Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №3 (003) 2008 г. / Патриот - это тот, кто любит свой народ... (начало)
...Националист – этотот, кто ненавидит другие народы.
Рамазан АБДУЛАТИПОВ -Председатель Совета Ассамблеи народов России, Чрезвычайный и Полномочный посолРоссийской Федерации в Республике Таджикистан [к моменту интервью - адм. сайта] – утверждает, что его оскорбитьневозможно, оскорбить можно его народы. А своими народами аварец считаетрусский, татарский, чеченский, чувашский - все народы нашей страны, более того,все народы бывшего Советского Союза. О том, что нет второсортных народов, ноесть многонациональная Россия, - эксклюзивное интервью с Рамазаном Гаджимурадовичемдля журнала «Наш дом – Татарстан».
- В 2001 году Вы какПредседатель Ассамблеи народов России по поручению Второго съезда сделалиспециальный доклад Президенту России Владимиру Путину «О национальномсамочувствии народов России». В чем соль документа? Какие его предложения былиреализованы?
- Если до Бориса Ельцина мои записки доходили, то сопределенного этапа мои записки не стали доходить до Владимира Путина. Ясчитаю, что его оберегали от информационного вмешательства, чтобы не портитьнастроение Президенту. При этом не замечая, что портится самочувствие целыхнародов. Главная соль этого документа в том, что наша страна –многонациональная. И решать этот вопрос государству надо, обустраивая каждыйнарод, независимо от его численности, и каждого гражданина Российской Федерации,независимо от его национальной принадлежности. Два принципа национальнойполитики, которыми должны руководствоваться государство и общество, – это учетпаритета интересов всех народов, находящихся в составе Российской Федерации, иналаживание их партнерства, сотворчества и солидарности во всех сферахобщества. К сожалению, действиями различных сил и, прежде всего, сил крайнерадикальных, работающих на идею достаточно губительную для России, а на первыйвзгляд очень симпатичную идею «Россия для русских», мы имеем в этой сферетысячу нерешенных, загнанных вовнутрь проблем. Мы откупились от многих проблем,но это все, к величайшему сожалению, выйдет наружу, как только ослабнетгосударственная и экономическая система. И поэтому мой подход: экономика –хорошо, политика – хорошо, но культура – лучше. Идеология необходима, этойидеологией должно стать собирание многонационального Отечества российского. Припризнании ведущей роли русской нации, русской культуры, русского языка. Но этаведущая роль не должна ущемлять интересы, самочувствие и перспективы многихнародов. Мой принцип: общее больше отдельного, но по своей сущности, по своейсамобытности общее и отдельное равнозначны, поэтому многочисленные и не оченьмногочисленные народы должны быть равноценными. Ниодин народ России не должен чувствовать себя второсортным, жертвой глобализма,ибо мы живем в великой стране. В СНГовском направлении должны работать наиболее грамотные и солидныелюди. Политика ассимиляции народов, которую вело царское самодержавие, и далеене получила своего подтверждения. И как следствие, мы потеряли братскую Украину,мы потеряли братскую Белоруссию, мы потеряли во многом Грузию, Азербайджан, Армению,Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и многих других. Слишком многопотерь от нашей недальновидной политики. И, прежде всего, недальновидность сточки зрения собирания Отечества и его народов. Нет более фундаментальной задачи дляроссийского государства, чем собирание народов и земель российских.
- Ваша работа «Нацияи национализм: добро и зло в национальном вопросе», которая вышла в Ленинградееще в 1989 году, у многих русских «патриотов» вызвала бурювозмущения. Оппозиционные издания просто камня на камне от Вас не оставили. ЧемВы их так обидели?
- Трагедия России, как Соловьев говорил, потом Бердяев,точнее в том, что Россия – это страна крайностей. Вот я борюсь по мере своихсил и возможностей против крайностей. А если ты борешься против крайностей, токамни идут с обеих сторон. Я считаю деструктивной теорию, которая выдвигаетсянашими учеными в Москве и в Санкт-Петербурге, теорию, которая связывает нацию снационализмом. Нация связана с национализмом не всегда, а при искажении в процессеее развития. А так идеология развития наций – это патриотизм. Сущностью нацииявляется формирование общности, в том числе формирование общности за счетдругих близких народов, племен. Об этом говорит история России после КиевскойРуси до Ивана Грозного. Несколько веков шло становление русской нации изразличных племен – древлян, кривичей, вятичей, полян и других. Поэтому яявляюсь последовательным патриотом, патриотом, в основе мировоззрения которого– собирание Отечества и достоинство каждого народа и каждого гражданина. Ячасто привожу слова Льва Николаевича Толстого о том, что националист – это тот,кто ненавидит другие народы, патриот –это тот, кто любит свой народ. Свой народ можно и нужно любить, но при этом необязательно свергать, унижать, оскорблять другие народы. Сегодня в литературепо русской нации или русской этнополитологии сплошь и рядом ненависть,оскорбления, унижение многих народов, которые веками живут вместе. Такойидеологии ненависти к другим российским национальностям не было даже в царскойРоссии. Это опасный путь! Потом поздно удивляться, почему мы развалились. Меняобидеть невозможно, можно обидеть мое Отечество, меня оскорбить невозможно,оскорбить можно мои народы. А моими народами я считаю и русский, и татарский, ичеченский, и чувашский, все народы нашей страны, более того, все народы бывшегоСоветского Союза. И у нас должна быть политика патриотическая, а политикапатриотическая направлена на собирание нашего Отечества, в том числе насобирание вокруг себя тех, кто был вместе с нами исторически, до развалаСоветского Союза.
| ВИЗИТКА РамазанАбдулатипов - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации вРеспублике Таджикистан [к моменту интервью - адм. сайта], доктор философских наук, профессор,действительный и почетный член ряда Академий и Университетов, в томчисле зарубежных, руководитель кафедры национальных отношений ифедерализма Российской Академии государственной службы при ПрезидентеРоссийской Федерации, Председатель Совета Ассамблеи народов России,Председатель попечительских советов Всероссийского выставочного Центраи Дома народов России. |
- Национализм,фашизм, экстремизм – эти человеконенавистнические тенденции, к сожалению, всеглубже и глубже проникают в наше общество. Если внимательно проанализироватьэти явления, видишь, что они специально кем-то насаждаются. Наш Ваш взгляд,кому это выгодно?
- Эти идеи насаждаются невежеством, эти идеи насаждаются сцелью получения власти и собственности, эти идеи направлены на угнетение,прежде всего, своего народа, а параллельно и других народов. Эти идеи изжилисвой век. Я еще раз подчеркиваю, особенно если мы связываем сущность нации снационализмом, то формирование многонационального Отечества невозможно игражданской нации как сограждан этой страны не будет. Не будет, потому чтоникто не захочет быть гражданином государства, если он чувствует своюуниженность и оскорбленность, прежде всего, по национальному и религиозномупризнакам. Параллельно эти идеи насаждаются и врагами единства России. Но самыебольшие враги внутри нас самих, внутри наших предрассудков. Сегодня фактическини одна из парламентских партий России не предлагает убедительную и приемлемуюдля всех народов и регионов национальную и федеративную политику, и в этом нашатрагедия. Политика «скрытого» шовинизма, которую проводят многие федеральныеорганы и их представители, приводит к новому возбуждению национал-сепаратизма.Это вредная для россиян – русских и не русских – политика.
- Вы как-то сказали: «В Дагестане есть ваххабит Тагаев, который считает, что Кавказ надо очистить досамого Ростова от русской заразы. Баркашовцы из Омска предлагают очистить откавказской заразы всю Россию. А как быть мне? На какой стороне воевать? У меняжена русская, дети наполовину русские, наполовину аварцы. В какой отряд ядолжен записаться?». Где же выход, Рамазан Гаджимурадович?
- Но самое главное, что Тагаев сидит в тюрьме, а всеостальные, которые все это говорят и призывают к тому, что надо очистить Россиюот кавказской заразы, они находятся в местных парламентах, в ГосударственнойДуме. Поэтому это трагедия. Трагедия проходит через каждую семью, через каждыйнарод, через каждую республику, через каждый регион, потому что мымногонациональны по сути, мы многонациональны, многокультурны по своей духовнойсути и разрушение нашего многонационального единства есть разрушение нашейдуховности, то есть разрушение тех ценностей, на которых мы зиждились, наоснове которых мы победили фашизм. Поэтому Россию надо очистить от нацизма, отрасизма и фашизма, иначе не будет России. И выход в одном – каждодневноработать государству, обществу над собиранием своего многонациональногоОтечества, налаживать сотворчество между народами, устанавливать контакты,формировать сознание патриотического единства в нашей стране, гражданского интернационализма,а не только гражданского национализма, как пишут наши горе-теоретики, доктора иакадемики.
- История же помнит,как закончилась жизнь одного «истинного арийца», и все же не иссякает желаниеего последователей покопаться в чистоте крови других. Посмотрите, сколькогадости издается у нас в стране беспрепятственно. Буквально в ста метрах отГосдумы, у бывшего Музея Ленина, свободно продается всякая шовинистическаядребедень, а местные власти закрывают на это глаза.
- Что значит «в ста метрах от Госдумы», когда этимзанимаются депутаты Государственной Думы. Вы помните историю с «Родиной», когдавот «мы» - господствующий народ, а все остальные – «этнический мусор»,и от этого мусора надо очистить нашу столицу, нашу страну. Но насколькосозвучны эти идеи с идеями Гитлера, Геббельса! В Государственной Думе сидятдепутаты Савельев, Павлов и даже Бабурин, и с ними Жириновский. Этополитический диагноз. Но все это делается прямо вот здесь в центре столицы,недалеко от Кремля. К примеру, выступает Жириновский, он признает независимостьЮжной Осетии и Абхазии, при этом требует разогнать все республики, разогнатьвсе так называемые национальные образования. То есть один к одному повторяетслова Саакашвили, но поддерживает Южную Осетию и Абхазию, потому что нам это выгодно. То есть надо быть не толькополитиками, надо быть и порядочными людьми. Надо быть людьми нравственными, анравственному, порядочному человеку никогда в голову не придет свергать другиенароды, которые являются хуже, недостойнее тебя. И тем более эти люди должныбыли прочитать все, что написано было при Гитлере и Геббельсе про славян ирусский народ. Сравните, один к одному то, что они сегодня говорят по отношениюк другим народам.
Поэтому я в своей жизни встречал очень много достойныхпатриотов, но еще ни разу не встречал достойного, умного и порядочногонационалиста, потому что националист сегодня может быть более или менееприличным, но завтра он влезет в грязь как свинья и испачкает все вокруг своейэтой грязью, потому что от национализма дорога к нацизму, фашизму. Национализмтакой подтачивает ствол российской государственности. И нам пора поумнеть.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
РамазанАбдулатипов родился 4 августа 1946 года в высокогорном ауле ГебгутаТляратинского района Республики Дагестан в многодетной аварской семье.Имеет пятерых сестер и троих братьев. Отец - фронтовик, принималучастие в Великой Отечественной войне. Дед - известный ученый-арабистХаджимурат. Женат, имеет дочь, двух сыновей и трех внуков.
С 1966 по1970 год проходил службу в Советской Армии. В 1975 году окончилисторический факультет Дагестанского государственного университета. В1975-1978 годах учился в аспирантуре на философском факультетеЛенинградского государственного университета. После защиты кандидатскойдиссертации работал старшим преподавателем в Ленинградскомуниверситете, а потом в течение 8 лет доцентом, заведующим кафедрой вМурманском Высшем инженерном морском училище.
В 1985 годузащитил докторскую диссертацию и вернулся в Дагестан, где занялдолжность заведующего кафедрой философии Дагестанского педагогическогоинститута.
В 1988 годустал консультантом отдела национальных отношений ЦК КПСС. По егоинициативе был организован сектор анализа и прогнозирования, заведующимкоторого он стал. В 1990 - 1993 годах являлся народным депутатом РСФСР,с 1991 по1993 годы - Председатель Палаты национальностей ВерховногоСовета РСФСР. С декабря 1993 по декабрь 1995 года был депутатом СоветаФедерации Федерального собрания РФ. С сентября 1993 по 1994 годы -первый заместитель Председателя Государственного Комитета РФ по деламфедерации и национальностей.
С января 1994года - заместитель председателя Совета Федерации Федерального собранияРФ. В 1995-1997 годах - депутат Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ второго созыва. В 1997 - 1998 годах работал заместителемПредседателя Правительства РФ. С июля 1998 года - председатель Советаобщественной организации «Ассамблея народов России». С 1998 по 1999 годзанимал пост министра национальной политики РФ. В декабре 2000 годаназначен членом Совета Федерации, представителем исполнительной властиСаратовской области. В мае 2005 года назначен Чрезвычайным иПолномочным Послом Российской Федерации в Республике Таджикистан.
- Поиски национальнойидеи, которая бы объединила народы России, многие годы занимают умы передовыхлюдей. В Вашу бытность министром национальной политики Российской Федерации Вычто-то предлагали в этой области?
- Ну, к сожалению, занимает умы не передовых людей, а умысамых отсталых людей. Потому что «национальная идея» на поверхности, ибонациональная идея – это права и свободы народов и граждан единой страны. Защитаих прав и свобод, обеспечение перспектив благополучия и достоинства народов играждан этой страны. И все эти параметры национальной идеи перечислены вКонституции Российской Федерации. Вычлените оттуда основные идеи и объединитеих как волю многонационального народа Российской Федерации, и вы получитенациональную идею. Национальная идея многонациональной России только одна –укрепление мощи своего государства за счет обеспечения единствамногонационального народа Российской Федерации, выявление и использованиеогромного потенциала русского и других народов и открытая дорога для наиболееталантливых, чистоплотных людей каждого народа своего Отечества. СобираниеОтечества на основе благополучия и достоинства народов и граждан страны – вотнациональная идея. Все это нами было дано в Концепции государственнойнациональной политики Российской Федерации.
- В свое время,будучи заведующим сектором анализа и прогнозирования Отдела национальныхотношений ЦК КПСС, Вы работали над платформой по национальному вопросу. Что изэтого документа может быть актуально?
- Все, что касается налаживания нормальных человеческихотношений, воспитания подрастающего поколения в духе, как я это теперь называю,гражданского интернационализма, единства Родины, готовности пожертвовать многимради благополучия своего Отечества, сделать свое Отечество благоприятным дляжизни народов и граждан страны. К сожалению, эта платформа разрабатываласьтогда, когда уже вопрос развала Советского Союза стоял на повестке дня. Но,видимо, мы в очередной раз ждем такого же момента, чтобы снова сесть за работунад Концепцией государственной национальной политики, при этом не проводя вжизнь Концепцию, разработанную в 1996 году и утвержденную Президентом. Мы прекратилиработу по этому документу в Федеральном центре, хотя во многих субъектахФедерации – Татарстане, Удмуртии, Москве, Оренбургской области, Чувашии,Башкортостане, Дагестане, Ярославской области – продолжают работать по этойпрограмме.
- Рамазан Гаджимурадович, в прошлом году Вы приняли деятельное участиев работе Второго Съезда народов Татарстана. Как оцениваете межэтническуюситуацию в Республике Татарстан?
- Татарстан не прекратилзаниматься налаживанием процесса этнонационального и межнационального развития,фундаментально занимается реализацией национальной политики. И потому удалосьснять остроту этнонационального взаимодействия, ориентируя его в направлениисотрудничества. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и Председатель ГоссоветаРТ Фарид Мухаметшин снимают ряд вопросов своей мудростью и открытостью. В Татарстане утвердилась модель дружбынародов. И надо ее подкреплять постоянно конкретными делами.
- В мае 2005 года Выбыли назначены Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Республике Таджикистан.Каковы, на Ваш взгляд, сегодняшние отношения между нашими странами? Чтопозитивного? Что негативного?
- Надо сказать, что развитию российско-таджикских отношенийбыла дана хорошая динамика в ходе визита Президента Российской ФедерацииВладимира Путина в Душанбе в октябре 2004 года. Тогда были намечены мероприятияпо организации российской военной базы, по нашему космическому объекту вНуреке, когда был подписан целый ряд соглашений по экономическому,гуманитарному сотрудничеству и по целому ряду других вопросов, в том числе и поРогунской ГЭС. Единственный вопрос, который был фактически провален, этоРогунский проект. Соглашение по Рогуну было подписано не Президентом и неПравительством России, а компанией «РУСАЛ» и Правительством РеспубликиТаджикистан. Мне представляется, что принципиальная ошибка состояла именно втом, что Дерипаска оказался один на один с правительством. Но и этипротиворечия были сняты в ходе встреч президентов России и Таджикистана. Впрошлом году Владимир Путин, а в этом году Дмитрий Медведев озвучили четкуюпозицию России по этому вопросу. Сейчас поиском вариантов нашего участия вдостройке Рогунской ГЭС заняты рабочие группы наших стран, которые были созданыпо итогам российско-таджикских переговоров в ходе официального визита ПрезидентаМедведева в Душанбе в августе этого года.
Именно по Рогунской ГЭС возникают критические публикации в таджикскихСМИ. Других каких-то особых противоречий я не вижу. Мнение таджикского обществаисключительно доброжелательное. Таджикистанцы понимают, что для них жизненноважно сотрудничать с Российской Федерацией, и мы понимаем, что нам важносотрудничество с Республикой Таджикистан. И в этом плане визит ДмитрияМедведева в этом году обозначил новый этап развития наших отношений. Я завершилпутинский этап развития российско-таджикского сотрудничества. Меня наградили Орденомдружбы Республики Таджикистан, избрали действительным Членом академии наук Таджикистана, Почетным гражданиномгорода Душанбе. И я уехал с огромной благодарностью к таджикскому народу и ПрезидентуРеспублики Таджикистан и ко всем таджикским братьям. И я хотел бы, чтобы мы вРоссии относились к таджикам так же, как в Таджикистане относятся к россиянам. (перейти к окончанию интервью)