Главная
→
Журнал “Наш дом - Татарстан”
→
Выпуск №2 (002) 2008 г.
→
Блаженны миротворцы
Журнал “Наш дом - Татарстан”
Выпуск №2 (002) 2008 г. / Блаженны миротворцы
Рубрика "Культура"
У стен Казанского кремля музыканты из 18 стран мира «сотворили мир»
За сотни лет стеныКазанского кремля видели многое. Вот только вряд ли хоть когда-тозвучали под ними кельтские или кенийские мотивы. Но и этому, видимо,суждено было случиться - 30 августа во время почти десятичасовогомузыкального марафона на сцене фестиваля "Сотворение мира", которуюустановили прямо под кремлевскими стенами на Ярмарочной площади,побывали артисты из восемнадцати стран мира.
Еще во время подготовки к фестивалю, когда назывались предполагаемыеимена участников, стало ясно: Казань делает заявку на то, чтобы статьмузыкальной столицей. Мэр Казани Ильсур Метшин и не скрывал этого: «Внашем городе уже проходят Шаляпинский оперный фестиваль, куда приезжаютзвезды первой величины, Нуриевский фестиваль. Сейчас я ставлю для себязадачу вернуть Казани славу джазовой столицы. Меня переполняетчувство гордости от того, что мы можем подарить жителям республики.Хочется, чтобы и фестиваль «Сотворение мира» стал традиционным».
А идейный вдохновитель и организатор фестиваля Андрей Макаревич говорилтак: «Для меня одна из движущих сил фестиваля и его идея заключаются втом, что музыканты разных стран и разных вероисповеданий договариваютсядруг с другом лучше, чем политики. Идея родилась год назад. И перемены,которые произошли в мире совсем недавно, говорят о том, что мы не зряего затеяли. Сейчас это становится все более и более актуальным. Ясчитаю, что ни в каком другом городе, кроме Казани, такогофестиваля произойти не могло, потому что это многоконфессиональныйгород». Организаторов больше всего интересовали музыканты, являющиеся«представителями разных религиозных конфессий». Кроме того, при отбореважным критерием стала готовность и открытость к совместномутворчеству, к джему.
И тем не менее, как-то верилось с трудом, что все заявленныеиностранные участники фестиваля доберутся до Казани, еще куда ни шло -до Москвы или Питера. Но тот же Макаревич позже признался, что отжелающих принять участие в казанском фестивале отбоя не было, многиммузыкантам пришлось отказать и пообещать, что они непременно примутучастие в следующем «раунде» этого фестиваля. И тогда даже самымотъявленным скептикам стало ясно - коль скоро уж возникла идея собратьмузыкантов из разных племен и народов и перемешать их в одном котле, токакой же город, кроме Казани, для этого больше всего подходит.
Это признал в своем послании к фестивалю и Президент Дмитрий Медведев:«Отрадно, что такой масштабный форум проходит именно в Казани - городе,где встречаются Европа и Азия, Восток и Запад. Здесь веками живут вдобром согласии люди многих национальностей и религий».
Как бы в подтверждение этих слов, после того как было зачитаноприветствие Президента, на сцену поднялись служители культа -представители разных конфессий Казани. Православный и католическийсвященники, а также глава казанских мусульман говорили примерно ободном и том же - о толерантности и мире. «Посмотрите: храмы, соборы имечеть у нас стоят рядом, в нашем маленьком Кремле», - заметилисламский священнослужитель. Местный раввин тоже хотел выступить, но несмог по причине шабада: в этот день ему запрещены публичные выступления.
Символично, что начали фестиваль две восхитительные джазовыевокалистки, подруги Этери Бериашвили из Грузии и Ирина Томаева изОсетии. Они спели о любви на языке друг друга, а затем по-английски - отом, что этот мир прекрасен (легендарный хит Луи Армстронга What aWonderful World). Аккомпанировал им легендарный американский гитаристТони Левин, который в свое время сопровождал сольные выступления ДжонаЛеннона.
Немного позже этот же мотив - музыка, объединяющая враждующие страны -прозвучал в выступлении израильско-палестинской группы White Flag(Белый Флаг). Незадолго до начала фестиваля на пресс-конференцииучастники группы рассказали, как нелегко приходится им у себя народине, а встречаться и выступать они могут только на нейтральнойтерритории. Организаторы фестиваля на «разогрев» или, даже точнее, «наразгон дождя» выставили разнообразные этнические коллективы.Экспрессивный барабанщик Ришад Шафи и группа «Гюнеш» - новыйроссийско-туркменско-немецко-индийский проект удивил зрителей не толькоэкзотическими музыкальными инструментами, но и способностьюнеобыкновенным образом сплетать западные и восточные мотивы. Группа«Адамс-Камара» тоже неплохо продемонстрировала смысл и идею фестиваля.В ней объединились музыканты, играющие самую разнообразную музыку:албанскую, африканскую, народов Сибири. На фестивальной сцене этотколлектив выступил в тандеме с изобретателем музыкальных инструментовБеном Мандельсоном и легендой американского панк-рока Лу Эдмондсом. Втаком составе они выступали впервые - этот джем был отработанспециально для казанского фестиваля. Еще на фестивальной сцене немного«пошаманил» угандиец Джеффри Оруема. Но по-настоящему тучи разошлись вовремя выступления тувинского коллектива «Хуун Хуур Ту», названиекоторого, кстати, и переводится на русский язык как «луч света,пробивающий тучи».
И настало время настоящих «монстров» рока, как заморских - Future Soundof London, Fairport Convention, Keith Emerson Band, так и отечественных– «Аквариум», «Машина времени». Эти названия сравнимы по значимости «уних» и «у нас». И не случайно завершили концерт две «дивы» рока -американка Патти Смит и наша Земфира.
На размышления о том, каким удивительным образом переплетаются культурына нашей маленькой планете, наводит обзор участников фестиваля. Кпримеру, наша землячка Зуля Камалова. Ее больше знают в Европе и вАвстралии, где она сейчас живет. Настоящий успех пришел к ней там послеальбома, в котором она представила свои аранжировки татарских песен ипесни, которые сочинила сама на татарском языке. Этот альбом получилежегодный австралийский World Music Award - Best Album of the Year, тоесть был признан лучшим и открыл ей двери на все австралийскиемузыкальные фестивали и даже в Сиднейскую оперу.
А вот участники популярной у молодежи группы Juke Box, которая тоженесколько раз становилась победителем национальных конкурсов, учатся,живут и творят в Казани, что не мешает им использовать в своем пениинегритянскую музыкальную основу, а исполняют они в основном джаз.
И поэтому, когда в сполохах праздничного салюта на сцене, обнявшись,замерли Земфира и Патти Смит, на мгновение почудилось, что не только уЗемфиры явственно обнаруживаются татарские корни, но и в творчествекоролевы панк-рока проступают тюркские мотивы. Может, причина тому -что все это происходило на фоне старых кремлевских стен - места, помнению многих иностранных участников фестиваля, и мистического, ипраздничного одновременно?
Дина ШАГИАХМЕТОВА
Фото Александра ЭШКИНИНА, Фарида ГАТАУЛЛИНА
Фото Александра ЭШКИНИНА, Фарида ГАТАУЛЛИНА