднакоФурсенко выступил против принятия проекта, подчеркивая, что прошедшеесовещание - не итог большой работы, а лишь ее начало. В итоге министробразования и науки не устоял перед напором большинства, отметив, чтосогласен не со всеми формулировками резолюции.
- Это не ультимативный документ, а программа дальнейшей работы, -уточнил Мухаметшин. - Значение проекта резолюции в том, что в немсформулирована позиция всех национальных республик Российской Федерации, а этодаст возможность продолжить борьбу за поправки в ФЗ № 309.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
ДОпринятия Федерального закона № 309 учебные планы состояли из трехкомпонентов: федерального, регионального и школьного. 75% учебноговремени отводилось на федеральную составляющую, 15% - на региональную и10% - на школьную. Это позволяло в национальных республиках изучатьродной язык, историю, фольклор.
ПОСЛЕ принятияФЗ № 309 Российская Академия образования предложила четыре вариантапроекта Базисного образовательного плана РФ для начального общегообразования: на преподавание русского языка отводится 5 часов, начтение - 4 часа, а на родной язык и родную литературу - 2 часа. Историяродного края попадает под сокращение. Субъекты утрачивают правоформировать региональный компонент.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Фарид МУХАМЕТШИН, Председатель Госсовета РТ, Председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана: - Нельзя не думать и не заботиться о сохранении родного языка: вусловиях глобализации ежегодно на планете исчезают около 400 языков.Эти вопросы волнуют европейскую общественность, и я это знаю непонаслышке, поскольку работаю над этой проблемой в Комитете по культуреи образованию Палаты регионов Конгресса местных и региональных властейСовета Европы. Если политика в области образования будет вестись такимобразом, то в условиях глобализации мы перейдем на английский язык ирусская нация завершит свое существование. Найти решение проблемысохранения национального компонента - в интересах нашеймногонациональной России. |
РЕЗОЛЮЦИЯ
совещания Министерства образования инауки РФ с участием председателей и руководителей законодательныхорганов и органов управления образованием республик в составе РФ,членов профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Федеральногособрания РФ
1. Внесение изменений в Закон РФ «Об образовании», предусматривающих законодательное закрепление:совещания Министерства образования инауки РФ с участием председателей и руководителей законодательныхорганов и органов управления образованием республик в составе РФ,членов профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Федеральногособрания РФ
- гарантий конституционных прав граждан на получение среднего (полного) общего образования на родном языке;
- обеспечения учета национальных и региональных особенностей субъектовРФ в требованиях к структуре, условиям реализации (кадровым,финансовым, материально-техническим и иным) и результатам освоенияосновных образовательных программ;
- предоставления полномочий субъектам РФ по разработке региональныхбазисных учебных планов (на основе федеральных), базисных (примерных)учебных программ и учебно-методических комплектов по государственнымязыкам субъектов РФ, литературе и родным языкам народов РФ, а такжепредметам, содержащим этнокультурные особенности конкретного региона -история родного народа, краеведение, искусство, народные промыслы ит.д.;
- возможности итоговой аттестации на родном языке выпусников школ сродным (нерусским) языком обучения, в том числе и в формеЕГЭ.
2. Отметить необходимость разработки и утверждения в рамкахформирования федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования нового поколения различных вариантов Базисногоучебного плана, предусматривающих в инвариантной части изучениегосударственных языков субъектов РФ и родных языков и литератур народовРФ в объемах 3 - 5 недельных часов, но не менее сложившихся в регионахРоссии объемов.
3. Предложить ввести представителей субъектов РФ -национально-территориальных образований - в состав экспертных советовпо разработке Базисных учебных планов, программ и учебно-методическихкомплектов в пределах не менее 40% от общего количестваэкспертов.
4. Включить в федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программыобщего образования на базе федеральных государственных образовательныхстандартов, учебники по государственным языкам субъектов РФ и учебникина родных (нерусских) языках;
5. Разработать на федеральном уровне нормативно-правовую базу обобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения ирусским (неродным) языком обучения; рекомендовать субъектам Федерациипредусмотреть для них соответствующие нормативы подушевогофинансирования;
6. На базе федеральных государственных образовательных стандартовпридать общефедеральный статус проводящимся в РФ олимпиадам по родным(нерусским) языкам и литературам, предоставив их победителям и призерамльготы по данным предметам при поступлении в высшие и средниепрофессиональные образовательные учреждения.
7. Отметить необходимость продолжения работы по ратификации Европейскойхартии региональных языков или языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября1992 года).
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В Татарстане созданаобширная сеть школ с обучением и воспитанием на родном языке: 1138татарских, 114 чувашских, 41 удмуртская, 20 марийских, 5 мордовскихобщеобразовательных учреждений, по одному общеобразовательномуучреждению с еврейским и башкирским компонентом содержания образования.Функционируют 44 воскресных школ по изучению родных языковпредставителей 28 национальностей.
Наталья ВЯТКИНА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА
Фото Александра РУМЯНЦЕВА